|
||
|
||
Мобильный аутсорсинг |
||
Алена Приказчикова Говорят, что сильный человек - не тот, кто может себе многое позволить, а тот, кто может от многого отказаться. На фоне общемировой экономической и социальной нестабильности передача лидерами мобильной индустрии своего производства сторонним компаниям (outsourcing) выглядит не таким уж и знаменательным событием. Подумаешь, говорят оптимисты, оттого, что кто-то кому-то передал часть или все производство трубок, все равно количество мобильных терминалов на планете не уменьшится. На пессимиста эта ситуация производит иное впечатление - впечатление неблагополучия той компании, которая аутсорсингом занимается. Несмотря на то, что еще далеко не все жители планеты имеют сотовый телефон, бум на услуги сотовой связи проходит. Шкала насыщения потребительского рынка продукцией мобильной индустрии, еще в прошлом году находившаяся у верхнего предела и продолжавшая стремительно расти, сейчас замерла, а во многих технологически развитых странах и вовсе пошла на спад. Потому что те граждане, которым мобильный телефон был действительно нужен, его уже купили, для них сотовый рынок теперь интересен лишь косвенно (смена модели) - и производителям с каждым днем все труднее убедить потребителя купить хоть что-нибудь. Рынок настолько насыщен различными моделями трубок, что обычному покупателю, не стремящемуся разобраться в тонкостях работы данного конкретного телефона и банально не имеющему времени сравнивать модели того или иного производителя, достаточно лишь сведений об основных функциях трубки. Такому потребителю все равно, что, согласно исследованиям аналитиков, Nokia - это номер один, Motorola - это номер два, а Siemens начинает потихоньку вытеснять с позиции номер три такую до недавнего времени благополучную Ericsson. Ему сосед посоветовал купить трубку Nokia, он и купил. На данный момент индустрии мобильных телефонов развиваться уже просто некуда. Если раньше производители стремились обогнать друг друга в той части производства, где оптимальная функциональность обязана уместиться в минимальные размеры трубки, то сейчас эта мода уже проходит, так как выяснилось, что когда телефон совсем маленький, то пользоваться им становится просто неудобно. Перестав сочинять оды спичечному коробку, производители начали уделять больше внимания разработке специализированных моделей, предназначенных для очень узкого круга пользователей. Водо- и пыленепроницаемые, противоударные - для людей рабочих профессий и любителей экстремального отдыха; предоставляющие возможность с помощью одной кнопки SOS вызвать службу спасения - для пожилых людей; с MP3-плейером и/или радио для тинейджеров; оперативно снимающие кардиограмму - для людей с ишемической болезнью сердца; для бизнесменов - с возможностью моментального выхода в интернет; со встроенным GPS - для людей романтических профессий... Теперь не столь важно, сколько аппарат весит (вернее, этот фактор уже не играет ключевой роли) - теперь важно, что он умеет. Однако вернемся к основному
вопросу. Так все-таки зачем лидеры
мобильной индустрии один за другим в
последнее время передают право на
производство трубок сторонним
компаниям? Зачем внешне столь лакомый
кусок пирога, приносящий немалую
прибыль, отдавать игрокам рынка второй и
третьей категории? Почему происходит
столь агрессивный аутсорсинг?
Полтора года назад, в самом конце 1999 года, один из лидеров мобильной индустрии компания Qualcomm продала свои заводы по производству трубок японской компании Kyocera. Чуть позже не менее известная компания Motorola передала 20 процентов производства стороннему производителю - сингапурской компании Flextronics International Ltd., малоизвестной доселе широкому потребителю, но занимающей лидирующие позиции на рынке производства печатных плат. В начале этого года их примеру последовала Ericsson, заключив партнерское соглашение все с той же Flextronics и двумя тайваньскими компаниями - GVC и Arima. Таким образом сингапурская компания стала одним из крупнейших субподрядчиков самых известных компаний - производителей сотовых и радиотелефонов, получив в свое распоряжение производственные мощности Ericsson в Бразилии, Малайзии, Швеции, Великобритании и США. Аналитики не исключают, что в скором времени суперуспешная Nokia, которая уже сделала заявление о реорганизации производства, изберет для себя тот же путь и повторит вышеозначенные маневры, и с ее полным или частичным уходом с рынка производства мобильных аппаратов странное стечение обстоятельств превратится в тенденцию: лидеры отрасли, большие и малые, начнут сворачивать производство мобильных терминалов и доверять это ответственное дело субподрядчикам. От следствия к причине Производители мобильных телефонов стремятся, географически переместив производство на фабрики менее развитых стран, сократить расходы по зарплате рабочему персоналу и увеличить производительность в несколько раз за счет привлечения большей производительной силы. Ведь суммы, уходящие на оплату труда, скажем, американских или финских рабочих, в десятки раз превышают те, которые нужны для удовлетворения финансовых нужд малайзийского или бразильского рабочего. Таким образом, выявляется первый и очень немаловажный фактор, учитывая который сложившаяся ситуация становится более или менее внятной - дешевая рабочая сила и возможность количественно расширить размещаемые на предприятиях субподрядчиков заказы. Если внимательно проследить историю любой компании-субподрядчика, которой перешло по наследству производство одного из "мобильных" лидеров, то становится понятно, что размещение заказов происходит только в том случае, если подрядчик сумел за несколько десятилетий создать достойную легенду в той сфере деятельности, в которой изначально профилирован. Поясню. Если такая компания за историю своего существования не смогла перешагнуть порог однопрофильности и по сути является лишь стопроцентным исполнителем, не обладая многоуровневым сервисом, то для полноценного размещения заказа она совершенно не подходит. Другое дело, если за годы работы она научилась не только по подробной инструкции присоединять винтик А к шпунтику Б, но и сумела наладить выгодные партнерские отношения с поставщиками комплектующих, что впоследствии может как сократить время прохождения изделия от стадии разработки дизайнерским подразделением до попадания на сборочный станок, так и обеспечить существенные скидки на составляющие продукта; создать многоуровневую структуру сервисного обслуживания своей продукции и структуру, отвечающую за внедрение продукции на рынок сбыта и т. п. Она способна гибко реагировать на спрос потребителей и команды вышестоящей организации (в нашем случае мобильного производителя), а не просто заниматься тупым производством. Перечисленные факторы можно
считать положительными, налицо экономия
на подрядном производстве и увеличение
производственных мощностей, но если бы
причины процесса передачи производства
зиждились только на них, то, наверное, и
разговора никакого бы на этот счет не
было. Ведь, в самом деле, в наше время
никто не удивляется, что телевизоры Toshiba
производятся в Малайзии, техника Daewoo в
России, а кроссовки Reebok и Nike в Индонезии
и Вьетнаме. Какая разница потребителю,
где происходит сборка или пошив
продукции, главное, что гарантами
качества по-прежнему выступают
уважаемые компании. Так и в случае с
производством мобильных телефонов -
брэнд остается прежним, меняется лишь
страна-производитель. Мы сами себя вынудили Да-да, эту фразу можно по праву считать лозунгом сегодняшнего дня и для Ericsson, и для Motorola, и для Nokia. Потому что, к примеру, Ericsson чересчур увлеклась новыми и пока еще минимально востребованными технологиями, выказав таким образом пренебрежение по отношению к потребительскому рынку в целом. Последнее время компания уделяла пристальное внимание разработке и сопровождению моделей верхнего и среднего ценового предела, соответственно, так называемые "дешевые" телефоны, рассчитанные на более массового потребителя, внедрялись на рынок весьма посредственно, особенно оставлял желать лучшего дизайн таких трубок. А агрессивная рекламная политика применялась только к моделям - проводникам суперсовременных технологий. В жертву минибраузингу, GPRS и системам сотовой связи третьего поколения были принесены модели телефонов класса low-end, рабочие лошадки для основной массы потребителей. Такое поведение кажется по меньшей мере странным, потому что компании Ericsson как одному из лидеров производства мобильных телефонов должно быть доподлинно известно, что две трети мировых продаж составляют именно эти самые простейшие модели сотовых телефонов, способные работать только на передачу и прием голоса. Ericsson, как говорится, просто "не на тех поставила" и, как следствие, проиграла. Учитывая этот факт, становится понятным, почему потребитель перестал обращать внимание на Ericsson и стал отдавать свои голоса и, соответственно, деньги в пользу хотя бы той же Nokia, модельный ряд которой охватывает весь потребительский спектр: от самых дешевых моделей до hi-end. Кроме того, этой компании удалось разработать несколько моделей, равных которым нет в мире: они и дешевы, и функциональны в достаточной степени, и дизайн трубок практически совершенен. Таким образом, рынок мобильного производства претерпел значительные изменения: Ericsson сосредоточила свое внимание на развитии беспроводных технологий третьего поколения, создании телефонных станций, дизайне, маркетинге и продаже телефонов, оставив за собой брэнд и передав все производство мобильников субподрядчикам, вследствие чего Motorola, которая передала свое производство сторонним компаниям лишь частично, пока может похвастаться законным вторым местом, освободившимся из-за утери этой позиции Ericsson. На третьем месте, как ни странно, оказалась Siemens, которая и мечтать не могла о таком положении вещей, пока не произошел глобальный передел рынка. Компании сейчас важно не упустить момент и продолжать агрессивное наполнение всех сегментов рынка и учитывать все потребительские предпочтения. Уже сейчас можно сказать, что, следуя примеру Nokia, Siemens пытается предложить потребителю продукцию очень широкого цифрового диапазона. Nokia пока удерживает лидерство, однако в последнее время вынуждена снижать цены на свои телефоны и подчиняться условиям, которые диктуют другие производители сотовых аппаратов. Условия эти вполне адекватны, если учитывать общий спад экономики и понятие конкурентоспособности. Причем тот уровень рентабельности, который сейчас начнет обеспечивать целая группа субподрядчиков, в скорейшем времени может и Nokia вынудить свернуть свое производство и отдать его в третьи руки. Компания просто не выдержит тот темп, который уже начали задавать эти субподрядчики. А всем вместе и каждой по отдельности компаниям - производителям мобильных телефонов приходится задумываться о том, хватит ли у них средств, дабы не дал трещину другой сектор сотового бизнеса - по разработке аппаратных средств внедрения третьего поколения систем сотовой связи. Это действительно реальная угроза, поскольку, как мы видим, потеря одной позиции в отлаженном бизнес-механизме Ericsson привела к непредсказуемым последствиям и заставила компанию пойти на крайние меры - передаче сторонней компании прибыльного производства. Вряд ли какой-либо из этих производителей сможет самостоятельно обеспечить тот уровень финансовых вливаний, который сейчас требует от них 3G. Посему они вынуждены искать стратегических партнеров для совместного ведения этого бизнеса. Nokia, несмотря на то, что у нее есть все предпосылки справиться с этой проблемой и самостоятельно, в случае чего найдет себе стратегического партнера, поскольку ее финансовое состояние пока в целом благополучно, а вот найдет ли его Ericsson при сегодняшнем состоянии дел - неизвестно. Очевидно, что передача производства мобильных телефонов субподрядчикам может сэкономить значительные средства лидерам сотовой индустрии, чтобы не проиграть в очередной гонке - гонке освоения новых технологий. Реструктуризация продолжится, а этот и следующий год пройдут под знаком бурных инвестиционных вливаний и заключений стратегических сделок. Источник: http://www.computery.ru/upgrade/
|
||
|
||
Copyright © "Internet Zone", info@izcity.com | ||
Копирование и использование данных материалов разрешается только в случае указания на журнал "Internet Zone", как на источник получения информации. При этом во всех ссылках обязательно явное указание адреса вэб-сайта http://www.izcity.com/. При наличии у копируемого материала авторов и источника информации - их также нужно указывать, наряду со ссылкой на нас. |