Алексей ОНУФРИЕНКО
...Мы находим в
природе человека три основные причины
войны: во-первых, соперничество; во-вторых,
недоверие; в-третьих, жажду славы. Т.
Гоббс.
Невеликий хутір в
центральній Україні. 1648 р.
(За кадром - два явно соревнующихся
между собой переводчика стараются
перекричать друг друга - "на окраине
Речи Посполитой..." и "на окраине
Московской Руси...").
- Хлопці-молодці, слухайте, - під Жовтими
Водами козаки ляхів б'ють!
- Нарешті! Оце дійсно гарні новини,
чоловіче. Під ким поляки стоять?
- Та якийсь шляхтич, здається, - з маловідомих.
Гофманом кличуть. Говорять, що фамільний
маєток заклав заради того, щоб сучасне
озброєння для свого війська придбати.
- У-у, ляхи!..
1.
Не секрет, что разработчики (а вслед - за
ними - и реклама), стараясь подчеркнуть
достоинства своего строения, делали
упор именно на реализм происходящего,
которого так недостает большинству
современных RTS.
- место действия - географические
пределы Европы и территории всех
Америк (кампания, посвященная
колониальным войнам Британской короны
плюс одиночная миссия);
- конфликтующие стороны - более 16
государств. Основные - Украина, Россия,
Польша, Турция, Англия, Франция, Австрия,
Пруссия, Испания, Португалия,
Нидерланды, Пьемонт, Саксония и др.
- исторические сценарии кампаний -
пока их четыре (плюс обучающая кампания):
Тридцатилетняя война (1618-1648гг) - между
габсбургским блоком (испанские и
австрийские Габсбурги (это такие злые
парни, типа Зергов :-)), католические
князья Германии, поддержанные папством
и Речью Посполитой и антигабсбургской
коалицией (герм. Протестансткие князья,
Франция, Швеция, Дания, поддержанные
Англией, Голландией (Нидерландами). За
последний военно-религиозно-политический
блок (с решающей ролью Франции) нам и
предлагают сражаться.
Освободительная
война украинского народа (1648-1654гг) - в
действительности украинская кампания
несколько шире - первая миссия
практически полностью посвящена
защите безвестного украинского
селения от набегов несметных полчищ
татар и турецких войск, а во второй,
например, имея под началом отряды
реестровых казаков, игроки имеют честь
принять весьма деятельное участие в
интервенции Речи Посполитой в Московию.
Российская кампания - ряд военных
предприятий, направленных на
устранение внутренних противоречий и
подавление бунтов. После - активное
выдвижение на европейскую арену,
закончившееся Северной войной (1700-1721гг)
со Швецией за выход к Балтийскому морю.
- Исторические вводные (как
дополнение к предыдущему пункту) -
общая информация о соответствующих
исторических событиях. На мой взгляд,
несколько упрощена (по всей видимости,
чтобы не отпугивать массового игрока) и
отдает некоторой "лубочностью",
что ли - достаточно почитать текст,
предваряющий украинскую кампанию.
- графика (соответствие внешнего
вида юнитов и строений историческим
прообразам) - исполнена замечательно, с
прекрасной детализацией и вниманием к
нюансам - сразу видно, что разработчики
много времени уделили штудированию
соответствующих справочников и
энциклопедий. Здания в массе своей не
вызывают трудностей с определением их
"национальной принадлежности", и
за всем великолепием зданий - от
православных церквей и костелов до
милых сердцу "мазанок" - почти
незаметно, что соотношение людей и
построек в визуальном плане немного
непропорционально.
-
соответствие между историческими
родами и типами войск, принимавших
участие в вышеуказанных войнах и
игровыми юнитами, коих 70 видов (плюс 7
типов кораблей), причем прекрасно
переданы отличия, например, тяжелой и
легкой кавалерии (а равно и
внутривидовые отличия - между гусарами,
скажем, и сечевыми казаками), описанные,
между прочим, во встроенной
энциклопедии (вызывается клавшей "U"),
от которой, правда, многие ждали
большего.
Тот же хутор. Некоторое время спустя.
- Пан воевода, основные силы повстанцев
разбиты. Перед нами - лишь
малочисленный отряд крестьянского
ополчения...
- М-а-алчать! Вы же докладывали об этом
полчаса назад! Извольте сообщить мне,
каким образом так называемые крестьяне
- практически безоружные - могут
сдерживать, как вы выразились, "непобедимые
хоругви Богом освященных рыцарей
войска Польского"?
- Однако, ясновельможный пан, для этого
у них есть специальные палки, о наличии
которых мы и не смели догадываться.
Придется вызывать артиллерию...
2. Грань вторая (от очередного
бесконечного перечисления мне, похоже,
и в этот раз не уйти), которую можно было
бы условно назвать реалистичностью "физики
мира", однако такое определение
несколько сузило бы круг вопросов,
которые автору хотелось бы рассмотреть.
? Разнообразие используемых природных
ресурсов - уголь, железо, золото, еда,
лес, камень. Первые три добываются
непосредственно из недр земных (после
постройки шахты на месторождении),
добычу еды можно вести путем
земледелия (постройка мельницы -
высадка пшеницы - созревание оной - сбор
урожая) и/или рыбалки (постройка
рыбацких лодок в порту). Как ни странно,
но многообразие необходимых ресурсов
не вносит в игру путаницы (разве что
только на начальном этапе).
- трехмерный ландшафт - скорее
псевдотрехмерный (привычная
изометрическая проекция), со всеми
атрибутами - склоны холмов не позволяют
вести огонь, юниты, спускающиеся с
возвышенности, получают бонус к
скорости, и наоборот, отряды,
занимающие господствующую высоту,
обладают увеличенным радиусом
действия стрелкового оружия и т.п.;
- возможность участия в сражениях до
8000 юнитов одновременно - одна из
главнейших характеристик игры,
позволяющая в полной мере оценить
масштабы сражений прошлого;
-
перемещение отрядов - в общем-то,
незначительная деталь, - выбранные
юниты самостоятельно образуют строй (близкий
к колонне) и стараются его поддерживать.
Специальные виды построения
образуются с помощью командиров и
барабанщиков (о них чуть ниже).
- баллистика - выполнена довольно-таки
реалистично. Траектории движения
снарядов орудий четко прослеживаются и
позволяют определить, ведется стрельба
прямой наводкой или навесом.
Реализован эффект осколочного разрыва
снаряда и т.п.
- апгрейды - более 300. От
усовершенствования
сельскохозяйственных орудий до "телепорта"
:-) в 18 век (последнее доступно не всем
государствам).
- баланс сил - в общем -
соответствует историческим реалиям (а
посему придраться практически не к
чему - с прошлым не поспоришь!). Наконец-то
одинокий стрелок НЕ сможет разрушить
незащищенный город до основания, -
понадобятся силы помощнее.
Ставка экспедиционного корпуса князя
Львова близ Саратова.
Генерал Уленшпигель (военный
консультант князя):
- Мой милий кениг, и што требуют сии
мятешники? Водка, балалайка, катай-катай
на метфедь?
Князь, про себя:
- Типичнейший имбесиль! (Вслух): Нет,
генерал. Полагаю, им нужно нечто иное.
- А кто ест такой Разин?
- Он, Разин, казачий атаман. Имеет
заслуги перед отчизной. Бывал даже в
Персии. Впрочем, сие не важно - закончит
свой путь все равно в Москве.
- Неушели вы иметь ф фиду, што он восьмет
столицу "штурм унд дранг"?..
Откуда-то издалека-неожиданно:
- Разин! Разин идеть!
Князь (встревоженно):
- Высылайте "Kamov"... Э-э, я хотел
сказать, - кавалерию!
3.
Грань третья - реалистичность
стратегических/тактических приемов.
- AI - искусственный интеллект,
похоже, был принесен в жертву
продуманным сценариям миссий. Это
значит, что большая часть вражеских
войск имеет довольно-таки четкую схему
действия, которой неукоснительно
придерживается.
-собственно стратегия - как область
военного искусства, охватывающая
вопросы теории и практики подготовки
страны и вооруженных сил к войне, ее
планирование и ведение - в основном
сводится к следующим компонентам:
правильное географическое
расположение города (если его
местонахождение не определено по
умолчанию);
эффективный менеджмент ресурсов -
все они имеют прямое отношение к
снабжению вашей армии (еда постоянно
потребляется солдатами; дрова/камень
используются для строительства
стратегически и тактически важных
сооружений; золото необходимо для
производства и/или содержания
некоторых видов юнитов, а равно и
вербовки наемников; уголь и железо
расходуются при каждом выстреле);
захват месторождений; операции на
рынке;
продуманное проведение апгрейдов -
сбалансированное соотношение между
улучшениями, направленными на
оптимизацию производства и на
совершенствование боевых показателей;
в результате - достижение
технологического превосходства над
противником;
создание сбалансированной армии (инфантерия,
кавалерия, артиллерия, флот - со
специализированными подразделениями -
разведка, войска быстрого реагирования,
заградительные отряды, осадные команды
и т.п.)
возведение эффективной
оборонительной системы и т.д.
- собственно тактика - как составная
часть военного искусства, включающая
теорию и практику подготовки и ведения
боя соединениями различных видов
вооруженных сил:
захват амуниции, зданий и крестьян -
казалось бы, что может быть проще и
очевидней, но не так часто разработчики
радовали виртуальных стратегов этим
нюансом (навскидку вспоминается только
древний "Z"). В первых
украинских миссиях - единственный
способ завладеть артиллерией;
специальные боевые построения -
доступны при наличии офицера и
барабанщика - шеренга (оборонительный
вид, преимущественно для стрелков и
пикинеров), колонна (наступательный,
успешно используется кавалерией), карэ
(квадрат) - (наступательно-оборонительный).
Иногда умелое использование
перестроений может существенно
изменить рисунок сражения. В обучающей
кампании вниманию начинающих игроков
предлагаются различные варианты
боевых построений;
маневры - как ни странно - но
управлять отдельными юнитами
ненамного сложнее, чем целыми
соединениями. Великолепное решение -
даже объединенные в полки юниты
распознаются именно как совокупности
отдельных солдат, но не как цельные
объекты. Посему - иногда чрезвычайно
удобно проводить одно подразделение
сквозь ряды другого (например, стрелки,
сделав несколько залпов, уводятся
сквозь полк копейщиков в тыл и оттуда
снова открывают огонь). В этом - явное
преимущество перед Warhammer'ом, как мне
кажется.
Битва при Лютцене. Шведская армия под
командованием Густава 11 (второго :-))
Адольфа теснит войска габсбургского
блока. Ставка католиков.
Один из штабных офицеров, в отчаянии:
- О-о-о, проклятий гугенотен!
Адъютант, не теряя присутствия духа:
- Герр полковник, я глубоко сомневаюсь,
что мы имеем честь сражаться с
гугенотами... Скорее - с протестантами...Но,
куда же вы?..
Офицер, садясь в экипаж, устремляющийся
прочь от места сражения, мстительно:
- Отсель гросить ми путем швету!
Голос за кадром:
- Через семьдесят лет, при совершенно
иных обстоятельствах, фраза сия войдет
в историю.
И последнее - игра безусловно хороша (и
обладает еще множеством не описанных
здесь возможностей), пусть и не лишена
недостатков (как и все мы :-)). Она -
безусловно - запомнится многим, надолго
поселится в сети, постепенно обрастет
новыми кампаниями, а однажды - станет
историей. Историей о том, как смелая
отечественная компания, ведомая
извечным духом соперничества,
чувствующая некоторое недоверие к
известному тезису о том, что лучшие
игры делаются исключительно на Западе
и, наконец, взыскующая заслуженной
славы, объявила войну недооценке
собственных сил, охватившей (в том
числе) отечественную гейм-индустрию.
И с честью выиграла первое сражение.
Источник: http://www.mycomp.com.ua/
|