|
||
|
||
О том, как я чужие тексты правил…Сергей Горбачев Реферат, статья, диссертация, отчет... Кому из читателей не приходилось готовить подобный интеллектуальный продукт... По роду своей работы и по душевной склонности я регулярно готовлю к изданию разнообразнейшую печатную разность: книги, журналы, буклеты etc. — обрабатывая тексты, передаваемые в верстку авторами. Я люблю тексты, а еще больше — текстовый редактор, в коем они готовятся (а что делать, ежели все работают с Word’ом?), и уж вовсе без ума от авторов, которые эти тексты приносят… Не может автор жить покоем…Как всякое сильное чувство, эта любовь находится в одном шаге от ненависти… Не к авторам, конечно, упаси Боже… А токмо к их героическим попыткам сделать за меня мою работу, не выполняя при этом того, что они реально могли бы создать при оформлении статьи или книги. На протяжении пяти лет я бессчетное количество раз рассказывал авторам о том, что и как нужно делать, а еще чаще — чего не следует делать при подготовке текста к верстке. Проблема прежде всего в том, что подавляющее большинство текстовых материалов изначально готовится в Word’е, а верстка для полиграфии — в одном из издательских пакетов: как правило, в QuarkXPress, реже — в Page Maker и уж совсем нечасто в прочих «экзотических» пакетах). Причина этого проста — только издательские пакеты способны обеспечить требуемый для качественной полиграфии формат верстки. Объяснение этих критериев заняло бы довольно много времени, потому просто констатируем факт. Следствием такого порядка вещей стало то, что мне надоело напрягаться, каждый раз видя перед собой счастливое, потом серьезное, а потом все более и более мрачнеющее лицо автора, которому простыми и понятными словами приходится объяснять, что все им написанное великолепно, но из этого совершенно невозможно в приемлемые сроки сделать нормальную статью, книгу (нужное подчеркнуть), потому что формат текста и рисунков не лезет ни в какие ворота, не говоря уже о рамках. Посему — к чему и шло — я, в конце концов, решил письменно изложить критичную, по моему мнению, информацию о подготовке материалов к печати и предлагать ее по возможности потенциальным авторам вроде прививки еще до того, как у них рука потянется к перу… Сразу скажу — эффект есть. И это радует, потому что, во-первых, — и это главное! — я сохраняю хорошие отношения с авторами, и, во-вторых, мне как редактору и верстальщику приходится делать намного меньше работы, готовя издание к печати. Если хочешь писать, спроси меня, как…Строго говоря, первым и необходимейшим этапом подготовки любого текста для печатного издания (будь то книга, журнал — без разницы) есть разговор по душам с дизайнером-верстальщиком, который подскажет, как грамотно оформить текст и иллюстрации: нюансов — масса, и невозможно их описать в одной статье. Это пожелание ни в коем случае не следует рассматривать как попытку облегчить жизнь верстальщику (хотя, чего греха таить, грамотно подготовленный к верстке текст весьма ускоряет работу). Главная причина в том, что неструктурированный (то есть не размеченный стилями) материал временами просто невозможно понять без того, чтобы не усаживать рядом с собой автора и буквально по абзацу уточнять у него, к какому уровню структуры относится тот или иной фрагмент. Если же автор недоступен, а редактор (буде таковой имеется) сам не знает, где и что должно быть, приходится делать разметку текста только на основе собственных догадок (особенно — если отсутствует распечатка) и понимания его смысла. Оставив в стороне крамольный вопрос, кто за что получает деньги, отмечу, что результаты такой интерпретации могут быть настолько причудливыми, что автор в итоге временами не может узнать «родное дитя» и с пеной у рта бежит объясняться к руководству. А что объясняться, если он (автор) собственноручно заложил эту бомбу тем, что не структурировал текст изначально? Или, в крайнем случае, не предоставил распечатки? Структура — мать авторов наших…
Обратите внимание, что в нашем примере каждый стиль уровня заголовков имеет свой цвет (как это сделать — чуть ниже). Это весьма полезный прием, который позволяет быстро и наглядно отследить структуру текста и при необходимости быстро ее скорректировать. Например, если в тексте есть главы, разделы, подразделы и т. д., то нужно выстроить структуру примерно так: названия глав — стиль «Заголовок 1» ; названия разделов — стиль «Заголовок 2» ; названия подразделов — стиль «Заголовок 3» ; основной текст — стиль «Обычный» ; списки — стиль «Маркированный список» ; для подписей под иллюстрациями — стиль «Risunok» ; и т. д. И чем последовательнее применяется этот принцип: для равных по уровню значимости или функциональности элементов текста один и тот же стиль, — тем лучше. А самое интересное — лучше не столько для верстальщика, сколько для самого автора. Хотя бы тем, что после расстановки стилей он получает возможность свободной навигации по объемному тексту и автоматического создания оглавления. Если в списке нет необходимого стиля, то его проще простого создать «не отходя от кассы» (рис. 2). Для этого нужно выбрать в меню Word следующую последовательность действий: «Формат» — «Стиль» . Появится диалоговое окно — нажмите «Создать…», дайте значимое имя стилю (лучше — латиницей, например «Risunok»), назначьте ему фонт, размер, цвет — и все!
Если подходить уж совсем серьезно, то лучше всего для публикации не использовать встроенные стили, а только — созданные пользователем. Причина проста — встроенные стили есть везде (их, кстати, невозможно удалить), но не везде, что естественно, они совпадают по виду с теми, что на вашей машине. Поэтому дивно размеченный на вашем компьютере текст на другой машине может выглядеть как хронометр после удара кувалдой… Излишества — вредны…В тексте не должно быть двойных пробелов и двойных абзацев (пустых строк). Все необходимое форматирование (расстояние между разделами, например) можно задавать с помощью тех же стилей, просто установив для стиля заголовка отступ перед абзацем в 6-12 пунктов. Еще раз — каждый фрагмент текста должен иметь присвоенный стиль! Строки заголовков не следует разбивать никаким способом, тем более — абзацным разрывом. Вообще рекомендую решительно отказаться от любых попыток визуального форматирования: все равно при верстке форматирование будет осуществляться в соответствии со стандартами конкретного издания. Естественно, можно — и нужно! — делать необходимые смысловые выделения полужирным и курсивным начертанием в самом тексте, они при верстке чаще всего сохраняются. Очень не рекомендую выделять текст подчеркиванием — опытный верстальщик все равно заменит подчеркивание другим видом выделения, поскольку подчеркнутый текст зрительно невероятно засоряет страницу и мешает нормальному восприятию материала. Сочтем мы знаки в текстах совершенных…Важный вопрос — объем текста (количество знаков) для верстки. Посчитать количество знаков в материале или в выделенном фрагменте очень просто: в меню Word выберите «Сервис» — «Статистика…» (рис. 3). И смотрите, сколько знаков с пробелами (пробел, между прочим, такой же типографский знак, как и любая буква или знак препинания).
Не боясь ошибиться, можно уверенно прогнозировать казнь египетскую для верстальщика, который попытается втиснуть этот текст в отведенное пространство, или неслабый скандальчик при попытке объяснить автору, что его материал несколько (!) великоват. Избежать ситуации, когда текст «не влезает» в предусмотренные рамки, очень легко: обратите внимание на таблицу, в которой представлены примерные объемы материала в зависимости от формата страницы, начертания и размера шрифта. Я сознательно пользуюсь не принятыми типографскими форматами (например, 84х108/32), а привычными большинству пользователей А4 (ориентировочный размер заполненного текстом пространства — 17x24 400 см2) и А5 (ориентировочный размер заполненного текстом пространства — 12x17 200 см2; кстати, формат А5 примерно соответствует типографскому формату 84х108/32). Повторюсь, данные цифры ориентировочны: приемлемый разброс количества символов на страницу может составлять ±10 % от указанного. Но при любом раскладе лучше, чтобы количество символов было немного меньше — «разогнать» набор гораздо проще, чем судорожно сжимать текст. …сочтем картинки взором восхищенным…Если в тексте предусмотрены иллюстрации, нет ничего проще посчитать, на какое количество символов следует уменьшить объем текста, чтобы уложиться в расчетные рамки. Например, под верстку отведено 4 страницы, формат издания А4, фонт — Times New Roman, величина кегля — 12. В тексте предусматривается три иллюстрации (рисунки или диаграммы) размерами 8х15, 12х16, 14х16 см соответственно. Начинаем считать. Из таблицы видим, что на одну полосу при данных «фонте» и кегле приходится 3600 знаков. Страниц у нас — 4, следовательно, «чистого» текста на такое количество страниц можно «втиснуть» 3 600 х 4 14 500 знаков. При этом общая площадь, занимаемая под размещение текста и иллюстраций, составит 400 см2 х 4 = 1 600 см2. Но у нас есть еще и иллюстрации. Их площадь — 8 х 15 = 120, 12 х 16.5 200, 14 х 16 = 224. То есть 120 + 200 + 220 = 540 см2. Считаем, сколько процентов общей площади публикации займет у нас иллюстративный материал: 536 / 1 600 х 100 33 %. То есть картинки займут примерно треть страничного пространства нашей публикации. Значит, на столько же мы должны теперь уменьшить количество символов: 33 % от 14 500 составит примерно 4 500 знаков. Итого: 14500 – 4500 = 10 000 знаков. Не следует забывать также, что в тексте должны быть заголовки, подзаголовки и прочая разметка, набираемые более крупным кеглем. Это — еще минус примерно 5 % страничного пространства. Следовательно, 9 500. Это и будет искомым количеством символов, чтобы при верстке текст и иллюстрации можно было разместить разумно и привлекательно. Как написать текст такого объема — это уже задача автора. И я благоговейно отступаю перед таинством творческого порыва… Размером — 9 500 знаков… Можно, конечно, подсказать автору, что вовсе не обязательно выдирать с корнем выстраданные фразы, проще, возможно, просто уменьшить размер картинок… Или вообще отказаться от некоторых из них. Хотя последнее лично у меня всегда вызывает чувство внутреннего сопротивления — все же лучше, если в материале есть графика (в разумных количествах, конечно): одна хорошая диаграмма может заменить страницу текста. Само собой разумеется, что, пользуясь данными из таблицы и предложенной методикой, очень просто сделать и обратный расчет, а именно определить, сколько страниц может занять в верстке уже подготовленный материал (текст и иллюстрации). Чтобы достичь желаемого, достаточно реальное количество символов текста («Сервис» — «Статистика...»!) поделить на табличную величину для выбранного формата и шрифта, а затем добавить к полученному примерную площадь иллюстраций в долях страницы. В нашем примере: 9 500 / 3 600 2.5 стр. Чтобы определить, сколько полос уйдет на иллюстрации, разделим площадь всех картинок на площадь одной страницы: 540 / 400 1.5 стр. Сложив количество страниц текста и иллюстраций (2.5 + 1.5), получаем искомое — 4 страницы. (Продолжение следует) Источник: http://www.mycomp.com.ua/
|
||
|
||
Copyright © "Internet Zone", http://www.izcity.com/, info@izcity.com |