|
||||
|
||||
Пособие для фанатов балета |
||||
Михаил Забелин
Благодаря чему же это стало возможно? Ну, спасибо надо сказать простому парню Эвери Ли (Avery Lee), создавшему замечательную программу VirtualDub, и многим другим товарищам, написавшим дополнительные фильтры для нее. Эта программа дает вашему ПК всю мощь профессиональной системы для обработки видео. Adobe Premier и After Effects просто не имеют таких средств. В плане захвата (capture) видео VirtualDub также нет равных. Взять программу можно на www.virtualdub.org, там же есть и фильтры, которые нужно скопировать в созданную папку "Plugins". Программа спокойно переваривает AVI-файлы размером больше 2 Гб как единый файл, а также умеет преодолевать четырехгигабайтный барьер файловой системы FAT32. Железо В последнее время декодеры BrookTree 848 и 878/879 производства фирмы Conexant (бывший Rockwell) стали стандартом для устройств захвата видео. В 878 добавлена функция оцифровки одноканального звука, в 879 - обработка стереозвука ТВ и FM-радио и система шумоподавления DBX. Коррекция временных искажений не осуществляется - фирменная технология UltraLock гарантирует только одинаковое число пикселей в строке. Недорогие платы видеозахвата,
как правило, сделаны на чипе BrookTree 848 или
878 и оснащены композитным и S-Video входом.
Опционально платы могут
комплектоваться телевизионным или FM-тюнером
и называться Miro Video PCTV, AVerMedia TV Capture, Немного о возможностях чипсета. Bt 848 позволяет оцифровывать полноформатное видео стандартов PAL и SECAM (768 х 576 точек) с частотой 25 кадров в секунду без потери кадров. Многие видеоадаптеры, особенно ATI и ASUS, имеют видеовход, но их возможности по захвату часто весьма скромны: размер изображения может быть ограничен 384 х 288 или 352 х 288. Совсем плохо, когда карта рассчитана на американский рынок и, соответственно, стандарт NTSC. В этом случае максимальный размер изображения по вертикали будет 480 точек, и в режиме 384 х 288, если он есть, появится чересстрочность. Если такого режима нет, самый большой формат без чересстрочности будет 320 х 240, полученный интерполяцией "по соседним" из 384 х 288. Естественно, такую карту покупать не стоит. Для оцифровки видео с приличным
качеством нужен жесткий диск, способный
писать поток данных со скоростью 16,3 или Привет от VHS Бытовые аналоговые форматы: VHS, S-VHS, Video 8 и Hi-8 - очень плохо обращаются с информацией о цвете изображения. Сигнал цветности записывается с помощью амплитудной модуляции (так же, как звук на обычную компакт-кассету) в узкой полосе частот. При воспроизведении сигнал цветности в системе PAL (но не SECAM) задерживается на две строки и суммируется с исходным для предотвращения искажений на насыщенных цветных деталях, вызванных близким расположением соседних строчек видеозаписи. Кроме того, в любом телевизоре (и в любой плате оцифровки видео) происходит задержка на одну строку и сложение с исходным для предотвращения разноцветности строк изображения. Все эти манипуляции приводят к сдвигу цветной составляющей относительно черно-белой - цветное изображение предметов "сползает" вниз, и цветовая четкость по вертикали снижается. В форматах Video-8 и Hi-8 плотность записи весьма высока, что вызывает относительно большой шум цветности, для борьбы с которым принимаются дополнительные меры - отключение режима EDIT=OFF (дополнительная задержка на две строки и сложение с исходным в соотношении 1/2) и шумоподавителя цветности DNR, суммирующего изображение в соседних кадрах, в результате чего цветное изображение отстает от черно-белого и за движущимися цветными объектами тянется "отставший" шлейф. Все эти средства нужно отключить (EDIT=ON, DNR=OFF), поскольку эти шумы (и те, что возникнут при оцифровке) будут более эффективно и аккуратно подавлены при последующей обработке в VirtualDub. Проблемы с сигналом цветности иллюстрируют три фрагмента размером 150 х 200 пикселей. На первом - исходное изображение с видеокамеры. Затем оно было записано на ленту Hi-8, воспроизведено и захвачено с установками по умолчанию - так, как это обычно делается (второй фрагмент). На третьем - захвачено с рекомендованными установками и обработано фильтрами VirtualDub (см. ниже). Обратите внимание на сильное ухудшение цветовой четкости картинки, воспроизводимой с ленты. Это - реальность бытовых аналоговых форматов записи, послужившая основным толчком, причиной перехода к форматам цифровым. Подключаем... и выигрываем! При использовании соединения S-Video сигналы яркости и цветности передаются раздельно. Большинство недорогих проводов S-Video, которыми комплектуется аппаратура, имеют два совсем обычных (предназначенных для аудио) провода в одном общем экране, что нарушает спецификацию (отдельный экран для каждого, электрически изолированный от соседнего). В результате наводок от несущей цветности на сигнал яркости в системе PAL сама несущая становится заметна (проявляется в виде мелкоструктурной сетки или шума на окрашенных участках). Нормальный провод можно приобрести только в специализированных фирмах, торгующих вещательным оборудованием, или сделать самому из кабеля РК-75 с посеребренными жилами. Захват (лучше назвать это "передача данных") с цифровых камер лучше делать с помощью контроллера FireWire. Оцифровывать полноэкранное видео имеет смысл (и большой!) при наличии в видеокамере режима прогрессивной съемки, когда вы получаете видео с реальным разрешением 768 х 576 точек и кадровой частотой 25 Гц. Это лучший вариант для видео на PC. Но обычный телевизионный кадр состоит из двух полей, поочередно сменяющих друг друга с удвоенной кадровой частотой: сначала на экране показываются все четные линии, потом нечетные (чересстрочная развертка). По горизонтали поле имеет полное разрешение (768 точек), по вертикали - половинное (288). Если объекты в кадре неподвижны, то чересстрочной структуры не видно. Если же они двигаются, то при просмотре полноэкранного видео на мониторе компьютера появляется чересстрочность, в просторечии - "гребенка". Можно поступить двумя способами: захватить оба поля и получить видео с прогрессивной разверткой 50 Гц или захватить только одно поле, что обычно и делается. В любом случае с потерей четкости по вертикали придется смириться. Для захвата одного поля достаточно указать размер изображения меньше, чем 384 х 288 точек включительно. У работы чипа Bt 848 в этом режиме есть одна особенность: происходит размытие по вертикали - снижается четкость горизонтальных линий, как после обработки фильтром Photoshop "размытие в движении" (Motion Blur) в 1 пиксель. Все становится ОК при захвате с горизонтальным размером кадра, большим, чем 384; удобней использовать 768, а затем в реальном времени уменьшить горизонтальный размер кадра ровно в два раза с помощью интерполяции методом "по соседним" или "билинейная". После того, как все подключено, необходимо установить уровни сигналов. Здесь поможет гистограмма - запускаем VirtualDub, и далее File > Capture AVI... > Video > preview w/ histogram. При настройке уровней действуют те же правила, как и при сканировании фотографий - передать все оттенки, не потеряв самых светлых и самых темных, и в то же время не допустить слишком малоконтрастного изображения. Необходимо получить нормальную картинку уже при захвате, не полагаясь на возможную регулировку яркости и контрастности при дальнейшей обработке. При этом мы получаем минимальный шум квантования для сканеров, видеодекодеров и вообще любых устройств, преобразующих аналоговые сигналы в цифровые. Воспроизводя с ленты контрастное изображение с максимально черными и максимально белыми деталями, с помощью ползунков "яркость" и "контраст" установите размах видео и уровень черного так, чтобы весь диапазон яркостей точно уместился в окне гистограммы. Уровень сигнала цветности придется устанавливать "на глазок": по картинке с максимально насыщенными цветными деталями. Двигайте ползунок вправо, пока не наступит ограничение сигнала - на самых насыщенных участках пропадет детализация. Если при захвате происходит потеря небольшого числа кадров (скажем, 1 выпавший кадр за 5 минут), хотя мощности PC вполне хватает и загрузка процессора не приближается к 100%, вполне возможно, что звуковая карта не может записывать звук синхронно с видеопотоком. В таких случаях и программе захвата приходиться время от времени выкидывать или дублировать кадры, чтобы обеспечить одинаковую длину аудио- и видеотреков. Чтобы этого избежать, отключите динамическую регулировку частоты видеозахвата в меню Capture > Timing, и вам даже не придется заботиться о выставлении правильной частоты кадров - достаточно поставить 25 или больше (хоть 100), и видео будет захвачено с реальной частотой. Но не забудьте после открытия файла зайти в меню Video > Frame Rate и установить переключатель Frame rate conversion в положение Change so video and audio durations match ("поменять, чтобы видео и аудио были одинаковой длительности"). Если материал получен с
оборудования форматов DV или D-8, не
обязательно уменьшать размер по
горизонтали вдвое - теряется информация
о мелких деталях. Картинка с размером
кадра, к примеру, 512 х 384 смотрится
значительно лучше четвертьэкранного
видео 384 х 288 (CIF - Common Interchange Format, так не
совсем логично это называется). При этом
увеличение вертикального разрешения с
288 до 384 необходимо только для сохранения
пропорций и не приводит к какому-нибудь
улучшению качества. Dub in progress! После открытия полученного файла применяем следующие фильтры:
Перед шумоподавлением насыщенность цвета уменьшается, а после него увеличивается. Это необходимо для более эффективного подавления именно шумов цветности, если они имеются. Вообще, для сильно зашумленного видео полезно подчеркнуть относительно крупные детали (Unsharp mask с диаметром 5), а затем применить слабое размытие. Оно делается так: берете фильтр General Convolution (что это за зверь такой, написано в инструкции к VirtualDub), прописываете в центре матрицы (знакомое слово, не правда ли?) число 212, в остальных ячейках 5, и вставляете после DNR. Использовать фильтры Smoother или 2d cleaner для этого не стоит - слишком неестественная картинка получается. Полученные файлы теперь выглядят гораздо лучше, чем их оригиналы на магнитной ленте - ведь мы правильно захватили видео, устранили, насколько возможно, недостатки аналоговых форматов видеозаписи, использовали эффективное шумоподавление. Материал при необходимости смонтируем в любой программе видеомонтажа, сохраняя в промежуточном формате MiroVIDEO-XL (без потерь), а затем в Microsoft MPEG-4 v. 3, широко известным как DivX. P.S. На сервере Upgrade выложены несколько фрагментов видео в MPEG-4, в том числе и с 50 fps в формате WMV. Весь материал воспроизводился с камеры Hi-8, соединенной с платой "правильным" шнуром S-Video и включает сюжеты, которые могли бы встретиться на практике; есть хороший пример применения фильтра Smart Deinterlace.
Источник: http://www.computery.ru/
|
||||
|
||||
Copyright © "Internet Zone", http://www.izcity.com/, info@izcity.com |