IZONE - http://www.izcity.com/ - бесплатный софт, вэб-сервисы, ресурсы для раскрутки, свежие номера журнала "Internet Zone".

Цифровые видеокамеры. Камерный квартет

1995 год был ознаменован первым появлением цифровых видеокамер miniDV. Произошло это на выставке "IFA-95" в Берлине, где Sony показала только что выпущенные ею на японский рынок модели DCR VX-1000 и VX-700, а JVC и Matsushita - своих первенцев GR-DV1 и NV-DX1, появившиеся в продаже в начале 1996 года. Казалось, что как раз Sony могла почивать на лаврах, т.к. она с большим отрывом лидировала на рынке 8-миллиметровых камкордеров (в сравнении с камерами других форматов). К тому же проблема миниатюризации в то время по-настоящему беспокоила, в первую очередь, JVC и Matsushita, создавших свои VHS-С-модели. Хотя кассета для них и называется компактной, но из-за ширины магнитной ленты 12,7 mm ЛПМ все равно получались громоздкими и требующими повышенных затрат энергии. Поэтому первых образцов аппаратов формата minidv, в которых используется 6,35-миллиметровая лента, ждали именно от JVC или Matsushita.

Однако Sony неожиданно сыграла на опережение, сосредоточив в цифровых видеокамерах большинство своих наработок для бытовых и полупрофессиональных аналоговых моделей. Так, к инженерным находкам можно отнести: литиево-ионные аккумуляторы, оригинальные экспозиционные программы и эффекты, совершенную систему управления, индикации и звуковой сигнализации. Позднее список новаций дополнили демонстрационный режим, энергосберегающая технология Stamina с аккумуляторами InfoLithium, содержащими чипы со счетчиком ампер-часов, встроенный в камеру слот для типовой карты памяти PCMCIA или же фирменной Sony Memory Stick, а также ИК-подсветка, позволяющая снимать в полной темноте.
Разумеется, этот вызов был принят компаниями JVC и Matsushita. Уже первая miniDV-камера JVC GR-DV1 привлекла всеобщее внимание компактностью в сочетании с широким выбором экспозиционных режимов и цифровых эффектов. У нее впервые появилась возможность фотосъемки с последующей засылкой и редактированием кадров на персональном компьютере или прямой распечаткой на видеопринтере. В цифровых камерах JVC мы также впервые встретились с использованием эффектов при воспроизведении, увидели встроенную лампу-вспышку, комплект необходимых кабелей и программного обеспечения на CD-ROM для работы с компьютером по разработанному JVC протоколу JLIP, сервисный блок-подставку Docking Station, обеспечивающий все удобства при работе в плейерных режимах, и многие другие новинки. Традиционно сильными сторонами техники JVC является также широкий ассортимент таймерных программ, в частности TimeLapse - выборочная запись в течение длительного времени на одной кассете. Пульт ДУ у них "мультибрэндовый", предусматривающий простую инсталляцию и задание программ монтажной перезаписи до 8 снятых эпизодов (в произвольной последовательности) и управление работой видеотехники десятков других фирм.

Заметим также, что концепция JVC GR-DV1, которую иногда называют "видеозаписной книжкой", не осталась незамеченной: похожие модели цифровых видеокамер немедленно стали выпускать Panasonic, Sony и другие компании. Например, участвующий в данном тесте камкордер VMD8 французской фирмы Thomson как две капли воды похож на JVC GR-DVX7.

JVC GR-DVX7

Thomson VMD8

Что же касается вклада в развитие miniDV компании Matsushita, то здесь потребитель должен быть благодарен ей, прежде всего, за приоритетное внедрение высокоскоростной дуплексной линии связи IEEE 1394, называемой иногда "FireWire". Такая линия обеспечивает не только выдачу, но и прием для перезаписи на видеокамеру цифрового сигнала от внешнего источника, причем "живое" видео поступает и выдается по одному и тому же миниатюрному разъему DV In/Out. Пока другие фирмы были "заторможены" разгоревшейся в международном масштабе дискуссией по проблеме соблюдения авторских прав, Matsushita, не дожидаясь ее завершения, реализовала возможность такой перезаписи еще 3 года назад в модели Panasonic NV-DS1. Сейчас эта проблема перенесена в сферу кодовой защиты от копирования и отдана на усмотрение автора или правообладателя, т.е. сведена к древнему и неисчерпаемому как мир, "соревнованию замка и отмычки". Поэтому вслед за Panasonic разъемы DV In/Out появились у цифровых камер и других производителей.
В пятерку основных брэндов камкордеров miniDV входит и Sharp, выпускающий их в своем фирменном исполнении ViewCam, но с этой продукцией он практически не представлен в России. Также совсем недавно появилась и аппаратура Samsung, сообщения о которой появились около трех лет назад.
Нельзя не отметить также вклад в технический прогресс компании Canon. Вам не нужно напоминать о таких ее достижениях, как оптический стабилизатор изображения, технология съемки с прицельной рамкой FlexiZone и превосходное качество оптико-электронной (камерной) части в целом. Последнее для цифровых видеокамер имеет особое значение. Дело в том, что по части качества канала магнитной записи-воспроизведения все камкордеры miniDV/PAL практически одинаковы, так как жестко соответствуют стандарту цифрового кодирования 4:2:0 (частота дискретизации сигналов яркости и цветоразностных 13,5 и 6,75 МГц соответственно). На практике эти значения ограничивают разрешающую способность при записи величиной 600 х 450 пикселей (300 х 225 в цвете). Для того чтобы сформировать соответствующий этому уровню видеосигнал в камерной части, нужно иметь матрицу ПЗС с разрешением не менее 1200 х 900, т.е. больше миллиона пикселей (дело в том, что для удовлетворительного разрешения одной линии оптического изображения необходимы как минимум две линии пикселей ПЗС). Поэтому разница в качестве изображения различных цифровых видеокамер (если не считать шумов квантования и выпадений из-за плохого качества магнитной ленты) всецело зависит от качества объектива, разрешающей способности (и частотных характеристик) ПЗС и канальной электроники, формирующей компонентные видеосигналы перед кодированием. Но именно в оптико-электронной области наиболее сильны позиции Canon, уже давно выпускающей не только превосходные пленочные "зеркалки", но и отличные цифровые фотоаппараты с разрешающей способностью до 1600 х 1200 пикселей. Ее несомненным вкладом в развитие техники miniDV являются работы по совмещению в них функций видеозаписи "живых" изображений с телевизионной (чересстрочной) разверткой и цифровых фотографий, получаемых с прогрессивной разверткой ПЗС. Именно с такой моделью Canon успешно дебютировала на рынке видеокамер miniDV три года назад (DM-MV1), и теперь новинки всех остальных компаний тоже способны записывать такие фотографии.

Canon DM-MV1

Перейдем теперь к участникам теста.

Принципиальными особенностями всех тестируемых камер является наличие только одного ПЗС в оптическом канале, возможность выбора подпрограмм или ручной установки баланса белого, а также оснащение цветными ЖК-экранами. Все они комплектуются литиево-ионными аккумуляторами и предельно экономичны (потребляемая мощность даже при работе с включенным экраном не превосходит 5,3 Вт). Есть у них, однако, и существенные отличия, найти которые можно в итоговой таблице, а также прочитав описания конкретных моделей.

О делах монтажных и поисковых режимах

Возможность цифровой записи внешних сигналов, поступающих на разъем видеокамеры, является важнейшим преимуществом, поскольку съемок без брака практически не бывает и всегда возникает желание этот брак вырезать и смонтировать некоторые эпизоды в другой последовательности. Допустим, Вы купили комплект Studio DV фирмы Pinnacle, позволяющий сделать не только это, но и многое другое на персональном компьютере. Однако смонтированный материал крайне нерационально держать на "винте", так как для этого требуется около 1 Гбайт памяти на каждые 5 минут "живого" видео. Следовательно, результат монтажа все равно придется переписывать из компьютера обратно на кассету miniDV, что без камерного входа DV In невозможно. Если же он есть и имеется возможность одолжить вторую камеру miniDV, то редактирование и перезапись вообще производится без компьютера или монтажного пульта. Для этого потребуется лишь потратить совсем немного денег и некоторое время, чтобы разыскать в магазинах кабель с 4-контактными разъемами для FireWire. К сожалению, он не входит в комплект цифровых камер, и его едва ли возможно сделать самому из-за миниатюрности разъемов (5 х 3 мм с линейным расположением четырех контактов) и требуемых частотных характеристик (скорость цифрового потока - 25 Мбит/с). Продавцы обычно отсылают за таким кабелем к дилерам компьютерных карт поддержки FireWire, в комплект которых он входит, но часто он снабжен 6-контактным разъемом USB со стороны карты, вставляемой в компьютер. Поэтому чтобы не терять время на поиски нужного кабеля, следует предварительно навести справки в представительствах фирм-производителей цифровых видеокамер.
"Снимать надо монтажно" - это основное правило, хорошо усвоенное еще пращурами-кинолюбителями, распространяется и на видеооператора. Здесь хоть и не приходится резать и переклеивать кинопленку, но при перезаписях аналоговых кассет необратимо теряется качество. Свои особенности у цифровых видеокамер и в части поисковых режимов и работы счетчика ленты. У некоторых расход ленты индицируется только в виде записываемого при съемке или воспроизводимого адресно-временного кода (АВК, семь цифр, пять из которых - часы, минуты и секунды, а две последние от 00 до 25 - номера кадров в пределах каждой секунды). Эти данные автоматически обнуляются при записи на чистую кассету или на чистый участок магнитной ленты и формируются в режиме продолжения уже имеющего на ленте АВК от предшествующей записи. Следовательно, при невнимательной съемке, когда вы вынимали и вновь вставляли кассету. показания АВК могут быть прерваны и не будут соответствовать времени от начала кассеты. В этом случае помогает сориентироваться счетчик остатка ленты (если он есть в камере), отображающий время в минутах, остающееся до окончания кассеты независимо от того, записана она или нет. Наконец, "высшим пилотажем" счетчиков в цифровых видеокамерах является возможность запуска с индикацией реального времени вместо АВК, причем с любого места. Часто она совмещена с широко известной в видеомагнитофонах функцией памяти по нулевым показаниям, что позволяет быстро и точно вернуться к стартовой позиции. Логика записи АВК при этом сохраняется, и его вызов обнуляет счетчик реального времени и отменяет функцию памяти. Что же касается других поисковых режимов, то в цифровых видеокамерах предусмотрен индексный поиск записанного фотоснимка (стоп-кадра), часто с возможностью автоматического сканирующего просмотра всех фотографий. В некоторых моделях задается поиск по дате съемки (ускоренный просмотр с выводом информации о дате) и чистому участку магнитной ленты. В камкордерах Sony, оснащенных синтезатором титров, предусматривается сканирующий поиск кадров с нанесенными титрами, правда, для этого нужно пользоваться кассетой с чипом памяти.
Инженеры Sony продвинулись в этом популярном для любителей со стажем направлении еще дальше. Так, например, с 1998 года выпускаются аппараты miniDV, способные записывать входные аналоговые сигналы Video или S-Video в "цифре". В данном тесте это умеет делать только JVC GR-9800E. Следовательно, с помощью таких видеокамер можно не только переснять архивные кинопленки, но и перевести в "нетленный" цифровой вид аналоговые видеозаписи любого происхождения. Кроме этого, можно сразу вести цифровую запись вещательных программ наземного или спутникового телевидения.

Canon DM-MV30E

Canon DM-MV30E можно считать облегченной версией DM-MV10, так как у нее отсутствует рамка FlexiZone в видоискателе или на экране. Кроме того, DM-MV30E оснащена вариобъективом с уменьшенной до 12-ти кратностью оптического масштабирования, но с возможностью цифрового увеличения до 48. Однако остальные, традиционно сильные стороны видеокамер Canon здесь сохранились, например уникальный оптический стабилизатор изображения. Поэтому DM-MV30E выглядит весьма привлекательной для тех, кто давно хотел приобщиться к видеотехнике Canon, но не желает переплачивать за избыточные, по их мнению, функции.

Canon DM-MV10

Первые впечатления.

DM-MV30E выполнена в стильном дизайне с серебристым покрытием корпуса и нейтрально-серой пластмассовой накладкой под ремешком для держащей камеру правой руки. Здесь больше, чем в других аппаратах данной группы, чувствуется вклад художника-дизайнера. Камера радует глаз интересными конструктивными решениями и пикантными подробностями форм. Словом, эта модель - самой "сексапильной" внешности и, на наш взгляд, несомненно понравится представительницам слабого пола. Ее создатели сделали все возможное для миниатюризации и упрощения работы. Все оперативные органы управления при съемках находятся между большим и указательным пальцем правой руки. Указательным пальцем - масштабируют и фотографируют. Все остальное делается большим с помощью пяти кнопок, нажимной ручки-шкива и движкового переключателя. При этом обращаться с камерой нужно аккуратно, так как кнопки расположены довольно близко друг от друга. Нажимая, например, PHOTO, следует помнить, что рядом с ней расположен рычажок управления трансфокатором. Внешне симпатичный главный переключатель режимов на практике оказался неудобным. Из-за отсутствия рельефной насечки на диске его переключение требует усилий сразу трех пальцев и осторожности, чтобы они не соскользнули, нажав нечаянно центральную кнопку Start/Stop.
Цветной ЖК-экран разворачивается на 180 градусов по вертикали, а также может быть зафиксирован лицом к зрителям в экранной нише на левой стороне камеры. Кнопки управления плейерными режимами расположены на обрамлении экрана, что очень удобно, но едва ли стоило наносить рядом с ними их названия, так как при перевороте экрана эти надписи оказываются вверх ногами. Интереснее было бы высвечивать их на самом экране, где картинка всегда ориентирована правильно.

Снимаем.

По оснащенности экспозиционными программами, ручными установками, цифровыми эффектами и специальными режимами DM-MV30E похожа на DM-MV10E. Что же у нее новенького? Например, очень удобно выбирать экспозиционные программы и регулировать для любой из них чувствительность камерного канала. Для этого служит хорошо различимая на ощупь ручка-шкив, расположенная рядом с кнопкой ЕХР. Диапазон оперативной регулировки чувствительности зависит от экспозиционной программы и достигает целых 11 дБ (с дискретностью 1 дБ). Это, в частности, обеспечивает более точную компенсацию встречной засветки и объясняет, почему у DM-MV30E отсутствует типовая функция Backlight. Столь же удобным оказался переход к ручной фокусировке, которая, к тому же, показала себя лучше других в режиме макросъемки. Еще одна особенность DM-MV30E - это возможность полиэкранной таймерной съемки. При этом экран делится на 4, 9 или 16 окон, и в каждом из них развитие событий фиксируется с интервалом в четверть секунды.

Воспроизводим.

При испытаниях DM-MV30E показала четкость 520 х 390 точек черно-белого изображения, отличное качество цветной картинки благодаря хорошо отработанным подпрограммам автобаланса белого для искусственного или естественного освещения, а также неоценимой возможности установить баланс белого вручную. Качество звука можно назвать нормативным для видеокамер miniDV (4 канала по 12 бит, 32 кГц или 2 канала по 16 бит, 48 кГц). Но в отличие от DM-MV10E у DM-MV30E появилась функция A.Dubbing - перезаписи двух цифровых каналов из четырех. При этом только у Canon есть возможность микширования и регулировки уровней старой и новой фонограммы. Очень хорошо проявила себя DM-MV30E и в плейерных режимах из-за простоты управления, отличной цветной индикации на экране и работоспособности почти всех цифровых эффектов не только в режимах съемки, но и при воспроизведении. В целом Canon DM-MV30E выполнена на весьма высоком уровне, и, по существу, только отсутствие функций записи от внешнего источника видеосигнала можно отметить как серьезный недостаток.

РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • Достоинства: Превосходный дизайн, отличное качество цветного изображения, совершенный оптический стабилизатор изображения, цифровые эффекты при воспроизведении.

  • Недостатки: Невозможность видеозаписи внешнего сигнала, неудобный переключатель режимов работы.

 

Thomson VMD8

Эта цифровая камера является модификацией хорошо зарекомендовавших себя "записных видеокнижек" фирмы JVC. Внешне она сильно напоминает модель JVC GR-DVX7. На попавшем к нам в тест экземпляре VMD8 и на сервисном блоке значится даже: "Made in Japan", a CD-ROM с программным обеспечением содержит надписи: "JVC", "JLIP VIDEO CAPTURE" и т.п. Вполне возможно, что этот аппарат является совместной разработкой JVC и Thomson. Следует отметить, что выпускаются еще несколько моделей цифровых видеокамер Thomson с экранами и встроенной подсветкой: VMD2S с черно-белым видоискателем и VMD5, 9, 10 и 20 - с цветным.

Первые впечатления.

Концепция и функциональные возможности - отличные. Кроме того, камера выгодно отличается от большинства моделей JVC простотой управления. Особенно удачной нам показалась конструкция правостороннего кольца-переключателя режимов работы с внутренним координатным диском управления плейерной частью. Хорошо продуманной выглядит и система из двух экранных меню с нажимной ручкой-шкивом для их вызова, выбора и задания опций, регулировки экспозиции, энергии фотовспышки и ручной фокусировки. Легко доступны и различимы на ощупь все три кнопки (START/STOP, SNAPSHOT и BACKLIGHT), расположенные на стороне, обращенной к лицу оператора. Нижнюю половину левой стороны видеокамеры занимает удивительно плоский (всего 8 мм) аккумулятор, а верхнюю - откидывающийся цветной экран. За экраном - всего две кнопки для выбора вариантов обрамления фотографий и полиэкранного изображения. Thomson внешне очень похожа на "волшебную шкатулочку", которую можно положить в карман, не опасаясь повредить объектив (встроенная защитная крышка закрывается автоматически) или испачкать корпус (наверное, поэтому он имеет черное покрытие).

Снимаем.

Кроме полностью автоматической программы и подпрограммы съемок для низкой освещенности (Twilight), здесь нет никаких других традиционных программ АЕ. Зато вручную можно задать очень многое. Проблема баланса белого, например, здесь решается пятью способами: полностью поручается автоматике: делается самостоятельно или же выбирается подпрограмма балансировки для искусственного освещения или двух вариантов естественного (для солнечной или пасмурной погоды). Предусмотрен выбор кадровых выдержек от 1/5 до 1/500 с (6 значений) и регулировка чувствительности камерного канала (6 дБ с дискретностью 1 дБ). Камера обеспечивает множество цифровых эффектов, среди которых различные функции фейдинга, вытеснения и замещения изображения, фейдинг может быть задан с мозаикой, только по цветности, на черном или белом фоне, а вытеснение - с использованием шторок и рамок 8 видов. Замещение (постепенное "вырастание" нового изображения из старого) совмещается с вытеснением или осуществляется независимо, причем одновременно по всей площади кадра. Последнее можно использовать для съемки "сказочных" появлений или исчезновений объектов в кадре.
Кнопкой SNAPSHOT запускается режим фотосъемки. Если эту кнопку нажать и отпустить в процессе работы, то на ленте зафиксируется стоп-кадр продолжительностью 6 секунд и звуковой комментарий к нему. При желании можно ввести рамку для обрамления фотографии. Если SNAPSHOT держать непрерывно нажатой, то съемка пойдет с интервалом 0,7 с. в результате чего на ленте зарегистрируются отдельные фазы движения объекта. Серьезным преимуществом камеры VMD8 является встроенная лампа-вспышка, которая может быть использована для фотосъемки из режима "Пауза при записи" в сочетании с подавлением эффекта "красных глаз". При недостаточной освещенности лампа-вспышка сама подсказывает о своей готовности к работе, высвечивая знак молнии на дисплее. После съемки фотокадра может потребоваться до 10 с (в зависимости от состояния аккумулятора) для восстановления энергии вспышки, яркость которой можно задавать (7 градаций). Есть у камеры и мультиэкранный режим, когда в четырех или девяти окнах регистрируются последовательно появляющиеся через 0,25 с изображения.

Воспроизводим.

При тестировании VMD8 продемонстрировала нормативное качество изображения, а также звука, но если пользоваться внешним микрофоном. Последний, расположенный на верхней поверхности камеры, оказался недостаточно хорошо развязанным от электромеханических шумов ЛПМ и чувствительным к "тяжелому" дыханию оператора. К сожалению, разъем для подключения внешнего микрофона на камере отсутствует, а есть только на сервисном блоке. При установке аппарата на этот блок с помощью пульта ДУ реализуется функция монтажной перезаписи до 8 снятых эпизодов в произвольной последовательности, причем на любые видеомагнитофоны 20 фирм. Программа перезаписи при этом задается по адресно-временным кодам (АВК) начала и окончания эпизодов, а управление режимами видеомагнитофона осуществляется пультом ДУ камеры. При воспроизведении отснятых материалов можно использовать несколько цифровых эффектов: полиэкранное изображение, сепия, стробоскоп и видеоэхо. Предусмотрена также возможность масштабирования воспроизводимого изображения с пульта ДУ. Сервисный блок оснащен разъемами для перезаписи стоп-кадров в компьютер по протоколу JLIP и RS-232C. Необходимое программное обеспечение и кабели входят в комплект камеры.

РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • Достоинства: Миниатюрные размеры, встроенная фотовспышка, отличный набор функциональных возможностей.

  • Недостатки: Невозможность видеозаписи внешнего сигнала, отсутствие на камере разъема для внешнего микрофона.

 

Panasonic NV-DS55DEN

Традиционно сильные стороны, как аналоговых, так и цифровых видеокамер Panasonic, - отличное качество цветного изображения, простота управления и надежность конструкции. Первое обеспечивается благодаря продуманной до мелочей системе выбора экспозиции и ручной установки баланса белого. На практике не всегда удается подобрать для этого подходящий белый объект или же не хочется возиться с фокусировкой. А вот у аппаратов Panasonic есть полупрозрачная белая крышка, с помощью которой можно установить баланс белого при закрытом объективе. В результате, имея такой камкордер, гораздо легче получить правильную цветовую палитру изображений при самых разных освещенностях и для всевозможных источников света. Следует отметить, что NV-DS55DEN и ее аналог NV-DS35DEN (без слота для карты памяти) - последние разработки фирмы в классе цифровых видеокамер с одним ПЗС.

Panasonic NV-DS35DEN

Первые впечатления.

Эту внешне аскетичную, но вызывающую неподдельный интерес камеру мы сначала приняли за сильно похудевшую версию нашей старой знакомой NV-DS5EN. Действительно, 55-я является самой "утонченной" в классической горизонтальной компоновке, причем не только из-за минимальной ширины (всего 47 мм!), но и по изяществу отделки. У нее оказалось немало отличий от NV-DS5EN, например, слот для карты памяти MultiMediaCard (24 х 32 х 1,4 мм), новый трансфокатор в 1,5 раза большей кратности, чем у "пятерки" и, при той же светосиле, имеющий меньшие размеры. Особенно приятное впечатление эта модель производит со стороны обращенного к зрителям экрана, расположенного в камерной нише с защелкой. Получается элегантный цветной мини-монитор, причем с гораздо большим диапазоном углов качественного просмотра изображения, чем у других в нашей группе. Кнопки управления плейерными режимами находятся над экраном и используются также для задания функций Backlight, Fade, баланса белого и поиска при записи. Расположенная недалеко от них новая кнопка MULTI/P-IN-P управляет функциями полиэкранного изображения и "картинка в картинке". Словом, каких-либо принципиальных неудобств при работе не возникает, если не считать нижнего расположения кассетного отсека.

Снимаем.

К традиционным для видеокамер Panasonic экспозиционным подпрограммам здесь добавились новые, известные нашим читателям под названиями Spotlight (для зрелищных съемок с сильным искусственным освещением) и Sand&Snow (для натурных съемок при наличии яркого фона, "забивающего" фиксируемый объект). Расширен также выбор кадровых выдержек - от 1/50 до 1/8000 с (14 значений) и диафрагмы: в сторону закрытия от FO до F 16 и от 0 до +18 дБ -для повышения чувствительности за счет увеличения коэффициента усиления камерного канала. По сравнению с NV-DS5EN. здесь добавились цифровые эффекты мозаичной дискретизации и съемки с зеркальным отражением левой части изображения на правую. При этом сохранилась полезная и уникальная в данной группе функция съемки в цветном негативе, которая может быть использована для показа в позитиве или распечатки на видеопринтере архивных пленочных негативов. Такие негативы можно преобразовать в файлы JPEG и переписать в компьютер или на входящую в комплект карту MultiMediaCard емкостью 4 Mb. Одной карточки хватит для записи 25 или 50 изображений (высокого и нормального качества соответственно) или же целых 100 в режиме экономии памяти. При нажатии кнопки PHOTO SHOT камера превращается в фотоаппарат. На кассету пишутся стоп-кадры продолжительностью 7 секунд или же их последовательность с периодом выборки 0.7 с, если удерживать эту кнопку нажатой. Для записи одиночных фотографий предусмотрено использование чересстрочного или прогрессивного сканирования ПЗС. Камера оснащена функцией MULTI, разделяющей экран на 9 окон с регистрацией в них последовательно появляющихся через 0,25 с изображений. Затем уже в полиэкранном виде они могут быть записаны на кассету или MultiMediaCard. Предусмотрена также уникальная в данной группе возможность съемки с сохранением в любой четверти кадра предварительно записанной неподвижной картинки (функция P-IN-P).

Воспроизводим.

Качество цветного изображения NV-DS55DEN оказалось высоким. Panasonic имеет широкий выбор цифровых эффектов: при воспроизведении можно использовать масштабирования (до 10-кратного) нужной части изображения, вытеснение его шторкой или постепенное замещение новым сразу по всей площади кадра, а также создать полиэкранное изображение. Достоинствами плейерных режимов этой модели являются возможности записи внешних цифровых или аналоговых видеосигналов и разнообразие поисковых режимов. Уникальными среди них в данной группе являются: автоматический поиск участка чистой ленты на кассете, поиск начала предыдущей записи и поиск по индексным меткам, причем не только для фотографий. Кроме сервисного блока, который оснащен разъемом для перезаписи стоп-кадров в компьютер по протоколу RS-232С, в комплект видеокамеры входит также отдельный дисковод для MultiMediaCard с двумя кабелями и дискетой, позволяющий переписывать и редактировать содержимое карты памяти на персональном компьютере.

РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • Достоинства: Миниатюрность, отличное качество цветного изображения, ЖК-экран высокой четкости, возможность записи внешних цифровых и аналоговых сигналов, разнообразие поисковых режимов, слот для карты памяти и превосходная комплектация.

  • Недостатки: Неудобство перезарядки кассеты при работе со штативом.

 

JVC GR-DVL9800EG

О выдающихся заслугах JVC в области бытовой видеотехники известно всем. Единственным недостатком цифровой видеокамеры JVC GR-DVL9000EG, предшественницы тестируемой модели, можно было назвать невозможность записи по шине FireWire с разъема DV. Кстати, уже ею было продемонстрировано превосходное качество изображения, особенно цветных фотографий с прогрессивной разверткой. Прошел год, и выяснилось, что дебют GR-DVL9000EG оказался весьма удачным. Вслед за ней появилась весьма популярная и сегодня модель GR-DVL9600EG ($1600) с записью по FireWire, а сейчас мы представляем еще одну модель - GR-DVL9800E.

Первые впечатления.

Digital DualCam - так называют GR-DVL9800EG конструкторы JVC, и по существу, она представляет собой видеокамеру miniDV и цифровой фотоаппарат, объединенные в одном корпусе. Об этом же свидетельствует дисковый переключатель на 5 положений с разноцветным дисплеем и надписью "PROGRESSIVE SCAN", расположенный с обратной стороны цветного экрана. Два из пяти положений переключателя обозначаются на дисплее голубым цветом как VGA или XGA. В этих положениях GR-DVL9800EG работает как цифровой фотоаппарат, формируя и записывая только на карту памяти MultiMediaCard компьютерные файлы снимков со строчно-кадровым разложением 640 х 480 или 962 х 654 (с расширением до 1024 х 768) пикселей. Перед записью эти файлы подвергаются обработке в соответствии с протоколом JPEG, специально разработанным для сжатия неподвижных цифровых изображений. Используемые в GR-DVL9800EG версии этого протокола позволяют уместить на MultiMediaCard объемом 4 Мбайт 12 (25), 24 (50) или 36 (75) фотографий XGA (VGA), соответственно высокого, нормального или "экономичного" качества. Кроме того, нам понравилось наличие встроенной лампы-вспышки, выскакивающей из полости над объективом при сдвиге кнопки FLASH OPEN, полиэкранная функция с разделением кадра на 4 или 9 окон, а также возможность записи с разъемов камеры цифровых и аналоговых сигналов. Что же касается внешнего вида и эргономики, то и они оказались гораздо лучшими по сравнению с GR-DVL9000EG и практически не уступают другим камкордерам в данной группе.

Снимаем.

Так как с точки зрения работы с "живыми" изображениями возможности GR-DVL9800EG во многом совпадают с GR-DVL9000EG и даже с Thomson VMD 8 ("родственницей" JVC GR-DVX7EG), остановимся, в основном, на элементах новизны, представленной в этой модели. Если переключатель PROGRESSIVE SCAN находится в положении VIDEO, то при однократном нажатии кнопки SNAPSHOT на магнитную ленту записывается одиночная фотография в виде стоп-кадра продолжительностью 6 секунд (с чересстрочной разверткой). При удержании этой кнопки в нажатом состоянии пишется серия снимков с ежесекундной выборкой. Если переключатель в положении DUAL, то фотография сохраняется одновременно и на кассете, и на MultiMediaCard (но уже в формате VGA с прогрессивной разверткой). Наконец, в положении PS видеокамера работает только с прогрессивной разверткой матрицы ПЗС, полностью сканируя ее за 1/50 с, затем подавляет помехи в каждой строке и формирует из них чересстрочные изображения для записи на кассету. В разработанном JVC режиме ускоренной съемки (HYPER HIGH-SPEED) время сканирования ПЗС может быть уменьшено до 1/100 или до 1/200 с, что позволяет сформировать картинку дважды или четырежды в каждом телевизионном поле. Каждый из этих режимов индицируется особым свечением дисплея.

Воспроизводим.

При тестировании GR-DVL9800EG показала превосходное качество изображения, лучшее по четкости в тестируемой группе, причем как в режиме видеокамеры, так и фотоаппарата. Статичные эпизоды, отснятые с прогрессивной разверткой, смотрятся лучше, чем с чересстрочной, однако на динамичных сюжетах ухудшается естественность восприятия. Прерывистость движений становится достаточно заметной. По существу достоинство у такой съемки только одно - возможность из любого эпизода, записанного на кассете, извлечь высококачественную фотографию без чересстрочных искажений. Для того чтобы получше разглядеть быстрые движения, заснятые в режиме HYPER HIGH-SPEED, эти сцены следует смотреть на экране видеокамеры в замедленном темпе - при скорости воспроизведения, вдвое или вчетверо меньшей номинальной. На обычном телевизоре такие записи посмотреть в замедленном темпе невозможно.
GR-DVL9800EG богата фирменными "наворотами" JVC, включая программную перезапись эпизодов с введением масштабирования и других цифровых эффектов. У нее "мультибрэндовый" пульт ДУ, имеется комплект разнообразных кабелей и программного обеспечения для засылки информации в компьютер (по протоколу JLIP или же RS-232C), а также средства распечатки фотографий на видеопринтере. Единственное, в чем можно упрекнуть эту модель, так это в отсутствии счетчика реального времени расхода ленты с памятью по нулю, так как показания кода АВК для поисковых режимов не очень удобны. Вместе с тем, неоценимая возможность записи через разъемы камеры любых видеосигналов в цифровом виде с лихвою перекрывает.

РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • Достоинства: Превосходное качество изображения, встроенная фотовспышка и слот для карты памяти MultiMediaCard, широкие возможности перезаписи аналоговых и цифровых видеосигналов, режим высокоскоростной съемки.

  • Недостатки: Отсутствие поисковых режимов при съемке и по нулю счетчика ленты.

Подведем итог

Последние пару лет совершенствование цифровых видеокамер шло по нескольким направлениям. Главное, с точки зрения качества изображения - создание новых матриц ПЗС с более высокой разрешающей способностью, чувствительностью и быстродействием. Но дело в том, что четкость изображения зависит не только от разрешения ПЗС, но и от его быстродействия и полосы частот камерного канала в целом.
Экспертные оценки качества "живой" картинки и звука по результатам тестирования расставили соперниц следующим образом: на первом месте - JVC GR-DVL9800EG, далее - Panasonic NV-DS55DEN и Canon DM-MV30E, По-другому выглядят оценки качества изображения цифровых фотографий. Здесь на первом месте JVC GR-DVL9800EG, далее - Canon DM-MV30E и Panasonic NV-DS55DEN, Поэтому, если есть желание не только купить отличную цифровую видеокамеру и заодно с ней получить хороший фотоаппарат, следует прежде всего обратить внимание на продукцию JVC.
Следующий блок вопросов волнует не слишком опытных видеолюбителей; насколько широки и несложны возможности камер для того, чтобы обеспечить съемку с приемлемым качеством в любых условиях? Здесь на первом месте, несомненно, Panasonic NV-DS55DEN, вслед за ней - Canon DM-MV30E и JVC GR-DVL9800EG. Конечно же, пользуясь камерой JVC, можно снимать не хуже, но потребуется навык и знания, которыми не располагает большинство наших читателей. Кроме того, наличие широкого выбора таймерных программ также может склонить потребителя в пользу Panasonic.
Снять-то мы сняли, и даже вполне прилично, но что с этим делать? Как смонтировать, убрав брак и поставив нужный эпизод в нужном месте? Здесь снова на первом месте видеокамера JVC GR-DVL9800EG, а за ней следуют Thomson VMD8, также с "мультибрэндовым" пультом ИКДУ и возможностью задания программы автоматической перезаписи, и Panasonic NV-DS55DEN. Правда, не очень ясно, на что же переписывать отснятые сюжеты. На аналоговый видак - едва ли имеет смысл, на цифровой - попробуй его достать, а если в компьютер с картой поддержки FireWire - то там тоже можно "перетасовать" эпизоды. Получается, что дело не столько в программе монтажа, сколько в трудоемкости ее подготовки. А с этой точки зрения на лучшие места выходят Panasonic NV-DS55DEN и Canon DM-MV30E. т.к. у них есть альтернативный кодам АВК счетчик реального расхода ленты с памятью по нулевым показаниям. Если при этом учесть, что иногда хочется вставить в цифровую запись какой-нибудь архивный эпизод, снятый ранее аналоговой камерой (т.е. с преобразованием аналоговой записи в цифровую), то на первых местах оказываются Panasonic NV-DS55DEN и JVC GR-DVL-9800EG.
Но, вспомнив еще о полезности введения при перезаписи цифровых эффектов, например масштабирования, эти камеры придется поменять местами.
Теперь о работе с компьютером. Здесь впереди Panasonic NV-DS55DEN, а далее идут JVC GR-DVL9800EG и Thomson VMD8. Первые, кроме программного обеспечения и нужных кабелей, укомплектованы встроенными дисководами для миниатюрных карт памяти MultiMediaCard, a Panasonic NV-DS55DEN - даже внешним дисководом, обеспечивающим работу компьютера с ним и MultiMediaCard как с периферийным устройством. Это здорово, т.к. не нужно при обработке и распечатке фотографий с MultiMediaCard общаться с видеокамерой, т.е. расходовать ее ресурс. Кроме того, под маркой Panasonic выпускается адаптер VW-MAP1, превращающий MultiMediaCard в стандартную карту памяти PCMCIA, широко применяемую в компьютерной технике. Поэтому те, у кого есть ноутбук или другой компьютер, оснащенный слотом PCMCIA, могут докупить такой адаптер и работать с карточками памяти без внешнего дисковода.
Необходимо также отметить, что JVC GR-DVL9800EG и Thomson VMD8 имеют встроенные лампы-вспышки.
По остальным показателям тестируемые видеокамеры оказались примерно одинаковыми.

По материалам журнала Салон Аудио/Видео

Источник: El Shop - крупный русский интернет-магазин. Большой выбор аудио, видео и бытовой техники, средств связи, электронных игрушек и т.д. Доставка товара по всей России. 

Где купить хорошую технику? 
Конечно же в El Shop!


Copyright © "Internet Zone"info@izcity.com
Копирование и использование данных материалов разрешается только в случае указания на журнал "Internet Zone", как на источник получения информации. При этом во всех ссылках обязательно явное указание адреса вэб-сайта http://www.izcity.com/. При наличии у копируемого материала авторов и источника информации - их также нужно указывать, наряду со ссылкой на нас.