|
|||
|
|||
В современную литературу! |
|||
Алена Приказчикова "Слава - хорошая сигара, Давно прошла счастливая и несчастная в одно и то же время пора самиздата. Счастливая, потому что идея распространения литературы, объявляемой властью крамольной, являлась стимулом для объединения в один клуб по интересам многих представителей творческой интеллигенции. Несчастная, потому что пишущим людям в то время откровенно наступали на глотку (и еще прыгали на ней - прим. ред.). Прежде чем увидеть свое почиканное и порезанное литературной цензурой произведение на страницах хотя бы журнала, им приходилось преодолевать огонь, воду и медные трубы. А чтобы выпустили твою книжку, нужно было, как минимум, участвовать в собраниях Союза молодых литераторов, а затем с хорошей рекомендацией вступать в ряды членов Союза писателей. А как максимум приходилось писать невозможную галиматью про успехи Родины в уборке урожая или помогать очередному недееспособному партийному лидеру в создании пасквиля в жанре "Малой земли", неизбежно становясь впоследствии литературной номенклатурой, обвешанной за эту самую галиматью званиями и регалиями. И, как бы ни был гениален автор, какая-нибудь пожилая завлитка, мнящая себя вершительницей судеб и занимающаяся предварительной вычиткой текста этого несчастного, могла запросто поставить жирный крест на его литературной биографии. Например, сообщив что-то вроде: вот здесь сыровато, середину романа нужно собрать воедино, потому что она у вас какая-то раздерганная, а финал вообще переписывайте, никакой финал, нет у вас финала, и вообще - побольше жизни в повествовании, общайтесь с простыми людьми, учитесь писать структурированные диалоги, надеюсь, вы все поняли, жду переписанный вариант. Как правило, поняв, что завлитка - полная идиотка, автор поворачивался и больше никогда не приходил к ней за рецензией. Он шел в обход системы и прибегал к помощи самиздата, поручая распространение своего произведения сочувствующим или бегая к машинисткам в ВТО, которые осуществляли утечку запрещенной прозы или поэзии, беззастенчиво используя недокументированные возможности своего служебного положения. До начала 90-х годов серые кардиналы от литературы и явные ее заслуженные деятели, получившие в свое время за сомнительные писательские успехи пожизненное поощрение в виде официального посещения домов творчества, пели песни о том, что, дескать, нет никакого вливания молодой и живой крови в русскую литературу, нет им смены, вся земля на них держится; при этом сами же эту смену давили как могли. Слава богу, сейчас в нашей современной литературе многое изменилось, есть чем гордиться. Пусть многие из авторов не так знамениты, как Пелевин или Сорокин. Однако, по сути, являясь тем же самым самиздатом, интернет способствует приобретению известности этими авторами и распространению их произведений, несмотря на низкую покупательскую способность читательской аудитории и коммерческую хватку авторского собрания. Теперь все значительно проще: идешь в интернет и читаешь. А хорошо и интересно пишущий человек и без всяких рекомендаций наверх пробьется. Прошу прощения за столь серьезное вступление, но мне всегда казалось, что интернет, как и литература, является частью социальной культуры. И тем более хорошо, что два социальных пласта теперь сосуществуют симбиотически, как различные сайты в Сети, посвященные современной литературе, сетевые библиотеки и литературные кафе. Рейтингово-литературный интернет начинается с Максима Мошкова, с его огромнейшей сетевой библиотекой (lib.ru). Современная русская проза 90-х годов здесь представлена во всей красе. Не буду перечислять имена. Нужно просто идти и читать эти произведения. Хотя, в принципе, я отношусь к категории сетевиков, которые считают чтение с экрана дурным тоном, но, возможно, вы думаете иначе, да и всегда можно распечатать для прочтения произведение, показавшееся интересным. Прямо со страницы Мошкова отправляемся по нескольким интересным ссылкам. И первая из них - на литературный журнал "Самиздат" (lib.ru/ZHURNAL). А вторая - уже просто на журнал "Самиздат", где авторам предоставлена возможность публиковаться самостоятельно (zhurnal.lib.ru). Он существует при библиотеке Мошкова и направлен на самостоятельные публикации непосредственно авторами и создание авторских литературных разделов. То есть, вы можете не только читать самиздат, но и вольны представить на суд общественности собственные произведения. Для чего регистрируетесь в Журнале, создаете собственный раздел и закачиваете на сайт свое творчество. Новички увидят свои произведения только после отсева модератором, но зато постоянные авторы получают свободный доступ к публикациям. Впечатления о прочитанном, при желании, можно оставить в уже ставшей классикой сетевого жанра гостевой книге. А о том, где можно издаться за свой счет, можно узнать вот здесь: lib.ru/COPYRIGHT/publishers.txt. Если сайту "БЕЗЫНДА" Русского Социального Андеграунда (lib.ru/INDEXLESS) давать определения типа "самобытный" или " "неординарный", все равно получится достаточно блекло. Неологизм "безында" принадлежит писателю Владиславу Крапивину, а подраздел сайта, носящий название "Без индекса" - реминисценция его романа и отсылка на самиздатовский журнал о неформальных сообществах и некоммерческих организациях. Вообще, сайт Русского Социального Андеграунда приютил множество проектов "на общественных началах". "Технология группы" - текст об общих закономерностях развития неформальных групп и сообществ (в наукообразной форме). WORLD WIDE GEB - "Гедель, Эшер, Бах: вечная золотая цепь" - культовая книга хакеров за авторством Дугласа Хофштадтера. Проект "Один" - одесский литературный андеграунд, "Мой Остров" - авторский литературный журнал. На сайте вы найдете также Словарь молодежного сленга, который составила Татьяна Колесникова. Да что я, собственно, тут распинаюсь - думаю, упоминания о Борисе Бурде, как одном из создателей сайта, будет вполне достаточно. "Почему солнце светит, а я такой? " - ответ на этот вопрос вы найдете на сайте альтернативной и маргинальной культуры "АКМ" (lib.ru/akm). Кроме того, если из объяснений одного из создателей этого нетривиального оазиса альтернативной литературы и его чрезвычайной необходимости обществу вам хоть что-то станет понятным, вы не ошиблись адресом. Итак, "АКМ" - это: "Так уж устроена большая часть человечества, что ей необходима какая-нибудь концепция, способная создать видимость базового фундамента под прекрасными в своей естественности, ажурными и невесомыми вещами, по сути не нуждающимися ни в каких обоснованиях и смысловых "сваях". Что же, такая пора настала и для АКМ, создания разноцветного и ангельски индифферентного... АКМ при беглом и поверхностном досмотре обнаруживает общие признаки литературного альманаха или узко специализированного архивчика: кучка авторов, скорее всего, знакомых друг с другом, немного крупных имен, близких по духу тем же авторам и при этом - концептуальная разношерстность произведений, отсутствие единой школы, стержня, направления…". Извините за пространную цитату, уж больно она характерная (с ударением на второй слог) у Евгения Из получилась. Публикуется здесь тот еще народец - мои ровесники, родившиеся в "беспечное" время перемен 70 - 80 годов, "поведенное поколение" (копирайт создателя сайта), на глазах которых менялся не только социальный строй в стране, но вместе с ним структурно мутировал и русский язык, создавая тем самым благодатную почву для эмансипирования и легализации сленга. Так что зачинщики всего этого феерического безобразия занимаются, по их собственному уверению, отделением зерен от плевел. Насколько успешно это у них получается, судить вам. На сайте есть несколько
интересных ссылок: на крупнейший
маргинальный ресурс в русском интернете
(http://www.rema.ru/),
антикультурологический еженедельник
LENIN (imperium. http://www.guelman.ru/ - культура, современное искусство во всех его проявлениях.Мега-портал, где есть все или почти все, что на сегодняшний день называется современным искусством. Пускай на меня потом вешают собак, но деятельность Марата Гельмана сопоставима по размаху с оной господина Третьякова. Количество вкладываемых денег, возможно, и нельзя сравнивать с суммами инвестиций давно почившего мецената, но тот уровень промоушена молодых творческих личностей, который сейчас доступен Гельману, не доступен, пожалуй, больше никому.
По прочтении очередного шедевра или "шедевра" современного автора ты либо тихо обхватываешь голову руками и начинаешь сомневаться в собственной дееспособности, либо беззлобно ведешь внутренний диалог с критиком Курицыным, пытаясь в его высоком слоге найти точку опоры. Словом, если вы еще не знакомы с этим обозрением, настоятельно рекомендую посетить - потом кажется, что кругом еще есть живые субстанции, и вроде бы не окончательно мир поделился на тех, кто обожрался, и кому есть совершенно нечего. Посмотрите еще вот здесь - www.guelman.ru/slava/black_sot/100.htm - литературную "Черную сотню" от Курицына. Сервер "Литература" и его "Русский журнал" (www.litera.ru/index.html) чуть более академичен, чем Курицын WEEKLY, однако этот факт не освобождает его от "ответственности" за формирование читательского вкуса в отношении шедевров современной русской литературы. Этот проект был создан в 1997 году с целью скоординировать и хоть как-то привести в порядок в головах интернет-литературной тусовки и просто пользователей Сети разрозненные литературные ресурсы, стать так называемым "литературным входом в интернет". Среди учредителей проекта засветились Марат Гельмат и небезызвестный Глеб Павловский - злой гений ПиАра, что наложило своеобразный отпечаток на ресурс. Говорить о сервере пространно опять же не буду, его читать надо. Еще иногда его бессменный куратор Иван Давыдов вот так - www.litera.ru/mesta/index.html - шутит; видно, игрушки в детстве у него были деревянными… Почти ничего я не скажу об известном литературном сетевом хулигане Максе Фрае (www.guelman.ru/frei). Его критические заметки - квинтэссенция абсурда с яркими сленговыми вкраплениями типа: "Всю неделю, как девочка со спичками. Подпирал носом стекло монитора Эл Джы… А мы пойдем на Малобукеровский банкет! И там… Я всегда говорил, что критика - это секс…" - к вашим услугам, разбирайтесь с ним сами. Если понравилось, вам еще вот сюда - gif.ru/azbuka - это словарь современного искусства "АРТ-АЗБУКА" под редакцией Макса Фрая. "Вавилон" (http://www.vavilon.ru/) - библейское название литературного ресурса - как это современно и символично… На самом деле это современная модель Союза молодых литераторов (см. вступление к статье) и его издательский проект - альманах молодых литературных гениев, объединившихся под девизом: "Современная литература - это пространство сосуществования и взаимодействия разных художественных языков", - что позволило им сформировать альманах более широко и собрать публикации "живых классиков". Этот ресурс показался мне явным противопоставлением бунтарей от литературы, о которых мы разговаривали выше, и напомнил скучнейшее академическое издание 80-х. Издание, видящее своей аудиторией выпускниц "факультета невест" (филологического, если не в курсе). Конечно, почетно публиковать произведения "действующих российских литераторов", размещать хронику московских литературных вечеров, а авторов каталогизировать как эссеистов, поэтов и прозаиков. Создатели ресурса замахнулись не меньше, чем на "Антологию современной русской литературы" не только посредством публикаций, но и "через представительство ряда важных для нынешнего литературного процесса периодических изданий" (интересно, каким образом осуществлялся отбор?). Тут же создатели сайта с некой долей снобизма делают отмашку в сторону литературы, называемой ими "массовой" - "…во всяком случае, до тех пор, пока граница между высокой литературой и массовой ощущается в российской культуре весьма отчетливо". Что тут сказать - литературная номенклатура создает номенклатурные сайты. До свиданья, мама… Слегка очухавшись, возвращаемся к тому, что все же по-настоящему называется сегодня "современной русской литературой". OBSЕRVER (rema.ru/observer), как Еженедельное обозрение языковой реальности, за два года своего существования добился необычайных успехов. Делается людьми из России, Украины, Белоруссии, Соединенных Штатов и Западной Европы. Специфическое название указывает на его критическую направленность, с упором на физиологические процессы (обратите внимание на первые пять букв в названии, и вопросы отпадут сами собой). Собрание нигилистов от критики, одна на всех громко-скандальная личность - Лев Пирогов, и перед вами зеркало современной критической элиты. Не со злобы они так активно критикуют современную словесность, просто четко занимают нишу в обществе между пофигистами и перфекционистами. Присутствие в этом проекте Евгения Из дополняет и проясняет картину. Словом, "говори по-русски или заткни уши". Большой поклон создателей ресурса ханжеским литературным проектам. От теплой компании и благодарных критиков, так сказать. Особо рекомендую "Среду" сервера - всем живым нигилистам посвящается. Иногда меня спрашивают: "Как плевать? " - Слюной, -отвечаю я, как плевали еще в эпоху доисторического материализма. Главное - попадать в цель и не задевать при этом прохожих, которые ни в чем не виноваты… "Задушевная жаба" (zhaba.newmail.ru) - ничего претенциозного, вот только специализируется сайт на "оригинальной сверхновой элитной литературе, которую вы еще нигде не читали". По форме - похожи на альманах, но искренне предполагают, что большинство печатающихся у них авторов перекосит от такого определения, поэтому именуют себя "газетой для чтения". Читатели реагируют на печатаемое примерно так: "Пелевин отдыхает". По мне, так он и так отдыхает, но выбор опять за вами. Книжная Мекка - BOOK МЕККА (http://www.book-mekka.ru/). Можно я больше не буду умничать, а просто перечислю, что мне понравилось из проектов? Вы сейчас сами все поймете. Издательский клондайк:
Если вы еще живы, удачного серфинга. http://www.computery.ru/upgrade/
|
|||
|
|||
Copyright © "Internet Zone", info@izcity.com | |||
Копирование и использование данных материалов разрешается только в случае указания на журнал "Internet Zone", как на источник получения информации. При этом во всех ссылках обязательно явное указание адреса вэб-сайта http://www.izcity.com/. При наличии у копируемого материала авторов и источника информации - их также нужно указывать, наряду со ссылкой на нас. |