|
|||
|
|||
Эволюция или Чтобы стать богом |
|||
Remo
Попытки создать механизмы, которые могли бы в той или иной степени выполнять функции людей, предпринимались давно, и были даже достигнуты определенные успехи в этой области. Но, к сожалению, они носили довольно специфический характер, так как кибернетика подчиняется тем же законам, что и большинство других наук: есть деньги – есть результаты, нет денег – и результатов фиг. А куда инвесторы готовы вкладывать средства? Правильно, в те разработки, которые могут принести прибыль. Именно поэтому сейчас и появилось огромное количество промышленных узкоспециализированных роботов, а также всевозможные “Луноходы”, “Марсопады” и баллистические ракеты повышенной сообразительности. Но, увы, нет ничего из того, о чем так пламенно рассказывал Азимов - ведь это снизило бы прибыль на порядок, поэтому вряд ли применимо на прктике.. Личность робота Самые известные “фантастические” роботы были придуманы двумя писателями - Азимовым и Саймаком. Главное отличие придуманных ими механизмов от всех прочих заключалось в том, что в произведениях мэтров роботы были одушевленными – к ним приходилось относиться как к полноценным а, зачастую, и как к главным героям рассказа или повести. У них были свои мечты, свои заблуждения, иногда даже своя религия. Фактически, роботы Азимова – это люди, по какому-то недоразумению заключенные в металлическую оболочку. Однако, если мы считаем этот тезис истинным, то придется признать, что общество, о котором пишут классики научной фантастики, по сути своей рабовладельческое до мозга костей. Причем периодически возникает ощущение, что старая раса (люди) сначала создала более совершенную расу – роботов, а потом одумалась и организовала им рабство с помощью пресловутых трех законов. Вот дойдешь в мыслях до этого, а потом сидишь и чешешь голову: что хотел сказать Азимов, когда писал свой цикл рассказов “Я – робот”? Что роботы это здорово, или что человеческая цивилизация порочна в своей основе? Может быть, изобретение универсальных роботов - просто очередной шаг к созданию идеального технократического рабовладельческого общества? В таком случае, азимовские роботы это идеальные рабы, рабы вечные, они никогда не восстанут, никогда не выразят своего недовольства. Три Закона - это искусственно внедренное подсознание… На данный момент подобные вопросы носят исключительно абстрактный характер, так как ученые пока даже и не приблизились к решению проблемы универсального самообучающегося компьютера. Хотя работы в этом направлении ведутся довольно давно, особых результатов пока не видно. Любовь к нулям и единицам Феномен Тамагочи не объяснен до сих пор. Черт знает, какое количество людей из самых разных уголков земного шара на довольно длительное время стали бесполезны для общества, так как были полностью заняты уходом за совершенно неясной виртуальной чебурашкой. Это безумие можно было бы понять, если бы за выращивание особо модной чебурашки создатели игры давали бы большой приз. Так нет же, все это было совершенно бесплатно, просто так отнимало время и деньги (известно несколько случаев, когда весьма серьезные бизнесмены теряли работу, так как не могли ее посещать из-за “виртуального питомца”). Школьникам США запретили приходить на занятия с Тамагочи, так как катастрофически падали успеваемость и дисциплина. Все это продолжалось около года, после чего самостоятельно затихло (хотя рецидивы периодически наблюдаются до сих пор). Какие выводы из этого следуют? Человеческая эмоциональная надстройка очень неустойчива; человек в любой момент готов одушевить практически любой, даже очень простой механизм (как пример – многие люди из категории автолюбителей дают своим автомобилям имена собственные, да еще зачастую и уменьшительно-ласкательные). Одушевить механизм, который работает, но принцип действия которого неясен, еще проще. Не секрет, что огромное количество наших современников не в состоянии приспособиться к темпам и реалиям жизни конца 20-го века. Она быстрая, она… неадекватная. Совершенно. Люди теряются, а помощь им получить неоткуда: к психоаналитикам ходят очень и очень немногие, а просто поговорить по душам и пожаловаться на жизнь некому, так как у окружающих - сопоставимые проблемы (это же социология – человек подсознательно оценивает степень своего успеха с точки зрения своей референтной группы). Тамагочи –отличная возможность, одновременно скрывшись от реальности, посвятить себя заботе о виртуальном существе, которое полностью зависит от хозяина. Это возможность почувствовать себя одновременно заботливым родителем и Богом в одном лице - вероятно, для многих, единственная. Ведь стандартный “маленький человек” начала 3-го тысячелетия зависит от стольких переменных и от такого количества "больших людей", многих из которых он никогда не видел и не увидит, что ему (человеку) надо быть просто супер-устойчивым, дабы не обзавестись массой неврозов. А если неврозы уже есть, то Тамагочи – идеальный способ если не вылечить их, то хоть на какое-то время загнать глубоко в подсознание. Появление этой игрушки продемонстрировало всему миру одну простую вещь (на которую, правда, общество не обратило внимания, завороженное темпами распространения этой штуковины). Дело в том, что среднестатистический человек может и готов любить неодушевленный предмет, который способен лишь на крайне примитивную имитацию эмоций и чувств. Подготовка к сегодня, которое будет завтра А как у нас дела обстоят с техникой? Насколько реально на данном этапе развития науки создание многофункциональных домашних роботов? Сейчас это сложно по нескольким причинам. Многофункциональный робот –очень сложная система, которая должна состоять из массы компонентов и деталей. Ни одна компания мира пока не владеет патентами на все узлы, необходимые для создания подобной системы. Даже если в результате тех или иных действий компания получит в свое распоряжение всю техническую информацию, необходимую для создания домашнего робота, для начала его производства все равно придется организовывать целое предприятие. Стоимость подобных механизмов окажется совершенно заоблачной, а целесообразность их приобретения будет совершенно неочевидной. И действительно – на кой сдался аппарат, который, может быть, и умеет мыть посуду, но при этом жрет огромное количество электроэнергии, сопоставимой по стоимости с 10-летней зарплатой домработницы, которая тоже умеет мыть посуду? С домработницей хоть поговорить можно... Клиент не хочет покупать функциональные машины. Для этого у него есть пылесос и автоматическая посудомойка. Он хочет купить машину, которая представляла бы собой воплощенный в металле и пластике Тамагочи – уже на следующем этапе эволюции. Немного про советских критиков. Много лет назад мне довелось прочитать одну из первых переведенных у нас в стране книг Азимова из цикла “Я-робот”. Книга поразила мое воображение, но и послесловие запомнилось надолго, хотя смысла в нем было немного. Какой-то советский литературный критик (эдакий Латунский от фантастики) писал, что Азимов, естественно, в своей книге просто борется против капитализма (ну, это понятно - такое тогда во всех послесловиях писали). Ведь создание человекоподобных роботов - таких, как описывает автор - нецелесообразно, так как на руднике гораздо удобнее будет использовать экскаватор с мозгами, а не металлического человека за экскаватором. В чем-то “глашатай социализма” был, бесспорно, прав. Но механистический подход к социуму, столь популярный в то время, не дал ему понять одну простую вещь: человек хочет все одушевить. Поэтому, если будет создан компьютер, который с той или иной натяжкой можно будет назвать мыслящим, его обязательно попытаются упрятать в человекоподобное тело. Правда, еще не решена задача создания системы, которая могла бы передвигаться на двух ногах, но, надо полагать, что уж с этим-то “яйцеголовые” справятся. Кстати, совершенно не факт, что человекоподобная форма для интеллектуальных машин будет неэффективна. Мы же говорим об универсальных роботах, а не о супер-компьютерах, которые весят по тысяче тонн и, лежа в глубоких подземельях, вынашивают планы по захвату нашей цивилизации. Универсальность робота подразумевает, как это ни парадоксально звучит в данном контексте, социальную мобильность, пусть и несколько ограниченную, но со всеми вытекающими отсюда последствиями. А последствий будет очень, очень много. Типичная ситуация Сейчас в большинстве развитых стран уже приняты законы о защите прав инвалидов. У умственно отсталых людей есть права, и есть организации, которые следят за соблюдением этих прав. А теперь давайте подумаем: можно ли ограниченно мыслящую человекоподобную машину приравнять в правах к инвалиду? Эта идея не так безумна, как кажется на первый взгляд. Формула “Я мыслю, следовательно, я существую” считается справедливой вне всякой зависимости от типа мыслительного процесса, важно лишь его наличие. “Человек - это животное, которое мыслит”. Робот - это машина, которая тоже мыслит. Следует ли отсюда, что и робот, и человек мыслят? А если следует, то чем отличается сознание робота от сознания человека? И почему человек, как носитель сознания, заслуживает соблюдения своих прав, а робот - нет? Слава богу, что до сих пор ничего подобного еще не изобрели. Начался бы форменный беспредел, который сейчас рассмотреть не представляется возможным по одной простой причине: в нем будет принимать участие такое количество людей, организаций и структур, что по сложности моделирования подобная ситуация сопоставима с хаосом. А самое печальное, что, скорее всего, рано или поздно до подобной ситуации наша цивилизация добросовестно доберется и упрется в нее рогом. Создание эффективного электронного домработника невозможно, если только не наделить этого самого работника элементами сознания. Уж слишком много нестандартных ситуаций случается на территории отдельно взятой квартиры или дома, чтобы их все можно было предусмотреть механически. Машина должна иметь способность к обучению и самообучению. А что есть человекоподобная машина, к которой у хозяев существует эмоциональная привязанность, а она, в свою очередь, это понимает? Которая учится? Существует малоизвестная теория, согласно которой все сложные эмоции (то есть, не те, которые “пожрать” и “поспать”) терзают человека из-за того, что мозг его - изначально сложная система, которая именно из-за своей сложности постоянно немного “подглючивает”. И вот это самое подглючивание и есть эмоции, являющиеся фундаментом для всех межличностных отношений. Вопрос: если в машине установлить вычислительную систему такой мощности, какая потребуется для создания человекоподобного универсального робота, то где гарантии, что в один прекрасный момент у бездушного механизма не появятся его личные эмоции, и он не осознает себя? А осознание себя - это первый шаг к формированию личности. Азимов догадывался об этом. И его Три закона - не просто удобный свод правил о правильном поведении механизмов. Это сформулированные в трех предложениях 10 заповедей, которые являются для роботов непреложной истиной. И если когда-нибудь человекоподобные роботы будут созданы, то только введение этих Трех заповедей позволит нам создать органичное общество, с мыслящими машинами, как с неотъемлемой его частью. Ибо, если Боги живут с тобой в одном доме, на одной планете, и их больше 6 миллиардов – то можно сойти с ума, даже будучи роботом. Если робот осознает себя как существо, то людей он должен осознавать как богов. Двум одинаково равноценным расам нет места на одной планете. Источник: http://www.computery.ru/upgrade/
|
|||
|
|||
Copyright © "Internet Zone", info@izcity.com | |||
Копирование и использование данных материалов разрешается только в случае указания на журнал "Internet Zone", как на источник получения информации. При этом во всех ссылках обязательно явное указание адреса вэб-сайта http://www.izcity.com/. При наличии у копируемого материала авторов и источника информации - их также нужно указывать, наряду со ссылкой на нас. |