| ||
Lotus Domino/Notes – восполняя пробелыLotus Domino: "от мифа к реальности" или история заблуждений о системе. Михаил Демидов Недавно на страницах журнала «Компьютерра» и на сайте «SoftТерра» нами была опубликована статья Андрея Акопянца, посвященная системе Lotus Domino. Однако мы совсем не ожидали, что статья вызовет бурную негативную реакцию многих специалистов, работающих с этой системой: как на нашем форуме, так и в нескольких других местах статья была разобрана «по косточкам», нас незаслуженно обвиняли в продажности (кому?!), а автора — в полной некомпетентности. В результате два человека прислали нам свои статьи: одну из них вы сможете прочесть в следующей «Компьютерре» (№429) или, в понедельник, у нас на сайте, а вторую мы предлагаем вашему вниманию уже сейчас. Напоследок хочу добавить, что данная статья (как и уже опубликованная, а также — как и та, что будет в понедельник) не является ни заказной, ни проплаченной, и мы публикуем ее (как и все остальное) только потому, что считаем это нужным. — Дмитрий Шарапенко Менеджер по развитию бизнеса Lotus в России Александр Данилин до недавнего времени начинал многие свои презентации словами: «В России наблюдается непонимание того, что такое Lotus Domino/Notes…». С тех пор IBM окончательно поглотил компанию Lotus, официальный статус менеджеров Lotus в России сменился, осталась лишь торговая марка “Lotus” для программных продуктов. А вот непонимание, к сожалению, наблюдается до сих пор. Прочитав статью Андрея Акопянца «Lotus Notes — миф и реальность», я убедился в этом. Статья вобрала в себя все распространенные заблуждения и мифы о домино. Хотя кое в чем автор прав — информации о продукте действительно не хватает. Что ж, значит необходимо восполнять пробелы. Внесем ясностьНачнем с того, что продукт неправильно называют. На сегодняшний день на рынке представлен сервер Lotus Domino, а также клиент Lotus Notes. Так что называть всю систему Lotus Notes стратегически неправильно. Продукт действительно так назывался 7 лет назад, но с выходом версии 4.5 сервер получил более романтическое название Domino, что знаменовало интеграцию с технологиями Интернет. Обычно продукт компании Lotus называют именно “Domino” — “Notes” употребляется только применительно к клиентской части. Лишь «старинные» администраторы системы и разработчики в разговорах между собой продолжают называть Domino «нотесом». Второе заблуждение заключается в том, что Domino сравнивают с реляционными СУБД и/или пытаются использовать в качестве таковой СУБД. Это в корне неверно, так как приводит к пролитию крови разработчиков и рождению ненависти к продукту. Domino имеет систему хранения, ориентированную на размещение информации в виде документов. Документы хранятся в базах данных, которые представляют собой файлы. Но, в силу специфики решаемых задач, структурированный язык запросов и ограничения целостности, характерные для реляционных СУБД, в Domino отсутствуют. Так что если систему хранения Domino и причислять к СУБД, то к нереляционным. Третье заблуждение — Domino понимают как универсальное средство автоматизации всего на свете, начинают на нем все на свете реализовывать, льётся пот и кровь разработчиков, разочаровываются в продукте и появляются мнения типа «Это динозавр, который скоро вымрет!». В системе есть много средств и возможностей, но все они хорошо работают только тогда, когда применяются по назначению. А основное назначение системы заключается в поддержке совместной работы сотрудников организации. Именно на этом специализируется Lotus в последнее время. Именно Domino (в то время ещё Notes) стал одним из первых программных продуктов категории GroupWare. Совместная работа предполагает взаимодействие людей. А взаимодействие людей в большой степени спонтанно и плохо поддается формализации, структурированию. Однако динамичность бизнеса в наше время требует налаживания связи в кратчайшие сроки и с наибольшей эффективностью. Для того, чтобы решать такие проблемы, и был разработан продукт Lotus. Domino и по сей день вне конкуренции по своим возможностям, давая фору даже маркетинговому гению Microsoft. Именно для этого есть в Domino и почтовая система, и средства группового планирования, и дискуссионные базы данных, и библиотеки документов, и эффективная система безопасности и многое другое. Четвертое заблуждение — огромные требования Domino к ресурсам, очень толстый клиент. Что ж, давайте посмотрим. Тех. требования для сервера Domino на платформе Windows 2000 (не минимальные, а рекомендованные): процессор Intel Pentium (минимум 133 MHz), 256 МБ RAM (минимум 128 МБ). Тех. требования для клиента Notes: процессор Intel Pentium (рекомендовано минимум 133 MHz), 32 МБ RAM (минимум — 8 МБ), 69 МБ на жестком диске. По-моему, это немного. Мне приходилось инсталлировать сервер и клиентское ПО на лаптоп заказчика с 32 МБ памяти и процессором Intel Pentium 200 MMX, и система там неплохо себя чувствовала! Еще одно заблуждение — Domino не использует современных технологий, так что разработчикам придется отрываться от мэйнстрима и погружаться в пучины, где обитает COBOL и мэйнфреймы. Это тоже неверно. Используемый в Domino язык программирования LotusScript — это диалект Visual Basic. Объектная модель проста и понятна. Помимо этого используются Java и JavaScript. В следующей версии Domino превратится в полноценный сервер приложений Java. Так что отрываться от мэйнстрима не придется. Потому как технологии Java — это тоже мэйнстрим. Архитектура и возможностиКак уже было сказано, Domino — средство автоматизации коллективной работы. Какие же возможности предоставляются? Давайте уделим побольше времени лицевой стороне медали. 1. Документальные базы данных. Все, с чем сталкивается пользователь Notes — это документальные базы данных. Такова архитектура продукта. Документ состоит из полей и хранит полуструктурированную информацию. В некотором смысле документ является аналогом записи в реляционной базе данных, но только в некотором смысле. База данных имеет свободную структуру, что позволяет оперативно сохранять в ней любую корпоративную информацию. Состав информации не ограничен схемой БД. Неструктурированная информация хранится в полях форматированного текста — это может быть форматированный текст, OLE-объекты, присоединенные файлы и др. Пользователи находят информацию, используя виды или представления (View), которые отображают в табличном виде информацию, отобранную по определенному критерию. Каждый вид имеет индекс, что позволяет пользователю получать информацию моментально, не ожидая вычисления запроса. Любое приложение Domino (почта, хранилища информации, бизнес-процессы) представляет собой базу документальную данных. Документы с данными хранят информацию, документы дизайна определяют внешний вид и логику функционирования приложения. Приложения-базы данных можно создавать весьма разные, например:
Часто базы данных Domino автоматизируют также такие процессы как бронирование ценных ресурсов организации (это могут быть комнаты, автомашины, компьютеры, проекторы и пр.), учет и планирование командировок, управление проектами, проведение и учет приказов. Не обязательно разрабатывать базы данных с нуля. Базовая функциональность заложена в шаблонах баз данных, которые поставляются с продуктом. На создание библиотеки документов или дискуссионной базы данных уходит 10 секунд! 2. Полнотекстовый поиск по базам данных. Для любой базы данных Domino можно создать полнотекстовый индекс и осуществлять поиск по информации документов при помощи языка запросов. Язык запросов очень мощный и позволяет строить весьма изощренные запросы. Поиск возможен не только по документам Domino, но и по информации присоединенных файлов. Специальные фильтры позволяют Domino индексировать файлы MS Office 2000, документы PDF и многие другие форматы. Если фильтра для определенного формата присоединенного файла нет, то Domino предпримет попытку проиндексировать всю текстовую информацию, которую обнаружит в файле. Индексирование производится не ночью, как считают некоторые, а моментально, как только информация появляется в базе данных Domino. Возможно также создание индекса для поиска по всем базам данных организации. Это даёт возможность быстро найти любую информацию. 3. Репликация баз данных. Репликация представляет собой процесс синхронизации баз данных, хранящихся на территориально разнесенных машинах. Это могут быть несколько серверов Domino или сервер и лаптоп мобильного пользователя. Репликация в Domino очень умная. По сети передаются только изменения в документах (даже не документы целиком). Так что трафик при репликации минимизирован до предела. Репликация позволяет мобильному пользователю работать с любым приложением Domino в отключенном от сервера режиме, например, находясь в самолете. Репликация позволяет разделять информацию пользователям, связь которых друг с другом затруднена. Например, пользователям, активно использующим БД с информацией о продуктах в офисах транснациональной корпорации во Владивостоке и Лондоне. Мобильный пользователь может создать на своём компьютере реплика-копию большой базы данных, содержащую только ту информацию, которая его интересует и таким образом существенно снизить объем используемого места на диске и время репликации. 4. Почтовая система Domino предоставляет пользователям все возможности обычной почтовой системы плюс еще многое. В домино по почте пересылаются документы. Представляете, запись базы данных идет по почте! Это позволяет реализовывать на Domino весьма мощные системы автоматизации бизнес-процессов. Почтовая система в Domino обладает высокой надежностью и производительностью. На рынке Domino продвигается не в последнюю очередь как корпоративная почтовая система и существенно опережает по продажам Microsoft Exchange. Почтовый файл пользователя — база данных Domino. Это позволяет настроить в почтовом приложении все что угодно: от графических заголовков писем до интеграции бизнес-процессов в почтовое приложение пользователя. Кроме этого пользователь может среплицировать свою почту, календарь и список дел на личный компьютер и работать с ними в отключенном от сервера режиме — в поездке, дома, в гостинице. 5. Система безопасности Domino продумана весьма хорошо. Можно гибко управлять доступом к данным на уровне сервера в целом, базы данных, отдельных документов и полей документов. На уровне сервера доступом управляет администратор системы. Он может ограничить доступ пользователей к определенному серверу и их полномочия, с целью снижения нагрузки на сервер или обеспечения безопасности. На уровне базы данных доступом управляет менеджер (управляющий) базы данных. Администратор сервера может и не иметь прав доступа к базе данных, если она хранит конфиденциальную корпоративную информацию. Список контроля доступа определяет, что может делать определенный пользователь или группа пользователей в этой базе данных: читать документы, создавать документы, редактировать все или определенное подмножество документов, менять формат (дизайн) базы данных, управлять доступом к базе данных. Каждый пользователь имеет возможность управлять доступом к документам, которые он создает. Помимо этого информация в отдельных документах и базы данных целиком могут быть зашифрованы, а многие элементы подписываются электронной подписью. В Domino все скрипты подписаны электронной подписью, так что без разрешения пользователя (или администратора системы) скрипт не может выполнить никакого потенциально опасного действия. Вирусов в Domino нет! Они не приходят по почте пользователям и не водятся в базах данных Domino. 6. Интеграция с Интернет. Разработчики в Lotus соображают быстро и Интернет они заметили гораздо раньше Microsoft. В клиенте Lotus Notes давно уже есть встроенный браузер, который, правда, теперь уступает по возможностям продуктам Netscape и Microsoft, поскольку Lotus благоразумно отказалась от участия в войне браузеров. Теперь внутри Lotus Notes Вы можете использовать MS Internet Explorer также легко, как и встроенный браузер. Сейчас Domino — это мощный сервер веб-приложений. Информация в любой базе данных Domino может быть доступна через веб. Веб-сервер Domino обеспечивает преобразование информации из формата базы данных Domino в формат HTML + JavaScript + Java. Внеся определенные коррективы в дизайн приложения Domino, учтя специфику технологий Интернет, можно использовать все преимущества приложений Domino, работая через браузер. Пример — работа с почтой через веб. С последними версиями Domino поставляется веб-клиент под названием iNotes, позволяющий из браузера работать с почтой, календарем и списком дел. Это красиво и удобно. Все возможности обычного почтового клиента. Можно даже загрузить информацию на локальную машину и работать в отключенном от сервера режиме, используя только браузер! Эта возможность реализована за счет Domino Offline Services. В следующей версии разработчики обещают превратить Domino в полноценный сервер Web-приложений. Domino будет поддерживать Java Server Pages, сервлеты Java (поддержка есть уже сейчас) кэшированные соединения с базой данных и др.
7. Интеграция с корпоративными системами. Domino включает ряд служб, позволяющих использовать данные Domino во внешних системах, а данные внешних систем (например, реляционных СУБД) в Domino. Подробнее об этих сервисах, а также дополнительных продуктах Lotus, решающих задачи интеграции можно узнать здесь. 8. Кросс-платформенность. Версии сервера Lotus Domino существуют под все основные ОС: Microsoft Windows NT/2000, Sun Solaris, IBM AIX, HP UX, Linux, а кроме того, Domino прекрасно себя чувствует на мощнейших IBM'овских системах AS/400 и S390. Поскольку приложение Domino обычно располагается на сервере Domino и функционирует в его среде, то оно не зависит от платформы! Вот Вам и переносимость и масштабируемость в одном флаконе. Оборотная сторона медали?«Неужели продукт компании Lotus соткан из одних достоинств?», — спросите Вы. Пожалуй нет. Давайте перевернем медаль. Итак, о недостатках. Продукт довольно сложен. Domino удовлетворяет потребности большинства компаний из состава Top 1000, что не может не отразиться на простоте освоения. Несмотря на четкую архитектуру, понимание системы для начинающих с нуля затруднено. Развертывание системы в организации требует грамотного планирования и должно проводиться поэтапно. Это плата за мощь системы, от этого никуда не деться. Во всем мире внедрять Domino в организации обычно помогают профессиональные организации-консультанты. Требуются квалифицированные кадры. На подготовку администратора системы Domino уйдет больше времени, по сравнению, например, с MS Exchange. Для достижения максимального эффекта от внедрения потребуются также квалифицированные разработчики. Это однако не большая беда. В России достаточно авторизованных учебных центров Lotus, помогающих решить эту проблему. Делая ненамного большие, по сравнению с другими системами инвестиции во внедрение продукта, компания получает мощный инструмент. Еще один, требующий инвестиций, вопрос — обучение пользователей. Для того, чтобы грамотно использовать все преимущества продукта и вернуть средства, вложенные во внедрение, пользователей необходимо обучать. «Лишние» возможности. С точки зрения организации, присматривающейся к Domino за недостаток может быть посчитано следующее. Система имеет в своем составе много возможностей и средств, которые мало востребованы в наше время широкой аудиторией, а потому усложняют освоение системы и сбивают с толку тех, кто только начинает знакомиться с Domino. Однако эти средства не могут быть исключены из состава продукта по очень простой причине: многие компании из состава Top 1000 используют именно эти средства и не скажут спасибо Lotus, если та пойдет на поводу пользователей-новичков. С другой стороны в этом есть свои плюсы. Из Lotus Domino/Notes ничего не исчезает, обратная совместимость практически полная. Клиент Notes первой версии мог бы работать с сервером пятой версии. Так что Вы можете быть уверены: приложение, которое Вы написали на Domino не придётся переписывать с выходом новой версии. Его не придется даже перекомпилировать. В заключениеНапоследок хотелось бы рассеять еще одно заблуждение. Domino не удаляется от мэйнстрима. Компонентные технологии есть отнюдь не только у Microsoft. IBM строит свою компонентную архитектуру под названием Application Framework for E-Business и Domino рассматривается идеологами IBM как часть этой архитектуры. В будущем найдут свое применение как технологии IBM, так и технологии Microsoft. Ведь гвозди принято забивать обычным молотком с деревянной ручкой, а по воробьям не стреляют из пушки. Ссылки на дополнительные материалы по теме:
Источник - SoftТерра, http://www.softerra.ru
| ||
Copyright © "Internet Zone", http://www.izcity.com/, info@izcity.com |