|
|||
|
|||
А давайте я вас всех щелкну! |
|||
Антон Белов Пора признать, что век цифровой электроники наступил. Все, начиная от утюгов и кончая турникетами в метрополитене, нынче буквально до отказа забито разными схемами. Пройдет еще пару лет, и без электроники уже не сможет обойтись ни один гаечный ключ. И неудивительно, что такой, казалось бы, не шибко сложный предмет, как фотоаппарат "а-ля мыльница", путем интеграции электронных схем уже сейчас наворачивается до самой суперпрофессиональной камеры. Olympus C-3030Z Еще с выходом С-1400XL стало понятно, что руководство Olympus решительно настроено взять первые места в борьбе с конкурирующими компаниями на рынке цифровой фотоаппаратуры. Появление C-2500L лишь подтвердило эти стремления. Теперь же, когда время подошло для трехмегапиксельных камер, Olympus выпускает свое очередное творение C-3030Z, у которого есть все шансы в пух и прах разнести аналоги других производителей. У меня в руках оказалась на редкость приятная коробочка голубого цвета. В ней я обнаружил саму камеру, провода для подключения к телевизору (video-out) и к компьютеру (посредством USB и COM-портов), ремень, устройство дистанционного управления, блок литиевых батареек, SmartMedia карту объемом 16 Мб, набор инструкций (в том числе на русском языке), набор наклеек и три компакт-диска, два из которых - с программным обеспечением, а третий - с подробным руководством. Стоит признать, что освоение C-3030Z оказалось не таким уж и простым делом. Действительно, от многочисленных меню и подменю голова попросту шла кругом. Единственным утешением явилось то, что большинство настроек по умолчанию находятся в автоматическом состоянии, а это позволяет уже в первые секунды после включения производить вполне качественную фотосъемку. Однако к настройкам мы еще вернемся. С-3030Z питается от двух аккумуляторов, которые могут быть заменены четырьмя батарейками типа АА или от сети, для чего придется купить соответствующий адаптер. Запись всей информации производится на SmartMedia-карты объемом от 2 до 64 Мб. Во время любого обращения к флэш-карте, специальный светодиод начинает помигивать красным цветом – для индикации работы и просто чтоб не скучно было. Пульт дистанционного управления, прилагающийся к камере, может быть полезен лишь в случае, когда вы хотите сами себя сфотографировать. Также предусмотрены отдельные кнопки, чтобы пролистывать записанные в памяти фотографии, однако это может пригодиться только при подключении камеры к телевизору. Внешне C-3030Z немного напоминает старый советский фотоаппарат Зенит - такой же черный и такой же увесистый (лично мне он напомнил не советский аппарат, а как раз старенький Olympus моего дядюшки; аппараты этой фирмы всегда можно узнать с первого взгляда - прим. исп. ред.). На том месте, где у старых камер находится переводчик кадров, в C-3030Z поместили переключатель режимов. Zoom традиционно расположен в непосредственной близи от спускового механизма, что позволяет легко "подтянуть" изображение на требуемое расстояние. Сбоку есть специальный выход, для подключения внешней фотовспышки, в комплект не входящей. Кроме того, на объектив можно нацепить множество дополнительных линз и насадок, для чего у того предусмотрена внутренняя резьба. Сам объектив закрывается крышечкой, однако, на ней напрочь отсутствуют какие либо крючочки или петельки, чтобы подвесить ее, скажем, на ремешок камеры (вполне возможно, что "держалка" для крышки объектива находится на ремне чехла, который продается отдельно; по крайней мере так было с моделью С-1400XL – прим. ред.). Кстати, при включении камеры, даже в режиме просмотра отснятого материала, объектив выдвигается, а потому крышку надо снимать, иначе камера начнет очень громко верещать и в конце концов выстрелит этой крышкой метра на два. На верхней части корпуса C-3030Z расположен маленький ЖК-экран, на который выводится некоторая информация о состоянии камеры. Очень полезно в том случае, если вы не собираетесь растрачивать батарейки на основной дисплей. На задней панели помещен ряд кнопок для управления камерой: вызов меню (включает ЖК-дисплей), подтверждение выбора, отключение ЖК-дисплея, четыре кнопки перемещения по экранному меню, кнопка удаления снимка и кнопка маркировки кадра для печати. Последняя очень кстати, если у вас есть принтер с USB – в этом случае достаточно соединить его напрямую с камерой посредством провода, минуя компьютер. Помимо всего вышеописанного, на задней панели, как и у большинства цифровых камер, находится ЖК-дисплей. На него выводится изображение, захватываемое объективом, и экранное меню. Там же (по желанию пользователя) может отображаться и рабочая информация – о состоянии выдержки, диафрагмы, фокуса, батарей, zoom и т. д. Камера может работать в трех основных режимах: фотосъемка, видеосъемка и воспроизведение. На последнем останавливаться не будем, поскольку ничего нового здесь не придумали. Стрелками выбираем кадры: плохие стираем, хорошие оставляем. Реализован также поиск по индексу – на экран выводится 12 миниатюрных изображений, перемещаясь по которым курсором, можно увеличивать их до полного размера, распечатывать или стирать. Видеосъемка - это, скорее, дань моде. В меню можно выбрать режим повышенного и пониженного качества съемки. Чем качественнее запись, тем больше места она занимает. Однако даже при высоком качестве, полученное изображение займет лишь ??? Вы можете растянуть картинку по всей поверхности дисплея, но тогда снятые пару минут назад родные фигуры близких и друзей скорее будут напоминать персонажей из мультфильма "Пластилиновые воины: эпизод I". Кроме того, отснятые видеокадры довольно тусклые, поэтому данную функцию можно использовать лишь с целью удивить друзей. Вообще, многие склонны полагать, что C-3030Z не уступает по своим характеристикам даже профессиональной камере. Что же заставляет их делать такие выводы? Давайте разберемся. Первое, о чем хотелось бы сразу рассказать - это о возможности выбора графического разрешения снимка и его формате записи. Так, если использовать TIFF-формат в разрешении 2048x1536, на карту в 16 Мб вместится лишь один снимок, в то время, как, установив режим съемки в формате JPEG 640x480, на ту же Smart-карту войдет порядка 150 снимков. В процессе ознакомления я снимал в некоем усредненном режиме (Standard Quolity), так что у меня умещалось в памяти почти 50 кадров. Качество при этом было просто изумительным. Как я уже успел выше отметить, большинство настроек по умолчанию стоят в автоматическом режиме. Так получается некое подобие обычной "мыльницы" – навел-нажал-щелкнул. Однако что-то одно или все вместе можно настроить и в ручном режиме. Тип освещения, расстояние до объекта съемки, скорость его перемещения, резкость, диафрагма и множество других опций выставляются с помощью экранного меню. Вспышку можно поставить на автомат, можно отключить, а можно принудительно использовать в любых ситуациях. Как водится, предусмотрен и режим для снижения "эффекта красных глаз". C-3030Z оснащена набором очень интересных спецэффектов: b&w (черно-белая съемка), sepia (сепия – вид съемки с преобладанием красно-коричневатых тонов), white board (яркий свет выводится как черный, остальная часть изображения полностью заполняется белым), black board (полная противоположность white board). И, наконец, после всего вышесказанного вам наверно будет приятно узнать, что ваша 1000-баксовая фотолаборатория также имеет встроенный микрофон, что позволяет в некоторых исключительных случаях использовать ее как обычный 10-ти долларовый диктофон, а также делать звуковые подписи к фотографиям и озвучивать видеосъемку. Чуть не забыл, в камере предусмотрена возможность панорамной съемки. Для удобства в этом режиме на картинке появляются прямоугольники со стрелками, только, как именно они помогают в процессе фотографирования, для меня осталось непонятным. Кстати, что касается понимания. Меню сделано не только очень блекло, но и чертовски неудобно. Иконки не подписываются, что вызывает определенные трудности в понимании таких картинок как, например, круг с точкой посередине. Впрочем, подобные неудобства, обычно, испытываются только на стадии знакомства с новым продуктом. Вместе с камерой поставляется два компакт-диска с программным обеспечением. На одном CD лежит программа CAMEDIA Suite, на другом CAMEDIA Master 2.0. Разница этих программных продуктов, помимо внешних различий, состоит лишь в том, что одна из них (первая) работает только с USB, а другая - только с COM-портами. Может быть Camedia Master даже поприятнее на вид, однако полностью лишена возможности сохранения видео. Зато, в отличие от первой, способна немного редактировать снимки. Почему нельзя было объединить эти программы в одну, остается непонятным. Для просмотра видео на обоих дисках есть QuickTime Video. Casio QV3000EX Компания Casio всегда была помешана на портативной электронике. Наручные часы, калькуляторы, электронные записные книжки, карманные компьютеры – всего этого добра она выпустила столько, что, кажется, уже навечно оставила свой след в истории. Вспомнить хотя бы счастливые школьные годы, когда калькуляторы помогали сэкономить кучу времени, навсегда избавив нас от ужасных счетных таблиц, вроде таблицы Брадиса. И кого мы должны благодарить в первую очередь – конечно же компанию Casio, которая собирает такие замечательные счетные машинки. Но сейчас речь не об этом. Мы здесь собрались, чтобы поговорить о камерах. Потому что цифровая фотосъемка – это еще одно направление деятельности корпорации. Открывая заветную коробочку с камерой, я ожидал увидеть что-то необычное и ни на что не похожее. Так оно и случилось. Камера действительно оказалась очень своеобразной и в тоже время очень милой. Сказанное относится и к дизайну, и к способу реализации различных функций. Итак, приступим к разбору увиденного. Вскрыв упаковку, я обнаружил саму камеру, набор проводов для подключения к видеосистеме и к компьютеру посредством USB-порта, 16 Мб Compact flash-карту, ремешок, CD-ROM c драйверами и инструкцию. Кстати, сама камера находилась в очень приятном чехольчике. Питание у QV3000EX достаточно традиционное (хорошо, что не вегетарианское - прим. отв. ред.) с помощью четырех батареек типа АА или адаптера, в комплект не входящего. В отличие от Olympus, у этой камеры запись информации производится не на Smart, а на Compact flash-карту. Я затрудняюсь сказать, какая из них лучше и быстрее (об этом мы отдельно поговорим в одном из ближайших номеров журнала – прим. ред.), и какой фактор повлиял на конечный выбор карты памяти у разработчиков. Интересно другое – сама система обращения к носителю информации несколько отличается у этих двух аппаратов. Я пришел к такому выводу, когда записывал на QV3000EX видеосюжеты. Их максимальная продолжительность составляла не более 30 секунд. Таких кусочков я мог записать несколько - друг за другом. Попытки же отснять один большой эпизод увенчались полным провалом. Как оказалось, здесь все дело в наличии у камеры внутреннего кэша. Любая запись, будь то видео- или фотосъемка, производится через него. Такой подход позволяет, в случае необходимости, отказаться от длительной процедуры переноса неудачного кадра в память, а также значительно ускоряет процесс загрузки фотографий из памяти на экран в режиме просмотра. Так, интервалы ожидания между загрузкой кадров оказались в несколько раз меньше, нежели у Olumpus C-3030Z. Внешне, конечно, QV3000EX напоминает обычную мыльницу – уж слишком несерьезный у нее вид. Более близкое знакомство выявляет на корпусе множество кнопочек, ЖК-дисплей и интересную систему управления меню. Например, в непосредственной близости от кнопки спуска многие привыкли видеть Zoom, однако дизайнеры Casio решили на его место посадить переключатель режимов, так что при попытке "приблизить" объект съемки, вы рискуете выключить камеру. Там же, наверху, находится пара кнопочек, отвечающих за установку вспышки и выбор подрежимов съемки. Чуть левее располагается небольшой экранчик, куда выводится часть информации о состоянии камеры. На левом боку камеры находится крышечка, под которой можно обнаружить гнезда для подключения видео, компьютерных и сетевых проводов. Там же расположен выход на внешнюю вспышку, в комплект не входящую. По другую сторону (по правую если смотреть сзади) также находится небольшая крышка. Под ней - слот для Compact flash-карты. На задней панели - ЖК-экран, интерфейс управления меню, кнопки выбора опций, режимы экранного меню и выключения ЖК-дисплея, а также Zoom. Располагается последний аккурат под большим пальцем. Не скажу, что мне это показалось чересчур удобным, но и сказать что-то против не могу. В общем, на любителя. При включении камеры, как и положено, объектив выезжает. Поэтому крышечку принято перед этим снимать. Что приятно, ее можно подвесить на ремешок камеры, как и чехол, так что они всегда будут под рукой. Регулятор режимов разрешает установить себя в одно из трех положений: съемка, воспроизведение и отключение. Просмотр кадров и видеозаписей если чем и примечателен, то только скоростью загрузки. Горизонтальными стрелочками листаем кадры друг за другом, вертикальными - с шагом в 10 фотографий. Режим съемки имеет еще целых восемь подрежимов. На самом деле, эти подрежимы ничто иное, как варианты заранее запрограммированных установок, к которым простой смертный доступа не имеет. Это и есть главное отличие рассматриваемой камеры от Olympus C-3030Z. Внедрение полной автоматики на корню зарубило идею о создании хотя бы полупрофессиональной камеры. Конечно, у нас остается большой выбор опций, которые доступны для изменения, но они по своей важности далеко не дотягивают до тех, которые встречались в предыдущем образце. Вот какие подрежимы съемки нам предлагают: обычная фотосъемка, панорамная фотосъемка, фотосъемка движущегося объекта, фотосъемка ландшафта, фотографирование человека на фоне чего-либо или кого-либо, ночная фотосъемка и, наконец, видеосъемка. Описывать в подробностях каждый из подрежимов я не буду, поскольку из названия и так понятно, для чего нужен тот или иной режим. Остановлюсь лишь на двух основных. Подрежим видеосъемки во многом схож с тем, что мы наблюдали у C-3030Z. Запись можно производить с повышенным и с пониженным качеством. Конечный вариант (разрешением 320х240 пикселей) может быть воспроизведен с помощью программы QuickTime Video, находящейся на прилагающемся компакт-диске. Разница же состоит в ограничении максимально допустимой продолжительности ролика, о чем я говорил выше. Хочу отметить одну важную особенность QV3000EX. Камера запрограммирована таким образом, что обращаться к меню приходится лишь в крайнем случае. Так, установив нужный подрежим фотографирования, вы можете быть уверены, что все необходимые настройки аппарат произведет за вас сам. Например, в панорамном режиме, сделав снимок, небольшой край полученного кадра остается на ЖК-дисплее и становится при этом полупрозрачным. Это позволяет легко снять следующий кадр и потом, с помощью прилагающихся программ, склеить картинки воедино. Однако о меню все же надо сказать пару слов. Во-первых, оно очень красивое, трехмерное и с анимацией. Во-вторых, имеет вложенную структуру, но в нем очень легко ориентироваться. Кроме того, есть выбор между его упрощенным и стандартным вариантом. В первом случае доступных опций немного меньше, зато способ организации достоин всяческих похвал. Каждому набору функций соответствует картинка, а их выбор осуществляется стрелками. Просто и наглядно. В меню доступно большое количество настроек, но я не стану перечислять их все, а выделю наиболее интересные: выбор качества снимка (кадр может занимать от пары десятков килобайт до нескольких мегабайт, хотя фиксированных разрешений всего два – 1024х768 и 2048х1536), использование ряда спецэффектов (например, черно-белая съемка), установка Zoom, таймеров съемки и т. д. Напоследок пару слов о прилагаемом к камере программном обеспечении. Специально для QV3000EX была написана замечательная программа Photo Loader 1.0E, которая очень проста и удобна в обращении и позволяет быстро, в автоматическом режиме, при подключении камеры через USB-порт, перекачать имеющиеся кадры на компьютер. Причем эта программа работает непосредственно с Internet Explorer и высвечивает кадры прямо в окне IE на странице, выполненной в html-формате. Это сделано для удобства передачи снимков через интернет. Единственное, с чем не смог справиться Photo Loader - это с записью отдельных кадров видеоизображения как самостоятельных фотографий. И еще, для склеивания панорамных фотографий на CD-диске есть отдельная, также очень удобная программа Panorama Editor 1.0E. Итак, подводя итог, скажу следующее. Если вам нужна очень хорошая и максимально простая в использовании, но способная производить качественную фотосъемку, обязательно обратите внимание на Casio QV3000EX. К тому же ее цена всего $700, что намного дешевле по сравнению с аналогичными аппаратами других фирм. Sony DSC-S70 Фирму Sony знают все - от мала до велика. Остановите любого ребенка по дороге в детский сад, и он расскажет вам о том, что компания эта занимается производством очень хорошей аудио-, видео- и компьютерной техники. Сложно вспомнить хотя бы одну область электроники, где руководство компании не попытало бы счастья, произведя на свет парочку моделей соответствующих устройств (насколько я знаю, Sony не производит, например, электромузыкальных инструметов – прим. ред.). История выпуска цифровых фотокамер Sony уходит далеко в середину 90-х. Тогда на свет появилась знаменитая камера Mavica, которая была уникальна тем, что информацию сохраняла не на какой-нибудь там чип или дорогущую flash-карту, а на простую, доступную всем трехдюймовую дискету. Поскольку формы и размеры любой камеры напрямую зависят от ее внутреннего устройства, Mavica имела довольно-таки уродливые квадратные очертания. Внимания эстетов она явно не привлекла, зато нашла отклик в сердцах многочисленной армии любителей виртуального общения. Впрочем, хватит сдувать пылинки с камер давно минувших дней, давайте, наконец, посмотрим последнюю разработку компании - Sony DSC-S70. Традиционно начну с комплектации. Итак, в коробке находилась сама камера, толстая и очень подробная инструкция на английском языке, провода для подключения к видео и к компьютеру через USB-порт, ремешок, литиевая батарея, адаптер с отдельным сетевым проводом, 8-мегабайтная карта формата Memory Stick, диск с программным обеспечением, куча разных бумажек и наклеек и, наконец, большой плакат с изображенными на нем аксессуарами для камеры. Питание DSC-S70 осуществляется посредством сетевого адаптера (который, кстати, прилагается) или с помощью литиевой батарейки. У меня есть подозрения, что точно такие же аккумуляторы используются в видеокамерах Sony. Сама по себе батарея достаточно большая и я не ошибусь, если скажу, что она занимает по меньшей мере четверть всего объема камеры. Зарядка ее осуществляется либо с помощью отдельного зарядного устройства, либо непосредственно внутри камеры, когда та подключена к электрической розетке. В качестве хранителя информации у DSC-S70 выступает маленькая карточка Memory Stick, что неудивительно, поскольку она является собственной разработкой компании Sony. Конечно, 8 Мб недостаточно для ведения нормальной съемки, т. к. такого объема памяти хватило лишь на несколько кадров, да и то не в самом лучшем разрешении. Система работы с носителем информации у DSC-S70 приблизительно такая же, как и у предыдущей QV3000EX. Весь обмен данными производится через внутренний кэш, который, кстати, еще меньше чем у камеры Casio, о чем свидетельствует максимально допустимая продолжительность видеоролика, составившая всего 15 секунд. И, между прочим, на камере отсутствуют индикатор обращения к памяти, что нельзя отнести к достоинствам камеры. Внешность Sony DSC-S70 очень броская. На этот красивый серебристый корпус хочется смотреть, не отрывая глаз. Все спроектировано очень удобно, нужные кнопочки - под рукой, ничего не мешается. Что интересно, все рычаги управления перенесены на заднюю панель, даже кнопка питания и та приютилась возле ЖК-дисплея. От случайного нажатия ее предохраняет небольшая пимпочка, так что можете быть спокойны, в ответственный момент камера не вырубится. Помимо этого, сзади также располагаются кнопка фокусировки, переключатель режимов вспышки, кнопочка выбора подрежима съемки, регулятор громкости встроенного динамика (кстати, при включении камера издает такой красивый звук, как у макинтошей последних моделей – прим. ред.), кнопка включения и выключения ЖК-экрана и некое подобие джойстика для управления экранным меню. Сразу хочу заметить, что подобный способ ориентации в настройках на начальном этапе кажется очень сложным и неудобным, и тем не менее, к нему быстро привыкаешь. С левого боку дизайнеры расположили гнезда для подключения шнуров, причем запрятали их под резиновую затычку, а с правого под пластмассовой крышечкой находится огромная дырища для аккумулятора и рядышком небольшое гнездо для flash-карты. Поскольку все основные функциональные кнопки разработчики расположили сзади, наверху оставили только переключатель режимов и чуть в стороне - кнопку спуска и маленький информационный экранчик. О режимах. В режиме просмотра есть возможность устроить настоящее slide show, причем интервал времени между показами фотографий устанавливается вручную. Кроме того, можно менять разрешение картинки в пределах от 640х480 до 2048х1536 пикселей, а также повернуть снимок на 90 градусов в любом направлении. В режиме видеозаписи на камеру можно отснять до 15 секунд движущегося изображения. Качество отснятого видео мне показалось намного лучшим, чем у обеих вышерассмотренных камер, несмотря на то, что запись производится все в том же разрешении - 320х240. Во-вторых, полученные ролики записываются в формате MPEG, что позволяет их без труда просматривать с помощью обычного Windows Media Player. Во время записи можно задействовать следующие специальные эффекты: черно-белая съемка, сепия, съемка в негативном варианте, а также с эффектом Solarize, который делает картинку очень похожей на иллюстрацию. Меня крайне удивило то, что в момент записи нельзя приближать или удалять изображение. В каком положении zoom был установлен до начала съемки, в таком он и будет оставаться последующие 15 секунд. Наконец, фоторежим. Здесь стоит обратить внимание на возможные установки записи кадров: обычный режим (производится запись в формате JPEG), запись кадра в несжатом виде (TIFF-формат), TEXT (очень удобен для съемки документов), VOICE (позволяет дописать 5 секунд голоса к снятому кадру) и E-MAIL (здесь записывается сразу два варианта снимка – один обычный, второй маленького размера - для удобства отправки по электронной почте). Несколько слов о подрежимах фотосъемки. Они переключаются отдельной кнопкой на задней панели камеры. Так можно установить подрежим съемки пейзажа, портрета, движущегося объекта, нечетких изображений и высококонтрастных картин. Особенно мне запомнился последний режим. В этом случае в центре экрана появляется перекрести. Прямо Quake какой-то, честное слово. На задней панели есть еще одна интересная кнопочка - для выбора фокусировки. Ее можно установить в автоматический режим, в режим съемки на расстоянии 1, 3 и 5 метров и режим микросъемки. Остальные возможности DSC-S70 достаточно стандартны и мало чем отличаются от предыдущих камер, потому перечислять их не буду. Меню выполнено очень удобно. Не скажу, что оно настолько же красиво как у камеры Casio, но зато позволяет легко и быстро ориентироваться в большом количестве настроек. Нажатие джойстика управления вверх выводит снизу экрана небольшую полосочку. В ней выбирается категория, изменяемая опция, варьируемый параметр и подтверждается выбор нажатием кнопки OK. Ничего сложного. Общение с компьютером производится очень интересным образом. Вы просто подключаете камеру к компьютеру, и у вас моментально появляется как бы еще один съемный диск, видимый обычным эксплорером. С него легко можно переписать понравившиеся кадры или видеоролики на жесткий диск. В заключение, как всегда, пара слов о прилагающемся к камере диске. На нем лежали драйвера, инструкция на нескольких языках в формате pdf и две программы от MGI Photo Suite v.8.06 и Video Wave SE+. Первая программа чем-то отдаленно напоминает Microsoft Paint, но с расширенными возможностями. Она по идее должна использоваться для редактирования снимков. Программа Video Wave является по сути достаточно видеоредактором, позволяющем производить различные действия над отснятым роликом, в частности, вырезать или изменять непонравившиеся отдельные кадры. Видимо, по задумке разработчиков камеры, ее предназначение – монтировать 15-ти секундные сюжетики, снятые друг за дружкой в один большой красивый фильм. В общем и целом камера мне понравилась. Хотя, по своему уровню она явно не дотягивает до C-3030Z. Если вы хотите заняться съемкой серьезно, берите Olympus, к тому же по цене они почти одинаковые. (От редактора: Автор забыл упомянуть о прекрасной оптике от Карла Цайсса, что выдвигает Sony DSC-S70 из ряда дорогих игрушек в категорию серьезных устройств, пользоваться которыми можно на профессиональном уровне). Выражаем признательность следующим компаниям и отдельным лицам, предоставившим для тестирования камеры: USN Computers (285-9002, 285-2966) за Olympus C-3030Z; MultiMedia Club (тел. 943-9293) за Sony DSC-S70; Бурханову Андрею за Casio QV3000EX Источник: http://www.computery.ru/upgrade/
|
|||
|
|||
Copyright © "Internet Zone", info@izcity.com | |||
Копирование и использование данных материалов разрешается только в случае указания на журнал "Internet Zone", как на источник получения информации. При этом во всех ссылках обязательно явное указание адреса вэб-сайта http://www.izcity.com/. При наличии у копируемого материала авторов и источника информации - их также нужно указывать, наряду со ссылкой на нас. |