|
|||
|
|||
Конечен ли прогресс или Во что все это выльется |
|||
Ира Филиппова Существуют ли технологии, которые мыслимы, но неосуществимы, ни сейчас, ни когда-либо вообще? С. Лем “Сумма технологий” Говорят, технический прогресс начался в тот момент, когда было изобретено колесо. Наверное, приблизительно в это же время начались споры о том, добрым или злым началом является техническое развитие, и о том, какие сферы жизнедеятельности человека можно подчинить воле прогресса , а какие – нет. Причем на каждом этапе истории взгляды на этот вопрос были свои. Сначала согласились с тем, что техника вправе заменить человека в самых простых и монотонных физических действиях. Конечно, тогда никто и не думал, что вскоре технологии подчинят себе такие высокоинтеллектуальные человеческие акты как, скажем, вычисление орбиты Сатурна и всех его многочисленных спутников, или хотя бы шитье одежды – пока речь шла лишь о тяжелом физическом труде, таком как, например, перемалывание зерна. Вообще, интересно было бы задуматься, насколько смело может мыслить человек – вот, например, раньше прогрессивно мыслящих людей сжигали на кострах, и прогресса практически никакого не было – на протяжении почти двух тысяч лет. Технологический прогресс в современном его понимании вообще начался буквально в прошлом веке, но зато каких он достиг высот за такое короткое время! Человечество испокон веков всей душой стремилось к прогрессу и с равной силой боялось его. Когда смастерили первый “форд”, смеялись над его неуклюжестью и прочили изобретению скорую смерть; когда в домах появился первый радиоприемник, пугали исходящими от него смертельно опасным излучением и ранней глухотой, постигающей всех, кто к нему приближался; когда изобрели сотовый телефон, заговорили о неизбежном разжижении мозгов его незадачливых обладателей... Страх перед прогрессом понятен и естественен – новое и неизвестное всегда таит в себе опасность. К тому же, всякому здравомыслящему человеку понятно, что всякое техническое изобретение, наряду с пользой, таит в себе и какую-нибудь гадость: электрические мясорубки – громко орут и съедают много электроэнергии, телефоны – отнимают драгоценное время, машины – дымят и треплют нервы, когда стоишь в пробке, атомные электростанции – взрываются и приносят болезни и смерть. Неужели это не повод для того, чтобы раз и навсегда отказаться от технического развития, объявить прогресс злом и уйти, наконец, жить в лес? Польский философ и писатель-фантаст Станислав Лем говорит, что технологии – это всего лишь способы достижения наших целей. В том, какую цель мы перед собой ставили, технический прогресс не виноват: мы выбираем ее в зависимости от того, на каком уровне развития стоит наша цивилизация и мы сами. Технологии всего лишь дают нам средства и возможности, а уж куда и как мы их употребим – дело наше. В процессе своего развития человек все больше и больше осознает свои дурные наклонности - жадность, корысть, способность убивать. Вот когда настанет день, и он осознает их полностью - тогда наверняка и найдет способ, как спастись от себя самого и всего того ужасного, что успел наизобретать за время своего развития. Ведь нельзя забывать, что вместе с технической стороной нашей жизни меняемся и мы сами. Знания и опыт предыдущих поколений копятся, и мы становимся с каждым поколением все мудрее. Сегодня же никому не придет в голову говорить, что “за интернетом – будущее! Вот увидите, лет через двадцать ничего не будет: ни книг, ни кино, ни театра – один сплошной интернет!" Совсем еще недавно никто не видел ничего противоестественного в том, чтобы "проектировать" будущее целиком - со всеми его открытиями, изобретениями и новинками. Собственно, именно этим и занимались фантасты, которые описывали "универсально-аэростатный" и "всесторонне-паровой" миры будущего и населяли космос космическими кораблями, работающими на лампах, на борту которых сидели смелые вахтенные, капитаны и рулевые и через телескоп, воткнутый в иллюминатор, рассматривали Землю. Конечно, все это кажется смешным и наивным. Но тут стоит вспомнить и другие изобретения, "предсказанные" фантастами – лазерные лучи, например, или тот же интернет. На самом деле, никто ничего не предсказывал – просто ученые воплощали в жизнь то, что придумывали фантасты, своими, сугубо прагматичными методами, при помощи доступных к тому времени технологий. При этом, конечно, интересно, кто тут главный - человек или технический прогресс? Кто кем командует? Обладаем ли мы контролем над техникой и над тем, каким образом и в каком направлении она развивается, или же она сама ведет нас, куда ей вздумается, пусть даже этот путь – навстречу гибели? Речь не идет о гибели физической – наверное, не зря умнейшие люди нашего времени уже давно выражают беспокойство по поводу того, что технология лишает людей души, что "всеоблегчение", к которому стремятся технологи, делает нашу жизнь все более и более "нечеловеческой", мешает нам проявлять свою индивидуальность, превращает нас в элементы "массовой культуры". (Тоже интересный момент – массовая поп-культура стала возможной действительно только благодаря развившимся средствам массовой информации – телевидению, радиовещанию. Вот раньше, например, у жителей каждой деревни был свой эпос, свои песни, сказки и исторические герои). Конечно, если взглянуть на проблему прогресса с этой точки зрения, то в технической революции – одно только зло, и ничего кроме зла. Человек оказывается пленником всего того, что сам же изобрел, безвольным и бесправным элементом своими же руками построенной сложнейшей машины. Старик Бердяев говорил, что с техникой нужно быть поосторожнее - неровен час, цивилизация может полностью поработить человека. И уже в середине нашего века заговорили о том, каким бессильным и одиноким чувствует себя человек в технократической цивилизации, о том, каким стереотипным становится его сознание и вообще вся его жизнь, привычки и быт. Дальше – хуже. Научно-технический прогресс застиг человека еще не в самом мудром состоянии, и оказалось, что он, то есть, человек, если ему дать кучу пушек и ядерных бомб, запросто может поубивать всех себе подобных, и себя в том числе. А сколько информации вдруг посыпалось ему на голову из-за того, что техника развивается так быстро – ведь ее же уже просто невозможно впитывать и перерабатывать! Не говоря уже о компьютере, который постепенно захватывает все больше и больше сфер деятельности человека, что, по словам немецкого психоаналитика Эриха Фромма, делает нас как никогда более ранимыми и неуверенными в себе: "Человек чувствует себя еще ничтожнее, когда ему противостоит не только система гигантских предприятий, но и целый почти самоуправляющийся мир компьютеров, думающих гораздо быстрее, а нередко и правильнее его". Однако, согласитесь, если бы мы так уж сильно боялись компьютеров и того, что они такие умные, размах их использования не увеличивался бы с такой бешеной скоростью. То, что компьютерами стали пользоваться везде и всегда, скорее всего, говорит о том, что в наших головах выстроился какой-то новый образ мира, в основе которого лежит идея о возможности автоматизации большинства сфер нашей жизни. Вопрос только в том, какие именно сферы жизни могут быть автоматизированы и компьютеризированы, а какие - нет. Удивительно, но современный человек, несмотря на неумолимые темпы развития технологий, все еще продолжает с подозрительным упорством настаивать на том, что существуют вещи, которых технический прогресс никогда не коснется. А ведь, как бы безумно это ни звучало, сегодня мы не можем отрицать возможность претворения в жизнь даже таких фантастических вещей, как перемещение во времени и телепортация. Мы же готовы смеяться над нашими предками, которые ни за что не поверили бы в возможность изобретения пылесоса и космического спутника – почему же не предположить, что и над нами, не верящими столь во многое, станут смеяться наши внуки и правнуки? Конечно, в первую очередь защищать от технического прогресса человек бросается творческие сферы своей работы. Интеллигенция, вцепившись руками и ногами в объекты своей деятельности, божится, что никакая машина ни за что и никогда не сочинит второго "Онегина". А наш друг Лем на это справедливо отмечает: уверенность в том, что нам никогда не удастся автоматизировать творческую деятельность человека, выглядит так же необоснованно, как и библейское утверждение о том, что человек всю жизнь будет добывать себе хлеб в поте лица своего. “Вот смотрите, - говорил как-то на лекции один преподаватель английской литературы. - Я тут сижу перед вами целый день, протираю последние штаны и в свое удовольствие рассказываю о Чосере, а дома меня вечером все равно будет ждать ужин, хотя я, казалось бы, за весь день ни разу пальцем о палец не ударил, чтобы смолотить хоть одно хлебное зерно”. Технический прогресс – удивительная вещь, прогнозировать и просчитывать его пути (особенно сейчас, когда техника развивается с такой немыслимой скоростью) так же недальновидно и глупо, как клясться в детстве, что, когда вырастешь, станешь космонавтом. Даже если не всем этого хочется, технология постепенно пробирается в те области нашей деятельности, которые еще вчера казались доступными исключительно человеческому духу. Так, любители классической музыки настаивают на том, что музыка, записанная с помощью синтезатора, никогда не сможет сравниться с игрой “живого” инструмента. Однако, когда старенькому преподавателю Гнесинки, отличному пианисту, принесли кассету с записью синтезированной музыки – его ученик наложил несколько партий электронного фортепиано одну на другую – профессор спросил, хитро улыбнувшись: “Ну, в вашем мастерстве я не сомневался, но кто же так хорошо играл на втором инструменте?” Так что, как видите, мы не можем сегодня с уверенностью назвать те сферы жизни и деятельности человека, которые рано или поздно будут механизированы. И Лем, безусловно, прав, говоря, что едва ли разумный землянин на каком-то этапе своего развития вдруг остановится и скажет: “Ну, хватит. Больше я ничего не стану автоматизировать” - просто из-за того, что побоится вдруг почувствовать себя ненужным. Наверняка он найдет, чем себя занять и куда приложить свой ум. Человек растет вместе с технологиями, становится свободнее; техника расчищает в его жизни место и время для более высоких достижений, для более совершенных помыслов. В идеале человек стремится к тому своему состоянию, когда он станет вообще независим от технологий, к тому времени, когда, полностью избавившись от необходимости выполнять физический труд, он поднимется на совершенно иной уровень своего развития. Этот новый человек будет так же мало похож на нас с вами, как мы – на своих предков-обезьян. И если тем, что мы есть сейчас, нас, по словам классика, сделал физический труд, то свое новое воплощение мы приобретем с помощью силы мысли. Человеческая мысль, которой больше не нужно будет отвлекаться на удовлетворение бытовых проблем и потребностей (этой "грязной работой" будут заниматься машины), приобретет такую мощь, что деятельность человека станет сравнима с тем, что делает сама природа. Поэтому в нашей попытке ответить на вопрос, конечен ли технический прогресс, и есть ли области человеческой деятельности, которых он не коснется, мы можем с уверенностью сказать только одно: по своей собственной воле человек не прервет развития своей цивилизации никогда. Он просто в силу своей природы станет стремиться к совершенству, и в силу прирожденного любопытства будет делать все новые и новые открытия. Но, к сожалению, дело тут не только в нашем желании. Если взглянуть на проблему технического развития более трезво, то придется признать, что прогресс конечен, что познание имеет предел, и что этот предел уже не за горами. В XVII веке, когда началась промышленная революция, технический прогресс набрал супер-скорость и с тех пор ни разу не притормозил. Наоборот, с каждым годом в науке делалось вдвое больше открытий, чем год спустя. Такой рост называется экспоненциальным возрастанием: каждое новое научное открытие влечет за собой сразу несколько новых, а они в свою очередь – еще несколько, и так далее. А поскольку вместе с открытиями в области науки с каждым годом экспоненциально возрастает и число ученых, то подсчитано, что, если подобный темп в ближайшее время не сбавить, то через сто лет на Земле не хватит людей, чтобы удовлетворить все потребности науки. Уже через несколько десятилетий, при нынешнем интересе к науке, каждому человеку на Земле придется стать ученым. А если так пойдет и дальше, то к концу следующего века людям придется одновременно совмещать в себе сразу нескольких ученых, что, согласитесь, уже слишком. Впрочем, по закону экспоненциального возрастания, такой лавинный темп развития не может продлиться слишком долго: в жизни любого организма подобный рост происходит только очень недолгое время – как короткая яркая вспышка (так растут бактерии в благоприятной среде или зародыш в утробе – представляете себе, что было бы, если бы мы до конца жизни росли бы с такой же скоростью, как до рождения или хотя бы как сразу после рождения! Вообще бы никуда не уместились!). Так что, если представить себе такую вспышку на фоне всего времени существования нашей цивилизации, получится не так уж и много. Таким образом, скорее всего, рано или поздно развитие науки придется притормозить искусственным путем – просто из-за недостатка людей. Кстати, такое притормаживание уже началось. Ведь, к примеру, когда были открыты рентгеновские лучи, почти все физики мира кинулись исследовать это интереснейшее явление, а теперь, когда в области физики делаются открытия не менее важные и едва ли не более шокирующие, интерес к ним становится все более скромным – открытий в последнее время стало так много, что за каждым и не уследишь. Успокаивает то, что многие научные открытия делаются сейчас "про запас" – они пока что не воплощены в технологии, и прогрессу хватит их еще на достаточно долгое время. Когда же запас открытий будет исчерпан, техническому развитию в том виде, в каком мы привыкли его понимать, настанет конец. Значит ли это, что с этого момента на Земле начнется медленное, но верное возвращение к временам "добрых дикарей", техническая и духовная деградация? Едва ли. Скорее всего, прервется только тот прогресс, к которому мы привыкли, та его "взрывная фаза", свидетелями которой мы стали, но зато начнется нечто иное, совершенно новая ступень развития науки. Нам, продвинутым жителям конца ХХ века, нельзя с наивностью средневековых фантастов считать, что будущее – это то же настоящее, но только немного подальше во времени. Мы с вами вообще не знаем, как там все будет происходить и развиваться. Может быть, откроют новый – нетехнологический – способ развития цивилизации, может быть, оставят Землю на попечение машин, а сами будут годы напролет спать в специальных капсулах и во сне придумывать гениальнейшие вещи, недоступные нашему, пока еще несовершенному мозгу... Вот только наверняка там вообще будет немодно рассуждать о прогрессе и научном развитии – у них будут куда более интересные и острые проблемы. Какие, мы пока не знаем. Но в этом-то и есть главная прелесть... Источник: http://www.computery.ru/upgrade/
|
|||
|
|||
Copyright © "Internet Zone", info@izcity.com | |||
Копирование и использование данных материалов разрешается только в случае указания на журнал "Internet Zone", как на источник получения информации. При этом во всех ссылках обязательно явное указание адреса вэб-сайта http://www.izcity.com/. При наличии у копируемого материала авторов и источника информации - их также нужно указывать, наряду со ссылкой на нас. |