IZONE- http://www.izcity.com/- бесплатный софт, вэб-сервисы, ресурсы для раскрутки, свежие номера журнала "Internet Zone".

Кого грабить будем?

Петр 'Roxton' Семилетов

Грабить будем кассеты и компакт-диски, на предмет музыки. А еще сжимать аудио разными кодеками, преимущественно бесплатными. Быстро и без лишних забот.

Когда нужно массово перегнать в MP3 коллекцию аудиокассет, виниловых пластинок или CD, то внезапно оказывается, что мощная артиллерия волновых редакторов вроде Sound Forge, Wavelab и Cool Edit для этих целей годится примерно в той степени, в которой раскаленная духовка — для сушки одежды. Короче говоря, неудобно. Есть специальные программы, «грабберы» (от английского «to grab» — хватать). Существует куча этих грабберов, без преувеличения, — сотни. Одним из лучших является Audiograbber версии 1.80, о котором и пойдет речь сегодня.

Давайте поставим перед собой задачу и решим ее с помощью средств Audiograbber'а. Задача будет такова — оцифровать пару музыкальных альбомов и перегнать их в MP3. Исходные носители — кассета и CD. Таким образом мы сможем охватить весь спектр необходимых рядовому компьютерному меломану действий. Изучить, так сказать, методы продуктивной работы.

Разумеется, вначале нужно скачать сам Audiograbber. Фриварная версия доступна вот по такому адресу: http://www.dezines.com/audio/agfreesetup.exe, вес тела — 1.4 Мб.

От коммерческой версии бесплатная отличается тем, что может обрабатывать за один раз только половину дорожек с компакт-диска, причем половина выбирается случайным образом. На процедуры записи и сжатия эти «проказы» никоим образом не влияют.

Кроме того, нам понадобятся кодировщики. Не кодеки, именно кодировщики. Codec — это COder/ENCoder, то есть, пользуясь терминологией разработчиков из Microsoft, программный фильтр, который может принимать звуковой поток как на сжатие (кодирование), так и на декодирование — распаковку сжатых данных в удобоваримый вид. Кодировщик же работает только на «вход», сжимая данные. (Слово «кодеР» означает то же самое, но «кодировщик» сложнее перепутать с «кодеК’ом»).

В данном случае нас интересуют два хороших бесплатных кодировщика, Blade и Lame — они маленькие, меньше сотни килобайтов каждый. Первый качаете с http://www2.arnes.si/, а второй берете с http://mitiok.cjb.net/. Этот архивы заключают в себе DLL'ки, которые нужно скопировать в папку к Audiograbber'у. Дело в том, что Audiograbber может работать с LAME и Blade, используя их кодирующие движки вместо поддерживаемого им по умолчанию Fraunhofer'овского MP3-кодировщика, который уже установлен у вас в системе на правах признанного стандарта. Подробнее об этом я расскажу ниже. Перейдем к практике.

Запись с линейного входа. Линейный вход обозначен на разъеме звуковой карты как Line In. К нему вы можете подключить аналоговый источник звука (без предварительного усиления, типичным примером чего является кассетный плейер). В нашем случае это будет магнитофон или виниловый проигрыватель, выдающий звук по кабелю через свой линейный выход.

В Audiograbber’е жмем на кнопку Settings. Вверху окна настроек имеется поле ввода Directory to store files in. Это путь к папке, куда программа будет сохранять записанные файлы. Кнопка Browse, расположенная рядом, позволяет выбрать нужную вам папку.

И еще одна опция, которой мы сейчас коснемся — Mute speakers while ripping. Она в процессе записи отключает вывод музыки на выходной порт звуковой карты и соответственно на динамики или наушники. Нажимаем ОК.

Теперь идем в настройки собственно «грабительства». Вон кнопочка MP3 на главной панели приветливо светится. Кликаем по ней. Открывается окно, а в нем важные опции. Видите сверху секцию Grab to? Здесь указывается, в какой формат звук грабить. Способ первый, Wav file, не требует значительных затрат ресурсов, зато охоч до дискового пространства: оцифрованная 90-минутная кассета запросто съест у вас почти один гигабайт на винчестере. Далее вам предстоит выбор из двух вариантов: MP3 file via itermediate wav file > Keep the wav file/Delete the wav file. Оба метода записывают звук сначала в WAV-файл, потом конвертируют его в MP3, после чего первый метод оставляет WAV-файл, а второй — удаляет его.

И последний, самый удобный, на мой взгляд, способ — Direct Rip and encoding to MP3 file. Без промежуточного «вавчика». Сразу, в реальном времени, производится сжатие данных в формат MP3 и запись на диск. Но для этого нужен достаточно мощный (читай — современный) компьютер. В противном случае имеет смысл включить опцию Rip all tracks before encoding и пользоваться MP3 file via itermediate wav file.

Внизу есть две панели — Internal Encoder и External Encoder, в которых вы задаете, какой кодировщик использовать. Разберемся сначала с так называемым внутренним (Internal). «Так называемым» потому что на самом деле кодировщик все равно внешний — Fraunhofer установлен в системе в виде кодека, а Lame и Blade — лишь динамически загружаемые библиотеки (DLL). В качестве «внутреннего» кодировщика Audiograbber позволяет использовать следующее:

Конвертор PCM Microsoft — это для WAV-файлов. Можете выбрать частоту дискретизации, разрядность звуковых данных и режим моно/стерео.

Microsoft Windows Media Audio (WMA) Codec — кодек раскручиваемого Майкрософтом формата WMA. Моно/стерео, битрейт до 160. На любителя, скажем так...

Fraunhofer IIS MPEG layer-3 Codec — стандартный де-факто для Windows-платформы кодек MP3, профессиональная версия которого поддерживает битрейт до 320. Здесь, кроме пресетов с битрейтом и моно/стерео, есть опция encode with highest quality, то есть «кодировать с наивысшим качеством». Это замедляет процесс обработки данных, но улучшает звучание.

LameEnc DLL Version xxx Engine xxx — кодировщик Lame, который использует более чем хорошо известный линуксоидам движок MPGLIB из пакета MPG123.

Я провел небольшое тестирование кодировщиков, конвертируя в MP3 WAV-файл размером 18 Мб с помощью функции File > Make MP3, которая как раз и служит для сжатия файла или файлов с использованием текущего кодировщика и его установок. Думаю, из названий файлов вы поймете, чем и с каким битрейтом они сжимались. Все это прогонялось на Athlon Thunderbird 900, а установки кодировщиков были таковы: качество по максимуму, режим стерео. Картина получилась следующая:

• LAME128.mp3, размер 1 680 741 байтов, время сжатия 00:15;

• BLADE128.mp3, размер 1 680 324 байтов, время сжатия 00:18;

• FRAUN128.mp3, размер 1 675 603 байтов, время сжатия 00:29;

и

• BLADE320.mp3, размер 4 200 618 байтов, время сжатия 00:12;

• LAME320.mp3, размер 4 201 662 байтов, время сжатия 00:13;

• FRAUN320.mp3, размер 4 195 964 байтов, время сжатия 00:32;

Как видим, на битрейте 128 быстрее всех оказался LAME, и всего на одну секунду он уступил Blade при битрейте 320. Fraunhofer во всех тестах по скорости остался в хвосте колонны, зато файл получается меньшего размера, чем у конкурентов.

А что же качество звучания? Мои субъективные впечатления: Blade, битрейт 128 — ужасный «хлюпащий» артефакт, можете «забить». На том же битрейте качество Fraunhofer и Lame примерно одинаково — разве что первый чуть лучше передает высокие частоты, зато Lame звучит немного насыщеннее. О битрейте 320: у Lame и Blade меньше потерь частот, чем в Fraunhofer, звук сочнее! Основываясь на этом, могу рекомендовать использовать Lame — это и достойное качество, и меньшая нагрузка на процессор. Кроме всего прочего Lame умеет (как и Wavelab) сжимать данные в режиме переменного битрейта, то есть на протяжении композиции битрейт изменяется. И еще замечание о Lame — в нем используется быстрое преобразование Фурье, оптимизированное под AMD'шный набор инструкций 3D Now!, что не могло не повлиять на результаты тестирования (напомню, что у меня Athlon).

Ладно, у нас на очереди еще одна страница с опциями — External Encoder. Тут задаются параметры для внешних программ-кодировщиков, управляемых из командной строки. Это, опять же Lame, Blade (их консольные версии), а также Xing, Monkey Audio и прочие. То бишь, Audiograbber можно использовать как фронт-энд (графический интерфейс) для консольных кодировщиков. Причем любых — как MP3, так и других форматов. Но эта тема совсем уж необъятная, поэтому и останется за бортом нашего обзора.

Так, с настройками кодировщиков разобрались. Теперь попробуем что-нибудь записать. Сначала — с кассеты или винила. Идем в File > Line in Sampling. Выползает окно. Первое, на что обращу ваше внимание — это возможность автоматической записи в заданное время. На странице Time Sheduled можно увидеть некое подобие расписания с тремя графами. Графа первая, дата. Если оставить ее пустой, то запись будет производиться каждый день в заданное время. Формат даты смотрите у себя в Панели Управления > Языки и Стандарты > Дата. Либо второй вариант — используйте просто английское название дня недели (Sunday, Monday, etc.), чтобы запись включалась раз в неделю такого-то дня. Графа времени — время задается в формате чч:мм:сс, например, 00:01:01 — одна минута, одна секунда после полуночи. И последняя графа, Length — длина записи, в том же формате, что и время. Ниже расписания есть опция Append date and time to file name. Когда она включена, то дата и время записи добавляется к имени создаваемого файла.

Чтобы полностью автоматизировать Audiograbber, можете пометить галочками такие опции как Start Audiograbber next time computer starts (запустить AG в следующий раз после загрузки), Start Audiograbber in sheduled mode (запустить AG в режиме записи по расписанию), и Shut down the computer when finished (выключить компьютер по окончании записи). То есть, вполне реальна работа программы в режиме «автопилота» — включился (если ваша машина умеет просыпаться в заданное время), записал, что надо, и выключил комп.

Теперь о записи в «ручном» режиме. Переходим на страницу Manual Mode, выбираем опцию Do not split tracks, если пишем с кассеты, и Auto split tracks — если с виниловой пластинки, чтобы программа пыталась автоматически определить паузы между композициями. Правда, я этой возможности не доверяю, предпочитая самому нажимать на кнопки записи. Вот и они, слева внизу. Здесь все просто. Жмем Record, чтобы начать запись. Stop — чтоб закончить. И так для каждой композиции (если без auto split). Файлы сохраняются в папке, которую вы указали в окне Settings. Над кнопками записи есть переключатель на две позиции: abrupt — при нажатии на STOP запись мгновенно прекращается, и Faded — при останове уровень записи плавно снижается, и уж затем следует настоящий STOP.

Вот так, запускаете кассету и периодически клацаете: RECORD/STOP, RECORD/STOP... А файлы сохраняются. Можете сразу вводить в них информационные MP3-тэги (альбом, название и так далее.)

Процесс записи с музыкального СD несколько отличается от вышеприведенного. Эти отличия мы сейчас и опишем. Выбор CD-ROM'а, с которого будем «грабить». В окне Settings, в нижней его половине, есть блок CD-ROM access method для задания способа доступа к диску: MSCDEX, ASPI, ANALOG. Первый — цифровой, но устаревший. Если у вас Win95, но не OSR, то MSCDEX будет работать. Если у вас другие версии Windows, то заставить Audiograbber пахать через MSCDEX тоже возможно, но хлопотно. Да и зачем, если есть другой цифровой метод доступа — ASPI. Его и следует выбирать. В опциях ASPI есть кнопка Detect — нажмите ее, чтобы программа определила доступные возможности привода. Немаловажен параметр DAE Speed — скорость, с которой будут извлекаться данные с носителя. Например, для 24-скоростного дисковода максимум равен 24. По идее, Audiograbber после нажатия на Detect сам оптимально сделает все установки.

Если же ваш CD-ROM по некоторым причинам не поддерживает ASPI, то у вас остается еще Analog, аналоговый метод. В этом случае запись будет вестись так — от CD-ROM'а музыка пойдет на вашу звуковую карту по кабелю, которым дисковод с этой картой соединен, а уже со звуковухи в качестве поданного на линейный вход сигнала отправится в файл. Кстати, именно так действует стандартный плагин Winamp'а для воспроизведения аудио-CD. Только звуковую дорожку он читает не в файл, а частями в буфер на диске. Скопировал на диск кусочек — проиграл: видели, как диод жесткого диска подмигивает? Но вернемся к теме.

У линейного метода свои опции: в Input Soundcard выбираем порт линейного входа вашей звуковой карты (обозначен как Wave In). Опцию Input Sound Volume устанавливаем в значение Don't change, use whatever it is, если вы не хотите, чтобы громкость записываемого звука претерпела изменения. И напротив, если запись настолько громкая, что аж зашкаливает, то следует выбрать второй вариант, Set To XXX, где XXX — уровень громкости в процентах от исходного.

ОК, настроили. Остается вставить в дисковод CD и выбрать CD > Refresh track list. Помните, что треки читаются с привода, выбранного в Settings > CD-ROM access method > CD-ROM Unit. Если у вас полная версия программы (она стоит, между прочим, 25 зеленых), то вы увидите в главном окне список дорожек, каждую из которых можно отметить для записи, воспроизвести и задать разные свойства — вроде MP3-тэгов, диапазона записываемых секторов (или времени, как хотите) и так далее. В freeware-версии для записи доступна лишь половина дорожек, каждый раз выбираемая случайным образом.

Отмечаете, что надо, и жмете здоровенную такую кнопку GRAB (на ней рука нарисована). Все, процесс пошел. Дорожки будут грабиться и складываться штабелями сжатых или просто волновых файлов. Чего и требовалось достичь.

У Audiograbber'а масса других возможностей, которые я не описал — например, нормализация звукового потока или доступ к Freedb — аналогу CDDB (Compact Disc DataBase). Это база данных по музыкальным CD. Можете обращаться к ней по Инету, а можете скачать с http://www.freedb.org и хранить у себя на винте.

И напоследок приведу ссылки на модули украинского и русского языков для Audiograbber:

http://www.audiograbber.com-us.net/Ukrainian.lng

http://www.audiograbber.com-us.net/Russian.lng

Источник: http://www.mycomp.com.ua/

 


Copyright © "Internet Zone", http://www.izcity.com/, info@izcity.com