|
|||
|
|||
Мультимедиа-центр |
|||
Андрей Никулин На заре компьютеризации, году эдак в 1993 от Рождества Христова (впрочем, тогда казалось, что вершина развития вычислительной техники уже почти достигнута), мультимедиа-компьютером обычно называлась "трешка" (процессор Intel 80386) с 8 мегабайтами памяти, оборудованная приводом CD-ROM (!) и звуковой картой. DVD в то время еще не было даже в проекте, а CD-ROM имел максимум две скорости. Звуковые карты назывались исключительно саундбластерами и бывали моно- и стереофоническими. Сейчас, восемь лет спустя, все это воспринимается, в лучшем случае, с улыбкой. Понятие "мультимедиа" почти не изменилось, и в нашем конкретном случае означает возможность компьютера оперировать различными видео- и аудиоданными. Изменились лишь количественные характеристики, но зато как изменились! Представление об этом может дать фотография 15 х 20. Одна-единственная фотография. Если отсканировать ее с разрешением 600 dpi, мы получим файл, в несжатом формате TIFF занимающий более 40 мегабайт. Вот именно 40 Мб семь лет назад являлись стандартным размером винчестера. И казалось нам тогда - куда девать такую чудовищную емкость? Ведь на такой диск можно записать полное собрание сочинений Шекспира! Тогда емкость накопителя почему-то измеряли в собраниях сочинений; людям просто в голову не могло прийти, что можно извратиться настолько, чтобы записать в 24-битном виде цвет каждой точечки изображения, причем плотность этих точечек будет 600 на один дюйм, или 360 000 пикселей на квадратный дюйм… Сейчас, в самом начале 21 века, понятие "мультимедиа-компьютер" может означать следующее:
Рассмотрим последний класс компьютеров, позволяющих с полупрофессиональным (читай, любительским) качеством осуществлять ввод и редактирование как видео, так и аудио. При этом такой компьютер может рассматриваться также и как домашний мультимедиа-центр, к которому могут подключаться другие компоненты (телевизор или плазменная панель, видеокамера, внешний тюнер, различные электромузыкальные инструменты и т. п.). Очень удобен такой ПК для хранения самой разнообразной мультимедиа-информации - фотоархива, видеоматериалов, любительских самодельных (и не только) звукозаписей. Обзор профессиональных комплексов для работы с видео и аудио выходит за рамки данной статьи, да и вообще нашего журнала (если не согласны - пишите, обязательно обсудим эту проблему). Например, студия видеомонтажа, поставленная "под ключ", включающая в себя несколько высокопроизводительных рабочих станций, специальное программное обеспечение и соответствующее периферийное оборудование, может стоить порядка миллиона долларов. Круг потребителей техники такого класса крайне мал и "страшно далеки они от народа". Попробуем понять, что представляет собой система, предназначенная для ввода видео среднего качества (VHS/S-VHS), его редактирования, а также для работы с аудио, способного удовлетворить запросы начинающих музыкантов и любительских групп. Кроме всего прочего, наш компьютер должен полноценно воспроизводить все аудио- и видеоформаты. CPU. Для
комфортной работы с мультимедиа
необходим очень мощный процессор.
Каждый мегагерц пойдет в дело - такие
задачи, как декодирование MPEG-4,
кодирование в реальном времени в MPEG-2 и
прочие подобные им, загрузят процессор
"по самое не хочу". Шина - как можно
более быстрая (133 МГц для процессоров Intel),
тактовая частота - на сколько хватит
денег. Процессоры Low-End класса, такие как
Celeron и Duron, просто не годятся. Duron,
например, вообще "сдыхает" на
задачах типа кодирования MPEG и работы в
Photoshop, проигрывая даже Celeron. Таким
образом, выбор ясен - старшие модели Pentium
3 и Athlon, а, возможно, и Pentium 4, когда
приложения смогут полностью
использовать его возможности. В случае с продуктами Intel ситуация такая же, как и при сборке игрового компьютера - выбираем между i815 и i440BX. Имеет смысл ориентироваться на мощные процессоры серии EB (изначально рассчитанные на частоту системной шины 133 МГц). Это позволит при желании разогнать системную шину до 150 и более МГц, что будет совсем нелишним для мультимедиа-компьютера. Оба чипсета - и i815, и i440BX - как правило, без проблем переносят частоту 133-150 МГц. Понятно, что материнская плата должна быть надежной, испытанной в таких режимах, и от известного производителя. Как показывает опыт, самыми подходящими для этой цели материнскими платами являются ASUS P3B-F (440ВХ) и ASUS CUSL-2 (i815E). Системы на Pentium 4 показывают весьма обнадеживающие результаты в реальных задачах (в основном, за счет большой пропускной способности памяти). Но цена... Рассматривать их в данный момент как решение, ориентированное на домашнего пользователя - все равно, что рекомендовать к приобретению рабочую станцию SUN с процессором UltraSPARC. Проще говоря, соотношение "качество/цена" очень низко. RAM. Тут все достаточно просто (при нынешних, до неприличия низких, ценах на память). 256 Мб для большинства систем и 384-512 Мб для тех, кто ясно представляет себе, для чего такие недетские объемы, собственно, нужны. Особенно жадны до памяти Photoshop, 3D MAX и прочие программы для работы с растровой графикой во всех ее проявлениях. Для воспроизведения всех известных на сегодняшний день форматов видео и звука объем ОЗУ не является критичным параметром. Для этого вполне хватит 64-128 Мб. А вот для монтажа видео и работы со звуком слишком много памяти не бывает. Как и в случае с игровой системой, обращаем внимание на быстродействие памяти. Выбираем по возможности такую, которая сможет работать на частоте системной шины 133-150 МГц с таймингами 2-2-2. HDD. Винчестер в нашем случае должен представлять собой надежное, емкое и быстрое хранилище мультимедиа-информации. Для полноценной работы с видео он должен обеспечивать возможность непрерывной записи потоковых данных со скоростями порядка 20-40 Мбит/с. Нижняя планка будет определяться конкретной конфигурацией компьютера и методами видеомонтажа. Однако приблизительные рекомендации дать можно. Итак, хранилищем данных начального уровня для мультимедиа-станции на сегодняшний день можно считать современные жесткие диски IDE со скоростью вращения шпинделя 7200 об/мин. При этом емкость пластины (от этого зависит плотность записи) составляет от 15 Гб (IBM DTLA серии 75GXP) до 20 Гб (Seagate Barracuda ATA-III, IBM DTLA серии 60GXP). Это наиболее сбалансированное решение по соотношению "цена-качество". Хороший винчестер на 40-45 Гб стоит около $200. Следующей ступенью вверх можно считать использование пары одинаковых IDE-винчестеров в комплекте с RAID-контроллером (режим чередования блоков данных - Stripe). При этом в два раза уменьшается надежность дисковой подсистемы (если рухнет хотя бы один диск, мы теряем все данные). Вместе с тем, в те же два раза возрастает емкость и средняя скорость передачи данных. Такое решение позволяет получить производительность SCSI-винчестера при низкой цене за гигабайт дискового пространства. Готовьте $300-350 - примерно в такую цену обойдутся два 20 Гб винчестера в комплекте с RAID-контроллером (о применении которого мы еще расскажем в следующем номере - прим. ред.). Самым производительным вариантом являются современные SCSI-винчестеры с интерфейсом Ultra160. Скорость вращения шпинделя - 10 000 - 15 000 об/мин, объем встроенного кэша - от 4 до 8 Мб. Такой диск обойдется вам в $300-600, в зависимости от емкости, количества оборотов в минуту и размера кэша. В линейке винчестеров многих производителей присутствуют модели с индексом AV. Это означает, что они предназначены для работы с потоковыми мультимедиа-данными (аудио и видео). Отличительными особенностями таких дисков являются гладкий линейный график чтения/записи и отсутствие перерывов на термокалибровку. В данном случае стабильность и непрерывность потока данных важнее максимальной скорости передачи.Впрочем, практически все современные модели винчестеров (как, например, упомянутые IBM Deskstar 75GXP/60GXP) сконструированы с учетом таких требований. Если позволяют средства, то грамотным будет использование двух жестких дисков: на одном, небольшой емкости, будут располагаться система и файл подкачки. Отдельный быстрый и емкий винчестер (или RAID-массив) логично будет отвести только под аудио- и видеоданные. CD-R/RW. Пишущий CD-ROM - вещь в хозяйстве нужная. Особенно для мультимедиа. Всегда можно записать музыку, чтобы потом прослушать ее на бытовом CD-плейере или другом компьютере. Смонтированное видео можно записать в MPEG-4 или MPEG-1, а если хочется высокого качества - то на стандартный CD-R емкостью 650 Мб поместится около 20 минут видео DVD-качества (MPEG-2 с разрешением 720 х 576, 25 кадров/с). Опять же, и об архивировании данных забывать нельзя. Конечно, более удобен был бы привод DVD-RAM, но пока это слишком редкое и дорогое удовольствие. DVD-ROM. Нужен для
воспроизведения фильмов на DVD. При этом
заменяет собой обычный CD-ROM. Хорошая 10-скоростная
модель с возможностью мультизонной
прошивки (чтобы можно было смотреть все
и всегда) стоит в районе $120. Возможны две принципиально разных схемы построения тракта ввода видео: 1. Комплект:
цифровая камера - контроллер IEEE1394 (FireWire) -
жесткий диск компьютера. Если вы только задумываетесь о приобретении видеокамеры для любительских съемок и последующего монтажа видео на компьютере, но не можете определиться со стандартом, обратите внимание на цифровые камеры стандартов MiniDV и Digital8. Комплект из цифровой камеры и контроллера IEEE-1394 сейчас стоит не дороже хорошей аналоговой видеокамеры с качественной платой оцифровки видео. При этом цифровой вариант гораздо предпочтительней в силу своей простоты, а также потому, что введенные данные будут обработаны без потери качества. Однако нужно учесть, что при использовании цифрового интерфейса мы теряем в плане универсальности, так как эфирный сигнал с телевизора или фильм с VHS-видеомагнитофона записать уже не получится. Однако ничто не мешает нам параллельно с цифровым использовать традиционный аналоговый вариант видеомонтажного комплекса - достаточно установить в компьютер обе платы (для ввода аналогового видео и контроллер IEEE-1394). К тому же, продвинутые комплекты для нелинейного монтажа, такие как Pinnacle Miro DV500 или Matrox RT2000, могут работать как с цифровыми, так и с аналоговыми источниками. Второй вариант требует наличия специальной платы ввода видео. Таких плат существует великое множество - от самых простых вариантов, интегрированных в TV-тюнеры (цена порядка $50), до профессиональных устройств, позволяющих оцифровывать видео с большим разрешением (720 х 576 пикс) и без потери кадров (цена подобных девайсов может достигать нескольких тысяч долларов). При этом возможны различные варианты аппаратной компрессии видео - от MJPEG до MPEG-2 и прочие аппаратные "примочки", позволяющие выделывать с видеоматериалом совсем уж мудреные вещи из серии разнообразных спецэффектов (они-то и поднимают цену платы до $1000 и выше). Теперь немного подробнее о
таких платах. Для этого нужен соответствующий софт (тот, что идет в комплекте с тюнером, как правило, никуда не годится) и производительная дисковая подсистема. Как вариант - вы можете сжимать видео на лету в MPEG-2 (для этого опять же нужен софт и довольно быстрый процессор - не ниже Celeron 500) - при этом здорово экономится место на диске.
Источник: http://www.computery.ru/upgrade/
|
|||
|
|||
Copyright © "Internet Zone", info@izcity.com | |||
Копирование и использование данных материалов разрешается только в случае указания на журнал "Internet Zone", как на источник получения информации. При этом во всех ссылках обязательно явное указание адреса вэб-сайта http://www.izcity.com/. При наличии у копируемого материала авторов и источника информации - их также нужно указывать, наряду со ссылкой на нас. |