| ||
Ныне известный как SONAR…Виктор В Пушкар О сколь SONAR’а килогерцы нежны!
Я был привязан к Cakewalk давно и очень сильно. Программный продукт в основном отвечал взаимностью, т.е. виртуальные дорожки красиво и аккуратно выдавали именно то, что я рассчитывал услышать. И вдруг… Он резко изменил имя и внешность, как будто человек из приличной семьи начал активно тусовать с рейверами (реперами, хакерами :-)). И стал очень мало похож на себя в молодости. Sonar\Sonar XL ведет свое происхождение от Cakewalk, одного из лидеров среди секвенсоров для работы с MIDI и волновыми файлами. Коротко напомним читателям его славный путь до версии 9.х. Сначала — только MIDI. Затем — возможность «пристегнуть» одну-единственную дорожку в формате .wav. Легкое изменение дизайна и увеличение временного разрешения в седьмой версии. Затем — поддержка Direct X эффектов, и увеличение разрядности до 24 бит. Казалось бы, куда совершенствовать прогу дальше. И зачем? Однако в жизни американских программеров тоже есть место подвигу. Моей самой первой реакцией на новый скин было крайнее удивление. Почти «измена». Достаточно нейтральный, а потому мало утомляющий зрение и приемлемый для большинства дизайн Cakewalk 7.х-9.х сменился самым настоящим буйством красок. Помните цветовую схему «винды» Hot Dog Stand :-)? Впрочем, с момента выхода Sonar 1.0 прошло достаточно много времени. Оказалось, что и в таком виде он вполне функционален. «Що червоне, те й гарне» — гласит народная мудрость. Версия 1.3 вышла столь же яркой и «модной». Торговая марка Cakewalk осталась за укороченными в разной степени Home Studio 2002, Guitar Tracks и Music Creator, а также ди-джейской Plasma и некоторыми другими маленькими домашними радостями. Впрочем, если бы лет пять назад мне показали подобный простой бытовой софт, я бы вряд ли стал упрекать разработчиков за его ограниченность. Home Studio можно порекомендовать профессиональным музыкантам для накопления материала вдалеке от дорогих студий с громко тикающим счетчиком. Вам мало 16 аудио и 16 MIDI-дорожек? Раньше это звучало с обязательным придыханием: «у проклятых капиталистов в студии целых тридцать два трека!». Можете исследовать Guitar Tracks 5.0. Кассетные и минидисковые портостудии дружно отправляются на отдых, когда у настоящего рокера появляется такая софтина. Еще и с виртуальным комбиком Revalver (для тех, кому мало сурового, но справедливого AmpSim). Записали? Смонтировали? А теперь слейте себе на память эмпешку в разрешении 160 кб\с и отнесите исходные в хорошо запакованную студию. Где можно сделать правильный микс. Обладатели полной версии Sonar\Sonar XL могут оставить их на месте и миксовать самостоятельно. Поскольку в программе есть и поддержка многоканальных звуковых карт, и особо продвинутые функции редактирования MIDI данных. Конечно, среди наших читателей часть отдает предпочтение Cubace 5.x или Logic 4.х. Сравнивать их с главным героем нашей истории — все равно что сравнивать белых котов с черными и трехцветными. Разница в функциональных возможностях — скорее дело вкуса, чем вопрос качества. Когда мне говорят, что у них разная математика, я соглашаюсь, поскольку мои представления о математике скорее интуитивны. Но когда господа саунд-продюсеры начинают спорить, кто из популярных софтин «профессиональнее», я тихо покидаю место словесных баталий и иду топтать клаву. Поскольку, начиная с определенного уровня качества софта (микшерных пультов, мониторов, звуковых карт), саунд больше зависит от мастерства музыкантов, квалификации инженеров и продюсера записи. Отговорка «так я же работал на плохом аппарате (кривой софтине, глюкавой винде)» с годами становится все более сомнительной. Системные требования программы вряд ли можно назвать жесткими. На сегодняшний день Windows 98SE/ME/2000 установлена в большинстве домашних машин и значительной части профессиональных «рабочих лошадок», в части из них скоро появится XP (если Microsoft будет продавать ее за чуть более реальные деньги, а Linux — чуть медленнее развиваться :-). Камень с частотой как миниму 400 Мгц. Справедливо. Я бы рекомендовал P-II, P-III, либо Athlon, поскольку только они были замечены в особо теплых отношениях с эффектами Direct X. Но если у вас процессор попроще, можете поработать и с ним. За отсутствием гербовой — пишем на простой. Софтина позволяет. Только зависать будет чаще. Впрочем, мы еще доберемся до настройки программных буферов... 64 метра оперативки и 100 метров места на диске? Отнесем этот пассаж в область аппликатурного юмора Twelve Tone Systems и поставим в машину 128…512 МБ памяти. Меньше — опять-таки будет глючить, ставить больше имеет смысл разве что под Win2000 и при условии крайней навороченности материнки. Девяносто восьмая винда просто «не знает», что делать с гигабайтом оперативной памяти. Жесткий диск — минимум 10 ГБ UDMA 66, лучше — «сорокушка» на UDMA 100. При очень больших объемах работ — RAID-контроллер. И еще одна почти обязательная для звуковой машины фича — CD-RW. Иначе практически любой винт через пару недель станет казаться очень маленьким. Sonar заведется практически с любой видеокартой и монитором; даже при 256 цветах с разрешением 800x600 вы что-то увидите. Но интерфейс изначально рассчитан на большее разрешение. Лучше выставить как минимум 1024х768 и нормальную глубину цвета — 32 бит. А с особо навороченными карточками программа обеспечивает даже двухмониторный режим работы! Установка проходит просто. Sonar отказывается становиться разве что при наличии аппаратных проблем или особо злого виря. Звуковая карточка должна поддерживать MME либо WDM. Обязательно наличие Direct X 8.x. И... софтина бегает. После установки в первую очередь я стал проверять, на месте ли все основные фичи. Давайте повторим эту процедуру вместе. Для начала исследуем меню программы, ориентируясь на пользователей, уже знающих, что такое секвенсор и зачем он им нужен. Я остановлюсь на самых важных моментах; вы наверняка найдете в этих заметках существенные отличия от справочной системы Sonar в порядке изложения и фокусе внимания. Help вы и сами прочтете. А сейчас нас ожидает Меню FILE. Стандартные команды Windows. C ними все понятно, как понятно и с Import Audio. Те же WAV, AIFF, плюс Next\Sun и пара компрессионных — MPEG, Windows Media. При желании мы можем Import еще и Video. AVI, MPG и Quick Time. Инженеры кино и телевидения вряд ли останутся довольны предложенными опциями, а музыканты и композиторы смогут использовать незатейливый интерфейс, чтобы изготовить столь же простой клип для размещения на сайте. Если сочтут его достойным своей гениальной и очень навороченной музыки :-). Настроить принтер и распечатать ноты? Тоже можем. Конечно, есть люди старой школы, которым подавай как минимум Sibelius’а (это секвенсор, ориентированный исключительно на академических музыкантов). Есть также и авангардисты, желающие сосканить Track View, а то и вовсе рисующие партитуры в Photoshop. Но большинству юзеров этой функции хватит. К нотной записи мы еще вернемся, а пока что перейдем к... Меню EDIT. Сначала здесь тоже идут виндовские стандартные Undo\Redo, Select, Cut\Copy\Paste\Delete. Надеюсь, с этим вы уже разобрались :-). Затем начинаются явно более специализированные команды. Groove Clip Looping — зацикливание волнового файла; здесь это просто включение петли. Для одновременной подгонки по высоте и темпу щелкните правой клавишей по клипу. Внизу находятся Clip Properties, доступные только из этого меню. В первой закладке выбирается время старта, название и цвет. Во второй — вы его растягиваете и сжимаете. Советую не сильно увлекаться подобными операциями. Поскольку самое качественное транспонирование или «растяжение» слегка добавляет посторонних призвуков. Мода на убитые трип-хоповые лупы давно прошла, и даже трип-хоп на сегодня желательно играть с более-менее гуманоидным звуком. Также в Clip Properties рисуются огибающие и применяются эффекты. Снова щелчок правой клавишей. На этот раз — по огибающей. Вы можете выбрать и отредактировать один из распространенных пресетов, либо добавить «нодов» — характерных точек и полностью выстроить огибающую по своему вкусу. Что там у нас еще в Edit?Audio — набор достаточно простых команд типа тише\громче, два встроенных эквалайзера (графический и параметрический), плюс кроссфейды (плавные изменения уровня), которые представлены только пресетами. Рисуя индивидуальную огибающую клипа, вы можете сделать то же самое намного аккуратнее, но дольше провозитесь. Насколько аккуратнее и дольше, зависит в основном от опыта. Audio Effects — риал-таймовые эффекты Direct X. Из собственно кейквовоковских внимания заслуживают в первую очередь Amp Sim и Tape Sim — соответственно эмулятор комбика и магнитной ленты. Есть также очень навороченный ревербератор Sound Stage. На мой взгляд, самая уникальная из его фич — возможность изменения формы помещения. Audio Effects можно Apply — применить деструктивным способом. Иногда, простите за каламбур, такое решение бывает весьма конструктивным. Особенно если от большого количества активных аудиотреков и Direct X обработок начинаются зависания и выпадения сигнала. Midi Effects — давно знакомые юзерам Quantize, Transpose, Scale Velocity, Event Filter. Почему-то в поставляемом отдельно пакете «примочек» практически все повторяют встроенные, кроме разве что MIDI-задержки. Различие? В основном в интерфейсе и (может быть, минимально) — в алгоритме вычисления. На слух заметить разницу достаточно проблематично. Но я вполне допускаю, что ваши «мидюки» сложнее моих, поэтому попробуйте оба пакета и сравните. Run CAL. Cakewalk Application Language — язык скриптов, созданный специально для этого секвенсора. Если вы владеете хотя бы основами С или менее популярного, но тоже объектно-ориентированного LISP, пишите сами. «Бо то не просто мова — звуки!» :-). Либо пользуйтесь скриптами, лежащими на раздаче в недрах http://www.cakewalk.com/. Они иногда существенно облегчают редактирование MIDI, а иногда могут служить только учебными примерами для создания своих собственных. Спасибо и на том... В продолжении нашей истории о Sonar — знакомство с меню View и Options, виртуальные музыкальные инструменты DXi, а также далеко идущие выводы Имеющего Уши по поводу введенных в софтину различных новшеств. Возможно — ответы на ваши вопросы... (Продолжение следует) Источник: http://www.mycomp.com.ua/
| ||
Copyright © "Internet Zone", http://www.izcity.com/, info@izcity.com |