|
||
|
||
Audigy - куда уж круче?
Минимальные системные требования:
Рекомендуемые системные требования.
Некоторые приложения не работают в двухпроцессорных системах, с ОС Win NT и Win2k, или могут потребовать больше ресурсов и подключения микрофона. Перед установкой детально изучите инструкцию. Некоторые функциональные возможности, типа SB1394, не поддерживаются в Win98 (First Edition). Тестовая система
ВступлениеПрошло почти три года после релиза первых звуковых плат серии Live. Наиболее новаторским решением было использование в картах Live чипа Emu10k1, который можно было перепрограммировать, закладывая в него новые эффекты с помощью фирменного программного обеспечения. За три года Creative выпустил множество моделей и периферийных устройств, работающих на этом чипе. Отличительными функциями карт серии Live стала возможность декодирования сигнала 5.1 и Dolby Digital и использование цифрового выхода, что три года позволяло считать эти карты одними из самых передовых. Но здоровая капиталистическая конкуренция не может позволить почивать на лаврах, и чтобы сохранить лидерство Creative представляет новую линейку звуковых карт – Audigy. Так что же предлагает нам Creative?
В этой статье я изложу первые впечатления от Audigy, и проведу его сравнение с другими звуковыми картами, особенно с Live! У многих возникнет закономерный вопрос – все эти новинки типа улучшенного 3D – звука, и поддержки нового «продвинутого» EAX HD – не являются ли они технологиями Aureal? Ответ – нет, и Creative Labs говорят, что не использовали и не собираются их использовать. Creative уже долгое время занимался разработкой Audigy, когда было принято решение о покупке активов компании Aureal. Карты Audigy и возможности подключенийВсе платы линейки Audigy сконструированы на одноименном чипе. Базовая версия новой карты названа Audigy Digital Entertainment – в азиатском варианте (цена ~99$), Audigy Player – в европейском (цена ~129 евро), а в США покупатели будут выбирать между двумя вариантами Audigy MP3+ и Audigy X-Gamer (обе по цене ~99$). Так же, как и картами серии Live, будет серия Audigy Platinum (название для всех регионов одинаково), в который входит огромный набор программного обеспечения и Audigy Drive. Audigy Drive весьма похож на Live!Drive IR. Для тех, кто не в курсе Live!Drive – это устройство, устанавливаемое в 5-ти дюймовый отсек корпуса компьютера, на лицевой стороне которого расположены линейный вход, вход-выход SPDIF, выход на наушники, и много чего другого. Приблизительная цена этой штуки - около 199$. Creative собирается представить внешнюю версию Audigy Drive, который будет продаваться исключительно с версией Audigy Platinum по цене около 249$. Набор программного обеспечения между Audigy Platinum и Platinum eX будет различным. Когда готовился этот материал, на складах и в некоторых магазинах в США и Азии карты уже появились, но в Европе они появятся не ранее конца сентября. Платиновые версии пока еще недоступны и в США. ПодключенияВозможности подключений подобны тем, что были на картах Live 5.1, основное отличие – функция SB 1394, и улучшенное качество работы входов-выходов (до 24 бит/96 кГц). На монтажной планке.На монтажной планке платы Audigy, как и на Live 5.1, расположены: линейный вход, вход для микрофона, выход на фронтальную акустику, выход на тыловую акустику, и раздельные цифровой выход и выход на сабвуфер. Больше вы не увидите на общей монтажной планке разъем для миди-клавиатуры или джойстика, эти подключения выведены на отдельную планку. Это сделано для того, чтобы установить гнездо SB1394. Для тех, кто использует миди-клавиатуру или джойстик будет интересно узнать, что для разъемов Creative снова стал использовать золотое напыление. Точно так же, как и в Live 5.1, выход Digital out/center-subwoofer может работать цифровой как цифровой выход, а в аналоговом режиме как выход на центральный канал и сабвуфер. Переключение между двумя режимами осуществляется в программе микширования или регуляторе громкости. В цифровом режиме все аналоговые выходы отключаются, работает только выход на наушники в Audigy drive. Это слегка отличается от Live 5.1, где отключался только фронтальный канал. Цифровой выход можно использовать как S/PDIF-выход для передачи сигнала стерео, Dolby Prologic, Dolby Digital или DTS на внешний усилитель/декодер, или как цифровой выход для подключения акустики форматов 4 или 5.1, например Cambridge SoundWorks. Для подключения обычного RCA-коннектора придется использовать переходник. SB1394/FireWireСтандарт SB1394 соответствует спецификации IEEE 1394a, а он в свою очередь известен как FireWire (торговая марка Apple) или iLink (торговая марка Sony). Главная особенность FireWire – высокая пропускная способность (скорость передачи данных до 400 Мбит/с). В дополнение к высокой скорости есть еще одна особенность – возможность подключения до 63 устройств IEEE 1394, которые можно соединить цепочкой, без использования центрального процессора, например два МР3 плеера. Отличие SB1394 состоит в том, что стандарт IEEE-1394 весьма либерален, что вызвало проблемы с совместимостью, и пытаясь улучшить ситуацию Creative проводит программу сертификации SB 1394, в которой проверяются другие устройства IEEE-1394 устройства на совместимость с SB1394. Creative уверен, что стандарт SB1394 будет основным для персональных компьютеров, и что он является логичным развитием стандарта IEEE-1394. Сам Creative намеревается внедрять SB1394 во все свои новые продукты, например в ожидающийся в скором времени Jukebox. Даже если вы не имеете никакого IEEE-1394 устройства, вы можете использовать его для связи с другим компьютером с платой Audigy для высокоскоростного игрового соединения. В комплекте с картами Audigy поставляется необходимое программное обеспечения для такого сетевого соединения по стандарту IEEE-1394. Несколько удивительно, что Audigy SB1394 в настоящее время не поддерживает вход звукового сигнала. Звуковые интерфейсы, использующие 1394 для связи с компьютером, в настоящее время не поддерживаются Sound Blaster Audigy, хотя технически это выполнимо. Это не что касается звуковых файлов, передаваемых как обычные данные (например MP3 или MIDI), 1394 можно рассматривать как альтернативу S/PDIF. Внутренние подключенияКак обычно на плате есть разъем аналогового подключения СD, гнезда Aux и ТAD. Кроме того есть гнездо цифрового подключения CD, гнездо подключения планки и игровым/миди портами, разъем расширения Audio Extension и разъем SB1394. Audio Extension тот же самый, который использовался в картах серии Live! и должен прекрасно работать, если к нему подключить Live!Drive или пату Digital i/o 2. Однако официально об этом не было заявлено. Ну и главное применение Audio Extension это подключение Audigy Drive. Внутренний разъем SB1394 служит только для связи с Audigy Drive. Если вы приобрели внешний Audigy Drive, соединение проходит через SB1394 и Audio Extension к дополнительной плате, которая в свою очередь связана с Audigy Drive. Помимо видимых изменений (разъем SB1394), Audigy получил новый набор цифро-аналоговых и аналогово-цифровых преобразователей с возможностью обработки до 24 бит/96кГц для цифрового входа/выхода, и до 24 бит/48 кГц для аналогового. S/PDIF может быть настроен на выход в 44.1, 48 или 96 кГц. Live, как и большинство других мультимедийных карт (Vortex2 и карты на Cmedia CM8738) использует выход на 48 кГц. Это было доставляло неудобства для пользователей старых моделей приводов MiniDisk, которым приходилось делать ресемплинг с 48 до 44.1 кГц. Сам чип Audigy, соответствуя стандарту РС 99 для звуковых карт, работает на частоте 48 кГц. Функция записи осуществляется с параметрами 16 бит/48кГц. Creative использует цифро-аналоговый преобразователь 24 бит/96 кГц, и это дает серьезные преимущества при осуществлении микширования и добавлении эффектов. Стоит отметить, что человеческое ухо может различить сигнал на 16 бит/48кГц, и 24 бит/96 кГц, только когда вы смикшируете два сэмпла 16 бит/48кГц, вы получите качество ниже, чем изначальное у каждого сэмпла в отдельности. Конечно, на конечный результат сильно влияют используемые алгоритмы ресемплинга. Алгоритмы ресемплинга Live были предметом критики от требовательных слушателей, особенно при воспроизведении CD-audio с рэйтом 44.1 кГц. В Audigy используется улучшенный алгоритм, что благотворно повлияло на качество. Еще одним отличием Audigy является поддержка записи из нескольких аналоговых источников. Это – уникальная функция среди звуковых плат PC. Карты серии Live могли осуществлять такую запись только в цифровом режиме, при отключенном аналоговом выходе. Audigy DriveAudigy Drive имеет S/PDIF вход/выход коаксиального и оптического типа. Так же как и в Live!Drive в программном обеспечении предусмотрен обход S/PDIF, это позволяет передавать сигнал с входного гнезда на выход, не используя для передачи плату Audigy. Главным образом это используется при конвертировании коаксиального сигнала в оптический, и наоборот. Еще эта функция в некоторых ситуациях позволяет обойтись без переходников. В дополнение к цифровому входу/выходу есть аналоговый вход Line-in2/Mic-in 2, выход на наушники и мидийный вход/выход. Выход на наушники и вход микрофона имеют регулировки по громкости. Выход на наушники по-прежнему не имеет своего усилителя, но, тем не менее, является приятным дополнением. Вход микрофона «понимает» сигнал с динамического или конденсаторного микрофона. Переключение типа микрофона производится с пульта дистанционного управления. С дистанционного пульта можно управлять громкостью, яркостью/цветом монитора, программой Playcenter, и некоторыми функциями в других плеерах (неофициальные патчи для Live! Drive позволяли работать с другими плеерами, например с Winamp). Программное обеспечение.Пользователи звуковых карт Creative обнаружат знакомый набор программ, когда вставят в CD-ROM установочный диск. В дополнение к различным программам настройки и обработки (Surround mixer, Device Controls, SoundFont, Speaker, Task Bar, EAX Control Panel, Diagnostics&Restore defaults) и демонстрациям (SoundFont Showcase, SB Audigy Experience, SB Audigy Quick Start и EAX Gold Mine) в комплект входят:
К наиболее интересным я бы отнес PlayCenter 3.0, Surround Mixer и EAX Gold Mine. Сейчас я немного расскажу о PlayCenter 3.0 и о EAX Control Panel.
PlayCenter 3.0PlayCenter 3.0 – программа для воспроизведения, записи и упорядочивания хранения звуковых файлов, позволяет быстро и с высоким качеством запись файлов MP3/WMA, в том числе и на ваши CD. В отличие от других плееров PlayCenter может использовать преимущества записи и воспроизведения с применением эффектов EAX Advanced HD, таких, как Environmental Audio (окружающий звук), эквалайзер, отсчет времени, DREAM, Audio Clean up (шумопонижение), и другие эффекты – преобразование мужского голоса в женский, и т.д. Подробнее рассмотрим их в разделе музыки. Раньше у меня возникали проблемы со стабильностью работы PlayCenter, особенно в среде Windows2000, но я рад сообщить, что никаких проблем с PlayCenter 3.0 не было. Панель управления EAXПанель управления EAX (EAX control panel) позволяет применять некоторые из эффектов окружающего звука (Environmental Effects) и детально их настраивать. Для наиболее требовательных пользователей предусмотрена более детальная настройка параметров реверберации, а их около 30. По сравнению с панелью, поставлявшейся с Live, в новой есть некоторые изменения. В нее добавлены такие параметры, как Room LF, Low Frequency Cutoff и Low Frequency Ratio. Эффекты теперь разделяются на несколько типов - FX, ENV, EQ и Custom. Custom – это эффекты созданные пользователем. В разделе ENV – (возможно сокращение от Environments-окружающие) хранится 15 креативовских настроек объемного звука – «Церковь», «Концертный зал», и т.д. Раздел FX хранит в себе настойки типа EAX lite/disabled/normal, Guitar Flanger, Music - Normalizer, преобразование мужского голоса в женский, и еще около 30 других. Треск, отключение звука и потеря данных?В последнее время в Сети усиленно дискутируются проблемы, связанные с треском звука, потерями данных и периодическим исчезновением звука при работе карточек серии Live на материнских платах с логикой VIA. Скажу сразу, после установки Audigy никаких проблем с качеством звука, с его исчезновением, или при передачи данных на несколько сотен мегабайт между жестким диском и DVD-приводом, я не испытывал. МузыкаВ использовании Audigy для прослушивания музыки, помимо улучшенного качества воспроизведения, есть несколько новых функций – шумопонижение, отсчет времени, EAX ADVANCED HD Audio Effects, DREAM и поддержка декодирования Dolby Digital. Как упомянуто в главе о подключениях, есть возможность подсоединения DTS, официально это не подтверждено, и у меня это подключение не работало. Скорее всего, это связано с ошибкой в драйверах, и позднее Creative подтвердил мою версию, и пообещал исправить ее в следующей версии драйверов. Качество звука улучшено, конечно, не столь существенно, как заявлено в спецификации, но если верить первому впечатлению, то оно все же есть при использовании акустики ценой более 300$ или наушников за 100$. Шумопонижение (Audio Clean-Up) - удаляет щелчки и шум от царапин из MP3-трэков и других файлов. Демонстрация этой технологии очень впечатляет, но после ее испытания на нескольких MP3-файлах собственного «производства», трудно сказать насколько хорошо эта функция работает.Масштабирование времени (Time Scaling): ускоряет или замедляет воспроизведение звука без изменения качества. Эта функция была доступна и в предыдущей версии Playcenter, но она не работала с другими звуковыми картами. EAX ADVANCED HD Audio Effects: функция для добавления эффектов, использования эквалайзера или эффектов типа преобразования голоса. Это, конечно не супер-мега-новация (в играх все может быть по-другому), но определенные усовершенствования есть. Например, можно до бесконечности баловаться настройками эквалайзера, добиваясь довольно интересных результатов в настройке объемного звучания. DREAM (Dynamic Repositioning of Enhanced Audio & Music): технология, позволяющая создавать вокруг слушателя эффект присутствия в каком-нибудь клубе, используя любой стерео-источник. Её можно использовать и с двумя колонками, но предназначена она, в первую очередь для систем типа 4.1 и 5.1. Можно выбрать диапазон низкие, средние и/или бас, и скорость с которой звук будет вращаться вокруг слушателя. Все это на любителя, кто-то будет в восторге, а кто-то включит один раз для пробы и забудет. Хочу только заметить, что выполнение этого эффекта заняло 20% производительности моего процессора (Duron 750) и в Win2k и в Windows98. Dolby Digital: переходим от искусственной системы «звук вокруг» DREAM, к системе Dolby Digital 5.1 кодирование которой осуществляется через плеер PlayCenter. Декодирование Dolby Digital производится программно, с помощью драйверов, процесс занимает на 6-8% ресурсов процессора больше, чем при использовании внешнего декодера. Как и с серией Live!, в комплект программ входит несколько демонстраций, наглядно показывающих все прелести Dolby Digital. Creative надеется, что Dolby Digital 5.1 станет таким же повсеместным, каким становится DVD. Учитывая скорый выход Xbox, Playstation2 и уже проданные миллионы плат Live 5.1, а в скором времени и Audigy, музыкальным оформителям игр стоит серьезно задуматься по поводу внедрения 5.1 в играх. Создание музыки (Music Creation): если вы собираетесь покупать эту звуковую карту для создания музыки, то вам будет интересно узнать, что помимо улучшенного музыкального звучания, она поддерживает SoundFonts 2.1 и ASIO. Я не собираюсь описывать эти функции в деталях, так как не было достаточно времени опробовать их в деле. Поддержка ASIO, позволит уменьшить латентность (всего 2ms) в музыкальных программах, поддерживающих ASIO (например Cubasis VST). В SoundFonts 2.1 появилось много нового, но самым заметным стала независимость работы этой функции от объема оперативной памяти вашей системы. В картах серии Live минимум составлял 32МБ. КиношкиДля использования Audigy в благородном деле просмотра видео вам в первую очередь понадобится соответствующий софт для воспроизведения DVD (ни одного плеера ни в один из комплектов не входит). Для своих тестов я использовал PowerDVD 3.0 и WinDVD 2 и 3. В Win98 никаких проблем с поддержкой выхода S/PDIF на 4 и 6 акустических систем я не испытал. При тестировании с 4-канальной и 6-канальной системами декодирование осуществлялось WinDVD и PowerDVD соответственно. При переключении режима S/PDIF можно выбрать декодирующее устройство - Audigy или передать сигнал на внешний декодер. Если в фильме используется DTS, сигнал надо направить на внешний декодер. Никаких значительных различий между PowerDVD и WinDVD я не заметил, Audigy просто превосходно выполняет декодирование - сравнимо с качеством декодирования внешнего декодера. Пользователям Win2k будет приятно узнать, что переход к внешнему декодеру AC3/DTS работает просто прекрасно.И неприятно – что мне не удалось произвести декодирование с PowerDVD, а с WinDVD, все работало прекрасно. По сравнению с другими платами, имеющими выход 5.1, Audigy выгодно отличается тем, что декодирование Dolby Digital зашито в драйвера звуковой карты, как и возможность перенаправления баса. Creative, вероятно, включая Dolby Digital в драйвера готовится к тому, что к новым играм саундтрэки будут делаться и в формате 5.1. Функция перенаправления баса весьма полезна при просмотре кинофильмов. Это позволит Audigy отлично работать с акустикой, в которой не очень хорошо сделано внутреннее разделение по каналам. Перенаправление баса с возможностью выделения частотного диапазона позволяет настроить звуковую систему так, чтобы каждый её компонент занимался своим делом – сабвуфер воспроизводил низкие частоты, а сателлиты – высокие и средние, и никак иначе. В результате получаем более высокое качество звука и избегаем перегрузки сабвуфера. Тесты и стабильность работы.Стабильность и производительность драйверов в Win98 просто отличные. Для проверки стабильности я запустил Unreal Tournament в режиме deathmatch с 15 ботами, за 14 часов непрерывной работы не было ни одной проблемы. В тесте “ZD audio WinBenchmark”, вплоть до 32-х 3D-потоков, ресурсы процессора использовались не более, чем на 05%, для сравнения - с картами серии Live 2,6%. В качестве игровых тестов я использовал Unreal Tournament и Half-Life. И тут хочется отметить ощутимую разницу в результатах теста Half-Life при включенной и выключенной функцией EAX, прирост производительности по сравнению с Live 5.1 составил порядка 10%. В Unreal Tournament результаты снова не разочаровали – при отключении функций 3D Sound и EAX, прирост производительности составил всего 6%, с картами Live 5.1 он составлял 15%. Все тесты проводились на моем Duron 750 c 256МБ памяти и Win98/DirectX 8.0. В Win2k в качестве теста на стабильность я снова запусти детматч между ботами, и после стабильной работе более двух часов выключил его. Похоже, проблемы с зависанием, которые раньше часто возникали в играх с картами Live, уходят в прошлое. Игры и EAX Advanced HDВот новые функции новой технологии EAX - Multi-Environment, Environment Morphing, Environment Panning, Environment Reflections и Environment Filtering. В демонстрациях от Creative, входящих в комплект софта, очень эффектно показаны возможности новых функций, которых не было в картах серии Live: Multi-Environment (множественные источники звука)- Audigy может обрабатывать до четырех источников реверберации одновременно. Предыдущие версии EAX и карты серии Live могли обрабатывать только один источник. Какой смысл в этом? На демонстрационном примере – вы находитесь в большой комнате, слушая тиканье больших напольных часов, одновременно слышите задорный смех скелета, который шагает по коридору за дверью за вашей спиной. Если использовать только один источник – трудно будет разобрать откуда идет смех, а откуда – тиканье часов, с новым Multi-Environment очень ясно можно определить источники. Поддержка этого эффекта в играх обещает высочайшую реалистичность. Environment Panning – учитывая влияние удаленных сред размещает источники в пространстве и учитывать влияние удаленных сред. Ощутить этот эффект можно в демонстрации - вы приближаетесь к туннелю, а оттуда вылетает большая стая летучих мышей, усердно хлопая крыльями. Environment Morphing (изменение окружения) – плавно меняет характеристики отражения звука при смене окружающей обстановки. Например в гонках – звук плавно меняется, когда вы въезжаете в туннель. Конечно это не такой впечатляющий эффект, как Multi-Environment, но все же прогресс заметен - в картах Live перемена звука происходила дискретно. Environment reflections (отражения звука) - каждый источник звука испускает звуковые волны во все направлениях. То, что вы слышите - комбинация всех звуковых волн, достигающих ваших ушей. Некоторые из волн дошли до вас по прямой, другие отразились от одного или от нескольких объектов. Реверберация (Environmental Audio) - комбинация первых и последних отражений. Вы сможете позиционировать источник звука, услышав эхо. Все это очень похоже на технологию A3D компании Aureal, но разработчики Creative уверяют, что Environment reflections работает по-другому. В демонстрационном примере вы находитесь каньоне, а над вами кругами летают вороны, и вы слышите их карканье, отраженное от скал усиленное эхом, что дает вполне правдоподобное ощущение, что вы находитесь в каньоне. На мой взгляд, особенно с акустикой 4.1, эта функция реализована гораздо лучше, чем в Vortex 2. Трудно сказать, найдет ли Environment reflections применение в играх, а не только в демонстрациях. Environment Filtering (фильтрация окружающего звука): фильтрация добавляет новые возможности разработчикам для моделирования тональных нюансов на обширных пространствах. Exclusion (отсечение звука): позволяет моделировать звук, доносящийся до вас через открытую дверь или окно. Если окно открыто – вы слышите шум улицы, закрыто – нет. Extreme effects: новый движок реверберации, который обрабатывает более сложные эффекты. В демонстрационном примере, иллюстрирующем эту функцию, вы находитесь в шахте, и сначала слышите шепот, а потом смех одного шахтера. Эффект весьма впечатляет, но трудно сказать, насколько он лучше, чем в Live. EAX Advanced HD, Live и другие звуковые картыИгры, использующие EAX Advanced HD будут совместимы с Live и другими картами, поддерживающими EAX 2.0, но ни один из новых эффектов работать ни будут – только 3D-звук и эффект реверберации. Также надо сказать, что технология EAX Advanced HD будет использоваться только в картах серии Audigy, и весьма интересно посмотреть, что смогут предложить другие компании, чтобы не отстать от Creative. ЗаключениеAudigy действительно является новым поколением звуковых карт, и славным продолжением Live. Каждый покупатель найдет в Audigy то, что нужно именно ему – любители музыки – отменное качество воспроизведения, реверберацию, навороченные утилиты (DREAM и эквалайзер) и удобство использования (запись на CD и функцию audio clean-up). Если вы не только слушаете, но и пишите музыку – функции SoundFonts 2.1 и низкая латентность в ASIO-приложениях – для вас. Любители же DVD имеют меньше причин менять свою Live 5.1. Дело в том, что они только извлекут выгоду из улучшенного качества звука, используя новые возможности работы с SPDIF, но, вероятно, это станет возможным с выходом новых драйверов и с картами Live. Геймеры, в перспективе, останутся в выигрыше больше всех - улучшенный 3D звук, некоторое повышение производительности системы в целом, особенно в Windows 2000. Хотя сейчас игр, которые поддерживали бы все новые функции Audigy, практически нет, но они появятся, это точно. Источник - Железная Столица, http://tech.stolica.ru/
|
||
|
||
Copyright © "Internet Zone", http://www.izcity.com/, info@izcity.com |