IZONE- http://www.izcity.com/- бесплатный софт, вэб-сервисы, ресурсы для раскрутки, свежие номера журнала "Internet Zone".

Материнская плата MSI K7N420 Pro. nForce принимает бой

Johan De Gelas

От Столицы: мы продолжаем следить за судьбой новичка, первого чипсета компании NVidia - nForce, в предыдущей статье на эту тему уже подробно рассматривалась архитектура и его ключевые особенности, и теперь мы публикуем материал о первой серийной материнской плате, выпущенной компанией MSI на nForce.

Материнская плата MSI K7N420 Pro. nForce принимает бой.

Как всегда, MSI не поскупились с комплектацией, и в коробку с материнской платой положили монтажную планку с двумя дополнительными разъемами USB, планку со стандартным разъемом SPDIF, планку системы диагностики с 4 световыми индикаторами и еще двумя разъемами USB.

1

Эта плата из партии "для прессы", для продажи платы будут собираться на текстолите цвета "красный Ferrari"

На картинке хорошо видно, что MSI вокруг гнезда процессора оставили довольно много места, забота об оверклокерах? Это хорошо - можно поставить кулер просто необъятных размеров. Управление множителем не предусмотрено, но из функций управления шиной процессора и памяти есть возможность асинхронной работы шины памяти и процессора. Например, процессор работает на шине 133МГц DDR (266 МГц), с памятью РС 1600 (100 МГц DDR)

1

Чуть ниже, в таблице, указаны другие возможности оверклокинга:

Шина процессора/AGP Память
133/66 266 или 200
137/68 274 или 206
140/70 280 или 210
145/72 290 или 218
147/73 294 или 220
154/76 308 или 230
157/79 314 или 236
114/111/106/105/104/100 100 МГц DDR на 100 MГц, и т.д.

Последняя строка таблицы показывает возможные частоты шины процессора ниже 133 МГц DDR. В отличие от платы MSI K7T266 Pro2, количество настроек памяти ограничено только установкой латентности.

2

Неплохо, что можно установить латентность на 3 цикла, например, вам захочется использовать память РС1600 (100 МГц DDR) на 133 МГц.

Разгон и стабильность работы

Тесты проводились с блоком питания Enermax EG351P (330Вт), результаты получились несколько спорные:

  • Используя встроенный видеочип, Windows 2000 запускалась без особых проблем, при частоте шины процессора 308 МГц (154 МГц DDR, процессор Athlon 1200 Tbird). Память - два модуля Corsair PC2100 CAS2 DDR RAM (CM64SD128), без проблем запускалась на 154 МГц DDR при CAS 2,5.
  • Со вставленной в AGP-разъем внешней видеокартой nForce разгонялся очень плохо. Судя по всему, встроенное видео несколько мешает прохождению сигнала от внешней видеокарты.
  • Geforce 2 GTS стабильно работал на частоте AGP 72 МГц (145 МГц FSB и 145 МГц RAM), но уже при 74 МГц Win2k зависли уже при показе черно-белого окна запуска ОС. При повышении частот система даже не стартовала.
  • C Geforce Ti 500 система загружалась только на частоте AGP до 70 МГц (FSB 140 МГц, RAM 140 МГц), при повышении частот система не стартовала.

Некоторые читатели писали нам, что Enermax EG351P, с его слишком длинным кабелем питания - не самый лучший выбор для оверклокинга, и мы решили использовать Sparkle FPS мощностью 350 Вт, один из фаворитов AMD. У этого блока очень короткий кабель. И на этот раз система заработала с Geforce Ti 500 на 147 МГц (73 МГц AGP), но весьма не стабильно.

После этого, мы попробовали разогнать плату MSI K7T266Pro-2, с чипсетом КТ266А. Win2k загружались при частоте FSB 160 МГц (память CAS 2.5), но работала не всегда стабильно. Понизив частоту FSB до 157 МГц стабильности мы не добились, понизили еще - до 153 МГц, и после этого все тесты были пройдены без проблем.

Из этого мы можем сделать вывод, что пока K7N420 Pro не может работать на частотах FSB выше 140 МГц, если не пренебрегать устойчивостью системы. А вот K7T266Pro-2 смогла пройти все тесты при FSB 153 МГц. Стоит запомнить - заполнив все разъемы памяти, вы уменьшаете возможности разгона системы. Стабильность работы мы проверяли несколькими запусками ZD Content Creation и 3DSMax 4.02. Мы не можем судить о всех платах на nForce, для этого надо тестировать не один десяток плат, от разных производителей с различными комплектациями (звук, сеть, графика, и т.д.), мы говорим о результатах тестов именно той платы, которая попала к нам на тесты.

Загрузившись, система на nForce стабильно прошла все тесты, а на КТ266А система подвисала в 3DS Макс 4.02, из десяти раз два раза пришлось перезагружаться. Во всех других приложениях обе платы работали без отказов.

При разгоне K7N420 Pro, выявилась такая "изюминка" - если вы слишком увлеклись, выставили слишком высокие частоты, а плата не стартует - обнуление CMOS ничего не даст, плата не запустится. Для этого нужно переключить джампер, отвечающий за шину процессора на 100 МГц, вместо "Auto", и только после этого плата запустится. В MSI знают об этом, и, надеемся, оговорят это в руководстве к плате.

Тестoвая конфигурация

Все системы тестировались с драйверами от NVidia Detonator 21.85. На всех платах латентность памяти установлена на 2.5, хотя наши модули Corsair CMSD128-2100, могли работать на CAS 2 при 150 МГц. Установки BIOS KT266A вы видите внизу. BIOS имел версию 3.1.

3

Это весьма "умеренные" настройки. Судя по письмам, наши читатели в основном - "продвинутые пользователи", и мы сосредоточились на стабильности работы. Любая настройка BIOS, которая может привести к нестабильной работе системы - недопустима. Например, установка одного параметра памяти "1Т" дает прирост производительности 2%, но иногда подвешивает систему при работе 3DS Мах 4.02.

В случае с nForce, в BIOS была возможность регулировать только латентность, и она была установлена на 2.5. Версию BIOS для nForce вы увидите ниже: 1.0Beta 1. Свежие версии должны появится буквально на днях.

4

Только на плате AOPEN AX73, для памяти PC133 SDRAM латентность была установлена на 2.

Athlon XP 1800+

  • MSI K7T266 Pro 2 (VIAKT266A)/MSI K7N420 Pro (nForce 420)
  • 256 MБ Corsair DDR-RAM CAS 2 (установлена на CAS 2.5)

Athlon XP 1800+

  • AOPEN AX73 (VIAKT133A)
  • 256 MБ Corsair PC133 CAS 2 (CAS 2)

Общее оборудование:

  • IBM Deskstar DPTA-373420 ATA/IDE 34.2 ГБ (7200 об/мин, ATA-100)
  • NVIDIA Geforce Ti500 64 MБ
  • Sound Blaster Live! (VIAKT133A, VIAKT266A)
  • nForce APU (все системы nForce)

Cофт

  • Windows 2000 SP1/ DirectX 8

Производительность

Так насколько хорош nForce с пропускной способностью шины памяти в 4,2 ГБ/с, "блоком предсказания ветвлений" - DASP, и встроенным суперзвуком (APU - audio processor unit)? Смогут ли столь высокая пропускная способность и 128-битная двухбанковая архитектура совершить чудо? Пусть ответит STREAM (DOS). nForce прошел тестирование в трех вариантах:

  • c одним модулем памяти (nForce 64 бита)
  • c асинхронной частотой шины памяти (nForce 266/200)
  • нормальный режим (nForce 128 бит, 266/266)
  • c тремя модулями памяти (последняя колонка)
  KT266A +
Thunder-
bird
KT266A +
AthlonXP
nForce 64 бита nForce 266/200
2x128 MБ
nForce 128 бит
266/266
-2x128 MБ
nForce 128 бит
266/266
-3x128 MБ
Copy 32  758.2 641.2 795 705.9 874.7 863
Copy 64 737.3 618 760.4 691.9 934.3 907.8
Scale  869.6 744 884.8 777.3 945.8 920.8
ADD  969.7 801 927.6 961.6 969.7 969.7
Triad 788.1 776 953.6 981.2 981.3 981.2
Средн. 824.58 716.04 864.28 823.58 941.16 928.5

Возможно, работа блока предсказаний Athlon XP несколько уменьшают показатель пропускной способности в STREAM. Можно сказать, что немного пропускной способности теряется из-за низкой латентности. Результаты nForce впечатляют. В 64-битном режиме nForce опережает КТ266А на 20%, что говорит об отличной работе контроллера памяти. А вот двухбанковая архитектура не столь значительно повиляла на результат этого теста - прирост составил около 9%.

В nForce память может работать в асинхронном режиме, вот только делать этого не стоит. В таком режиме система работает медленнее, нежели 64-битная схема, видимо играет роль некоторое повышение латентности. И обратите внимание, что при заполнении всех трех разъемов памяти производительность несколько снизилась.

DOS STREAM - несколько утилитарный тест (не загружен ни один из драйверов), и не может служить единственным показателем реальной производительности. Один из наших читателей - Julian Ruhe, прислал нам версию STREAM, оптимизированную для Athlon, использующую набор наборы инструкций 3DNow! и MMX и работающую под Windows 2000. Вот результат этого модернизированного теста:

KT266A + Thunderbird KT266A + AthlonXP nForce 64 бит nForce 128 бит
266/266 2x128 MБ
nForce 128 бит
266/266 3x128 MБ
Scale 1136.6 1138.2 1294.7 1314.4 1233.8
ADD 1013.7 1072.9 1154.8 1258.8 1084
Triad 1025.4 1072.3 1150.8 1246.7 1083.3
Assign 1136.3 1146.7 1301.3 1328 1237.3
  1078 1107.525 1225.4 1286.975 1159.6
Sum 1169.8 936.4 918.5 931.6 896.5
Fill 2028.1 2024.5 2036 2082.2 2044.8
Read 1422 1224.6 1175.5 1158.3 1172.4

Во многом обновленный тест показал похожие результаты, что и под DOS. nForce c единственным DIMM (64 бита) все так же быстрее КТ266А, и двухбанковая архитектура дает небольшой прирост в производительности.

Ну что ж, перейдем к игровым тестам.

Игровые тесты

Поскольку чипсеты могут реально повлиять на производительность подсистемы памяти, я решил проводить тесты в играх, действительно жадных до ресурсов памяти. Например, бесполезно было бы использовать в качестве теста nForce и KT266A игру Alien vs Predator 2, требовательную в первую очередь к процессору, результаты получились бы почти одинаковые. Параметры графической детализации в Serious Sam были установлены в "normal".

Serious Sam
Процессор Чипсет 800x600x16 1024x768x32
Athlon XP 1800+ KT133A 94.5 94
Athlon XP 1800+ KT133A (Geforce 2 GTS) 121.5 79.9
Athlon XP (140 MГц x 11.5) nForce 128 167 144.5
Athlon XP 1800+ КT266A 147.8 139.8
Athlon XP (136 MГц x 11.5) KT266A 151.5 139.8
Athlon XP (153 MГц x 10) KT266A 152.7 139.9
Athlon XP 1800+ nForce 128 (266/200) 132.2 132
Athlon XP 1800+ nForce 128 (266/266) 164.8 144.1

Прежде чем разбирать результаты теста, обратите внимание на тот факт, что система на VIA KT133A показала весьма посредственные результаты. Geforce 3 Ti500 для своей нормальной работы требует гораздо больше мощности процессора, нежели Geforce 2 GTS.

Вернемся к нашим баранам: в этой жадной до ресурсов памяти игре, nForce показал себя просто превосходно! В ближайшее время мы проведем подобные тесты с другими платами на КТ266А, может эти платы будут несколько быстрее MSI K7T266Pro-2, но отрыв nForce они перекрыть вряд ли смогут, ведь nForce оказался на 11,5% быстрее! Tакой козырь, как прекрасная разгоняемость, не помог KT266A перебить результат плохо разгоняемого nForce.

Max Payne
Процессор Чипсет 800x600x16 1024x768x32
Athlon XP 1800+ KT133A 49.6 49.5
Thunderbird 1533 КT266A 56.6 56.2
Athlon XP 1800+ KT266A 57.6 57.3
Athlon XP (136 MГц x 11.5) KT266A 60.4 60.3
Athlon XP (153 MГц x 10) KT266A 61.2 60.7
Athlon XP 1800+ nForce 128 62.7 62.6
Athlon XP (140 MГц x 11.5) nForce 128 64.2 64

Прежде всего хочется отметить существенное преимущества систем DDR перед системами с SDRAM. DDR очень неплохой преемник -она быстрее SDRAM на 26% (с nForce 128 бит) и 16% (VIA KT266A 64 бита). По общим результатам nForce опередил ближайшего соперника на 9%. Очень хорошо.

Неигровые приложения

Кодирование MPEG мы проводили с MadOnion Video2000. Кого-то могут удивить столь невысокие для Athlon XP результаты этого теста, но хочу напомнить, что в среде Win2k, и как оказалось Win XP, Video 2000 работает несколько медленнее, чем в среде Win98.

Кодирование MPEG в Video 2000
ПроцессорЧипсетРезультат
Athlon XP 1800+KT133A42.7
Thunderbird 1533KT266A39
Athlon XP 1800+KT266A47
Athlon XP (11.5 x 136 MГц)KT266A49.5
Athlon XP (10 x 153 MГц)KT266A48.9
Athlon XP 1800+nForce 6446.9
Athlon XP 1800+nForce 12849.1

Снова nForce выигрывает у своего главного конкурента, чипсета от VIA. KT266A может опередить новичка только при довольно сильном разгоне.

Набор инструкций анимации 3D состоят из множества небольших команд, обрабатываемых в кэше процессора. Но это не значит, что результаты этого теста не будут зависеть от производительности подсистемы памяти. Художники и дизайнеры используют 3DSMax для построения трехмерных сцен с сотнями тысяч полигонов и больше.

Именно поэтому мы выбрали архитектурную сцену теста SPEC APC 3DSMax R3.1. Тест представляет собой движение камеры по виртуальному зданию. Эта сцена имеет не менее 600 тыс. (!) многоугольников и 7 источников света. Рэйтрейсинг и туман включены.

3D Studio Max (секунды, наименьший результат - лучший)
ПроцессорЧипсетсекунды
Athlon XP 1800+nForce 641609
Athlon XP 1800+KT266A1656
Athlon XP 1800+nForce 1281533

nForce снова впереди, обрaботка сцены идет на 7,5% быстрее, чем у чипсета VIA. Даже с 64-битным интерфейсом памяти nForce быстрее на 3%.

Встроенный звук-nForce APU

Словами NVidia:

"Звуковой процессор (APU-audio processor unit) полностью совместима с DirectX 8.0, и обеспечивает одновременную обработку в реальном времени до 64-х 3D и 192 простых звуковых потока. APU способен воспроизводить звук на 2, 4 и 6 акустических систем, он может производить декодирование звука формата Dolby Digital, что позволит использовать его для создания домашнего кинотеатра."

На данный момент мы не можем провести тесты с использованием цифрового выхода, купить акустику и усилитель Dolby Digital 5.1 мы только собираемся. Как я уже говорил, планка с цифровым выходом SPDIF входила в комплект с материнской платой. Мы верим, что APU отлично справится с воспроизведением фильмов DVD с Dolby Digital, но как он поведет себя в играх?

Кодек Dolby Digital 5.1 (или кодек АС3) довольно сложен в архитектуре, для воспроизведения звука 5.1 потребуется комплект из 6 акустических систем - пара фронтальных, пара задних и связка сабвуфер+центральный канал. Для передачи столь сложного сигнала и используется SPDIF.

Для декодирования сигнала 5.1 в реальном времени требуется довольно много системных ресурсов, и кодек АС3 сделан специально для этого. Использование этого кодека в nForce APU для обработки звука формата Dolby Digital должно существенно снизить потребляемую мощность процессора.

По данным Microsoft в xBox латентность кодека АС3 составляет +/-70 мс. Игры для xBox должны идти с частотой кадров как у телевизора, 25-30 кадров в секунду, то есть кадр должен меняться каждые 33 мс. Звук Dolby Digital будет запаздывать на 1-2 кадра, что вполне приемлемо. Но подходит ли такое качество для игр на РС?

Проблема в том, что производительности РС может не хватить на одновременную обработку трехмерного звука Dolby Digital и обеспечение необходимой скорости смены кадров. Возможно, что только системы, оборудованные nForce или Audigy cмогут обеспечить необходимую производительность в играх со звуком Dolby Digital.

Но это в теории, а сейчас игроки не смогут наслаждаться настоящим трехмерным звуком, поскольку пока в драйверы nForce пока не включена даже поддержка EAX, NVidia ограничилась только DirectSound. Мы пробовали включить EAX в Serious Sam, но игра не позволила это сделать.

NVidia (через MSI) подтвердила, что nForce совместим с EAX. Просто на октябрь 2001 года, не была готова версия драйверов с поддержкой ЕАХ. В общем-то EAX-простейший из форматов декодирования Dolby Digital, он лишь способен моделировать изменение звука в зависимости от окружения, но все равно качество звука со включенным и выключенным ЕАХ очень различается.

Хотя мы были ограничены только тестом с DirectSound, этого хватило для определения эффективности APU.

Serious Sam 800x600x16
44 KГц
Выкл. звук
Падение производительности
(Вкл. звук)
Athlon XP 1800+ nForce 128
163.8
167.8
-2%
Athlon XP 1800 KT266A Soundblaster Live!
146.8
153.9
- 4.6%
Serious Sam 1024x768x32
44 KГц
Выкл. звук
Падение производительности
(Вкл. звук)
Athlon XP 1800+ nForce 128
152.9
156.9
-2%
Athlon XP 1800 KT266A Soundblaster Live!
140.9
146.5
-3.8%

Результаты, конечно не очень впечатляющие, но все-таки nForce APU несколько облегчает нагрузку на СPU. Cитуация резко изменилась бы, если была возможность провести тесты с трехмерным звуком, но пока драйверы не позволяют нам этого сделать.

Заключение

Мы продолжаем проводить серии тестов, сравнивая MSI K7N420 Pro c другими платами на КТ266А, используя другое общее оборудование, и в следующей статье мы покажем из результаты. Также в следующей статье приведем результаты тестов встроенного видео nForce и сравним его с другими встроенными графическими чипами.

Давайте подведем некоторый промежуточный итог...

Если вы собираетесь устанавливать на плату с nForce внешнюю видеокарту, не стоит устанавливать два модуля памяти, даже с одним каналом памяти он весьма силен. Ограниченность пропускной способности шины Athlon не позволит полностью использовать возможности второго канала подсистемы памяти. APU nForce тоже неплох, но NVidia стоит побыстрее разобраться с драйверами - количество игр, использующих преимущества DirectX 8 растет.

Производительность системы на nForce впечатляет. Опережение такого сильного конкурента как КТ266А на 10% говорит о многом, особенно учитывая что nForce-первая ласточка из чипсетов NVidia.

Источник - Железная Столица, http://tech.stolica.ru/

 


Copyright © "Internet Zone", http://www.izcity.com/, info@izcity.com