| ||
"Верстка - это очень просто"... Нет, господа, давайте расставим точки над "i"Snake, learncenter@pochtamt.ru Поводом для написания этого опуса послужила статья господина Сергея Людиновского "Верстка - это очень просто", опубликованная в 238-м выпуске "Internet Zone". Сначала писать ничего не собирался, но потом прочитал комментарии Leonidа к статье "Выбираем принтер: "Так струйный или лазерный?" и решил написать... Ну что я могу сказать... Статья явно задела за живое. Особенно объяснение того, почему именно "Верстка - это очень просто". Вставить картинку и накидать прямоугольные блоки текста? И вся верстка? Оригинально. С этой задачей методом случайных попаданий в кнопки панели инструментов и в пункты меню справится и обезьяна... А дальше? Глубже если копнуть? Проблема подобных статей и книг уже поднималась, только в другой области. Читал я когда-то статью уже не помню кого и где, но речь там шла буквально о том же. Позволю себе цитату (неточно, но смысл примерно таков): "Сейчас менеджеры, даже среднего звена, поголовно читают брошюрки с заголовком "Корпоративные сети и организация данных в них - это просто". А потом начинают рассказывать системным администраторам, как и что именно им нужно делать и задают вопросы, чем ты таким сложным занят и за что тебе деньги платят"... Не правда ли, интересная ситуация? Сетевики сказали свое слово. Пора сказать и полиграфистам. Я думаю, каждый, кто хоть раз держал в руках два отпечатка, сделанные с помощью хорошего принтера и офсетной машины, заметил между ними разницу. Полиграфия - это целая наука со своими тонкостями, хитростями и законами. Каждое звено в процессе допечатной подготовки должно сказать свое слово, и это слово "должно быть правильным", иначе... Ну качество профессионального лазерного принтера достичь можно, и то с трудом... Давайте поближе рассмотрим весь процесс допечатной подготовки изделия, будь то этикетка, рекламный плакат, профессиональный журнал высокого класса или просто мелкая цветная газетка на соответствующей бумаге и с соответствующим качеством. Возьмем самый типичный случай, где важно качество, вид конечного изделия, то бишь печатной продукции. Как говорится, "с чего начинается Родина", - естественно с заказчика. Заказчик задает контент, внешний вид, форму и т.д. (будем брать идеального заказчика, который точно знает, чего хочет и обладает хорошим вкусом:)). Дальше в дело вступает дизайнер. Его задача - не столько воплотить в цифровой картинке желание заказчика, сколько увязать желание заказчика с требованиями производства. Но не все это умеют, и даже те, кто умеет, часто просто допускают ошибки, связанные с тем, что конечный процесс может быть не таким, как они ожидали. Но сейчас мы говорим не столько о них, сколько о верстальщиках, работа которых "проще пареной репы". Итак, макет, созданный дизайнером, попадает на верстку. Если это крупный заказ, еще и многоразовый, то нет вопросов. В принципе. Но! Дизайнер дизайнеру рознь. Вы никогда не замечали, уважаемые читатели, как разнятся порой изделия нашей полиграфии и, например, рекламная продукция фирмы "Кодак" или "Фуджи"? А все потому, что внешне, на экране монитора, картинки могут выглядеть, как две капли воды, а вот при печати их вид напоминает по разнице Тадж-Махал и Эмпайр-Стейт-Билдинг... А почему? Потому что одни знают конечную стадию печати и учитывают ее при создании картинки, а другие нет. И тут всплывает верстальщик, который в принципе знать ничего не должен, кроме того, как расставлять картинки по макету... У каждого в полиграфии свои пророки... У дизайнера заказ - бог, заказчик и правильная настройка и калибровка техники - пророки его, у печатника пророки - правильная химия, краски, соблюдение всех норм взаимодействия бумаги, краски, резины накаточных и печатных валов, и т.д. и т.п., а бог один - качество... А вот верстальщика на виду нет... А всмотрись - и вот он. Единственный пророк в конечном итоге - это печатник, а бог снова всеми любимое качество. Итак вернемся к нашим баранам, то бишь к картинкам, которые вроде бы одинаковые, а на самом деле оказывается нет. Опытный верстальщик, принцип которых еще до верстки общего макета проверять состав цветовых каналов, если картинка его не устраивает (ну например, в изображении с преобладанием светлых тонов дизайнер забыл почему-то нейтрализовать черный канал, или наоборот, черный цвет формируется всеми четырьмя каналами CMYK) сразу же пойдет высказывать пару ласковых дизайнеру, если он конечно досягаем... Или общая концепция размещения графики на макете страницы нерациональна в плане расхода или наката краски... Или надписи мелким шрифтом дизайнер почему-то выполнил растром и еще и поместил их не векторными, а растровыми прямо в картинке... Или заказчик требует Times New Roman кегля 6 для газетенки на плохонькой бумаге... Или макет пришел в виде мешанины из EPS и графики без никаких инструкций как это все верстать до кучи... Или принесли Вордовский макет где в придачу еще и картинки в RGB... Или... Или... Или... Далее. Вы на месте дизайнера задумывались бы о том, что когда к вам пришли 5 заказчиков, каждый хочет свою цветовую гамму и свой тираж, так вот задумывались ли вы о том, как и главное почему именно так верстальщик разместил каждое конкретное изделие ваших рук на полиграфическом макете? Вряд ли. А опытный верстальщик ясно и четко, уже на уровне рефлексов, представляет, что будет, если разместить например, этикеточку с мягкими, еле заметными тонами розового и желтого на фоне после этикетки с дикими насыщенными, темными тонами... Кошмар... След от краски иногда тянется до десятков миллиметров... А все потому, что законы перенесения краски с валиков на бумагу тоже есть и от них никуда. А регулировать кому? Верстальщику. А если печатная машина поизношена и сведение "гуляет"? Кто возьмет изделие, резкость которого пропала в результате этого? И кто вместо верстальщика предусмотрит размещение важных заказов в зонах, где сведение наиболее стабильно, так сыграет размещением на макете, чтобы и бумагу сэкономить и качество поддержать на нужном уровне? Интересный вопрос... Я уже не останавливаюсь на том, что любая уважающая себя газета хочет, чтобы когда лист на просвет смотришь, колоночки на лицевой и обратной стороне совпадать должны от и до... И даже не вспоминаю о том, что верстальщику еще и нужно учитывать при создании макета то, как он будет резаться, и как биговаться и т.д. и т.д... И даже мысль не возникает про законы форматирования текста, общепринятые законы в полиграфии, соблюдение которых показывает высокий класс газеты или журнала... А то, что макет должен готовиться под каждый класс выводных устройств по-своему, вообще мелочи... И степень растискивания краски для разных типов бумаги и соответственные настройки макета- так это вообще даже рядом с рассматриваемым вопросом не лежало... Можно продолжать еще долго. Так что господа, давайте не будем. Верстка - это очень и очень не просто. Даже я бы сказал, совсем не просто... И я считаю правильным, что в любой уважающей себя типографии верстальщик - высшая каста. Ибо он - связующее звено, регулирующий фактор между цифровой графикой и шрифтами в компьютере и их переносом на бумагу. Особенно если предприятие не из мелких и поток работ выше среднего. Мне довелось довольно длительное время поработать в предприятии с полным циклом - я был весь в одном лице - и дизайнер, и верстальщик, и корректор, и наладчик систем... Ад на земле. Но когда перешел на работу в крупную форму на должность верстальщика - понял, что прошлая-то работа вовсе и не пыльная была:) А по поводу статьи господина Сергея Людиновского... Вы не задумывались о том, что вашу статью прочитают не только полиграфисты, а и начальники и менеджеры, которые о производстве имеют поверхностное понятие? Так ведь? Полиграфисты естественно хмыкнут себе под нос, некоторые сплюнут в сторону и забудут.. А "более высокие особы"? Снижение зарплат, наплевательство на требования верстальщиков, временной прессинг, в конечном итоге пострадает прежде всего качество и имидж заказчиков... Так что совет: пишите про то, что хорошо знаете... Говорите, что это ну очень просто... Рубите, так сказать, сук, на котором сидите сами... P.S. Кстати, хочу узнать мнение народа: интересен ли будет обучающий сайт, упор на котором будет делаться не столько на пошаговом освоении программного пакета путем описания возможностей того или иного инструмента, а освоение именно работы с программным пакетом на примере конкретных задач, формирование у обучаемого не пошагового мышления (сделаем это, получится то, потом вот это, а потом вот это), а именно восприятия задачи и методов ее решения... Потому что если честно, я видел очень немного книг и еще меньше сайтов, посвященных графике, где давались бы объемные и главное исчерпывающие и понятные материалы не пошагового плана, а именно заставляющие запоминать и с легкостью применять полученные знания... Есть у меня мысль создать такой сайт, но вот думаю, стоит ли браться? Или народу это не нужно? Удачи. Жду ваших писем.
| ||
Copyright © "Internet Zone", http://www.izcity.com/, info@izcity.com |