| ||
Софт для маленьких и хард для взрослыхВиктор В. продолжает переписку с читателями. Часть вопросов пришла в мыльный ящик, часть была задана во время встречи с читателями, а часть задается настолько часто, что пора вешать на сайте «Моего Компьютера» FAQ Имеющего Уши. Однако приступим… Уважаемый Господин Пушкар! Зовут меня Александр. Я профессиональный музыкант. Основным инструментом для моей работы в данный момент является YAMAHA PSR-740. Сейчас у меня появилась возможность писать музыку с помощью компьютера. Конфигурация: Cel 600/64MB/10.2GB/CD-ROM. Звуковая карта нижнего ценового уровня, но MIDI-порт присутствует. В перспективе планируется смена карты на более мощную. Опыт работы с компьютером достаточный (уровень пользователя/продвинутого пользователя). В связи с вышеизложенным, не могли бы Вы ответить на следующие вопросы: 1. Какие музыкальные редакторы Вы могли бы рекомендовать, а также где можно приобрести руководство пользователя. 2. Какую звуковую карту из имеющихся в данный момент на рынке Вы могли бы рекомендовать для последующего апгрейда. Александр, имеющаяся у Вас конфигурация машины вполне позволяет эффективно работать с MIDI-треками и обмениваться данными System Exclusive с клавишным инструментом. Музыкальная программа, служащая этим целям — секвенсор. Среди этих программ есть три явно выраженных лидера. «Американец» Sonar — новая торговая марка известной нашим постоянным читателям Twelve Tone Systems, пришедшая на смену заслуженной софтине Cakewalk. «Немцы»: Steinberg Cubase, о котором так подробно писал Roxton, и пока что обойденный нашим вниманием Emagic Logic. Справедливости ради хоть линк на него дадим (http://www.emagic.de/). Все три программных продукта примерно равноценны по своим функциональным возможностям; они ориентированы на музыкантов, хотя бы минимально знакомых и с нотной записью, и с аудиоинжинирингом. Каждая из этих прог имеет полную версию для интенсивной работы с волновыми треками, виртуальными музыкальными инструментами и DirectX-обработками в реальном времени. А также сокращенную, предназначенную для работы с MIDI в домашних условиях. Например, дистрибутив полной версии Sonar включает виртуальные инструменты Dxi: синтезаторы Dream Station и Tassman, проигрыватель самплов Live Synt Pro, а также Virtual Sound Canvas — эмулятор знаменитого в начале 90-х GM\GS-модуля, который и на сегодняшний день иногда может пригодиться в хозяйстве. Перечислять инструменты VST, совместимые с Cubase, мы не станем. Их много и почти на любой вкус. Примерно та же история с realtime-обработками. И все-таки, кто из них лучше? Здесь сложно дать однозначный ответ. Поставьте на свою машину хотя бы демку, посмотрите на интерфейс, почитайте Help. Ведь качество записанной вами музыки будет зависеть еще и от того, насколько вам удобно работать с секвенсором. Думаю, один из трех перечисленных подойдет. Работу с MIDI-командами и передачу сонгов из компьютера в клавишный инструмент отлично потянет сокращенная версия секвенсора и практически любая карточка. Даже та, которая у вас уже есть :-). А вот Celeron 600 — камень слабоватый, как для работы со звуком. На операциях с плавающей запятой с ним сами догадываетесь чего происходит… Так что апгрейд карточки я бы посоветовал произвести лучше чуть позже, но вместе с процессором и материнкой. По состоянию украинского рынка на прошлый год однозначно лучшей из простых звуковушек для музыкантов был «укороченный» SB Live!, в этом году — Creative Audigy либо TerraTec DMX. В одном из ближайших номеров проведем между ними виртуальное соревнование и постараемся выяснить — кто же именно. Если вы собираетесь писать звук в профессиональном качестве или запускать одновременно 2-3 серьезных программы, тогда требования к карточке другие, соответственно, меняется и ценовая категория. Но даже с относительно дешевым девайсом иногда можно творить чудеса. Руководство пользователя… Вероятно, многим юзерам была бы более полезна книга с элементами теории: что такое звук вообще, как работает звуковой софт и железо, и почему они сделаны именно таким образом. Однако большинство попадавшихся мне книг на темы компьютерного звука и музыкальных редакторов оказывались просто слегка расширенными хелпами с многостраничными описаниями горячих клавиш и перечислением через запятую плагинов к каждой из программ. Но вы и сами можете прочесть хелп на английском, русском, либо перегнать оригинал через автоматический переводчик, как поступают многие доморощенные «локализаторы». Буду рад обнаружить на раскладке «правильную» книгу по этой тематике и рекомендовать ее читателям. А может, и сам со временем напишу… Есть ли профессиональные карточки, поставляемые с драйверами под Linux? До самого последнего момента я откладывал устройство Linux Partition у себя на винте именно по причине отсутствия драйверов к профессиональным девайсам. Но оказывается, такие карточки есть! Практически самыми первыми «линуксовые дрова» стали поставлять производители звуковых карт Dman, а вслед за ними потянулись многие другие. Если драйвера не входят в комплект поставки (профессиональное железо едет к нам издалека и на перекладных), они могут быть включены в один из дистрибутивов Linux. Меня очень впечатлил список поддерживаемых звуковых устройств на сайте SUSE Linux http://www.suse.de/en/products/suse_linux/. Затем оказалось, что часть представлена просто ссылками на производителя железа. Однако выбор есть. И софт для испытаний там тоже можно найти. В дистрибутив входит GDAM — проигрыватель «эмпешек» с диджейскими функциями, realtime-синтезатор RTSynth, о котором стоило бы написать подробнее, процессор эффектов, и другие интересные для любителей музыки проги. Профи пока еще могут брезгливо морщиться по поводу линуксового саунда, однако пусть они вспомнят, какой примитив всего лет шесть назад бегал под Win 3.1. И перестанут морщиться. А настоящие маньяки, для которых одним из ключевых слов является «возможности», уже начинают действовать :-). Опишите разницу между MIDI и General MIDI. Ну вот, я думал, здесь собрались продвинутые юзеры… Еще раз: просто и коротко. MIDI — протокол передачи команд, управляющих звуковым движком, и данных о состоянии звукового движка. Есть старый протокол MIDI 1.0 (его понимают практически все профессиональные девайсы начиная года эдак с 80-го), есть новый, 2.0, активно внедряемый только с прошлого года. General MIDI — набор тембров якобы на все случаи жизни, от которого фактически постепенно отказались и разработчики клавиш, и пользователи. Хоть он и должен обеспечивать одинаковое воспроизведение файла .mid разными звуковыми движками (ну конечно, ведь тембр номер 1 — пианино :-)), на практике это наблюдается редко. Да и скучно постоянно слушать «стандартный миди-музон»… Подробности — в моем материале «MIDI умер — да здравствует MIDI!». Какие есть музыкальные программы для самых маленьких, и что из них вы порекомендовали бы для обучения? Думаю, что музыку сначала учатся слушать. Какой именно диск завести ребенку — решайте сами. Только лучше на умеренной громкости и на относительно правильном звуковом аппарате. Если ваша любимая музыка слегка расстраивает ребенка — пока что выключите. Привыкнет позже. Либо… начнет из вредности слушать то, что расстраивает вас :-). У детей слух чувствительный — то, что «положено слушать людям нашего круга», им, к счастью, понимать рано. В детстве звук бывает просто приятным либо раздражающим. А через некоторое время можно начинать играть. Многие продвинутые специалисты советуют начинать с инструментов «ритм-секции» — погремушек, стучалок, шумелок, и только затем переходить к простым мелодиям. Если вы сами умеете отстучать четыре четверти, научить этому сына или дочку достаточно просто. Пусть обучение будет именно еще одной игрой, а не жестким соревнованием, кто первый сыграет «Лунную Сонату» для родителей, родственников, их товарищей по работе и соседей по даче. Потому что на многострадальной «Лунной Сонате» карьера вундеркинда может и закончиться. Есть мнение, что-де пусть сначала научится играть ноты с листа — но где вы видели, чтобы ребенку запрещали говорить, пока он еще толком не выучился читать :-)? Пусть сам попросит у вас поиграть на инструменте или помочь разобраться с компьютерной программой, в которой папа так увлеченно двигает ползунки, извлекая странные звуки. Что именно можно завести детям? Фактически любую звуковую прогу с простым и понятным интерфейсом. Связь между действием оператора (например, нажатием мышью на картинку или перемещением фейдера) и звуком должна быть очевидной. Вышли в редактор, поменяли параметр, сохранили — это уже для взрослых. Можете попробовать самый младший в линейке Sonic Foundry петлевой секвенсор Super Looper — http://www.sonicfoundry.com/. Эта штука очень похожа на диджейский ACID, но у нее чуть меньше функций и еще проще интерфейс (оказывается, его можно сделать еще проще!). Если вам нужно объяснять, как работает Super Looper, пусть за меня это сделает ваш меньшой :-). Петли подгружаются из библиотеки пресетов, либо выбираются из пользовательских и легко перемещаются в нужную позицию. Библиотека включает 706 петель, разделенных на 9 категорий инструментов, в основном ориентированных на создание поп-музыки (может быть, покруче той, что продается на лотках с кассетами :-)). Есть окно записи файлов, возможно даже наложение! Эта штука явно посильнее функции «трюк» на ископаемом катушечном магнитофоне и звуковых писем на гибких пластинках… Требования к системе? Самые детские… Процессор 133 МГц, 32 метра оперативки, 10 метров свободного места на диске. Бегает под Win9x, Me, 2000, или XP с любой звуковой карточкой. А что может быть проще в управлении, чем виртуальный грув-бокс? Поинтересуйтесь техно-игрушками на http://www.technotoys.com/. Например, фриварным Seq-303. По умолчанию он пользует зашитый в звуковой карте набор GMIDI. Можно подгрузить и другой, например Sound Font, но это уже операция для взрослых. Пусть себе крутится, а вы вместе с младшими в это время двигаете ползунки и каждый раз получаете чуть-чуть другую мелодию. Программы для взрослых тоже могут быть полезны в обучении. Кто сказал, что рисовать в секвенсоре мышью ноты или нажимать на виртуальную клавишу в окне Piano Roll сложнее, чем писать музыкальный диктант? Здесь мы снова получаем простую и очевидную связь между символическим изображением звука и проистекающей из колонок партией. Дети боятся компа куда меньше, чем думают их родители… Источник: http://www.mycomp.com.ua/
| ||
Copyright © "Internet Zone", http://www.izcity.com/, info@izcity.com |