|
|||
|
|||
Технотриллер длиной в 13 лет: когда деревья были саженцами |
|||
Photoshop, несомненно, одна из самых эзотерических программ, когда либо существовавших за непродолжительную историю персональных компьютеров. Неправ тот, кто относится к ней только как к банальному инструменту. Photoshop - это особая культура, образ жизни, почти религия. Мистическое ощущение полного контроля над изображением не дает покоя миллионам. Adobe, естественно, раздувает эти страсти, создавая скрытые splash-screen'ы и выкладывая во Всемирную Паутину кучу историй. С весьма интересным образчиком массового ПиаРа, найденным в дебрях www.adobe.com, я предлагаю вам ознакомиться (вольный перевод вашего покорного слуги). Все началось в далеком 1987, когда кандидат наук в области компьютерной графики (sic! вы видели в наших вузах такую специальность?) Томас Кнолл пытался написать программу для отображения графики в градациях серого на черно-белом битовом мониторе. Свою программу он назвал очень оригинально: Display и написал ее в качестве приложения к своей диссертации. Программа Кнолла привлекла внимание его брата Джона, который в то время работал в компании, создававшей спецэффекты для Lucas Arts. Невероятным успехом "Star Wars" Джордж Лукас доказал, что фильм с бесталанными актерами и сценарием типа "замочи их всех" (буквальный перевод оригинала - u.), перченный ошеломляющими спецэффектами может вытрясти из карманов респектабельной публики целое состояние. В мировой киноиндустрии началась эпоха визуальных эффектов, которую надо было подкреплять соответствующим аппаратным и программным обеспечением, а как раз этим и занимался Джон в студии Лукаса. Все шло своим чередом, и мы, возможно, никогда не увидели Photoshop, если бы Джон не обратился за помощью к своему братцу. Ему нужна была программа для обработки цифровых изображений, и Томас Кнолл вспомнил о Display. Вместе они переписали код Display для поддержки цвета. Томас адаптировал подготовил программу к работе с многочисленными форматами файлов, а Джон создавал модули обработки изображения, которые потом получат имя plug-ins. Томас также разработал уникальную по тем временам возможность работы с плавными выделениями и такие базовые функции как Levels, Color Balance, Hue/Saturation. Работа продвигалась настолько успешно, что Джон предложил брату сделать из Display коммерческий продукт. А какая программа станет успешной без хорошего названия? Долго Томас переименовывал свое детище, но все придуманные им имена оказывались уже занятыми. И вот, на одной публичной демонстрации программы, он посетовал неизвестному на свою проблему. Тот быстро предложил название Photoshop, и оно было принято в качестве рабочего. Денно и нощно трудился Томас над Photoshop, шлифуя код программы, в то время как Джон, будучи, скорее, прирожденным специалистом по PR, нежели программистом, колесил по всей Силиконовой долине в поисках инвестора. SuperMac, Aldus, Apple - все эти компании могли бы стать собственниками нынешнего графического монстра, но по тем или иным причинам отказались. Лишь Barneyscan согласился выпускать Photoshop в качестве бесплатного приложения к своим сканерам и около 200 копий Photoshop 0.87 было продано вместе со сканерами. Тем временем, Джон Кнолл продемонстрировал программу Томаса в Adobe и добился невероятного успеха у арт-директора корпорации Рассела Брауна. Последний как раз только что подписал тайное соглашение с Letraset о тестировании их новой графической программы ColorStudio, но теперь признал, что Photoshop был однозначно лучше. В сентябре 1988 Adobe выкупила у братьев Кнолл права на распространение их программы, и те срочно принялись разрабатывать коммерческую версию. В феврале 1990 уже в фирменной коробке от Adobe получила жизнь версия Photoshop 1.0. Программа была признана лучшей за свою универсальность в специально проведенном тесте-соревновании с ColorStudio от Letraset. Представителям этих двух программ было поручено выполнить ряд задач по ретушированию и созданию спецэффектов. На компьютере с Photoshop, как вы уже, наверное, догадались, сидел неунывающий Джон Кнолл. Его художественные способности в сочетании с большими возможностями программы сделали свое дело - ColorStudio была повержена. Воодушевленная результатом Adobe нацелилась сделать Photoshop стандартом de facto цифровой обработки изображений и наняла дополнительного программиста - Марка Гамбурга, специалиста по кривым Безье - с целью добиться их поддержки в новой версии, а также импорта контуров из Illustrator. Томас Кнолл и Марк Гамбург, проживая в разных городах, одновременно подготавливали к выпуску Photoshop 2.0. Новыми возможностями этой версии было решено сделать поддержку CMYK, дуплексов и контуров. Для контроля за процессом (чувствуете веяние совковой бюрократии - два работяги и один управленец :-) - u.) был нанят первый полноценный менеджер Стивен Гатман, основавший традицию присвоения бета-версиям Photoshop кодовых имен. Photoshop 2.0 под кодовым именем Fast Eddy, вышедший в июне 1991, впервые стал поддерживать режим CMYK, что заставило всю полиграфическую общественность снисходительно взглянуть на новорожденную программу. Продажи взлетели до звезд, и Adobe решила развить успех на рынке Windows-платформ. Предполагалось параллельно разрабатывать версии для Windows и Mac. Работа продвигалась очень медленно: требовалось полностью переписать исходный код Томаса Кнолла с учетом всех капризов Windows. В итоге было выпущено две версии Photoshop 2.5 - Merlin (Mac) и Brimstone (Windows). (Кодовое название версии для Win буквально означает "сера". Надо полагать, что это небольшое издевательство привыкших к красотам интерфейса Mac программистов над скучными серыми кнопками Win - u.) В версии 2.5 была обнаружена серьезная ошибка с распределением памяти, что существенно снизило ее продажи, несмотря на то, что был выпущен патч. Это дало возможность конкуренту Photoshop - Aldus PhotoStyler - вырваться вперед. Но ненадолго. Еще до выпуска версии 2.5 в Adobe готовили третью версию Photoshop, получившую название Tiger Mountain. Томас Кнолл решил выложить козырь, готовившийся им много лет - концепцию слоев. Помимо этого, группа инженеров работала над поддержкой нового процессора Mac - PowerPC, а версию для Windows решили делать функционально одинаковой с версией для Macintosh. Новая версия поступила в продажу осенью 1994 года. К сожалению, не обошлось без громких скандалов. Во-первых, многие новые функции по причине несогласованных действий подразделений Adobe не были описаны в документации, и пресса сочла своим долгом обвинить Adobe в стремлении произвести фурор массой недокументированных возможностей. Когда история была замята, обнаружилось, что в публичной версии Photoshop осталась часть кода бета-версии, ответственная за демонстрацию сообщения об истечении срока годности бета-версии. Эта мина замедленного действия должна была сработать 1 января 1995 года, и Adobe лихорадочно начала акцию по замене выпущенных версий. Само собой, все исправить было невозможно, и авторитет корпорации был подмочен многочисленными жалобами пользователей. Но это было еще не все. 1 февраля 1995 года ошибка сработала в японских локализованных версиях Photoshop. Несколько программистов были вынуждены покинуть Adobe... Несмотря на вышеперечисленные обстоятельства, большинство пользователей тепло отзывались о новой версии Photoshop, а особенно о слоях, сделавших возможным разбиение композиции на несколько независимых друг от друга и свободно перемещаемых объектов. Но, как ни странно, после такого успеха из команды разработчиков стали уходить люди, занятые личными делами или своими собственными проектами. Казалось, новых версий графического чуда больше не выйдет, но инициативу взял один из менеджеров, Брайан Ламкин. С одобрения арт-директора, он занялся поисками нового дизайнера интерфейса, который должен был полностью переработать внешний вид Photoshop и подогнать интерфейсы всех Adobe'овских программ под единый стандарт. Этим человеком оказался Андрей Герасимчук, бывший сотрудник одного из партнеров Adobe. Пока он проводил курс интенсивной терапии для интерфейса программы, остальные разработчики внедряли множество новых, не менее революционных, чем слои функций: макросы, корректирующие слои, сетку и направляющие, свободную трансформацию, кэширование масштабов изображения. Новая версия - Photoshop 4.0 - получила кодовое название Big Electric Cat. После ее выпуска в ноябре 1996 года, по традиции, было много нареканий со стороны нового интерфейса и тотальной смены горячих клавиш, подчиненных новой логике. (Ваш покорный слуга также был ошарашен переходом к четвертой версии. В палитре инструментов часть кнопок спряталась под загадочные треугольные стрелочки, напрочь исчезла "удобная" палитра клавиатурных сокращений, целиком замененная палитрой Actions и т.п. Только потом все осознали логику и удобство нововведений - u.) Благодаря агрессивному маркетингу, Adobe удалось убедить пользователей в целесообразности коренных изменений, и Photoshop 4.0 принес корпорации очень большую прибыль. Он постепенно монополизировал рынок программных продуктов для обработки растровой графики. Adobe купила Aldus и уничтожила упомянутый выше PhotoStyler. Конкуренты отмирали один за одним: сначала Macromedia со своим x-Res, потом Picture Publisher и Live Picture. Еще до выхода новой версии разработчики предсказывали, что пользователи будут обмениваться файлами с макросами. Но никто не предполагал, что из этого вырастет целая индустрия, кормящая энтузиазмом сотни тысяч любителей и профессионалов. Кроме того, благодаря открытому стандарту plug-in появилось много третьих фирм, торгующих плагинами собственного производства. Photoshop становился классикой жанра: число книг, посвященных графическому пакету перевалило за сотню. Находясь на гребне волны успеха, Adobe решила присвоить себе все будущие пончики и бонусы и целиком выкупила у братьев Кнолл права на Photoshop. (В накладе никто не остался :-) Прибыли от реализации Photoshop были столь велики, что корпорация раскошелилась на новый офисный комплекс в Сан-Хосе - u.) На банкете по поводу выхода четвертой версии уже проходило планирование новых возможностей в пятой. Самым существенным нововведением стала палитра History, обеспечившая возможность многоуровневой и даже нелинейной отмены. Это мощное средство было внедрено с подачи Марка Гамбурга новым дизайнером интерфейса Катей Римми. Кроме того, Андрей Герасимчук внедрил в новую версию функции управления цветовыми профилями, что избавило пользователей от необходимости прибегать к дорогостоящим программам третьих фирм. К сожалению, эти замечательные нововведения не смогли обеспечить корпорации должную прибыль: во время выхода в Photoshop в мае 1998 года в мировой экономике произошел крупный финансовый кризис (мы узнали это слово несколько позже :-) - u.), и акции Adobe упали с 51 до 25 долларов за штуку. Много талантливых специалистов пришлось уволить, и основной конкурент Adobe - Quark - даже начал полуофициальную попытку под шумок подмять корпорацию под себя.. Менеджеры Adobe нашли блестящий выход из ситуации - была срочно выпущена "половинчатая версия" Photoshop 5.5, в которой разработчики наконец-то услышали затихающий отголосок прошедшего писка моды об Интернет и добавили в Photoshop ряд функций, незаменимых для веб-дизайнера, начав, таким образом, наступление на Macromedia Fireworks и Ulead SmartSaver. (Кстати, те, кто считают, что Fireworks лучше Save for Web, могут ознакомиться с официальными 10-ю причинами превосходства последнего. Скачать документы в формате PDF вы можете здесь и здесь. - u.) Новая версия была встречена на ура. А после выхода InDesign ("официального убийцы Quark") акции компании взвинтились до 75 долларов за штуку.. ...На этом информативная часть документа заканчивается. Что остается добавить от себя? Что мы живем с Photoshop 6.0, вышедшим в сентябре 2000 года? Что годовой доход корпорации Adobe составляет миллиард долларов? Что Томас Кнолл живет вместе с женой и детьми в доме площадью свыше 10 тысяч квадратных футов, который "построил Photoshop", что не мешает Томасу продолжать играть с Photoshop по контракту с Adobe? Что Джон Кнолл ушел из Adobe, но до сих пор использует Photoshop при создании спецэффектов для Лукаса? Наверное, можно закончить словами автора оригинала, с которым я согласен на все сто: Photoshop, как и все коммерчески успешное в этом мире, появился в нужное время и в нужном месте. Что заставляет задуматься над поисками той лазейки, где можно было бы полноценно реализовать себя.. Хм.. Ну вот, вроде, и все. Уверяю вас - читать этот опус в оригинале не такое большое удовольствие, как может показаться. Лишь жалкие обрывки авторских эмоций просвечивают сквозь матовое стекло официальщины. Я сознательно опустил в переводе несколько "случайных" оказий, выставлявших Adobe в лучшем свете. Photoshop мне друг, но истина дороже - надо быть выше отдела public relations. Тем не менее, читать было просто по-человечески интересно. Надеюсь, что и вам тоже. Добавлю еще, что оригинал снабжен массой иллюстраций и скриншотов доледникового периода, которые после соответствующей обработки будут использованы мною в полной on-line версии статьи. Для страждущих привожу линк на неразъеденный моими авторскими "способностями" оригинал: он здесь. Да, чуть не забыл. Все авторские и смежные права на оригинал принадлежат некоему Jeff Schewe, которому, как видно из текста, в Adobe отводят далеко не последнюю роль при бета-тестировании. Спасибо ему! И, как обычно, спасибо вам, прочитавшим до конца эти излияния больного графоманией.
|
|||
|
|||
Copyright © "Internet Zone", info@izcity.com | |||
Копирование и использование данных материалов разрешается только в случае указания на журнал "Internet Zone", как на источник получения информации. При этом во всех ссылках обязательно явное указание адреса вэб-сайта http://www.izcity.com/. При наличии у копируемого материала авторов и источника информации - их также нужно указывать, наряду со ссылкой на нас. |