| ||
Очумелые ручки или Как я укрощал Chrome OrbЕрошко Д.А. Когда я собирал свой компьютер на базе процессора Duron 700, вопрос о выборе кулера был однозначно решен в пользу Chrome Orb компании Thermaltake. Много лестного в то время писалось об этом девайсе, да и запас по охлаждающей способности предвещал в дальнейшем легкий переход на Athlon вплоть до 1000 Mhz. Так что я не пожалел 15 у.е. , и через день я уже держал в руках заветную зеленую коробку. Первое впечатление- красавец! Не кулерок, а кулерище! Одно меня несколько смутило при ознакомлении с параметрами - шум 29дб, но это ведь мелочи, правда? Ан нет! Не такие уж и мелочи, особенно, если компьютер стоит дома, работать приходится и по ночам, когда все семейство спит и видит сны. Так вот, когда моя железяка заработала, видеть эти самые сны стало намного труднее. Зато, какой экстаз в момент выключения компьютера! Спасибо хоть за это Thermaltake. Гробовая тишина! Вывод: кулер особенно хорош в выключенном состоянии. Если верить прочитанному на одном из сайтов, проблема решается очень просто, Нужно всего лишь навсего снять лейблу с крыльчатки. Ура! Снимаю… Я так и думал, ничего не изменилось, чтобы не обидеть авторов сего замечательного совета, скажу - шум стал все-таки меньше, где-то на 0,1 дБ, а то, что уши этого не замечают - так это их проблемы! Радости, однако, не прибавилось. На моем месте, у любого порядочного буржуя есть два выхода: или смириться, или купить другой кулер, потише. Но мы-то - славяне!!! И не ищем легких путей! А посему, оба варианта были отброшены, а КБ левого полушария получило задачу - укротить строптивый кулер. Вначале кажется, что весь шум создается потоком воздуха, который Chrome Orb гоняет через свои многочисленные ребра. Ну что тут поделать? Выбор невелик. Поэтому, первое, что я сделал 1.) - зашлифовал все заусенцы на крыльчатке. Включаю- эффект, мягко говоря, не прослушивается. Слушаю внимательнее, прислоняя ухо к корпусу компьютера, кулера (естественно в снятом состоянии), и ухо мое уловило шум, источник которого лежал явно глубже, чем версия о заусенцах. В самой глубине девайса. Желание знать правду было настолько велико, что я решился сие чудо разобрать. Сделать это оказалось очень просто. Аккуратно снял наклейку. Под ней, в углублении, задняя часть вала, которая фиксируется пластмассовой шайбой с прорезью. Снимаем. Далее - маленькая резиновая шайбочка. Все! Крыльчатка свободно вынимается, смотрю на подшипники, шариковые которые… один,… оказывается шариковый, а второй- скольжения (тот, что ближе к задней части вала). Подшипник прекрасный! (тот, который скольжения). А вот верхний, качения, мне не понравился. Что-то такое китайско-образное, одноразового действия. Как покажет дальнейшая практика, я не ошибся. Подшипник закрытого типа. Если такой подшипник на заводе смазали какой-нибудь низкокачественной смазкой, то масло, которым вы будете пытаться его смазать, до шариков не доберется. Но только не у нас! С этого момента, собственно и началось укрощение Орба. Я опишу свой путь мытарств, а в конце приведу выводы, к которым я по этому пути пришел, так что не торопитесь повторять этот путь, вся соль в выводах! Пришла на память старая авиамодельная метода, проваривать плохие подшипники в масле. Сказано - сделано. Беру масло МС-20, довольно- таки вязкое, наливаю в чайную ложку и варю минут пять. Из дырочек в обойме подшипника лезет противная пена какой-то явно левой смазки. Охлаждаю подшипник, собираю - песня! Эффект, как говорится на лицо! Рассказал товарищу (у него такой же кулер), повторяем процесс с его кулером, только на этот раз я взял более вязкое масло. Результат еще лучше. Поставили в его компьютер, и сразу стало слышно, как шумит блок питания и винчестер. Раньше был слышен только Орб. А вот на третьем Орбе я погорел. Вернее не я, а подшипник. Масло то нужно над газом нагреть до кипения, а потом "купать" в нем подшипник, а я грел прямо над огнем вместе с подшипником. Поскольку он непосредственно контачил с ложкой, то разогрелся сильнее, чем нужно. Охлаждаю - еле крутится, со скрипом. Снимаю защитные шайбы, и тут газа мои полезли на лоб! Шесть шариков есть, а сепаратора - нет! Шарики сиротливо сбились в один угол. Я видел подшипники без сепаратора, но там шарики расположены практически вплотную, а тут всего шесть… Может и был сепаратор, пластмассовый (если это правда, то такой подшипник - точно барахло), да сгорел, до сих пор загадка. Но это неважно, кулер-то надо спасать. Отдал я свой родной Орб, а над этим стал мудрить. Подшипник отечественный с латунным сепаратором (при этих нагрузках - вечный!) я нашел быстро, только внешний диаметр меньше. Пришлось внешнюю обойму от родного подшипника использовать в качестве бандажа. Встал, как родной. Но мне захотелось, чтобы шума было еще меньше. И поставил я тогда вместо шарикового подшипника текстолитовую втулку (в роли подшипника скольжения). О чудо! Вот теперь я услышал, на что способен Chrome Orb. Оказывается , что если шумит только воздух, то это - мягкое шелестение! Подшипники скольжения менее надежны, чем шариковые. Но это при условии, что он работает 24 часа в сутки с некачественной смазкой. Думаю, что через год такой работы, смазка может загустеть, и он может остановиться (не проверял). Кстати, крутящий момент у Орба весьма приличный. А при домашней работе, если раз в год его смазывать, проблем не будет. Тем более, многие платы поддерживают мониторинг, и если кулер снизит обороты, то она выключит компьютер. Вернемся к моему многострадальному Орбу. Текстолит - хорошо, а латунь - лучше! Был бы токарный станок (может тебе еще и кузницу!!!) не было бы проблем, но чего нет, того нет. Пришедшее решение было столь просто и элегантно, что собственно ради него я и решил написать эту статью. Я взял еще один Орб с сервера, и "скрестил" его со своим! Скрещивались Орбы полчаса (зимой они вялые какие-то). В итоге Я получил Орб с двумя подшипниками скольжения, а Сервер- с двумя шариковыми подшипниками! Сервер стал в два раза надежнее (оба шариковых подшипника я проварил, но уже осторожно), а мой компьютер стал в два раза тише! Все остались довольны: Орбы от скрещивания, Сервер от надежности, а я от тишины! Выводы. Варить подшипники я вам не советую, мало ли что, а вот "скрещивание Орбов" способ верный, надежный и безопасный. И в семье теперь все благополучно. Да здравствует спокойный сон! Тем, кто интересуется соционикой, могу порекомендовать свой сайт http://daer.narod.ru.
| ||
Copyright © "Internet Zone", http://www.izcity.com/, info@izcity.com |