То, что производительности игровой
видеокарты не бывает много, известно
достаточно хорошо. Как бы ни
увеличивалось быстродействие
акселераторов, все равно его не хватает
для создания настоящих "фотореалистичных"
трехмерных сцен с настоящим "кинематографическим"
быстродействием. Поэтому и пользуются
постоянным спросом (на радость
производителям) новые акселераторы,
которые благодаря своей все более
высокой скорости хоть немного
приближают этот недостижимый пока идеал.
Одно только "но": разработка нового
акселератора, а точнее, графического
чипа, -- процесс долгий и трудоемкий. К
примеру, на разработку NVidia GeForce 256 ушло
больше года. И это при том, что в нынешних
условиях срок жизни очередного
поколения графических чипов редко
превышает 5--6 месяцев.
Но существует и другой подход,
позволяющий получить качественно новый,
более производительный продукт с
помощью... объединения двух уже
имеющихся (чипов или видеокарт).
Наверняка многие вспомнят технологию SLI
от 3dfx, которая при установке двух плат на
Voodoo2 позволяла достичь заметного
прироста в скорости. Платы работали в
паре, совместно формируя каждый кадр
трехмерной сцены: один чип просчитывал
нечетные строки кадра, другой -- четные.
Менее известна так и не получившая
распространения технология PGC (Parallel Graphics
Configuration) компании Metabyte. По этой
технологии две (не обязательно
одинаковые) видеокарты также могут
работать в паре, и каждая из них
формирует свою половину кадра -- верхнюю
или нижнюю.
Подобным путем пошла ATI Technologies,
крупнейший производитель графических
чипов. В августе 1999 г., почти через год
после выпуска чипа Rage 128, компания
представила его модификацию Rage 128 Pro. Как
и для Rage 128, были объявлены два варианта --
полноценный Rage 128 Pro GL и облегченный Rage 128
Pro VR (с 64-разрядной шиной памяти). Новый
чип работал на более высоких частотах и
был лишен некоторых недостатков Rage 128 --
таких, как некачественная работа в 16-битовом
цвете. По производительности Rage 128 Pro GL
был на уровне TNT2 Ultra (выпущенной почти
полугодом ранее). И хотя уровень этот
сложно назвать низким, но уже на подходе
были чипы следующего поколения -- NVidia
GeForce 256 и S3 Savage 2000.
Этим новинкам ATI к концу года
противопоставила свое "секретное
оружие" -- видеокарту, содержащую
сразу два чипа Rage 128 Pro GL. Ее выход был
обставлен достаточно интригующе. На
сайте ATI организовали раздел,
посвященный таинственному Project Aurora,
причем суть не раскрывалась до
последнего момента. На этой страничке
было даже устроено онлайновое
голосование по выбору названия
неизвестного продукта. Большинство
участников (в том числе и автор)
проголосовало за Rage Fury MAXX.
Rage Fury MAXX представляет собой массивную
видеокарту, на которой расположены два
снабженных вентиляторами чипа Rage 128 Pro GL.
Во избежание конфликтов каждому из них
выделено по 32 MB видеопамяти, которая
организована в виде восьми микросхем со
временем доступа 7 нс. Таким образом,
всего плата оснащена 64 MB видеопамяти.
Графические процессоры работают на
частоте 136 MHz, память тактируется 155 MHz.
Плата оснащена единственным разъемом VGA,
однако по разводке контактов оставлено
место для второго VGA-выхода. Такая
возможность работы с двумя мониторами (аналогичная
Matrox DualHead) в принципе существует, хотя
пока не реализована. Плата имеет
интерфейс AGP 2X/4X.
Драйверы на CD-ROM, к которым прилагается ATI
DVD Player, инсталлируются без проблем. Набор
настроек небогат, однако есть
управление Vsync (отдельно для Direct3D и OpenGL),
настройка цветовой гаммы и параметров Z-буфера.
А в отдельном разделе можно отключить
использование второго видеочипа. Зачем
пользователю может понадобиться такой
режим, непонятно, но мы воспользовались
опцией для тестовых целей, проверив
таким образом эффект от использования
двух чипов. Эти результаты фактически
являются показателями платы Rage Fury Pro,
которая использует один чип Rage 128 Pro GL.
Видеокарта Rage Fury MAXX, бывшая в Киеве
проездом, участвовала в нашем
декабрьском тестировании акселераторов
("Компьютерное Обозрение", № 49, 1999,
www.itc.kiev.ua). Теперь же, имея присланный
компанией ATI образец, мы можем
познакомиться с картой подробнее, а
заодно испытать ее в системе с более
мощным процессором, чем
использовавшийся ранее P-III 550 MHz.
Свое название видеокарта получила от
несколько оригинального сокращения
слов Multiple Accelerator. В Rage Fury MAXX применяется
технология Alternate Frame Rendering (AFR), при
которой графические чипы поочередно
обсчитывают трехмерные кадры. Как и с
обычным акселератором, центральный
процессор генерирует
последовательность кадров и передает их
драйверу видеокарты для обработки.
Драйвер же распределяет работу между
двумя процессорами, увеличивая таким
образом общую производительность
видеосистемы. Естественно, удвоения
быстродействия при таком подходе
ожидать не стоит, поскольку есть
накладные расходы на управление двумя
процессорами, загрузку информации из
основной памяти, переключение буферов и
пр. Но в паре с быстрым процессором, что
не является сейчас проблемой, можно
ожидать от Rage Fury MAXX достаточно высокой
производительности.
В 2D-графике и при отрисовке 3D-графики в
оконном режиме работает только один чип.
Поэтому основное (и, пожалуй,
единственное) предназначение Rage Fury MAXX --
это полноэкранные 3D-игры. Об этом
свидетельствуют и сами драйверы,
имеющиеся только под Windows 98 (но не под
Windows NT).
Испытательной платформой для Rage Fury MAXX
служил ПК с процессором Pentium III 700E MHz (ядро
Coppermine), 128 MB PC100-памяти, материнской
платой ASUS P3B-F (440BX), жестким диском IBM Deskstar
22GXP (DJNA-371350) и монитором Samsung SyncMaster 700IFT,
работавший под управлением Windows 98 с DirectX
7.0. В качестве основных тестов
использовались Direct3D-игра Rage Expendable (демо
timedemo2) и Quake III: Arena (демо demo001) в режиме
качества Normal. Тесты выполнялись в
различных разрешениях, с выключенным
звуком и при отключенной Vsync. Для
сравнения мы взяли видеокарты на основе
GeForce 256 (ASUS V6600 Deluxe, 32 MB SDR SDRAM) и Riva TNT2 Ultra
(Diamond Viper V770 Ultra, 32 MB SDRAM). Дополнительно
качество изображения проверялось с
помощью теста 3DMark2000 и игры Unreal Tournament в
режиме Direct3D.
Качество изображения в двухмерной
графике, демонстрируемое Rage Fury MAXX,
отличное, как и у всех карт на чипах
серии Rage 128. Однако в 3D-графике все не так
радужно. При общем высоком качестве
отрисовки порой наблюдаются небольшие
дефекты. Так, в тесте 3DMark2000 случалось
пропадание текстур, а в Quake III: Arena
некоторые освещенные поверхности
покрывались как бы сеткой из мелких
квадратов. Поскольку плата Rage Fury Pro,
использующая тот же чип, свободна от
этих ошибок, можно предположить, что
проблема заключается в драйверах.
Кстати, драйверы пока существуют в
единственной версии, так что можно
надеяться на скорое исправление ошибок.
Напомним, что ошибки при работе с 16-битовым
цветом, наблюдавшиеся у Rage 128, в чипе Rage 128
Pro исправлены.
Результаты быстродействия плат
изображены в виде графиков. В Direct3D при 16-битовой
глубине цвета Rage Fury MAXX заметно отстает
от платы с GeForce 256, хотя ощутимо
превосходит Riva TNT2 Ultra. При переходе же в
32-битовый цвет MAXX выходит в лидеры,
значительно превосходя GeForce 256. Заметим,
кстати, что графики MAXX для 16- и 32-битового
цветов весьма схожи, что означает
минимальное падение скорости при
переходе в 32-битовый True Color. Преимущество
от использования двух чипов видно
невооруженным глазом и составляет до 70%.
Аналогичная картина наблюдается и в
OpenGL (Quake III). Однако здесь, ввиду большей
сложности сцен и большей нагрузки на
видеопамять, даже в 16-битовом цвете при
высоких разрешениях скорость GeForce 256
почти сравнивается с Rage Fury MAXX. Ну а в 32-битовом
цвете MAXX снова выходит в лидеры, причем
во всех разрешениях. Естественно, ее
показатели быстродействия уступают
результатам GeForce 256 с быстрой памятью DDR
SDRAM, однако такие платы дороже и
составляют уже отдельный класс
акселераторов.
Ну что ж, нетрудно видеть, что при
использовании 32-битового цвета ATI Rage Fury
MAXX работает достаточно быстро,
превосходя показатели GeForce 256 с обычной
памятью. Конечно, для получения такого
быстродействия необходим мощный
процессор с частотой не ниже 500 MHz (см.
диаграмму). Пожалуй, Rage Fury MAXX может
служить хорошим примером "повторного
использования" качественного
графического чипа. В результате
появилась новая высокопроизводительная
видеокарта, на разработку которой
затрачено несравненно меньше усилий,
чем на создание совершенно нового чипа.
Осталось только дождаться драйверов, в
которых будут исправлены некоторые
дефекты качества. И если стоимость Rage Fury
MAXX окажется на уровне или ниже GeForce 256 с
SDR-памятью, то плата может стать весьма
популярной среди компьютерных игроков.