Михаил БОРИСОВ
Достаточно долгое время Adobe
Illustrator, можно сказать, топтался на месте,
довольствуясь лишь незначительными
улучшениями, в то время как его основные
конкуренты уходили все дальше в отрыв.
Однако с выходом очередной, девятой
версии положение вещей должно
измениться кардинально: программа
полностью восстанавливает утраченные
позиции на рынке допечатных технологий.
Кроме того, теперь она позиционируется
также как универсальный инструмент для
создания графики для мультимедиа-приложений
и web и станет прекрасным дополнением для
web-дизайнеров. Нынешняя версия особенно
богата нововведениями, многие из
которых не имеют аналогов у
конкурирующих продуктов, что в
очередной раз выводит ее в бесспорные
лидеры среди векторных редакторов.
Дополнений и изменений в Illustrator
9 столько, что можно говорить вообще о
принципиально новом продукте: не зря же
руководство Adobe обновило даже
изображение Венеры Боттичелли на
заставке программы! Чем обусловлен
такой мощный рывок? С моей точки зрения,
ответ кроется в применении новой
концепции построения программ. (По всей
видимости, именно трудностями, с
которыми пришлось при этом встретиться
разработчикам, и объясняется
относительное затишье Illustrator на
протяжении нескольких лет).
Столкнувшись с проблемой поддержки
большого количества уже разработанных
приложений, специалисты из Adobe создали
модель, которая предполагает
неограниченную наращиваемость программ
за счет модулей, подключаемых из других
своих пакетов.
У такого подхода несколько плюсов: во-первых,
модуль, выпущенный для одного
приложения, может использоваться всеми
остальными приложениями,
поддерживающими общий механизм обмена.
Это дает возможность применять,
например, один и тот же стандартный
модуль отображения текста на экране в Adobe
PhotoShop, Adobe In Design, Аdobe Illustrator или в
каких-либо других пакетах, которые
появятся в будущем, без каких-либо
дополнительных усилий. Во-вторых, новый
подход экономит время на отладку и
тестирование модулей с одновременным
повышением надежности их работы - благо,
они уже прошли обкатку в других
приложениях.
Недостатки такого подхода тоже очевидны:
широкое внедрение технологии plug-ins обостряет
проблему дефицита мощностей вашего ПК. В
самом деле, нынешняя версия Illustrator
настолько прожорлива, что, имея лишь 32 Мб
памяти, с программой работать
практически невозможно - она
моментально "съедает" все ресурсы и
переходит в режим Preview, выход из
которого только один - перезапуск
приложения. Приятно, что быстродействие
у нее не деградировало до уровня того же In
Design и лишь незначительно отличается
от прежнего уровня.
Все новшества полностью обновленного
пакета условно можно разделить на две
группы: те, что направлены на расширение
его возможностей в работе с собственно
векторной графикой, и те, что
предназначены для web-дизайна. Несмотря
на внимание, которое уделяется
разработчиками web-сфере, обзор новшеств
начнем все-таки с его полиграфических
возможностей.
Прозрачность
Функция, обращающая на себя особенное
внимание - поддержка прозрачности
векторных объектов, текста, растровых
изображений и даже целых слоев, что
позволит создавать в программе макеты
практически любой степени сложности.
Этому способствуют как легкость
установки степени применения эффекта
при помощи известной по PhotoShop палитры
прозрачности Transparency, так и различные
способы ее наложения (blend) - Multiply, Screen,
Overlay, Soft Light и другие.
Дополнительную гибкость работе придают
специальные режимы использования
прозрачности: Knockout Group создает для
всех нижележащих объектов маску
прозрачности по форме верхнего объекта (аналог
макетирующией группы в Photoshop), а в режиме Isolate
Blend прозрачность воздействует только
на объекты из выбранной группы и не
затрагивает остальные. Предусмотрено и
быстрое инвертирование маскирующей
области (Invert Mask), позволяющее
избежать рутинной работы. Что же
касается текста, то прозрачными могут
быть как весь текст, так и некоторые лишь
символы, при этом он остается полностью
редактируемым.
Более того, теперь Illustrator стал
поддерживать даже маски прозрачности.
Это ощутимо повышает его рейтинг среди
остальных конкурентов - ведь такой
возможности нет ни у какого другого
векторного редактора! Создание и
редактирование масок практически не
отличаются от аналогичных действий в
PhotoShop, что упрощает работу с ними даже
новичкам. В качестве маски может
выступать любой объект, например, pattern,
gradient или даже gradient mesh, причем его
цвет, переведенный в градации серого,
задает степень прозрачности объекта.
Таким образом вы можете создать объект
со сколь угодно сложной формой и,
например, использовать blend, чтобы
получить плавное изменение
прозрачности - при этом вы получаете
удобство при работе с прозрачностью
даже большее, чем в PhotoShop. Кроме того, в
отличие от конкурирующих продуктов,
степень прозрачности в Illustrator
воздействует как на заливку, так и на
абрис объекта, что часто более
предпочтительно.
Единственное, что омрачает ситуацию -
несмотря на отсутствие абриса, при
наложении прозрачности Illustrator, тем не
менее, оставляет на экране тонкую
окантовку вокруг объекта в тех местах,
где под ним расположен другой объект. В
общем-то, такие "издержки" - еще одно
подтверждение старой истины, что
использование "наворотов" в
векторных редакторах требует особой
осторожности и тщательной проверки
перед отдачей на фотонабор - иначе можно
получить совсем не тот эффект, на
который вы рассчитывали. Именно поэтому
разработчики настоятельно рекомендуют
ознакомиться с документацией,
поставляемой на компакт-диске вместе с
программой. В ней детально описаны
возможные проблемы, а также даны
рекомендации по их устранению. Например,
для получения качественного результата
на печати играют роль настройки как
прозрачности, так и печати/экспорта для
документа (Document Setup > Transparency и Document
Setup > Print/Export) - они определяют, что при
растрировании на фотонаборе будет
конвертироваться в растровую графику, а
что останется векторным. Немаловажное
значение для решения компромисса между
качеством и скоростью работы (последним,
как известно, программа традиционно не
может похвастать) играют установки Print
Setup > Properties. С другой стороны, такой
рецепт "свободомыслия" вряд ли
будет способствовать получению
гарантированно качественного
результата - как и раньше, самым надежным
методом остается конвертация
потенциально опасных эффектов в
растровые изображения.
Ну, а теперь о хорошем. Разработчики
обеспечили полную поддержку
прозрачности PhotoShop и Illustrator на уровне
слоев и масок. Для обмена между
приложениями используется формат PSD,
позволяя сочетать преимущества как той,
так и другой программы на любой стадии
выполнения работы, при этом сохраняя
контроль за каждым примененным эффектом.
Таким образом, тесная интеграция с PhotoShop
позволяет более рационально
планировать работу, используя максимум
возможностей каждого редактора, и дает в
руки дизайнерам мощный инструмент для
воплощения самых сложных макетов.
Динамические эффекты
Второе событие по важности (с моей точки
зрения) - наконец-то в программе
появилась поддержка динамических
эффектов. В то время как конкуренты уже
давно предоставили пользователю
подобные возможности, Illustrator до сих пор
отставал, имея в своем стандартном
наборе лишь самый минимум средств. В
общем-то не секрет, что именно поэтому он
часто использовался лишь как инструмент
для создания файлов EPS эталонного
качества, а вся предварительная работа
выполнялась в Macromedia FreeHand или CorelDRAW.
С выходом девятой версии положение
вещей должно существенно измениться. Во-первых,
многие из фильтров (Filter) стали
динамическими (неразрушающими
операциями) - все они собраны в новом
меню Effects. Во-вторых, в их состав,
кроме уже знакомых операций (Distort),
вошли и совершенно новые, такие как Path (offset
path, outline object/stroke), Pathfinder (логические
операции объединения/разъединения), Rasterize
(растрирование) и Stylize. На
последней хочется остановиться
подробнее. В состав этой группы входят Add
Arrowheads, Feather, Round Corners и
джентльменский набор от PhotoShop - Drop Shadow (добавить
тень) и Inner/outer glow (внутреннее/внешнее
свечение). По всей видимости, в Photoshop 6
операция Feather (распушивание краев) тоже
должна стать динамической - вообще-то
это уникальная ситуация, когда
возможности, которые, по логике вещей,
должны были появиться сначала в
растровом редакторе, первоначально
появляются в векторном. Названия этих
эффектов говорят сами за себя, а
возможности практически идентичны PhotoShop.
Правда, в программе остались еще
некоторые ограничения, как, например,
невозможность наложения тени от
картинки, но будем надеяться, что в
следующей версии их уже не станет. При
работе с эффектами нужно помнить и о
некоторых не всегда очевидных
ограничениях: так, например, в
результате применения Offset Stroke для
кривой, к которой был применен эффект
Arrowheads, стрелки почему-то исчезают.
Несмотря на подобные нюансы, появление
динамических операций - значительный
шаг программы в сторону расширения
своих функциональных возможностей,
который выводит Illustrator, хоть и со
значительным запозданием, на один
уровень с остальными участниками "забега"
на рынке векторных редакторов.
Appearance
Не менее важным отличием девятой версии
от предыдущих стала новая модель
представления объектов в документе.
Если раньше каждый объект мог иметь
только одну заливку и абрис, то теперь
дизайнеры получили в свое распоряжение
новые, практически неограниченные
возможности оформления объектов. Дело в
том, что теперь Illustrator поддерживает "многослойную"
модель объектов. Это значит, что каждый
объект может состоять из множества
собственных независимых "слоев",
каждый из которых имеет свою заливку и
абрис. Слои могут быть полупрозрачными,
со знакомыми по PhotoShop способами их
смешения; кроме того, на них может
распространяться действие любых
динамических эфектов, имеющихся в
программе. При помощи специальной
палитры Appearance можно менять порядок
наложения этих мини-слоев, а также
редактировать уже наложенные эффекты,
которые продолжают оставаться
динамическими, что позволяет
непосредственно в Illustrator 9 создавать
уникальные заливки объектов.
Особого внимания заслуживает то, что при
наложении сразу нескольких эффектов
результат их работы аккумулируется. Так,
например, если вначале был применен Path
offset, а затем Roughen, то при изменении
параметров Path offset результат Roughen
изменится автоматически в соответствии
с новой формой объекта. Мини-слоев может
быть сколь угодно много, при этом "сложный"
объект на экране ведет себя как один
объект, что облегчает работу с
насыщенными макетами. Примеры уже
созданных как заливок, так и созданных
по новой технологии объектов можно
найти в библиотеках, идущих в комплекте
с программой - это поможет вам понять
принцип их создания и, вполне возможно,
вдохновит на создание своих собственных
творений.
Надо сказать, что хотя подобный механизм
уже давно реализован в конкурирующих
продуктах, тем не менее, по размаху
возможностей и гибкости его
использования они заметно уступают
нынешнему Illustrator, выдвигая его на
лидирующую роль среди векторных
редакторов и на платформе РС. Однако не
следует забывать о том, что
использование новшеств серьезно
сказывается на производительности ПК:
программа стала еще требовательной к
ресурсам, чем раньше, и даже наличие
большого объема памяти (векторные
объекты занимают небольшой объем в ОЗУ)
не избавит ваш компьютер от постоянных
подтормаживаний в процессе работы - во
всяком случае, предпочтительным при
работе с программой окажется
использование более быстрого
процессора, нежели увеличение памяти.
При создании инструментов для
реализации творческих возможностей,
разработчики не забыли и о сугубо
технических вопросах. Теперь Illustrator
может показывать результат применения Preview
overprint (показать области с
перекрывающимися цветами), чего не
позволяет ни один из конкурирующих
продуктов.
Web-возможности
С резким ростом популярности Интернета
значительным спросом стали
пользоваться редакторы для создания web-страничек.
Этим не преминули воспользоваться
практически все, кто имел какие-либо
наработки в данной области - ведь армия
потенциальных покупателей web-ориентированных
продуктов несравненно больше, чем
пакетов, предназначенных исключительно
для полиграфии. Эта тенденция не обошла
стороной и Illustrator: в его новой версии
появилось множество возможностей,
предназначенных специально для
создания web-графики. Учитывая то, что
некоторые операции в векторном
редакторе можно сделать быстрее, чем в
растровом, имеет смысл остановиться на
них более подробно - наверняка
пользователи, профессионально
работающие с Illustrator, предпочтут ее же и
для web-дизайна.
Во-первых, теперь в программе имеется
режим Pixel preview, в котором объекты
отображаются точно в таком же виде, как в
обычном растровом редакторе (с
разрешением экрана). Это позволит точно
позиционировать объекты на странице с
учетом сглаживания краев (antialiasing),
потери мелких деталей и таким образом
избежать дополнительной
корректировочной работы в PhotoShop.
Во-вторых, один из динамических эффектов,
появившихся в программе, найдет
особенно широкое применение в web-дизайне.
Convert to Shape позволяет создать вокруг
текста примитив, который будет менять
свои размеры в соответствии с
изменением размеров текста. Это
позволяет автоматизировать процесс
создания различных кнопок, сведя
количество рутинных операций к минимуму
(кстати говоря, первоначально такие
возможности появились в другом продукте
компании - Adobe Image Styler). Набор
примитивов невелик (прямоугольник,
прямоугольник со скругленными краями,
эллипс), однако достаточен для
большинства случаев. Кстати говоря,
теперь текст, созданный в Illustrator,
открывается как редактируемый текст в
Photoshop, что тоже достаточно удобно.
Кроме всех перечисленных новаций, Illustrator
стал поддерживать продвигаемый W3C новый
формат передачи векторных объектов - SVG
(Scalable Vector Graphics, инициатива его
создания принадлежит Adobe). Трудно
сказать что-либо определенное в
отношении нового формата, однако ему
будет крайне трудно конкурировать с Flash,
который уже получил достаточно широкое
признание во всем мире. Его преимущества
должны проявиться позже, когда широкое
распространение получит XML - ведь SVG
основан на нем. Illustrator позволяет
назначать java-скрипты различным
объектам для придания им
интерактивности, среди встроенных
скриптов - стандартные действия типа OnMouseOver.
Пока же Adobe подстраховалась поддержкой
Flash, экспорт в который происходит путем
преобразования каждого слоя в отдельный
кадр ролика. Разумеется, такой подход
серьезно затрудняет создание даже
простой анимации и уступает
специализированным программам,
использующим для управления динамикой панель
сценариев (timeline). Можно предположить,
что разработчики сознательно избежали
перспективы составить конкуренцию
своему же Adobe LiveMotion, который
предназначен именно для этих целей и к
тому же напрямую открывает документы
формата *.ai. Что же касается экспорта
растровой графики, то в Illustrator
перекочевала из PhotoShop операция Save for Web -
с теми же точно настройками и
возможностями. Таким образом, в девятой
версии можно решать большинство
вопросов, связанных с web-дизайном -
начиная от подготовки макета сайта и
заканчивая созданием полностью готовых
для размещения в Интернете растровых
изображений (форматы GIF, JPEG, PNG-8,
PNG-24).
Выводы
Подобьем итоги. То, что Illustrator 9 сильно
отличается от своего предшественника -
факт очевидный. Новые инструменты
позволят дизайнерам реализовать самые
смелые творческие идеи, а согласованная
работа программы с другими приложениями
Adobe дает возможность выполнять работу
гораздо в более короткие сроки, чем
прежде. Несмотря на явное движение в
сторону web, Illustrator продолжает оставаться
стандартом де-факто в своей отрасли, и
теперь программу можно всерьез
рассматривать как конкурента FreeHand и
CorelDRAW - более того, по ряду возможностей
последние начинают ему уже проигрывать.
Оставшееся наследство от предыдущих
версий - медлительность работы и
добавившаяся в новой версии
требовательность к ресурсам компьютера
- пока еще остается больным вопросом для
пользователей Illustrator.
Интеграция, в результате которой Adobe
начинает планомерно завоевывать все
стратегические высоты на рынке
подготовки графики для печати, в самом
скором будущем должна принести
корпорации существенные барыши. Во-первых,
новый метод разработки программ
позволяет в кратчайшие сроки и с
надлежащим качеством выпускать
очередные версии продуктов -
разработчики могут работать сразу во
многих направлениях и по мере
готовности включать готовые модули во
все остальные приложения. Выдержат ли
такой темп конкуренты - вопрос отнюдь не
праздный. Во-вторых, значительно
возрастает роль PDF не только как
межплатформенного стандарта для обмена
документов, но и как стандарта при
передаче файлов для высококачественной
печати. А то, что Adobe стремится сделать
его внутренним форматом для своих
приложений (его полная поддержка уже
реализована в InDesign и Illustrator 9), позволит и
в дальнейшем, с усложнением функций,
встраиваемых в ее новые разработки,
сохранять высокое качество выходных
файлов и надежность при цветоделении.
Более того, как заявляет руководство
компании, следующая версия Acrobat Reader будет
полностью понимать формат AI, который
базируется на PDF.
Источник: http://www.mycomp.com.ua
|