|
||
|
||
Bluetooth в лицах |
||
Алена Приказчикова
Технологичные компании, в
которых они стали работать, прекратили
отстегивать деньги на
благотворительность и начали покупать
мозги таких же фантазеров. Шесть лет назад я была начинающим журналистом, пять лет назад интернет меня интересовал лишь с точки зрения общения, четыре года назад мобильный телефон плохо помещался в моем кармане и использовался только как средство "услышаться", и тогда казалось, что ровно на этом месте и заканчиваются его возможности. Три года назад никто не знал, что такое Bluetooth, а предводителя викингов, в честь которого назвали технологию, помнили немногие и только как усопшего ветерана давно минувших битв за объединение Дании и Норвегии, эдакого предка нынешних шведов в образе пузатого Обеликса. Три года назад я написала статью о PAN (Personal Area Network) - разработанной IBM и MIT Media Laboratory технологии оперативного обмена данными между устройствами, которая использует электропроводность человеческого тела для создания внешнего электрического поля. Тогда я и представить себе не могла, что прототип чипсета для беспроводной передачи данных между автономными и персональными электронными устройствами размером с кредитную карту - это не эпизод фантастического бестселлера про будущее (валяющегося на верхней полке), а свершившийся факт - действительная победа ученых, а не эфемерная. Новое слово науки и техники, как в свое время правильно подметил Жоржик Милославский. Разработчики PAN, вдохновленные своими достижениями и трактовавшие новую технологию как "данные на кончиках пальцев", тогда, три-четыре года назад, рефлексировали: представьте, как это здорово - вы пожимаете руку собеседнику, а в это время информация, которую содержит ваша визитная карточка, передается с вашего на его PAN-устройство. Не нужно ничего записывать, не нужно обмениваться визитками и складировать их на рабочем столе килограммами, распихивать по карманам. В общем, все в таком духе. В то время эта беспроводная идея казалась мне такой же бестолковой, как моему папе в 50-х годах идея про коробку, которая изображение показывает. Телевизор то есть. Паранойя, которая охватывала меня каждый раз при попытке хоть как-то осмыслить факт передачи данных без проводов, да еще и между различными устройствами, грозила стать клиническим заболеванием. Но, знаете ли, со временем забывается даже первая детсадовская любовь, а уж какая-то там технологичная катавасия - тем более. Прошло время, граждане. Извините. Постепенно технология Personal Area Network и ее странная концепция использования человеческого тела в качестве проводника электричества для взаимодействия компьютеров и телефонов ушла в тень, превратилась в придаток Bluetooth. Не скажу, что под влиянием скептиков, считавших идею эксплуатировать человеческий организм как техническое устройство, мягко говоря, не совсем удачной. Просто пока IBM и MIT ковыряли прототип чипсета для внедрения PAN, на сцене появились… Театр закрывается.Нас всех тошнит. Занавес… …На сцене появились Ericsson и Bluetooth, а PAN потихоньку трансформировалась в WPAN - Wireless Personal Area Network, "беспроводную персональную сеть", еще одну спецификацию "голубого зуба". Я думаю, что сегодня уже никому не нужно рассказывать о концепции Bluetooth, принципах работы технологии. Эти сведения, конечно, не устарели (http://www.bluetooth.com/), просто, например, на недавно прошедшей выставке CeBIT 2001 (http://www.cebit.de/) уже не только прототипы устройств с Bluetooth-интерфейсом показывали (наручные часы Wrist Companion от компании Seiko Instruments, с помощью которых можно обмениваться SMS с владельцами сотовых телефонов), а вполне рабочие модели. Мобильные телефоны со встроенным чипом Bluetooth (Ericsson и Canon продемонстрировали, как такой продвинутый мобильник воспроизводит в реальном времени цифровое изображение, передаваемое на него с камеры, естественно, с помощью Bluetooth); коммуникаторы, поддерживающие беспроводную технологию (например, Nokia 3G 9510 Communicator); hands-free без проводов (модуль Bluetooth монтируется в специальную батарею, которая насаживается на телефон - Ericsson и Philips); Bluetooth-адаптеры к ноутбукам (Nokia). Короче, say hello to Bluetooth, say good-bye to cables. Именно по вышеозначенным причинам я не буду "снова-здорово" излагать историю создания и разработки технологии, рассказывать о технических параметрах и условиях взаимодействия портативных устройств, оснащенных чипом Bluetooth, уровне ее секретности и безопасности, частотах, на которых осуществляется передача данных через радиоинтерфейс, - информацию обо всем этом сейчас можно прочитать на любом уважающем себя портале, посвященном мобильной связи и технологиям, ее сопровождающим. Гораздо интереснее сейчас поговорить о том, насколько продвинулись вперед производители мобильных телефонов и компьютеров и каким образом они помогают Bluetooth стать не промежуточным звеном в цепи технологий, а единым стандартом. Ericsson. Почетное первое место Именно Ericsson сумела убедить потребителя в том, что технология Bluetooth не просто очередная высокотехнологичная игрушка, но продукты, действующие на ее основе, действительно через несколько лет будут работать, и работать качественно. В 2000 году для посетителей выставки откровением стали не телефоны со встроенным чипом Bluetooth, которым в то время и взаимодействовать-то особо было не с чем, поскольку производители не представили никаких толковых конечных пользовательских решений. Откровением для искушенных в сфере высоких технологий товарищей стал тривиальный, на первый взгляд, предмет обихода и повседневной жизни - кошелек. Кошелек, конечно, не простой, а "беспроводной" (я не окончательно двинулась, не спешите собирать брови в кучку у переносицы. Любая вещь может называться "беспроводной", даже ваша бейсболка, если в нее будет встроен чип Bluetooth). И представила такой кошелек Ericsson. Назвали его, как вы уже догадались, Wireless Wallet. А назначение беспроводного кошелька очень полезное - избавить наконец пользователя от долгого копания в кошельке в поисках нужной дисконтной или кредитной карты. Лет через несколько человек, который купит себе такой Wireless Wallet, не будет привязан к тяжелому кошельку, точнее, кошелек не будет привязан толстой цепью к его карману. Все кредитные карты он сможет оставить дома, в ящике, а с собой взять универсальную. Но даже и ее из кошелька для считывания данных владельцу карты доставать будет совсем необязательно. Чтобы было совсем понятно, привожу цитату с официального сайта Ericsson, потому что лучше уже не скажешь: "Система использует радиоканал местной связи Bluetooth, по которому подключается мобильный телефон или любое другое устройство, поддерживающее технологию Bluetooth - персональный цифровой помощник PDA, терминал точки продаж или персональный компьютер. Такие функции, как обработка платежа, идентификация, начисление бонуса или запрос о состоянии счета, больше не нуждаются во внешних считывающих устройствах для смарт-карт. Мы сможем приобретать товары и услуги в сети в том месте и тогда, когда нам это будет удобно и необходимо. Наши устройства сотовой связи превратятся в мобильные кошельки, с помощью которых мы сможем расплачиваться за товары в режиме он-лайн или обычных магазинах". Немного отклонюсь от темы и позволю себе маленький пример. Есть у меня приятель. Очень деловой. Бизнесмен. Примерно года два назад его дела пошли в гору, теперь он очень многое может себе позволить: хорошо кушает, хорошо спит, делает шопинги того, что нравится, и часто того, что не нравится. Может. Хвалю. Однако жалко мне беднягу чрезвычайно. Дело в том, что он уже давно отказался от мысли носить кошелек в заднем кармане брюк или во внутреннем кармане пиджака. Он вообще от него отказался. Все
его кредитные и дисконтные карты туда
просто не помещаются. Теперь он носит с
собой нечто среднее между портфелем и
портмоне, набитое до отказа
всевозможными пластиковыми карточками.
И каждый раз, прежде чем расплатиться в
каком-нибудь магазине или сервисной
службе, долго в своей авоське копается,
выбирая нужную пластинку. Так вот, если
перенестись мыслью лет эдак на пять
вперед, я бы ему из чувства сострадания
подарила бы этот Wireless Wallet (прототип,
конечно, дарить не будешь, на фиг он ему
сдался, да и некрасиво вроде). А вот такого плюшкина, как мой приятель, "беспроводной" кошелек явно дисциплинирует, и он не будет таскать карточки с собой в таком бешеном количестве, а выберет из них парочку оптимальных... или штук пять. Cordless Internet Radio H100 Не расстроил. И вот почему. Во-первых, я надеюсь, что в ближайшие пять лет что-то изменится в нашей экономике (ну оптимистка я, что поделать). Соответственно, уровень заработной платы в стране повысится, и пользователь не будет задумываться, отстегнуть ему пять баксов в месяц на оплату той или иной интернет-услуги или ну его, обойдемся. Во-вторых, даже если экономика наша совсем загнется, мне совершенно не жалко будет платить эти самые 5 баксов в месяц за то, чтобы слушать интернет-радио (и на "Напстер" тоже, кстати, жалко не будет, если через пять лет он еще будет существовать). В-третьих, лет через пять я вижу себя такой продвинутой дамой с супермаленьким ноутбуком (вообще без проводов, и даже без провода для электропитания моего компьютера и провода сетевого адаптера), настольный компьютер я к тому времени надеюсь выбросить или подарить, безвозмездно. Еще, наверное, иногда я буду передвигаться на автомобиле, напичканном электроникой, и в белом газовом шарфе. Даже если я слишком размечталась, я надеюсь, что у меня будут эти несчастные пять баксов, чтобы оплачивать трафик онлайнового радио и слушать беспроводной интернет-радиоприемник. Такой, как представленный Ericsson на CeBIT 2001 - Ericsson Cordless Internet Radio H100. Первый в мире, между прочим. Этот беспроводной интернет-радиоприемник, естественно, оснащен чипом Bluetooth. И в ближайшем будущем его счастливый обладатель будет получать аудиоконтент "экспресс-почтой" прямо на дом, а в его активе уже сейчас - тысячи интернет-радиостанций. Тысячи! Никакой компьютер (и программное обеспечение) для того, чтобы слушать этот приемник, естественно, не нужен, любимые радиостанции пользователь может заносить в категорию "Избранное", совсем как в браузере. Да и на "Избранное" можно будет наплевать и создавать собственные музыкальные архивы в Сети. Так что таким противникам телевизора, как товарищ Забелин, останется "чертову коробку" просто отнести на помойку. А Cordless Internet Radio он, например, сможет использовать еще и совместно с его любимым музыкальным центром, о котором он мне уже все уши прожужжал. Редиска. Пока приемник зависим, естественно, от устройства - преобразователя данных Bluetooth, которое должно быть подключено к широкополосному каналу доступа к Сети или к модему (через интерфейс Ethernet) в доме или офисе пользователя. А продаваться он начнет уже в конце этого года, по крайней мере, в Штатах. Mobile@Home Несмотря на то, что весь мир "мобилизируется", я думаю, что фиксированная связь в ближайшее время никуда от нас не денется. Поэтому уже сейчас продвинутые активные пользователи сотовых и интернет-услуг сильно заинтересованы в интеграции мобильной и фиксированной связи. И в этой области та же Ericsson предложила свое решение проблемы - концепцию "Мобильный телефон дома" (Mobile@Home concept). Это идея позиционируется как "концептуальное решение по объединению фиксированной и мобильной связи". А если говорить проще, то с помощью этой системы пользователь может использовать устройство фиксированной связи для мобильного доступа к различным информационным источникам (то есть выходить в интернет, скачивать почту и даже видеофрагменты). Система работает "благодаря объединению возможностей широкополосного доступа по фиксированному каналу связи с беспроводным подключением к сети по технологии Bluetooth". Система состоит из: мобильного телефона со встроенным чипом Bluetooth, быстрого канала в Сеть (ASDL, кабельный модем) и специальной "домашней базы" (Home Base Station) дома или в офисе. Home Base Station соединяется с мобильной сетью (GSM / UMTS) со скоростью до 700 кбит/с. При этом для передачи данных используются все стандартные интерфейсы мобильной сети, поэтому весь мобильный сервис открыт для пользователя. И таким образом можно объединять три канала для передачи голоса и четыре канала для передачи данных одновременно. BLIP А вот на этом чудном явлении хотелось бы остановиться поподробнее. По-моему, новость о BLIP (www.ericsson.com/blip) и о том, что Ericsson "вывела интернет на улицу" российская пресса недооценила, лишь бегло отразив масштабное событие в новостных лентах. А между тем подразделение бизнес-инноваций компании разработало принципиально новую концепцию взаимодействия беспроводных устройств - Bluetooth Local Infotainment Point (BLIP). BLIP- это специальный модуль, уличный терминал, который с помощью технологии Bluetooth будет самостоятельно соединяться с электронными устройствами пользователей и обеспечивать им доступ к интернету, новостям, рекламе, деловой информации и видеопрезентациям. Многие из нас уже давно привыкли пользоваться банкоматами на улицах города (ну, по крайней мере, до 1998 года - многие). И зная технологию доступа к такому устройству, легко представить себе, как работает BLIP. Вообразите себе, что это система - такая же автономная платформа (как и банкомат), только банкомат разрешает доступ к вашему банковскому счету и выдает деньги, а BLIP обеспечивает доступ обладателю мобильного телефона или PDA с поддержкой Bluetooth-протокола (ожидаемый в будущем предел по скорости - до 720 кбит/с) ко множеству информационных ресурсов. Кстати, касаемо банкомата: с помощью BLIP в ближайшем будущем наверняка можно будет снимать деньги со счета моментально, не тыкая пальцем во всевозможные кнопки и не вводя километровые PIN-коды. На данный момент спецификации продукта таковы. Автономная платформа BLIP позиционируется как базовая станция или концентратор (хаб) для связи портативных устройств, находящихся в охватываемой им радиозоне (сейчас зона охвата равна примерно 10 м), пока обеспечивающая одно соединение в каждый момент времени (в недалеком будущем будут обслуживаться до семи Bluetooth-устройств одномоментно). С помощью такого модуля пользователь независимого электронного устройства сможет как получать, так и отправлять информацию. Оборудование сервера BLIP базируется на ОС Linux, способно подключаться к локальной сети (Ethernet-интерфейс), модуль имеет процессор с тактовой частотой в 22,5 МГц, 2 Мб оперативной памяти, 2 Мб флэш-памяти. Может располагаться независимо или монтироваться в рекламные щиты, конструкции метро и "периферию" другого общественного транспорта. Если вы пользуетесь пластиковыми карточками для проезда в метро, то, естественно, видели электронные устройства, которые, считывая информацию с вашей карточки, сообщают время ее действия. Вот примерно так и выглядит BLIP. Весит модуль приблизительно 300 г, размер его составляет 117 x 88 x 32 мм, то есть не превышает размеры среднестатистического Palm-устройства; использует для взаимодействия с портативными устройствами частоту 2,4 Гц и стандарт Bluetooth 1.0b. Максимальная скорость передачи данных на сегодняшний день составляет 115 200 бит/с. Поддерживаются как протокол WAP (для совместной работы с мобильным телефоном), так и HTTP-протокол для работы с карманным компьютером или ноутбуком). Корпус модуля изготовлен на основе алюминия, покрыт пластмассой и способен работать в диапазоне температур от -5 до +45 градусов по Цельсию. Для пользователей портативных устройств BLIP уже будет доступен к концу этого года. Пока же Ericsson привлекает для участия в проекте независимых разработчиков приложений (программное обеспечение BLIP является открытым) и сама занимается разработкой таких приложений. А пошла Ericsson на этот шаг, видимо, оттого, что, хорошо понимая проблему взаимодействия устройств с Bluetooth-интерфейсом, хочет привести технологию в целом к единому стандарту. Ведь проблема приведения к общему знаменателю элементов работы всех устройств, которые поддерживают Bluetooth, - сейчас самая насущная проблема для производителей. Например, на CeBIT пара таких попыток взаимодействия устройств с треском провалилась: один из компьютеров не ответил на запросы другого, также не заработала беспроводная цифровая сеть, которая должна была объединить энное количество карманных компьютеров участников выставки. Конечно, идея установки уличного терминала Bluetooth в Москве, где и телефонные будки-то с трудом выживают, изначально может показаться утопичной. Однако, как говаривал Глеб Жеглов, главное - не наличие в городе воров, а способность властей их оперативно обезвреживать. Бог его знает, если предположить, к примеру, что BLIP-терминалы будут устанавливать только в бизнес-центрах, ресторанах, кинотеатрах и в метро, где нет места уличному вандализму (и температура повыше -5оС), то, возможно, все еще и обойдется. Ведь в Европе и Америке "не меньше нашего воруют" и разрушают, так что, скорее всего, где-нибудь на захолустной улочке Гарлема такого терминала тоже днем с огнем не увидишь - некому там "блипповать". (Как говаривал мой преподаватель американской литературы, старенький дядька родом из города, сильно гордящегося своим главным небоскребом - Empire State Building: "…ты не была в Нью-Йорке? Слетай. Но главное, в метро не заходи. Стошнит".) В Ericsson говорят, что BLIP-услуги будут предоставляться бесплатно, за счет показа пользователю рекламы, без которой сегодня ни один информационный ресурс не выживает. Ну, это, наверное, "у них", а у нас, ей-ей, будут драть копеечку, да еще и рекламу показывать. Если вообще сюда BLIP когда-нибудь "приедет". Заключение. Не экспертизное Предупреждая гневные отзывы читателей на эту статью - дескать, она опять-таки заказная, скажу пару слов в свою защиту. И в защиту, наконец, остальных "создателей" контента журнала. Если вы вдруг увидели, что автор статьи похвалил тот или иной продукт, неважно какой - софтверный, железный, мобильный, это совершенно не означает, что автору откровенно наплевать: плохо или хорошо продукт индустрии работает. Заявляю: автору не наплевать, он откровенно говорит, что ему нравится или не нравится (кстати, вы сами подтверждаете это святое правило одним большим исключением: не говорите, что статья заказная, если автор отозвался о продукте негативно. Ведь, в конце концов, эту
отрицательную оценку продукта могла бы
и заказать конкурирующая фирма). И мы
уважаем нашего читателя точно так же,
как и себя, поэтому материалы, которые вы
называете заказными, если и появятся в
журнале, то будут сопровождаться
ремаркой "на правах рекламы". А о том, что сделали и делают для продвижения Bluetooth компании 3Com, Intel, IBM, Lucent, Microsoft, Motorola, Nokia и Toshiba вы узнаете (я надеюсь) в следующем или ближайших номерах журнала. Тем более что и на выставке "Экспоком" этим компаниям было что показать. P.S. А высоких технологий у нас нет, один военно-промышленный комплекс… Шутка. Источник: http://www.computery.ru/
|
||
|
||
Copyright © "Internet Zone", http://www.izcity.com/, info@izcity.com |