IZONE - http://www.izcity.com/ - бесплатный софт, вэб-сервисы, ресурсы для раскрутки, свежие номера журнала "Internet Zone".

Fidonet: как создать сеть без сети

Антон Орлов, http://antorlov.chat.ru

* * *

Фразу, подобную указанной в заголовке, еще некоторое время назад можно было встретить в лексиконе бывалых компьютерщиков. "Я фидошный пойнт", - зачастую с гордостью заявляли они. Да, как вы, наверное, уже догадались, речь пойдет именно о FidoNet, явлении во многом уникальном, ибо это - существующая до сих пор развернутая и большая организация, объединяющая огромное количество компьютеров по всему миру в единую сеть… без соединений между ними! Точнее, без кабельных соединений: безусловно, обмен данных между компьютерами ведется, но - с использованием обычной телефонной линии.

Некоторые могут спросить, - а зачем затрагивать такую, казалось бы, устаревшую тему? FidoNet превосходно выполняла свои задачи, пока не было Internet'а, ну а сейчас она - вчерашний день… Но представим себе Россию лет через двадцать. Вследствие краха экономики или экономической блокады со стороны западных держав сеть Интернет в России рухнула. Или другая, в какой-то степени более приятная ситуация - цены на доступ в Internet взлетели до огромных цифр вследствие экономического кризиса. Что же - опять придется возвращаться к эпохе без сетей, обмениваться программами на дискетках или записанных CD-Rom'ах? Или все-таки обратиться к опыту создания организованного обмена данными между компьютерами без использования кабельных, волоконных или любых других соединений между ними, кроме обычной телефонной линии, а, возможно, и без нее? К опыту FidoNet.

В этой главе будет рассказано о том, как может быть устроена компьютерная сеть на основе одномоментной двусторонней связи между компьютерами на примере FidoNet, описана иерархия этой сети, переведены некоторые специфические термины и выражения.

Любое сочетание компьютеров, называющее себя сетью, должно выполнять основную функцию сети: иметь возможность передавать данные от одного пользователя сети любому другому (в принципе: в конкретных случаях такая передача может быть запрещена, но не из-за свойств сети, а из-за желания самих пользователей). И FidoNet может выполнять эту функцию.

Вот как в ней реализуются возможности обмена информацией.

Передача данных от одного пользователя к другому - Сетевая почта: аналог e-mail в Internet'е.

Передача данных от одного пользователя большой группе пользователей, которые желают получать такие данные - эхо-конференции: в какой-то степени даже может служить аналогом некоторых web-сайтов Internet'а, но, естественно, безо всякой графики и прочих "наворотов" - только текст. А наиболее похожий аналог эхо-конференций в Internet'е - списки рассылки и web-конференции.

Получение файлов с данными со стационарного места на каком-нибудь компьютере - BBS (компьютеры с архивом файлов с полезными программами, электронными книгами и т.д.), а также File Requests (файловые запросы - заказы файлов). Реализуется в FidoNet все это так.

 

22.1. Почта

В мире есть некоторое количество людей - профессионалов в области компьютерных технологий, которые из любви ко всему человечеству предоставили свои компьютеры и телефоны для организации сети. Все эти компьютеры обьединены в иерархическую структуру. Связь между любыми двумя компьютерами осуществляется с помощью модемов. Каждый человек, предоставляющий свой компьютер для организации сети FidoNet, делает это из чистой любви к искусству и человечеству - никакой платы за это он не берет и не получает. Его компьютер получает название узла сети (рис.22.1) и предоставляется в пользование обычным пользователям FidoNet, имеющим компьютеры с модемами, но не являющимся узлами. Он оставляется включенным весь день (или определенное время, о котором заранее оповещают пользователей), постоянно подключен к телефонной линии и может отвечать на входящие звонки. На таком узле сети устанавливается специальное программное обеспечение для работы с пользователями.

Пользователи сети с помощью специальных программ связываются с узлом и могут помещать на него свои сообщения, посланные определенному адресату, получать сообщения, присланные им, загружать с компьютера нужные файлы. В заранее определенное время (обычно ночью по местному времени) у компьютера наступает так называемый "почтовый час". Он перестает отвечать на звонки пользователей и связывается по телефонной линии с другим компьютером, называемым хабом (Hub). Хаб - это тоже компьютер, обычно сам не отвечающий на звонки обычных пользователей и занятый только тем, что собирает в "почтовые часы" почту (то есть сообщения пользователей) с узлов сети, определяет, на какой узел послать ее дальше и, дождавшись "почтового часа" у этого узла (когда тот ему позвонит), отправляет почту на него.

Рис.22.1. Ячейка Fidonet'а - узел и его пойнты

Кроме того, разумеется, один хаб может позвонить другому и передать почту ему. Существуют также особые хабы, занимающиеся сбором почты с других хабов и передаче каждому хабу его почты. Они как бы являются вышестоящими по отношению к остальным хабам. Иллюстрацию смотрите на рис.22.2.

Рис.22.2. Фрагмент сети Fidonet

На каждом узле и хабе установлены специальные программы, занимающиеся распределением полученной почты по узлам-адресатам и другим хабам.

С помощью таких вот телефонных сеансов между компьютерами сети FidoNet и осуществляется в ней обмен данными. Один компьютер может связаться по телефону с помощью модема с множеством других компьютеров и обменяться с ними данными, - вот принцип сети FidoNet. Естественно, что за междугородние телефонные звонки для обмена данными между компьютерами разных городов, а то и стран приходится платить, и платит оператор звонящего узла.

Каждому узлу и хабу сети FidoNet присваивается особый адрес, по которому происходит сортировка почты на вышестоящих по отношению к нему хабах и загрузка узлом своей почты с этого вышестоящего хаба. Адрес имеет вид x:xxxx/xxxx, при этом первая цифра означает номер географического региона, вторые четыре - номер страны и города, последние - номер собственно узла. Пример такого адреса - 2:5020/1600.

Для того, чтобы стать пользователем FidoNet, нужно связаться по модему с одним из узлов этой сети с помощью специального программного обеспечения и зарегистрироваться. Телефоны узлов и время их работы распространяются посредством устного общения между "любителями компьютеров" и их друзьями, на компакт-дисках, через почту FidoNet. После этого у пользователя будет возможность работать с почтой, эхо-конференциями и файлами.

Под почтой в FidoNet понимается хранящийся в определенном формате файл, содержащий текст, адресованный конкретному лицу. Адресат должен также быть пользователем FidoNet, зарегистрированным на каком-нибудь из узлов. Отправитель пишет письмо и, связавшись с узлом, на котором он зарегистрирован, с помощью специальной почтовой программы загружает его на этот узел в специально отведенное ему место (например, личную папку). В особом месте письма - заголовке - пишется адрес получателя и его имя.

Когда наступает "почтовый час", специальная программа на узле собирает все новые отправленные письма в один большой архив и, связавшись со своим хабом, пересылает этот архив хабу.

Хаб, получив архив, разархивирует его и с помощью специальной программы-сортировщика раскладывает пришедшие письма по группам согласно узлам назначения. Например, в одну группу будут помещены письма на узел 2:5020/1650, в другую - на узел 2:5020/1651 и.т.д. Так происходит со всеми присылаемыми на хаб архивами с почтой. Затем те группы писем, которые адресованы на узлы, звонящие для работы с почтой этому же хабу, помещаются в отдельные архивы и, как только нужный узел свяжется с хабом, он получит свою почту. Письма же на те узлы, которые не входят в "сферу обслуживания" данного хаба, опять-таки помещаются в архив и в "почтовый час" передаются на хаб вышестоящего уровня, который уже в основном работает не с отдельными узлами, а с другими нижестоящими хабами. Этот вышестоящий хаб повторяет процедуру сортировки почты, но уже распределяет ее по соответствующим хабам. Информация о том, в "зоне обслуживания" какого хаба находится тот или иной узел, закладывается в почтовую программу вышестоящего хаба (он еще называется хост, не в том значении, в каком это название используется в терминологии сети Internet) его администратором.

Безусловно, отдельные хабы могут звонить и друг другу и обмениваться почтой, что выгодно в случае, если пользователи узлов одного хаба отправляют много писем пользователям узлов второго хаба. При этом хост не используется. Отдельные узлы тоже могут связываться друг с другом для обмена почтой. Порядок и время таких связей обговаривается администраторами узлов и хабов.

Узел, получив свою почту, предоставляет ее для чтения своим пользователям. Соединившись с узлом, пользователь с помощью специальной программы получает доступ к пришедшей почте и читает присланные ему сообщения.

Допустим, Sergey - пользователь узла 2:5020/1685 отправил письмо пользователю узла 1:1002/234 (все адреса абсолютно условные) Andrew. Узел 2:5020/1685 архивирует всю накопившуюся за день почту, в том числе и почту Sergey, и в "почтовый час" дозванивается своему хабу (как вы помните - специальному компьютеру, настроенному на принятие, сортировку почты и предоставление ее узлам для загрузки в соответствии с адресацией почты).

Хаб, отсортировав почту и увидев, что данное письмо адресовано не его узлу, отправляет его (вместе с другими подобными письмами) вышестоящему хабу, дозвонившись ему в его "почтовый час". (Звонок может быть и междугородний, если вышестоящий хаб находится в другом городе.) Вышестоящий хаб (хост) также сортирует почту, готовит "своим" хабам для загрузки архивы с сообщениями, адресованными именно им, а ту почту, которая адресована хабам, находящимся в компетенции других хостов, готовит для отправки им.

Между хостами существуют определенные соглашения о маршрутизации почты между ними: например, хост в Москве (пусть, например, именно на него пришло письмо Sergey) связывается только с хостом в Финляндии, хост в Финляндии связывается с хостами в Дании и Франции, хост во Франции связывается с хостом в Америке (где, допустим, расположен узел 1:1002/234). На каждом хосте происходит сортировка почты и подготовка ее к отправке на соответствующие другие хосты. Информация о том, с какими хостами каждый хост связывается, вводится в сортировщик почты администратором хоста.

Когда письмо Sergey вместе со всей остальной почтой будет посредством сеансов модемной связи по телефону передано на хост в Америке, тот тоже отсортирует пришедшую почту по своим хабам. Хаб, в "зоне обслуживания" которого расположен узел 1:1002/234, заберет почту с хоста и разложит ее у себя по своим узлам. Узел 1:1002/234 в "почтовый час" дозвонится на этот хаб и заберет с него свою почту - сообщения, адресованные пользователям этого узла. Andrew, дозвонившись на свой узел во время работы узла с пользователями, найдет на нем и прочитает письмо от Sergey.

Если бы узел Sergey работал бы с тем же хабом, что и узел Andrew, то, естественно, на хост и дальше его письмо бы не передавалось - оно просто попало бы в архив с почтой, предназначенный для узла Andrew и было бы загружено этим узлом при первом же сеансе связи.

Пользователи FidoNet имеют возможность отправлять письма пользователям других сетей, например, Internet'а, не являющимся пользователями FidoNet. Для этого служат специальные узлы - гейты. Например, в Москве одно время такими гейтами в Internet были узлы 2:5020/128 и 2:5020/400. Если послать на такой узел письмо в специальном формате с указанием адреса пользователя сети, гейтом в которую он является, то оно будет отправлено по этому адресу в эту сеть. Существуют и обратные гейты - для писем из Internet'а в FidoNet - www.fidonet.org и др., например, письмо Andrew от пользователя Internet должно было быть отправлено по адресу Andrew@n234.f1002.z1.fidonet.org, то есть:

ИмяПользователя@n+НомерУзла.f+Регион.z+Зона.fidonet.org.

Если в "зоне обслуживания" одного хоста имеется очень много хабов, то тогда некоторые хабы могут быть организованы как хабы второго уровня - промежуточные между хабами, собирающими почту с узлов, и хостами. Они являются как бы "мини-хостами" и выполняют по отношению к нижележащим хабам функции хостов, а по отношению к хостам - функцию хабов, соответствующим образом маршрутизируя почту. В такой большой сети часто также осуществляется связь между отдельными хабами - в определенное время они звонят друг другу и обмениваются почтой.

Безусловно, обычный узел может связываться и напрямую с хостом, но это происходит только в случае наличия личных теплых связей администраторов узла и хоста, - ведь у хоста и так достаточно работы.

Может возникнуть вопрос: а, собственно, кто следит за тем, кто куда звонит? Безусловно, узел может связаться напрямую с хостом и без позволения его администратора. Кроме того, пользователь может отправить огромное письмо и сильно затруднить работу узлов и хабов, возможно, даже заставив их администраторов тратить денги на оплату телефонных переговоров. Но дело в том, что FidoNet - организация некоммерческая. Одно из ее названий - "сеть друзей", и изначально она создавалась именно как сеть интересующихся информационными технологиями пользователей компьютеров. И поэтому в этой сети существуют определенные этические правила, обязательные для выполнения всеми ее пользователями и участниками. Правила предоставляются для ознакомления каждому, желающему вступить в FidoNet при регистрации.

Если же кто-нибудь решит их не соблюдать, то ему просто откажут в обслуживании остальные участники сети - не будут посылать ему почту и принимать ее от него, не будут позволять связываться со своими компьютерами по модему и т.д. Можно, конечно, искать пути обхода таких запретов (например, никто не мешает неоднократно регистрироваться на разных узлах под разными именами), но следует помнить, что, нарушая правила FidoNet, можно причинить неприятности большому количеству дружелюбных и добрых людей, на который эта сеть стоит.

В качестве узлов и особенно хабов часто используются не домашние компьютеры индивидуальных их пользователей, что может быть довольно-таки разорительно для их владельцев, а компьютерные системы университетов, институтов, различных организаций, руководители которых не требуют с администраторов этих систем оплачивать междугородние и международные сеансы телефонной связи.

Такая большая система, как FidoNet, не может обойтись без руководства. В функции руководителей FidoNet входит сбор информации о составе сети и распространение ее по всем ее узлам. Кроме того, они выдают новым появившимся узлам их адреса-номера. В пределах одного города (района, области) из его узлов и хабов формируется сеть, общее руководство которой осуществляет Сетевой Координатор. В пределах одного государства (республики, большой географической области) формируется регион, общее руководство которым осуществляет Региональный Координатор. В пределах одного материка (или какой-либо большой отдельной части материка) формируется Зона, общее руководство которой осуществляет Зональный Координатор. Общей работой FidoNet управляет Международный Координатор.

В принципе структура руководства FidoNet похожа на структуру адреса пользователя. Координаторы занимаются разработкой наиболее эффективных путей передачи почты (например, таких, о которых было рассказано выше при описании работы хостов) с учетом возможностей каждого хаба или хоста, оплаты телефонных переговоров, пожеланий администраторов узлов и хабов. Они же и присваивают отдельным узлам статус хабов или хостов. К примеру, допустим, что в Москве есть узел FidoNet в Московском государственном университете, могущий без проблем звонить за границу, - оплата звонков идет за счет института. На этом узле установлен очень быстрый модем. Ясно, что именно его лучше всего назначить хостом для Москвы, а то и для всей России.

Информация о телефонах и характеристиках хабов, узлов и хостов, собранная усилиями руководства FidoNet, распространяется по всем ее узлам - она называется нодлистом (так как узел по-английски - "node"), и с помощью этих данных администраторы хабов и узлов разрабатывают подходящие им пути передачи почты - дозвонов друг до друга. Координаторы также могут помочь им в этом. Общение между руководством и участниками FidoNet (то есть владельцами узлов, хабов и хостов) может производиться как по почте, так и по телефону и даже лично. Также координаторы назначают для хабов, хостов и узлов своих зон ответственности "почтовые часы". Нодлист формируется международным координатором пару раз в год и рассылается всем узлам FidoNet. В течение остального времени в целях распространения информации о новых и изменивших телефон узлах или хабах по FidoNet распространяются поправки к нодлисту - так называемые нодедиффы.

По личной договоренности с владельцем узла обычный его пользователь может стать пойнтом FidoNet. Тогда к его почтовому адресу добавляется точка и его номер как пойнта: 1:1002/234.18 (то есть восемнадцатый пользователь узла 234 региона 1002 зоны 1). Пойнт может с помощью особой программы забрать всю свою почту со своего узла в автоматическом режиме, а не роясь в наборе пришедших на узел сообщений, как это приходится делать обычным пользователям (Обычные пользователи тоже могут использовать автоматический режим забора почты со своего почтового узла, используя специальные программы - offline-reader'ы, но эти программы требуют личного руководства собой во время работы и не позволяют автоматически дозваниваться на почтовый узел, забирать и отправлять почту и отключаться.).

Кроме того, поскольку сообщения, пришедшие пойнту, забираются им с помощью особой программы, то они не видны обычным пользователям узла, и таким образом достигается некоторая конфиденциальность - ведь почту обычного пользователя может без труда прочитать любой другой пользователь, зашедший на узел. Пойнт одного узла не должен звонить на другие и передавать через них свою почту, если только его узел не прекратил свою работу (тогда у него и адрес изменится, и он должен будет стать пойнтом другого узла).

Существуют специализированные FidoNet-подобные сети. С ними возможна связь через FidoNet. Просто при указании адреса в них в качестве зоны используют условный номер, обозначающий эту сеть (например зона 100, 104 и т.д.): 100:3056/8.79.

В почтовые сообщения в принципе можно вкладывать файлы. Для этого используется специальное преобразование бинарного кода в буквенный, позволяющее файлу быть переданным с помощью обычных почтовых систем FidoNet (см.главу 19). Однако следует помнить, что подобная передача файлов нагружает почтовые узлы и может доставить проблемы их администраторам, особенно при большом размере файла.

 

22.2. Эхо-конференции

С помощью почты FidoNet пользователи и участники этой сети могут обмениваться информацией друг с другом - один на один. Чтобы отправить одно и то же письмо десяти различным пользователям на разных узлах (да и на одном, если им не сообщить заранее, чтобы они все читали почту одного из них, кому письмо отправлено), приходится отправлять десять писем. Поскольку такая необходимость возникала достаточно часто, то через некоторое время после своего возникновения сеть FidoNet оказалась перегруженной сообщениями, - например, какой-нибудь ее пользователь рассылал желающим интересную информацию. Кроме того, проводить различные дискуссии, сетевые конференции с использованием только почты было крайне проблематично - ведь сообщения, отправленные одним участником такой дискуссии, должно было быть получено всеми остальными ее участниками. И был найден выход - эхо-конференции.

Эхо-конференцией называется способ распространения пользовательских сообщений по сети FidoNet, при котором все участвующие в конференции пользователи (подписчики конференции) регулярно получают все новые сообщения всех остальных участников конференции. Если, скажем, в такой конференции участвует пять человек, и трое из них написали и отправили в конференцию по одному сообщению от каждого, то все пять подписчиков получат все эти три сообщения. Если же кто-нибудь из подписчиков решит написать ответ на какое-нибудь из этих сообщений, то все остальные подписчики тоже его получат.

Эхо-конференция может быть ограничена пользователями одного узла - в этом случае ее содержимое не распространяется на другие узлы FidoNet, и читать сообщения в ней, а также писать их могут только пользователи данного узла. Но такая конференция не реализует в полной возможности все преимущества сети. Поэтому для распространения по FidoNet сообщений эхо-конференций была придумана специальная система.

На узле FidoNet для каждой эхо-конференции отводится специальное место, в которое пользователи данного узла могут помещать свои сообщения и читать уже там имеющиеся. Поскольку дисковое пространство и пропускная способность модема у узла не беспредельна, то на каждом узле присутствует лишь ограниченное количество эхо-конференций, - при этом узел называется подписанным на эти конференции. На одну эхо-конференцию подписываются несколько узлов, иногда количество подписчиков какой-нибудь эхо-конференции является очень большим.

Когда наступает "почтовый час" у данного узла, то содержимое эхо-конференций архивируется и пересылается на другие узлы, которые тоже подписаны на соответствующие конференции. Таких узлов обычно несколько - два-три. Сообщения конференций, пересылаемые одному узлу, архивируются в один большой файл для ускорения процесса передачи.

Узел-получатель, распаковав пришедший архив, с помощью специальной программы - эхопроцессора раскладывает все новые пришедшие сообщения по папкам тех конференций, к которым они принадлежат. Затем он вновь формирует архивы для передачи другим узлам, подписанным на те же конференции, что и данный узел, в "почтовый час" дозванивается на них и передает архив.

В каждом сообщении эхо-конференции указываются FidoNet-адреса тех узлов, через которые данное сообщение прошло (то есть где оно было получено). Программа, формирующая архивы с сообщениями эхо-конференций, не включает эти сообщения в архивы для таких узлов.

Пример. Узлы 2:5020/1020, 2:5020/1025, 2:5020/1026, 2:5020/1031, 2:5020/1045 подписаны на эхо-конференцию CONF(все имена и названия условны). Пользователь Igor узла 2:5020/1020 направил сообщение "Igor1" в конференцию CONF. В "почтовый час" узел 2:5020/1020 заархивировал сообщения CONF и отправил архив с этими сообщениями (куда попало сообщение "Igor1") узлам 2:5020/1025 и 2:5020/1026, но перед архивацией он приписал в конец каждого отправляемого сообщения конференции CONF свой адрес. Узел 2:5020/1025, получив архив, помещает новые пришедшие сообщения в папку с содержимым конференции CONF, а затем, собрав вместе свои новые сообщения конференции CONF и пришедшие ему с узла 2:5020/1020, дозванивается до узла 2:5020/1031 и отправляет архив ему, добавив в конец сообщений свой адрес. Узел 2:5020/1026 поступает так же с узлом 2:5020/1045. В результате сообщение "Igor1" появляется на всех узлах-подписчиках конференции CONF и доступно для чтения всем пользователям данных узлов.

Естественно, обмен ведется не по одному направлению, а встречный. Во время сеанса связи узлов 2:5020/1020 и 2:5020/1025 узел 2:5020/1025 тоже отправляет на узел 2:5020/1020 сообщения, которые не имеют в своем тексте адреса этого узла, - то есть еще не были на нем.

Нетрудно увидеть, что для реализации такого механизма обмена новыми сообщениями эхо-конференций узлы-подписчики должны действовать в соответствии со строго согласованной схемой. Например, если узел 2:5020/1026 дозвонится до узла 2:5020/1025 и обменяется с ним сообщениями эхо-конференции CONF, то на каждом из этих узлов окажутся по две копии сообщения "Igor1", так как это сообщение на каждом из узлов имело пометку о прохождении только через узел 2:5020/1020. Поэтому пути распространения новых сообщений эхо-конференций строго предписаны. Обычно они определяются в процессе роста числа подписчиков конференции.

В идеальном случае система распространения новых сообщений может выглядеть так. Допустим, на одном из узлов сети FidoNet каким-нибудь энтузиастом была создана эхо-конференция. Сначала она некоторое время существует только на данном узле, но администраторам близлежащих узлов (особенно тем, которые часто дозваниваются на данный узел для обмена почтой) посылается информация о новой эхо-конференции. Если те пожелают на нее подписаться, то с этими узлами будет вестись обмен новыми сообщениями. Новые узлы-подписчики, в свою очередь, могут предложить другим узлам подписаться через них. Каждый узел-подписчик, таким образом, имеет один узел, через который он был подписан, и несколько узлов, которые подписались на эту конференцию через него. Возникает такая древовидная структура, ветви которой нигде не пересекаются. Поскольку между каждыми двумя узлами-подписчиками ведется двусторонний обмен новыми сообщениями, то рано или поздно сообщение с одного узла окажется скопированным на узлы всей системы узлов-подписчиков. Поскольку сообщение не может быть снова передано на узел, с которого оно пришло, то сообщения не дублируются. Принцип функционирования подобной системы нетрудно понять - стоит только все себе образно представить.

Новые узлы-подписчики, включившиеся в сеть распространения новых сообщений, могут получить как все накопившиеся сообщения данной эхо-конференции, так и лишь новые, что обговаривается с администратором узла, который подписал данный узел. Слишком старые сообщения эхо-конференции могут удаляться с жестких дисков узлов-подписчиков для экономии места.

Один и тот же узел может быть подписан на большое количество эхо-конференций. Обмен данными между двумя узлами обычно производится с помощью архивов с сообщениями, которые необходимо передать другому узлу. После получения такого архива пришедшую информацию необходимо рассортировать по конференциям, подготовить новые архивы для отправки другим узлам. Этим занимается специальная программа - эхопроцессор, настраиваемый администратором узла.

Поскольку распространение сообщений эхо-конференций - дело довольно-таки сложное, то за него отвечает специальный человек - модератор. Вначале им является администратор узла, с которого началась подписка на данную эхо-конференцию - то есть ее создатель, но впоследствии им может стать и другой участник FidoNet. В компетенцию модератора входит обеспечение функционирования эхо-конференции (например, если узел, на котором была создана данная эхо-конференция, прекращает свое существование, то модератор обязан передать его функции другому узлу, например, одному из первых узлов-подписчиков, сообщив его адрес всем, кто ранее обменивался новыми сообщениями с исходным узлом), исключение из эхо-конференций ненужных сообщений (не соответствующих тематике эхо-конференции) - оффтопиков. Модератор не допускает распространения такого сообщения далее по узлам, удалив его.

Приведенная выше схема - идеальная. В реальности дело может обстоять несколько сложнее. В частности, если узлы-подписчики расположены в разных городах, то заставлять их обмениваться новыми сообщениями не так уж и хорошо. Поэтому организуются специальные цепочки из надежных узлов FidoNet, занимающимися распространением новых сообщений эхо-конференций - так называемые бекбоны. По бекбону распространяются новые сообщения разных эхо-конференций сразу, а узлы-подписчики затем получают с ближайших к ним узлов, входящих в бекбон, новые сообщения тех эхо-конференций, на которые они подписаны. В качестве входящих в бекбон узлов обычно используются узлы, администраторы которых не имеют особых проблем с оплатой междугородних телефонных переговоров. Бекбон - это как бы "информационная магистраль", с узлами которой можно связываться для получения информации из этой магистрали. Управление бекбонами, включение новых эхо-конференций в список распространяемых по бекбону и обеспечение такого распространения осуществляется специально выделенным для этого участником FidoNet - эхокоординатором. У эхокоординатора, как и у модератора, могут быть заместители и помощники.

С помощью бекбонов распространяются не все эхо-конференции, а только наиболее массовые, особенно имеющие много подписчиков в регионах, расположенных далеко друг от друга. Схема распространения других эхо-конференций, не использующих бекбоны, подобна той, что описана выше. Однако вследствие различных обстоятельств ее реализация может быть затруднена, и тогда эхокоординаторы регионов, имеющих узлы-подписчики этой эхо-конференции, разрабатывают маршруты распространения ее новых сообщений с учетом реальных условий.

Если судить по опыту распространения реальных эхо-конференций в FidoNet, то сообщение, отправленное в распространяемую по всей России эхо-конференцию в Москве, дойдет до Владивостока через два-три дня.

Можно организовать специальные эхо-конференции, в которых вместе с сообщениями распространяются также и файлы. Это так называемые файловые эхо-конференции, или фэхи. Их основное назначение - распространение файлов: новых полезных программ, обновлений антивирусных баз, новых отсканированных текстов книг, музыкальных файлов и др. По фэхам также распространяется служебная информация FidoNet, например, нодедиффы (поправки к нодлистам - спискам существущих узлов FidoNet), а также нодлисты.

Поскольку распространение сообщений эхо-конференций и тем более фэх сопряжено с определенными трудностями для администраторов узлов, через которых это распространение происходит, а в отдельных случаях (при междугородней связи) требует еще и денежных затрат, то все эхо-конференции подвергаются цензуре - модерируются. Под модерацией понимается удаление ненужных сообщений из конференции или недопущение помещения их туда, а также запрет на использование эхо-конференции тем или иным узлом, на котором появление требующих модерации сообщений отмечалось наиболее часто.

Обычные эхо-конференции модерируются по принципу постмодерации: если модератор увидит сообщение, не соответствующее тематике конференции (оффтопик) или противоречащие определенным установленным модератором правилам, то он просто его удалит из новых сообщений этой эхо-конференции, и дальше по цепочке узлов-подписчиков оно передано не будет. Файловые эхо-конференции модерируются по принципу премодерации: обычно рассылает файлы по фэхе лишь один узел-подписчик, администратор которого одновременно является и модератором фэхи (некое подобие, например, списков рассылки обновлений антивирусных баз AVP), а любой другой пользователь файловой эхо-конференции, желающий распространить по ней свой файл, должен сначала передать его модератору (по почте FidoNet или даже лично).

Сообщение, посланное в одну из эхо-конференций, может ее модератором или простым подписчиком быть направлено в другую. Вот как, например, может выглядеть список конференций, через которые "прошло" какое-нибудь сообщение (он указывается в заголовке сообщения):

Crossposted in MO.MFG

Crossposted in SU.BUSINESS.HUMOR

Crossposted in RU.ANEKDOT

Crossposted in SPB.CHAINIK

Каждая эхо-конференция FidoNet имеет свое название. Обычно в его первой части указывается регион ее распространения (если таковой выделяется). К примеру, первая конференция в этом списке распространяется по Москве, четвертая - в Санкт-Петербурге, остальные две - по всей России. Вторая и остальные части названия характеризуют тематику эхо-конференции.

В качестве узлов FidoNet, через которые распространяются сообщения эхо-конференций, могут выступать и хосты, и хабы.

 

22.3. BBS и файловые запросы

На компьютере - узле FidoNet могут храниться не только почтовые сообщения и эхо-конференции, но и файлы с программами, текстами книг, картинками. В этом случае пользователи данного узла могут устанавливать с ним связь с помощью модема и загружать на свои компьютеры эти файлы, а также помещать на узел свои.

Компьютер, предоставляющий возможность работать по модемному доступу с файлами, расположенными на нем (обычно файлы представлены в архивах zip, arj или rar), называется BBS - "электронной доской обьявлений". BBS не обязательно должна быть узлом FidoNet - она может работать совершенно автономно. На BBS ее пользователи помещают также файлы, содержащие определенную информацию (например, предложение услуг, работы), которые могут быть прочитаны любым другим ее пользователем (что, собственно, и оправдывает ее название).

Обычно, кроме возможности загружать файлы и читать обьявления, пользователям BBS предоставляются также услуги общения лично друг с другом - посредством локальной почты. Пользователь помещает свое сообщение в определенное место BBS, а тот, кому оно адресовано, соединившись с электронной доской обьявлений, его себе загружает. (То есть все происходит так же, как при почтовой переписке двух пользователей одного и того же узла FidoNet.) На BBS могут быть специальные "приватные" области, в которые помещается переписка тех пользователей, которые не хотят, чтобы о содержании их писем могли узнать другие посетители BBS.

Обычно все узлы FidoNet являются одновременно и BBS (кроме хабов и хостов, которые вследствие их высокой загрузки и важности работы обычно не допускают работу с ними обычных пользователей). Однако BBS может организовать на своем компьютере любой его владелец, имеющий еще и модем с телефоном, в то время стать узлом FidoNet можно только с согласия участников этой сети. BBS может быть не узлом, а только пойнтом FidoNet, и тогда ее пользователям оказываются доступны для чтения (а иногда и для участия) эхо-конференции, на которые подписана данная BBS как пойнт FidoNet.

Доступ пользователей к BBS регламентируется по принципу: "чем больше дал - тем больше можешь взять". Каждому пользователю выделяется определенный дневной лимит времени работы с BBS, который может увеличиваться или сокращаться в зависимости от поведения пользователя. Помещением своих полезных файлов на BBS, другими добрыми делами в адрес владельца электронной доски обьявлений пользователь может свой лимит времени увеличить.

Загрузка новых файлов на BBS ее пользователями осуществляется на специальное место на жестком диске BBS (в особую папку), и затем администратор BBS (СИСтемный Оператор, или сисоп) эти файлы просматривает, проверяет на наличие вирусов (если пожелает), отбирает наилучшие, с его точки зрения, составляет краткое описание и помещает на BBS для общего доступа.

Для того, чтобы загрузить себе файл с BBS, пользователь должен напрямую связаться с ней по телефону с помощью модемной связи (или приехать к ее владельцу лично, если тот позволит) и переписать нужный файл на свой компьютер. (Многие BBS позволяют переписывать файлы в несколько приемов, за несколько сеансов связи в разные дни, автоматически разбивая файл на фрагменты, - некоторый аналог возможности "докачки" файлов при загрузке их с сайтов Internet'а.) Но если BBS является к тому же еще и узлом FidoNet, то файлы на ней доступны и через эту сеть. Для получения какого-либо файла необходимо точно знать его местонахождение (то есть на какой BBS он находится, какой адрес имеет эта BBS и как точно файл называется) и послать на эту BBS файловый запрос (фрек), который является простым письмом на адрес BBS в FidoNet, написанным в специальном формате. BBS, получив запрос, пошлет ответным письмом нужный файл отправителю фрека.

Поскольку файлы, передаваемые по файловым запросам, обычно бывают гораздо больше, чем простые текстовые сообщения (что неудивительно - ведь обычно они представляют собой архивы программ), то их пересылка может очень сильно загрузить узлы, через которые они будут проходить, и доставить неприятности администраторам этих узлов. Поэтому файловые запросы соглашаются выполнять не все узлы FidoNet. Некоторые узлы, допускающие пересылку файлов через себя или согласные предоставлять свои файлы для загрузки через FidoNet с помощью файловых запросов, выдвигают дополнительные условия этого - например, наличие у получающих файлы узлов быстрых модемов. Фраза в заголовке данной главы, которая вас так привлекла, означает именно такое условие, - говорящий ее соглашается пересылать ("отдавать") файлы со своего компьютера по файловым запросам (фрекам) только в том случае, если у принимающей стороны установлен модем фирмы "Zyxel" (называемый попросту "зухелем" вместо "зайксел" в среде участников и пользователей FidoNet), отличающийся быстротой и надежностью работы. Скорее всего, у того, кто соглашается "отдавать фреки только на зухеле", у самого стоит модем фирмы "Zyxel", так как наиболее эффективный обмен данными идет между модемами одной марки.

На узел, являющийся гейтом в Internet, можно послать файловый запрос на какую-либо Web-страницу, доступную по Internet'у. Таким образом через FidoNet может быть осуществлено некое подобие оффлайнового доступа в Internet, так как после анализа полученной страницы можно сформулировать и отослать файловые запросы на заинтересовавшие пользователя страницы по ссылкам с присланной. Однако ясно, что скорость подобного доступа будет оставлять желать лучшего.

 

22.4. Голый Дед и ель

Для работы сети FidoNet мало одной ее организации. Нужно еще предназначенное для такой работы программное обеспечение.

Для того, чтобы работать в FidoNet в качестве узла, необходим, во-первых, мэйлер - программа, работающая с приходящей и отправляемой почтой. Мэйлер устанавливает связь с другим заранее заданным узлом FidoNet (вышестоящим хабом данного узла) путем автоматического дозвона по указанному телефонному номеру хаба и модемного подключения к нему, а также в автоматическом режиме принимает и отправляет почту. Почта приходит на узел, и пользователи данного узла сами забирают свои сообщения, соединившись с узлом. Пойнты узла работают с ним с помощью такого же мэйлера, как и сам узел - с хабом, забирая со своего узла почту в автоматическом режиме. Мэйлер также забирает и отправляет архивированные сообщения эхо-конференций. Его нетрудно самостоятельно написать любому более-менее опытному программисту. Наиболее распространенные в FidoNet мэйлеры - это T-Mail, Bink/+ и FrontDoor. Для работы с модемом, разумеется, требуется еще драйвер модема, но он обычно поставляется вместе с самим модемом.

Для работы с сообщениями эхо-конференций нужна программа-эхопроцессор. Несмотря на свое название, указывающее на предназначенность для работы с сообщениями эхо-конференций, эхопроцессор также выполняет функции сортировки пришедшей почты и подготовке новой почты к отправке. Обрабатывая сообщения эхо-конференций, эхопроцессор распаковывает загруженные с хаба (или с другого узла) архивы с этими сообщениями и согласно вложенному в него алгоритму раскладывает пришедшие сообщения по соответствующим местам на диске узла, предназначенным для каждой отдельной эхо-конференции. Кроме того, эхопроцессор готовит к отправке новые сообщения. В его функции также входит недопущение повторной отправки новых сообщений эхо-конференций на те узлы, на которых они уже есть. Сам эхопроцессор не занимается непосредственной загрузкой архивов с сообщениями с другого узла, - он работает с уже загруженными с помощью мэйлера файлами. Создать самому эхопроцессор тоже вполне возможно. Из реально использующихся сейчас таких программ можно назвать Squish, GEcho, FastEcho. По английскому названию основной функции эхопроцессора - сортировки сообщений - эхопроцессор еще называется тоссером (от английского tossing - сортировка).

И, наконец, третий компонент обязательного набора программ узла FidoNet - это редактор сообщений. Ни мэйлер, ни эхопроцессор ни читать, ни писать письма и сообщения эхо-конференций обычно не позволяют - для этого у них нет соответствующих функций. Редактор сообщений - это обычный текстовый редактор, позволяющий читать и писать сообщения в определенном формате. Наиболее распространенным таким редактором является GoldEd, что часто произносится как "голый дед" или просто "дед" во всевозможный вариантах. Название редактора и его версия обычно включается в подпись сообщения, что дает большой простор фантазии, и GoldEd версии 2.50 может быть представлен как: "Голый я, голый дед - голым стал весь белый свет", "Два плюс половинка Дедулька!" и даже как "Гол! Дед забил 2 мяч на 50 минуте!". Существуют и другие редакторы - TimeEd, например.

Почти все имеющееся программное обеспечение FidoNet написано для операционной системы MS-DOS. Это и неудивительно - ведь в те годы, когда шло бурное развитие этой сети, операционная система Windows95 еще делала самые первые шаги, а такие системы, как OS/2 или Unix были установлены далеко не у всех пользователей компьютеров. Кроме того, поскольку MS-DOS нетребовательна к ресурсам компьютера, то при использовании написанных под эту операционную систему программ для работы в FidoNet узлами этой сети могут служить лостаточно старые машины вроде AT и даже XT. В последнее время стали появляться новые версии программ для FidoNet, написанные уже под современные операционные системы. Их можно найти, например, на сервере www.listsoft.ru в разделе "Fido". Участники сети FidoNet достаточно консервативны и не любят программы для операционных систем Windows9.x, поэтому широкого распространения среди реальных участников этой сети такие программы не нашли.

Для работы с BBS пользователю также необходимы специальные программы, для примера можно привести такие названия, как Telix, Telemate. Они дают возможность дозвониться с помощью модема до электронной доски обьявлений, установить связь и загружать файлы со своего компьютера на BBS и с BBS себе. На самой BBS также должна быть установлена специальная программа для организации ее работы. Это в чем-то роднит BBS с Web-сервером, который тоже обслуживает пользователей, предоставляя им в пользование свои ресурсы, но который должен работать под управлением специальной программы-сервера (например, Apache или Internet Information Server). Наиболее распространенным средством организации BBS является программа под названием Maximus. Она запускается на BBS при подсоединении к ней пользователя электронной доски обьявлений и позволяет ему помещать на BBS файлы, загружать их себе оттуда, читать свою почту, если она есть на этой BBS.

Если BBS не является одновременно узлом FidoNet, то ее пользователям доступны только услуги местной почты - обмена сообщениями только между различными пользователями этой же BBS. Если BBS также выполняет функции узла FidoNet, то ее пользователи могут отправлять через нее почту другим пользователям FidoNet. Наконец, если BBS является узлом FidoNet, а ее пользователь - его пойнтом, то он получает и отправляет свою почту через этот узел с помощью мэйлера.

Если BBS - узел FidoNet и имеет пойнтов, работающих через нее со своей почтой, то на ней в резидентном режиме запускается мэйлер, который отвечает на почтовые запросы пойнтов в течение рабочего дня BBS. Если же пользователь, установивший связь с BBS, не является ее пойнтом или желает работать с файлами на ней, то мэйлер вызывает программу организации BBS (Maximus), которая и работает с пользователем.

Электронная доска обьявлений - это компьютер, установленный у кого-нибудь дома или в каком-либо учреждении. В отличие от сервера Internet'а на BBS должен быть оператор и средства интерфейса для работы с компьютером (монитор, клавиатура). Поэтому в программах типа Maximus предусматривается специальный режим общения с оператором BBS (сисопом) в режиме реального времени (некий аналог интернетовских чатов или ICQ, ограниченный, в данном случае, лишь общением между пользователем и сисопом). Он называется режимом Yell (произносится как "ель"), а вызов сисопа для общения - "вызовом на ель". Обычно Yell используется для улаживания технических проблем, возникающих у пользователя, а также для общения сисопа с наиболее понравившимися ему пользователями.

 

22.5. Практика

Вот небольшой пример жизни сети FidoNet и BBS.

Дома у системного оператора (энтузиаста компьютерных технологий и альтруиста) стоит компьютер с модемом. Это - узел FidoNet и одновременно BBS. Модем подключен к телефонной сети, а на компьютере запущена программа-мэйлер FrontDoor, так как данный узел FidoNet имеет много пойнтов. Когда на компьютер звонит пойнт, то FrontDoor в автоматическом режиме отправляет ему новые сообщения эхо-конференций, на которые тот подписался, и свежую почту, а также получает от него его почту и его письма в эхо-конференции, которые сразу раскладываются эхопроцессором по папкам с содержимым соответствующих эхо-конференций. Почта тоже сортируется, те письма, которые адресованы пойнтам этого же узла, раскладываются по их личным папкам, а остальные помещаются в папку с отправляемой почтой. У пойнта аналогичные программы совершают те же действия с тем лишь исключением, что обьем их работы гораздо меньше. Пойнт читает новые сообщения с помощью редактора сообщений, отвечает на пришедшие письма, пишет новые. Затем с помощью своего эхопроцессора он готовит новую почту к отправке (помещает в архив) и с помощью мэйлера ее отправляет через свой узел.

Когда на узел звонит пользователь BBS (это может быть и пойнт этого узла, просто для установления связи он тогда должен использовать коммуникационную программу типа Telix, а не мэйлер), то мэйлер узла распознает такой звонок и вызывает программу организации работы BBS - Maximus. Если пользователь звонит на данную BBS в первый раз, то он должен пройти процедуру регистрации, указав свои имя, фамилию и некоторые другие данные. Сисоп узла может побеседовать с новым пользователем, вызвав того "на ель". Пользователь BBS работает с файлами, читает почту (не с помощью мэйлера, а с помощью той же программы работы с BBS, хотя есть специальные программы - offline-reader'ы, позволяющие обычным пользователям BBS, не являющимся пойнтами, скачивать с нее во время сеанса связи с электронной доской обьявлений всю свою почту для последующего прочтения без подключения), сообщения эхо-конференций, пишет ответы и письма. Поскольку с одним узлом желают работать многие пользователи, то время работы каждого из них ограничено, - пользователю присваивается определенная градация ("уровень"), показывающая, сколько времени он может занимать модем узла в течение суток.

Когда наступает "почтовый час" (ночью, где-нибудь в пять утра), BBS прекращает отвечать на звонки пользователей и пойнтов и с помощью мэйлера дозванивается до своего хаба, с которым обменивается почтой. Также BBS звонит другим узлам, с которыми у нее есть соглашения об обмене почтой, и совершает такой обмен. При этом та почта, что направляется этим узлам (адресованная их пользователям), на хаб не отправляется. Также BBS звонит узлам, от которых на нее приходят новые сообщения эхо-конференций, и обменивается новыми сообщениями эхо-конференций с ними. Если на BBS приходил файловый запрос, и сисоп BBS согласен их выполнять, то файл по запросу отправляется с почтой.

На узел может поступить и входящий звонок с другого узла. Поскольку на компьтере-узле постоянно запущена программа-мэйлер, то он отвечает на звонок и осуществляет прием и передачу почты и сообщений эхо-конференций так же, как если бы сам осуществил вызов другого узла.

Полученная с хаба почта, загруженные новые сообщения эхо-конференций сортируются и предоставляются пользователям узла.

Если же BBS не является одновременно узлом FidoNet, то работа с ней ограничивается только ее содержимым. Пользователи электронной доски обьявлений могут поместить на нее сообщения, адресованные кому-либо из других ее пользователей, и тот, дозвонившись до этой BBS, их себе загрузит. На такой BBS могут проводиться эхо-конференции (пользователи работают с ними так же, как и с сетевыми, но читать сообщения и отвечать на них могут только другие пользователи этого же узла). Ничто не мешает сисопу BBS быть простым пользователем узла FidoNet, но тогда получать на BBS почту (не в автоматическом режиме) и новые сообщения эхо-конференций сможет только он.

BBS может не быть узлом FidoNet, но стать пойнтом этой сети. В этом случае она может быть подписана на получение новых сообщений эхо-конференций, и все ее пользователи в таком случае получат возможность читать пришедшие сообщения. Работа с почтой и написание своих сообщений в эхо-конференции обычно возможна только сисопу данной BBS (получает-то BBS новые сообщения эхо-конференций в таком же обьеме, как и другие пойнты, а вот отправлять их будет значительно больше, так как в написании сообщений будет участвовать большое количество ее пользователей).

Хаб из-за важности своей работы и большого ее обьема обычно не является BBS. В этом случае при подсоединении к нему обычного пользователя (а он вполне может это сделать, узнав телефон, так как хаб работает автоматически, и помощь сисопа требуется лишь в случае неисправностей) в качестве пользователя BBS (то есть с помощью коммуникационной программы) ему будет выдано сообщение о том, что данная система работает только с почтой. Если соединение с хабом произойдет с помощью мэйлера, то хаб распознает его вызов и начнет обмен почтой.

Информация о телефонах и режимах работы BBS распространяется по FidoNet в специальных документах - списках BBS. Также распространяются списки файлов, доступных на той или иной BBS - чтобы облегчить работу пользователей. В списках BBS указывается информация о телефоне и режиме работы электронной доски обьявлений - времени и днях их активности. Списки телефонов хабов и режимы их работы также указываются в особых документах.

Достаточно ясно, что если позвонить на BBS с помощью модема в то время, когда компьютер электронной доски обьявлений отключен от телефонной линии, ее системный оператор может быть очень недоволен. Поэтому требования списков BBS относительно режима и времени работы считаются строго обязательными к выполнению.

В FidoNet существует весьма жесткая дисциплинарная практика. В связи с тем, что на распространения почты и сообщений эхо-конференций затрачиваются усилия сисопов, причем неоплачиваемые, то к помещаемым в эхо-конференции сообщениям предьявляются определенные требования. Во-первых, сообщение должно соответствовать тематике конференции - не быть оффтопиком. Во-вторых, оно не должно содержать ненормативной лексики (если только правила конференции не предусматривают ее использование). В-третьих, оно не должно оскорблять других участников сети. И, в-четвертых, его обьем не должен быть гораздо больше имеющейся в нем информации, - рисовать в качестве своей подписи картинку из символов псевдографики на три экрана в сообщении, занимающем две строчки все же не следует. К почтовым сообщениям предьявляются в основном требования насчет их обьема, - не стоит помещать в их тексты большие вложенные файлы, особенно при массовой оправке таких писем. Особенно строгие правила в файловых эхо-конференциях, - как уже было сказано, зачастую правом писать новые сообщения в такие конференции обладает лишь один человек - модератор. Иногда встречаются файловые эхо-конференции, помещать файлы в которые имеет право любой пользователь, но, так как большой файл, отправленный в такую эхо-конференцию, способен затруднить или даже парализовать все узлы, через которые сообщение с ним пройдет, то распространять такие эхо-конференции соглашаются далеко не все узлы.

При возникновении нарушения может последовать наказание за него того узла, который стал его причиной. При этом не имеет значения, кто послал недопустимое сообщение в эхо-конференцию: сам сисоп узла или кто-то из пойнтов или пользователей узла. Модератор, увидев недопустимое сообщение и определив узел-источник, вначале предупредит его сисопа, а потом просто запретит ему помещать новые сообщения в данную эхо-конференцию. При этом сисоп узла-нарушителя будет обязан определенным образом настроить свой эхопроцессор так, чтобы новые сообщения в конференцию с его узла не отправлялись. Если сисоп не выполнит пожелание модератора о запрете помещения новых сообщений, то его узел может быть отключен от FidoNet - узлам его окружения будет запрещено обмениваться с ним почтой.

Реальная FidoNet - сеть, в которой многое держится на доверии друг другу и взаимном уважении. Один из ее создателей назвал FidoNet "сетью друзей". Поэтому системы санкционирования доступа к информации, отслеживания недопустимых сообщений в эхо-конференциях, соблюдения конфиденциальности переписки развиты в FidoNet не очень сильно. Но это в ней и не нужно.

 

22.6. Перспективы

Современная FidoNet - это развитая всемирная организация. В последние несколько лет бурное развитие сети Internet, несравненно более удобной и быстрой, оттеснило FidoNet на второй план, но, несмотря на это, FidoNet существует и даже приобретает новых пользователей.

FidoNet - прекрасный пример того, как можно создать работоспособную организацию компьютеров для обмена информацией без использования постоянно активных связей между ними - только на основе дискретных сеансов связи. В FidoNet могут быть связаны не более двух компьютеров одновременно (иногда на одной BBS устанавливается несколько модемов, но это скорее исключение). Более того - в принципе даже модемная связь не обязательна: достаточно наличия возможности обмена информацией между парами компьютеров - с помощью любых носителей информации вроде обычных дискет! Например, какая-нибудь деревня, в которой отродясь не было телефона (но почему-то появились компьютеры!), сможет обмениваться почтой со всей остальной сетью, - если раз в неделю из нее будет в город ездить гонец с пачкой дискет, а в течение недели на главном компьютере деревни все ее жители - пользователи компьютеров будут помещать свою почту. Главное - не механизм обмена данными, а принцип маршрутизации почты и эхо-конференций.

Для построения сети по принципу FidoNet необходимо договориться вместе нескольким пользователям компьютеров - будущим участникам этой сети, написать самостоятельно или использовать готовые программы для функционирования такой сети: программу для обмена сообщениями (она должна просто связываться с другим компьютером и обмениваться с ним заранее приготовленными определенными файлами) и программу для сортировки сообщений почты и эхо-конференций. Передавать файлы с компьютера на компьютер можно и вручную по модему - с помощью стандартных программ Windows (вроде Hyper Terminal), и даже с помощью дискет, но ясно, что это требует затрат сил и времени, поэтому лучше позаботиться об автоматизации. Программа сортировки почты и сообщений эхо-конференций должна в результате своей работы готовить файлы для отправки каждому узлу сети, с которым у данного узла бывают сеансы связи, желательно, чтобы файлы являлись архивами - для экономии времени передачи.

Для эффективной маршрутизации почты необходимо разработать систему адресации писем. Адреса FidoNet - очень хороший пример такой адресации, так как являются иерархическими: сначала адрес зоны и региона (что определяет хост для других хостов, пересылающих этому хосту почту), затем - адрес узла (что определяет узел для пересылающего ему почту хаба), затем - адрес пойнта (что определяет пойнта для данного узла). Адресация почты в сетях, подобных FidoNet, должна быть построена по такому же принципу: по адресу вышестоящие системы работы с почтой должны суметь определить нужную нижестоящую систему адресата, куда письмо и будет направлено.

Алгоритм программы сортировки почты таков. Для каждого письма, написанного пользователем данного узла, программа-сортировщик должна выполнить следующие действия:

1. Считать адрес получателя.

2. Посмотреть адрес и определить, адресовано ли оно пользователю данного узла сети или предназначено пользователю другого. В первом случае сразу направить его в ту часть жесткого диска, откуда адресат сможет его забрать.

3. Если у данного узла существуют соглашения с другими узлами о взаимном обмене почтой, то собрать все сообщения, адресованные пользователям каждого из таких узлов, и сформировать файлы для отправки на эти узлы.

4. Остальные сообщения подготовить к отправке на вышестоящий почтовый узел.

Почту, полученную от вышестоящего узла, программа должна рассортировать по пользователям данного узла для последующего получения ее ими. Алгоритм обработки сообщений эхо-конференций был подробно описан выше.

Вышестоящий узел может быть выбран участниками сети на основе критериев легкодоступности и надежности. Он должен работать так же, как и обычный узел, только пользователями у такого узла будут другие узлы. Иерархию узлов сети лучше продумать заранее, хотя она может сложиться и стихийно при росте сети - просто те узлы, в зоне обслуживания которых окажется много других узлов, перестанут обслуживать обычных пользователей (не принимающих участие в передаче через свои компьютеры почты для других пользователей) и займется обслуживанием лишь узлов.

Если немного пофантазировать, то можно обрисовать структуру современной FidoNet-подобной сети, например, в небольшом городе - районном центре, где нет возможности для прокладки кабельных соединений (для интереса можно добавить, что такая возможность отсутствует из-за запрета государства в связи с введением демократической цензуры), а междугородняя связь стала страшно дорогая из-за экономических реформ и приватизации. В городе существуют продвинутые пользователи компьютеров, которые предоставили свои машины другим пользователям для помещения на них своей почты. Поскольку телефонные линии пока не прослушиваются, то связь между компьютерами в городе осуществляется с помощью модемов. Из ближайших деревень раз в неделю в город приезжают гонцы с коробками дискет. Каждый из них всю неделю на свой компьютер собирает письма, написанные жителями его деревни и ближайших хуторов и принесенные ему на таких же дискетах, а потом обменивается почтой с определенным узлом в городе, приехав в гости к его владельцу. В городе почта, адресованная жителям других городов, собирается на один главный городской компьютер, и раз в пару недель его владелец помещает всю ее на сьемный винчестер и едет в областной центр. Там вся почта со всех районных центров сортируется, распределяется по соответствующим районным центрам, если она туда адресована, и каждый владелец главного компьютера районного центра увозит себе домой почту, адресованную участникам сети в его городе. Владелец главного компьютера в областном центре собирает всю почту, адресованную жителям других областных центров, и раз в месяц отвозит ее на свой вышестоящий узел.

Для обеспечения надежности сети каждому узлу его владелец может назначить заместителя, о чем сообщить пользователям и узлам, обслуживаемым его узлом. В этом случае при проблемах с функционированием узла вся почта, которая должна проходить через этот узел, будет обрабатываться узлом-заместителем. Если какая-либо ограниченная часть сети состоит из небольшого количества узлов, то между ними может не быть вышестоящего, а обмен почтой в таком случае будет вестись с помощью соединений между каждыми двумя узлами.

Каждый компьютер-узел может быть также и хранилищем файлов. В этом случае в современных условиях лучше всего на него поставить не программы для работы с BBS, а Web-сервер и Ftp-сервер, организовать данные на узле по типу web-сайта и открыть доступ к нему по модемному подключению. На одном узле можно будет разместить несколько сайтов, посвященным разным темам. Кроме того, при подобной организации BBS легче организовать регламентацию доступа на нее пользователей.

FidoNet занимала очень важное место в компьютерном мире до распространения по всему миру сети Internet. Однако не стоит считать, что век FidoNet прошел. Просто Internet и FidoNet - сети, построенные на разных принципах. Для работы сети Internet необходимо достаточно сложное оборудование, - для работы FidoNet необходимы только компьютеры, ну, еще желательно наличие модемов и телефонной сети. Для получения данных по сети Internet нужно, чтобы источник данных и получатель информации были одновременно к этой сети подключены (организация почтовых ящиков помогает в какой-то степени преодолеть это требование относительно почты), для передачи информации по FidoNet достаточно, чтобы источник информации хотя бы раз после отправки запроса на ее получение вышел на связь с остальной частью сети.

Разумеется, обмен данными по FidoNet идет гораздо медленнее интернетовского, но что уж поделать, отсутствие постоянно действующих соединений на скорости такого обмена сказывается весьма серьезно.

Будем, конечно, надеяться, что строить сеть по типу FidoNet нам в будущем не понадобится. Все же развитие Internet идет семимильными шагами, да и провайдерский бизнес в России пока не на грани краха. Но все же... мало ли что ждет нас в предстоящее время? Уж лучше иметь за спиной хоть какие-то пути "отступления".

 

22.7. Заключение

Вполне возможно, что некоторые "фидошники", прочитав эту главу, сочтут некоторые ее утверждения не совсем корректными. Но цель данной статьи - не столько рассказать о существующей FidoNet, сколько продемонстрировать на ее примере, как можно создать вполне реально функционирующую сеть без постоянных кабельных соединений между ее узлами, без сложных систем маршрутизации пакетов данных, - только с использованием телефонной сети и модемного подключения. Последнее в принципе даже не обязательно - важно лишь наладить обмен данными, а это при желании можно сделать и с помощью обычного обмена дискетами.

В данном случае интересен принцип построения сети по типу FidoNet. Подобные сети могут найти применение тогда, когда нет возможности организовать постоянное соединение источников информации, а обмен данными между ними осуществляться должен. Использованные в FidoNet способы маршрутизации почты, распространения сообщений эхо-конференций весьма эффективны для выполнения своих задач.

Поэтому стоит присмотреться к опыту FidoNet с целью использования его в случае необходимости построения сетей компьютеров при отсутствии возможностей для постоянного обмена информацией между ними.

 

Терминология

Нода - узел FidoNet, занимающийся сбором почты у пользователей.

Хаб - узел FidoNet, занимающийся сбором почты с обычных узлов (нод), ее сортировкой и отправкой нужной почты соответствующим нодам или вышележащему узлу - хосту.

Хост - хаб очень высокого уровня, обычно являющийся хабом для других хабов целого региона. Обменивается почтой с другими хостами.

Пойнт - пользователь ноды, на компьютере которого установлено программное обеспечение для работы с почтой и сообщениями эхо-конференций, но не принимающий участия в передаче почтовых сообщений через свой компьютер другим пользователям и участникам сети.

Босс-нода - узел, с которым работает данный пойнт, и адрес которого указывается в адресе пойнта, по отношению к этому самому пойнту.

Гейт - узел FidoNet, подсоединенный также и к какой-либо другой сети и позволяющий пользователям этих двух сетей обмениваться между собою данными. Как правило, позволяет передавать почту и файловые запросы из одной сети в другую.

Нодлист - список действующих в каком-либо регионе или во всей FidoNet узлов, хабов и хостов. Собирается руководством (каждым координатором - с области своей ответственности: сети, региона, зоны), затем распространяется по всем узлам и должен храниться на них. В полном виде распространяется по FidoNet пару раз в год.

Нодедифф - поправки к нодлистам, распространяемые в промежутках между выходами нодлистов.

Полись - официальный документ FidoNet, регламентирующий структуру этой сети, ее управление и функционирование. Является Уставом FidoNet.

Координатор сети, региона, зоны - выбранный участник FidoNet, которому поручается руководство этой сетью в пределах определенного региона, обеспечение ее функционирования, сбор информации о состоянии узлов сети.

"Почтовый час" - заранее установленное время общения различных узлов FidoNet между собой путем модемной связи друг с другом, целью которого является обмен почтой, новыми сообщениями эхо-конференций и файловыми запросами.

Нетмэйл - распространяемые по FidoNet личные письма участников и пользователей сети.

Эхомэйл - распространяемые по FidoNet сообщения эхо-конференций.

Эха - одна эхо-конференция.

Бекбон - специальная цепь узлов FidoNet, по которой распространяются новые сообщения эхо-конференций. Состоит из узлов, отличающихся повышенной производительностью и надежностью работы. За работоспособностью бекбона осуществляется особо строгий контроль. Не все эхо-конференции распространяются с помощью бекбонов.

Оффтопик - сообщение в эхо-конференции, не соответствующее ее тематике.

Фэха, или файлэха - эхо-конференция, по которой вместе с сообщениями распространяются файлы.

Аркмэйл - архив с почтой и сообщениями эхо-конференций, предназначенный для передачи другому узлу или хабу. Называется так по имени наиболее распространенного для создания таких архивов архиватора Arc.

Subj - тема письма. Используется в письме для замены слов, входящих в тему письма, указываемую в его заголовке.

Фрек - запрос к узлу FidoNet на получение файла, хранящегося на этом узле.

Сисоп - администратор узла FidoNet (от СИСтемный ОПератор).

Модератор - надзиратель за эхо-конференцией, в чьи обязанности входит обеспечение ее функционирования, поддержка работоспособности, цензурирование ее содержимого.

BBS - компьютер, подключенный через модем к телефонной сети, на котором установлено специальное программное обеспечение, позволяющее другим пользователям компьютеров устанавливать с ним связь через модем и обмениваться файлами.

Мэйлер - программа, позволяющая узлу FidoNet в автоматическом режиме обмениваться почтой с другим узлом.

Эхопроцессор или тоссер (от англ. tosser - сортировщик) - программа, в функции которой входит сортировка почтовых сообщений по адресатам и сообщений эхо-конференций по соответствующим эхо-конференциям.

Пассру - от англ. "pass through". Состояние узла FidoNet по отношению к какой-либо эхо-конференции, при котором сообщения эхо-конференции через узел передаются, но не допускаются для чтения пользователями узла и для добавления ими новых. Является степенью наказания узла за некорректную работу его пользователей с данной эхо-конференцией.

Голый дед (или просто Дед в различных вариациях этого слова) - редактор сообщений GoldEd, использующийся для просмотра и редактирования сообщений личной почты и эхо-конференций. Очень распространен в FidoNet.

Тмыл - название распространенного в Fidonet мэйлера T-Mail.

Ель - название режима обмена сообщениями в реальном времени между пользователем BBS и ее системным оператором.

Мастдай - операционная система Windows95. Названа так (от англ. "must die" - в русском эквиваленте, "чтоб ты сдохла") из-за того, что в ее бета-версиях (и в первых официальных выпусках!) было огромное количество ошибок, крайне возмущавших первых пользователей.

Рулезь - выражение крайнего удовольствия и одобрения.

Суксь - выражение крайнего неудовольствия и неодобрения.

IMHO - In My Humble Opinion - "по моему скромному мнению". Используется в письмах в качестве сокращения.

AFAIK - As Far As I Know - "насколько я знаю". Используется в письмах в качестве сокращения.

KISS - Keep It Simple, Stupid - "делай проще, идиот". Используется в письмах в качестве сокращения.

RTFM - труднопереводимое буквально английское выражение, означающее приблизительно следующее: "Да прочитай же ты эту инструкцию!" и употребляющееся в тех случаях, когда кто-либо задает вопрос, подробно и ясно освещенный в общедоступном руководстве. Используется в письмах в качестве сокращения.

АКА - от англ."Also-Known-As", что в переводе означает "Также-Известен-Как". Употребляется в случае наличия у узла двух или большего количества различных адресов, в случае наличия у человека псевдонимов и др.: Ivan Petrov aka Terminator. Используется в письмах в качестве сокращения.

ASAP - от англ. "As Soon As Possible", в переводе означает "быстро, как только возможно". Используется в письмах в качестве сокращения.

ЗЫ - окончание писем, означающее "P.S." (то есть "постскриптум"). На клавиатуре на местах английских букв P и S стоят русские буквы З и Ы, что приводит к отображению на экране комбинации "ЗЫ" вместо "PS" при наборе текста письма по-русски без переключения раскладки клавиатуры.

Зухель - модем фирмы "Zyxel".

Шпрот - модем "USR Sportser".

Хакер - пользователь компьютеров, получающий удовольствие от исследования и изменения механизмов работы программ, особенно тех, которые предназначены для санкционирования доступа к информации.

Кракер - пользователь компьютеров, занимающийся обезвреживанием программ санкционирования доступа к информации.

Ламер - пользователь компьютеров, мало знающий, но много о себе думающий. Ламером обычно называют пользователя, не способного к самостоятельному обучению работе с компьютером, но всячески преувеличивающего свои имеющиеся знания и стремящегося всем доказать, что он является знатоком в области компьютерных технологий. Так могут назвать того, кто, например, использует написанные другими программы для получения несанкционированного доступа к информации, не будучи знакомым с основами технологий защиты данных, и при этом называет себя профессионалом в области преодоления защит. Звание ламера может заработать и тот, кто использует модные технологии не для достижения каких-либо полезных целей, а для того, чтобы подчеркнуть свое знакомство с ними.

Чайник - пользователь компьютеров, мало знающий, но желающий научиться и не думающий о себе слишком высоко. К ламерам у других пользователей отношение обычно пренебрежительное, а к чайникам - уважительное со стремлением помочь.

Главы из книги "Тайны и секреты компьютера",
http://comptain.chat.ru

 


Copyright © "Internet Zone"info@izcity.com
Копирование и использование данных материалов разрешается только в случае указания на журнал "Internet Zone", как на источник получения информации. При этом во всех ссылках обязательно явное указание адреса вэб-сайта http://www.izcity.com/. При наличии у копируемого материала авторов и источника информации - их также нужно указывать, наряду со ссылкой на нас.