Игорь Н.
Литовченко
"Читать
Незнайка выучился только по складам, а
писать умел только печатными буквами.
Многие говорили, будто у него совсем
пустая голова, но это неправда, потому
что как бы он мог тогда соображать?
Конечно, он соображал плохо, но ботинки
одевал на ноги, а не на голову, - на это
ведь тоже соображение надо".
Н. Носов "Приключения Незнайки и его
друзей"
Это только
кажется, что Носов детский писатель. Чем
в более взрослом состоянии
перечитываешь его рассказы, в частности,
про любимца детей Незнайку, тем больше
соответствия именно своему возрасту
находишь.
Признаемся, по большому счету, все мы в
той или иной области Незнайки. И
согласиться с этим заявлением совсем не
зазорно. Пример: пусть я отличный
специалист в вебстроительстве (на самом
деле это не так, но на минутку вообразить
приятно) и даже со своей собакой я
общаюсь исключительно на Perl'е. Как
вдруг, при случае, всплывает, что я
совсем слаб в AutoCAD'е. И как, могу я все
еще считаться компетентным
компьютерным специалистом? Или опять
скатываюсь в чайники? Далее смотрим:
обидно это для меня или нет? Затем, если я
из чувства самоутверждения захочу
профессионально постичь ACAD, то
непременно запущу HТМL, потому что и
он на месте не стоит… Как быть?
Или сформулируем вопрос по-другому:
стоит ли комплексовать по данному
поводу? Или это нормально, что в любом
возрасте и при любом количестве титулов
и регалий надо периодически
возвращаться в школу.
Однако с возрастом появляется все
больше забот и остается все меньше
времени посидеть за партой. А ведь
иногда хочется, начитавшись статей из
"Моего компьютера", в свободную
наносекунду сотворить что-нибудь свое,
оригинальное, в графике или музыке, ведь
об этом с таким смаком пишут классики
жанра.
Замечаете, как мы, издалека и потихоньку,
но подобрались к морали. Именно тут нам и
поможет метод из арсенала Незнайки, с
легкостью бравшегося за освоение любого
нового дела.
Характер и способы познания Мира этого
персонажа вы сами помните с детства. Вот
мы и позаимствуем у этого коротышки (так
звали всех маленьких жителей Цветочного
города) методику быстрого достижения
результата в компьютерной области.
Так что, попробуем?
Остается только уточнить, что
результатом мы будем считать
КОЛИЧЕСТВЕННОЕ постижение какого-нибудь
незнакомого процесса, а не КАЧЕСТВЕННОЕ,
так как рост мастерства есть первая
производная опыта и вторая производная
общего количества часов, проведенных за
компьютером...
(Кстати, хоть кто-нибудь мне объяснит,
почему - ЗА компьютером, когда я сижу
однозначно перед ним???)
Как Незнайка был музыкантом
"Гусля был замечательный музыкант.
Все слушали его музыку и очень хвалили.
Незнайке было завидно, что хвалят Гуслю,
вот он и стал просить его:
- Научи меня играть. Я тоже хочу быть
музыкантом".
Все коротышки делятся на две группы,
одни "учили музыку", другие нет.
Первые могут прокомментировать то, что
слушают, и в ходе этого используют
сложные музыкальные термины, по
звучанию напоминающие названия
мудреных стоматологических
инструментов... В общем, вызывают
подсознательное уважение.
Вторая группа - просто потребители и
ценители музыки. Автор сам принадлежит к
этой части человечества и, как говаривал
один ковбой в рассказе О'Генри, "...любит
иногда в свободное время послушать
мелодичный рев пианино...".
Также автора слегка угнетают статьи о
софте, в которых три четверти объема
занимает добросовестное перечисление
команд, опций и под-опций. Важнее, на мой
взгляд, передать дух программы, ее
атмосферу; ведь, если автор ее Землянин,
то, скорее всего, он выдержит интерфейс и
логику общения в общечеловеческих
канонах, так что можно и самому
разобраться. Главное - была бы
заинтересованность.
Как же писать ЭТУ статью? Для реализма,
скорее всего так, как изучал бы
программу сам Незнайка, со своими
способностями к музыке и иным областям
творчества. И совсем бы комфортно
чувствовал себя Незнайка, если бы знал
иностранные языки, но, сами знаете, как в
Цветочном городе учат языкам... Поэтому,
как он знает, как читает, так и говорит.
Логично?
Изучаем программу, которая за вас пишет
музыку. Вот тут вы программу берете: http://www.asahi-net.or.jp/~HB9T-KTD/music/auto43e.exe,
а тут к ней музыкальные стили - http://www.asahi-net.or.jp/~HB9T-KTD/music/style.exe.
Размер архивов 295 КБ и 47 КБ!!!
Просто разархивируйте ее на винт. Туда
же сбросьте стили. И все. В реестр Винды,
как в Душу, программа не лезет. Ей
достаточно, что ее просто пустили на
жесткий диск. И места она займет 1,12 МБ.
При всей ее видимой (сами увидите)
сложности, я не могу найти объяснения
такому экономичному размеру, если не
привлечь логичную реалистическую
гипотезу, что свою большую часть
программа размещает в подпространстве
или ином измерении.
Единственная проблема, если дома нет
модема - откуда качнуть? Идите в
компьютерный клуб, идите в Интернет-кафе,
идите к приятелю, имеющему Интернет дома
или на работе. Естественно, первичное
вложение капитала придется совершить.
Но потом дело окупится полученным
удовольствием.
Автор программы Кацуда Тецуджи (не с
Украины хлопец, чувствуете), с 1995 года
трудолюбиво, версию за версией,
совершенствует данный музыкальный
инструмент и только периодически
предусмотрительно предупреждает… нет,
не о запрете на коммерческое
использование его проги и не о карах за
нарушение этого. Наоборот, "Авторское
право на Midi файлы, сгенерированные Automated
Composing System, принадлежит каждому человеку,
кто использует программу." (Который
является Вами!)
Неплохо сказано. Можно трактовать эти
слова так: мол, если что случится с вами
или еще с кем, прослушавшим ваше
творение, то претензии к Вам самим. И
если профессиональные композиторы,
испугавшись безработицы, нападут на вас,
отбивайтесь и защищайте компьютер сами (запрета
при этом употреблять японские выражения
не найдено).
Естественно, что после такого
предупреждения я перестал писать всякие
статьи и принялся, к ужасу домашних, все
свободное время музицировать.
Очень помог мне при этом HELP, который
симптоматично великолепен. Он умещается
на одном листе распечатки. Получается,
автор автоматического композитора
считает: главное тут - ваша интуиция,
настроение, экспрессия, знание
географии (далее поймете, почему), не
помешает и толика "здравого безумия".
Узнаете образ Незнайки?
В предлагаемой программе. Вы
заказываете музыку. А этот шершавый ящик,
что гудит вентилятором, ее вам делает.
Впрочем, процесс заказа обставлен так,
что у вас создается полное впечатление,
что именно вы ее рождаете.
И что же можно заказать?
Смотрим в раздел "Стили":
КОНТЕМПОРАРЕ, ДЖАЦЦ, КЛАССИК, ЭТНИК.
( - Что, почему ДЖАЗ? - удивился Незнайка. -
Написано ведь JAZZ! Не-е-ет, меня не
проведете!)
Уже в первом разделе можно уточнить и
дополнительно выбрать еще 39 под-стилей.
Имеется здесь и РОК, ТЕХНО ПОП, СТРИТ
ЗИНГЕРС, тут еще можно уловить, о чем
пойдет речь, но вот есть названия - ЕНКА,
ТРАНС, АОР, от которых веет экзотикой и
акустической романтикой.
Для каждого отдельного под-стиля можно
затем еще указать десятка полтора
параметров, каждый из которых ОПЯТЬ
включает несколько опций (не исключено,
что так до бесконечности, мне терпения
проверить не хватило).
У меня всегда вызывали робость и
уважение термины, которыми оперируют
музыкознавцы, их таинственная
арифметика. "Мелодия в три четверти",
например. Три четверти чего???
Общежитейские интуиция и набор знаний
абсолютно не помогают. В программе же
все расписано обычными словами, без нот
и разлинованных строк.
А для еще более простой и образной
работы есть и мастер настроек - старый
добрый ВИЗАРД (впрочем, "добрый" ли -
оценят соседи, живущие в вашем доме за
тонкими стенами). Тут можно выставить
пропорционально бегунки между "артистичностью"
и "обычностью", между "механистичностью"
и "человечностью", даже между "грустью"
и "счастьем". Вот такое
конструирование по мне!!! Тут все логично
и разумно, вплоть до выбора соотношения
"северного" и "южного" стиля, а
также "западного" и "восточного".
То есть, хотите юго-юго-западный стиль -
пожалуйста! Искал выбор желаемого
полушария, пока не нашел - это, очевидно,
будет реализовано в следующих версиях
программы.
Различных комбинаций режимов, как сами
можете подсчитать, наберется несколько
тысяч, так что места для экспериментов
много.
И все эти стили можно дополнительно
смешать! РОК взбить с классикой,
добавить этническую африканскую музыку
и мелко посыпать регтаймом из джазовой
закладки...
Впрочем, и для знающих музыку есть, где
оттянуться - имеется вход в окно ОЛЛ
ПАРАМЕТР. Вот там то и сконцентрированы
и размеры, и мажоры с минорами, и темпы, и
диссонансы, и прочие октавы. Впрочем,
знатока музыкальной грамоты и на этой
закладке может хватить удар. Ему
предлагается в одном из режимов,
название которого я перевести так и не
смог, - ЭФФЕКТ АБЕЛЛИМЕНТИ, выбрать одну
из вариаций аранжировки - среди которых
есть МУРМУР, КРЕЙЗИ ТРИЛЛ, САЙЛЕНТ
ЭФФЕКТ, и даже ЛОНГ ПИП ЭФФЕКТ (содрогаясь
от подозрений, полез в словарь, но это
оказалось "эффект длинной трубы").
И такие сюрпризы и открытия могут
сопровождать вас весь вечер, пока вы
будете блуждать по лабиринтам настроек
и терминов.
Так как эта программа японская, то
атмосферу восточной экзотики будут
поддерживать периодические предложения
выбрать стиль ЯПОНСКАЯ ПОПСА, или
ОКИНАВА, или что-то еще мудренее. А что,
попробуйте. Может это будет для вас
открытием, как удовольствие от еды
палочками: первые две недели голодный, а
потом привыкаешь.
Как, собственно, программа делает музыку,
понять сложно. Но сразу, по результатам
работы, можно заметить, что есть там у
нее и генератор мелодии, и усилитель "приятствий",
и подавитель "неприятствий", потому
что очень уж результат отличается от
сочинений иных программ из данной софт-категории.
Как минимум пять различных
математических алгоритмов синтеза
можете вы выбирать в процессе творения.
Их названия мало что могут подсказать,
так что разницу можно понять, меняя
алгоритм для одних и тех же выбранных
стилей.
Результаты творений весьма экономичны,
ведь это MIDI файлы, так что если захотите,
можете приятелю почтой послать, а можете
и в Сетку выложить, послушаем вместе.
Далее, в зависимости от ваших
способностей, история может развиваться
неоднозначно. На большую эстраду сразу
не прорветесь, но домашние оценят труды
непременно. Вспомните первоисточник:
" - Что за шум? - закричали все.
-Это не шум, - ответил Незнайка. - Это я
играю.
- Перестань сейчас же! - закричал Знайка.
- От твоей музыки уши болят!
- Это потому, что ты к моей музыке еще не
привык. Вот привыкнешь - и уши не станут
болеть".
Как Незнайка был художником
"После того как никто не захотел
слушать Незнайкину музыку, он решил
сделаться художником. Пришел он к Тюбику
и говорит:
- Слушай, Тюбик, я тоже хочу быть
художником. Дай мне каких-нибудь красок
и кисточку."
Для того чтобы создать на экране
монитора что-нибудь графически
привлекательное, надо долго и упорно
учиться. Настоящий компьютерный
художник, как мне кажется, так сживается
со своими рабочими инструментами, что и
письма пишет в COREL DRAW'e и конверты к
ним подписывает в PhotoShop'e.
Мастера-творцы могут показать нам свои
работы, если их очень попросить. И вот вы
уже смотрите:
- Эээ... Ну... Гмм... (настоящие
художественные критики поначалу
немногословны)… В общем, красиво…
После такого хочется и самому что-либо
сотворить. Откроешь 3D Studio,
посмотришь… и закроешь тихонько. Это
где же взять столько времени, чтобы
научиться?
А потом думаешь, нет ли чего такого,
чтобы и сразу, и быстро, и легко, и в Сети,
и чтобы еще по проводам пролезло за пару
минут.
И чтобы красиво!
Очень редко профессиональные
графические пакеты, страдающие, как
правило, небесплатностью в тяжелой
форме, заботятся о самодеятельных
авторах. Имеется единственное
воспоминание, как в одном солидном
растровом редакторе нашлась кнопочка
редактирования изображения, вызывающая
истинный восторг своей
непосредственной наивностью, Auto Van Gogh.
А вам повезло. Вот тут - еще один
БЕЗВОЗДМЕЗДНЫЙ софт для Незнайки. В
смысле для человека, который хочет
создать что-то для себя лично, не с целью
наживы, но что потом не стыдно и другим
показать. Устраним (чуть не написал -
единственное) препятствие для
творчества - недостаток времени.
Итак. Тут очередная раздача: http://www.planetside.co.uk
Это ТЕРРАГЕН. Генератор пейзажей.
Это значит, что не Малевичем будем мы
сегодня, не Модильяни. Будем Айвазовским,
Левитаном, Каспаром Давидом Фридрихом, в
конце концов, будем мы.
И учиться мы будем по проверенному
предыдущей частью статьи методу - как
Незнайка.
История явления. Автора программы зовут
Мэтт, а фамилия его - Fairclough (выговорите ее
за меня, пожалуйста). Началось все 13
января 1999 года. Появилась первая версия
программы. А на сегодняшний день имеется
версия 0.8.11 с дистрибутивом 2,6 МБ. Да
это вашему модему на две минуты... Это не
дистрибутив Vue d'Esprit, французского
аналога Террагена, который тянет метров
под тридцать.
Бесплатно. Если зарегистрируетесь,
доплатите, получите в распоряжение
полный набор инструментов. Но и
имеющиеся безкоштовні пристрої дают
огромные возможности в творчестве.
HELP сетевой. Опять же, что из этого
следует? Что ежеминутно он не требуется.
А может, и специально так сделано. Чтобы
ограничить внедренное в нас жизнью
стремление следовать правилам. Очень
правильное стремление. Но творчеству
противопоказанное.
Для начала никаких инструкций.
Интересно, хватит ли вам интуиции?
Смотрите, что мы имеем - меню из "Земли",
"Воды", "Неба", "Облаков" и
"Солнца".
Правильно, выбираем "Землю" -
ГЕНЕРАТЕ ТЕРРАЙН (не забыли о
специфическом Незнайкином акценте?).
Сотворим сперва твердь. Остальное
приложится само.
А потом? Верно: в другом окошке запускаем
РЕНДЕР ПРЕВЬЮ. Это чтобы быстро, в
маленьком масштабе глянуть, стоит ли
запускать генератор большого формата.
Вот и первый пейзаж. Что видим? Поначалу
он напоминают утро на лужайке после
дискотеки бронтозавров. Что естественно,
надо подучиться. Стоп - это опечатка.
Надо еще поиграться.
Но небо и облака уже красивы. Как в
природе, так и в компьютерной программе -
руки у нас еще коротки испортить
небесную сферу. И то хорошо. А то
выходишь утром из дому, поднимаешь глаза,
а там километровыми буквами прямо по
облакам "Покупайте только
лицензионный софт". Представляете?
Первое творение - это для вас отправная
точка. Теперь далее все будет только
улучшаться.
Раскрываю бесплатно секреты. Чего это я
такой добрый? Художественное творчество
так подействовало. Начнете творить, то
же самое почувствуете.
Пройдемся по каждой составляющей
красоты.
Сначала переместим точку зрения
повыше, с высоты все ж приятнее смотреть.
Или залезем на горку, или сами подмостим
себе горку. Есть там такой насыпной
механизм. Смотрим, уже приятнее (рис. 1).
Потом водички подбавим. Оно с
водичкой красивее. Догадайтесь, как
устроить глобальное общеприродное
наводнение? Правильно - должно там быть
этакое окошко, может оно называется
ВАТЕР ЛЕВЕЛ, в котором устанавливается
уровень воды. Видите, уже сами
догадываетесь, молодцы!
Надо поднять уровень воды так, чтобы она
замысловато и красиво залила все
впадины, и у нас образовалось множество
островов и заливов (рис. 2), а когда и с
ними наэкспериментируетесь, еще
поднимите уровень водички и смотрите (рис.
3). Ну как?
В облаках - главное, справьтесь с
кнопкой ГЕНЕРАТЕ КЛОУДС. Она изменяет
размер облаков. Кому нравятся перистые
циррусы на пол-неба, кто-то считает
красивым мелкие кудряшки, как на любимом
пуделе. Вперед - дерзайте.
Затем солнышко - его желательно
побольше размером и пониже над
горизонтом. Чтобы, знаете - дорожка по
воде... или на закате - лучи сквозь облака...
Ммм...
Как Солнце монтируем? Только глянули в
окошко ЛАЙТИНГ КОНДИШН и сразу и поняли
по рисункам, что можно покрутить его по
сторонам света и по углу над горизонтом (рис.
4)
Самая классная закладка САН АППЕРАНС.
Она позволяет изменять ДИСК ДИАМЕТР и
КОРОНА САЙЗ. Понятно? Результат
манипуляций на рис. 5.
А все кнопки, где упоминается слово
КОЛОР, так и просятся, чтобы погонять
движки в цветовых палитрах.
Что получится, посмотрите сами, не
понравится, измените дальше. Захотите
вернуться к первоначальному варианту,
не получится, уже забыли, что там стояло
на бегунках, да и не надо. Создавайте
очередной мир.
С чем еще обязательно
поэкспериментируйте, так это с пропорциями
изображения. Его можно вытянуть как в
длину, так и в высоту. Это иногда придает
удивительную оригинальность пейзажу.
И после всего еще раз возвратимся к
секретам рельефа.
Как его грамотно делать? Интуитивно.
Терминология - враг творчества.
Переводить художественно-геологические
термины на родной язык нет
необходимости. Главное - запомнить,
какой эффект они вызывают.
Например, есть некая ГЛЯЦИАТОСТЬ.
Обычный прием: устанавливаем ее на
минимум, генерим и смотрим, потом на
максимум - тоже смотрим. Ага, все ясно:
вроде как каток прошелся по рельефу, и
горы остались только кое-где. Но
одиночные горы, оказывается, еще более
привлекательны, чем в толпе.
Теперь КАНЬОНИЗМ. Сначала предполагал,
что будет как на Диком Американском
Западе, там, где Большой каньон.
Припоминаете, как он выглядит? Наверное,
думаю, появятся этакие глубокие разломы
в земле. Но нет, тут наоборот, верхушки
гор аккуратно подстригаются.
ТЕРРАЙН (рельеф) можно сгенерить, потом
его можно модифицировать. Тут надо
отметить наличие у разных по натуре и
склонностям людей одной общей страсти -
любят, знаете ли, все нагромоздить гору
покруче, да повыше. Пока я рассказывал,
вы уже сами нашли кнопочку СКЕЙЛ
ВЕРТИКАЛ? Я же говорил, что разберетесь.
И что тут особенно понравилось - если
гора у вас получилась достаточно
высокая, программа сама ее украсит
снегом (рис. 6). Могу заверить, как человек
в этих горах бывавший, сделает она это
весьма реалистично.
Новый секрет - есть там бегунки
изменения времени суток и масштаба
изображения (где они, специально не
скажу, сами найдете, а пока искать будете,
еще откроете для себя много интересного).
Бывает, все вроде красиво... а чего-то не
хватает. Сделаете "вечер", а потом
глянете на все, слегка отстранившись. О!
Вот так постепенно и движемся по
виртуальным кнопочкам. И пейзажи
становятся все красивее и красивее...
И вот, когда пейзажи достигли
поразительной реалистичности, у вас
возникает новая идея. Помните, как у
Незнайки:
"…Ему хотелось изобразить Гуньку
покрасивее, вот он и нарисовал ему
красный нос, зеленые уши, синие губы и
оранжевые глаза…"
Какие имеются возможные направления
творческого выпендрежа?
Инопланетные пейзажи. Терраген сам в
этом поможет, есть в нем инструменты для
придания реалистичности лунным и
марсианским видам.
Пейзажи экстравагантные. Это уж как
сами додумаетесь. Солнышко в пол-неба,
фиолетовый туман, внизу оранжевая
водичка, надо всем гора высотой
километров в сто.
Иногда в попытке добиться все большей
реалистичности пейзажа получаешь его...
вообще абстрактным (рис. 7). Сохраняйте и
такой. Это еще один отдельный жанр
творчества.
А то возьмите, и в процессе, пока рисунок
рендерится (кстати, сам процесс
невероятно красив и можно просто
посиживать и глядеть, как оно строится -
отличная релаксация), возьмите и
сдерните в буфер промежуточный
результат… Может получиться картина
совсем в духе Дали (рис. 8).
Через некоторое время вы почувствуете в
себе желание поделиться
результатами своих творений не просто
со зрителями, а с единомышленниками. Это
нормально, не противьтесь желанию. Через
головной сайт выйдете на сообщества
различных поклонников Террагена, фанов,
целые веб-кольца Террагенистов. Там есть
и открытые для новых экспонатов
Выставки.
Еще на головном сайте поищите ссылки,
где можно взять к Террагену примочки,
которые потом позволят нам полетать над
нашим пейзажем. Представляете! Делается
просто: садитесь вы на летающего жука (Незнайка
на вертолете не летал, сами понимаете,
масштаб не тот) и выписываете кривые над
сотворенными красотами.
Еще видел фанатскую разработку - для
размещения растительности на пейзаже.
Ну, чтобы еще реалистичнее получилось.
Однако пока результатом ее
использования есть здоровое творческое
реготанье зрителей: очень уж
ненатуральные деревья получаются. Так
может вы, талантливые читатели, чего
напрограммируете?
Конечно, Террагенки надо смотреть не в
формате газетной иллюстрации, а в
экранном формате. Тогда эффект они
производят впечатляющий. Поэтому на
сайте http://www.mycomp.com.ua
выложены работы автора статьи в
натуральную величину. В смысле, работы в
натуральную величину, автор в сервер не
влезает, уже пробовал. Как-нибудь
расскажу.
P.S. В соответствии с единственным
универсальным законом Вселенной, перед
самой отсылкой статьи в редакцию, сайт planetside.co.uk
перестал впускать посетителей. Поэтому,
обеспокоившись доступностью для
скачивания дистрибутива, я набрал в Yandex.ru
одно слово Terragen и получил 1325 ссылок.
Галерей там немеряно, дистрибутивов
тоже. Можете взять на freeware.ru, можете
поближе - с украинских серверов: download.zp.ua
или soft4you.com.ua, или ufa.com.ua etc
Источник: http://www.mycomp.com.ua
|