| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вывих видеомозга. Видеокарта MSI GF4MX440Андрей Забелин Инженеров не запутаешь - они свое дело знают. Нынче материнские платы сами разгоняют процессоры, быстрые видеокарты "взрываются" мощью посредством "детонаторов", а приводы CD-RW стали такими "proof", что разбираются в процессе записи лучше нас с вами. Маркетологи тоже знают свое дело. Как придумают какое-нибудь название девайсу - так ночью от возникающего в голове ассоциативного ряда не отмахаешься. И утром, с глазами, выпученными, как у известного диснеевского грызуна, почуявшего запах сыра, поплетешься покупать это самое устройство. Короче, все молодцы, всем похвала и почетные тапочки, но обязательно есть тот, кто всегда остается в пролете. И этот "тот" - любопытный пользователь. Знаете, что с ним происходит при каждой новой попытке разобраться в содержимом упаковки с ярким красивым именем? Он все больше и больше шизеет. На мой взгляд, началось все с момента, когда одна небезызвестная компания решила выпустить несколько видов процессоров для разных сегментов рынка. Так же стали поступать практически все производители, включая, естественно, производителей видеокарт. До сих пор различия между решениями, выпущенными для рынка low-end, и их "полновесными" вариантами можно было пересчитать по пальцам - чуть меньше кэша, чуть медленнее память, заниженные тактовые частоты. С каждым новым продуктом поводов для вывиха мозга становится все больше и больше. Благодаря линейке продуктов GeForce4 сейчас пальму первенства можно отдать компании NVIDIA. Попробуем въехать в ее продукцию? Сохраняем BIOS головы для восстановления в случае неудачной прошивки... Начинаем пониматьИтак, GeForce4. Семейство карт с такой сточкой в имени базируется на двух отличающихся друг от друга чипах - NV17 и NV25. Линейка видеокарт с буквами MX (GeForce4 MX460, GeForce4 MX440, GeForce4 MX420) базируется на логике под кодовым названием NV17, а Ti (GeForce4 Ti4600, GeForce4 Ti4400) означает наличие на борту чипа NV25. Характеристики моделей каждой линейки вы можете посмотреть в таблицах 1 и 2.
В плане новых фич полнофункциональный чип GeForce4 (NV25) намного круче GeForce4 MX. Велик соблазн выложить сразу все козыри и рассказать о том, насколько быстр GeForce4 в полновесной инкарнации, но оставим эту затею для будущей статьи, в которой будут биться гиганты - видеокарты GeForce4 Ti4600 и последнее детище ATI - Radeon 8500.
Сегодня же темой нашего разговора будет чип GeForce4 MX440 и сделанная на его основе видеокарта MSI GF4MX440. Чем отличается чип NV17 (GeForce4 MX) от GeForce2 MX400 и от GeForce3? Сейчас мы вместе поломаем над этим голову. Начнем с разницы в архитектурах. В отличие от GeForce3 и GeForce4 Ti чип GeForce4 MX не поддерживает пиксельные шейдеры, что ставит его в одну линейку с более старым чипом GeForce2. Компания NVIDIA аргументирует это тем, что реализация пиксельных шейдеров слишком сильно увеличивает площадь (и, соответственно, цену) кристалла чипа, что для low-end-решения недопустимо. Напомню, что пиксельные шейдеры дают возможность ускорителю обрабатывать объекты на уровне пикселей (осветлять, затенять, раскрашивать и т. д.), что влияет на качество картинки в лучшую сторону. Вершинные шейдеры выполняют математические операции над данными о вершинах объекта, и их использование позволяет более реалистично воспроизводить мимику и одежду (ямочки и прыщики на физиономии, помятости и складочки...), добавлять туман (или сигаретный дым), изменяющий плотность в зависимости от высоты. Также при помощи вершинных шейдеров можно достигать эффектов статичной или динамичной деформации объектов (кривой нос после удара в каком-нибудь очередном Mortal Combat). На наше счастье, реализация вершинных шейдеров в GeForce4 MX присутствует, хотя работает она медленнее, чем у чипов серии GeForce3. Как и GeForce2 MX, чип GeForce4 MX имеет только два конвейера закраски с двумя текстурными блоками в каждом, в то время как их "полновесные" модели оборудованы четырьмя такими конвейерами. Также усовершенствован контроллер памяти, что означает повышенную эффективность ее использования при и так немаленьких частотах ее работы. По сравнению с GeForce3 оптимизированы режимы полноэкранного сглаживания, а также добавлен новый - AA 4хS (антиалиасинг на основе мультисэмплинга). К сожалению, поддерживается только двухуровневая выборка фильтрации, что ставит новый чип на одну планку с чипами серии GeForce2. Ну как, не запутались? Резюмируем. С точки зрения архитектуры, чип GeForce4 MX представляет собой некий доработанный гибрид GeForce2 и GeForce3 с добавлением ряда оптимизаций, присущих GeForce4 Ti. И еще: некоторые решения, например, аппаратный декодер MPEG2, присутствуют только в NV17. Даже в GeForce4 Ti (NV25) их нет. Вот вам и новый MX. Загадка, да и только. Ладно, мозг вывихнули, давайте теперь посмотрим на скорость новой карты по отношению к ближайшему по цене конкуренту и к отсталому однофамильцу - GeForce3 Ti200 и GeForce2 MX400 соответственно.
Первый тест - 3DMark 2001 (таблица 3). В первой строке (скорость заполнения сцены), вы видите значительный отрыв карты GeForce3 Ti200. Причина кроется в количестве конвейеров, коих у этой карты целых четыре штуки. Урезанные до двух конвейеров модификации MX отстают, причем довольно существенно. Выигрыш GeForce4 MX440 у чипа GeForce2 MX обусловлен повышенной частотой работы процессора, а также более шустрым типом памяти. Вторая строчка - производительность блока T&L при расчете сцены с большим количеством полигонов и несколькими источниками света. На результаты этого теста в первую очередь влияет частота графического процессора. Вот почему даже GeForce2 MX400 смог обойти даже GeForce3 Ti200. Зато доработанный T&L-блок GeForce4 MX440 оказался вне конкуренции. Какую же производительность покажет чип NV25, у которого суперскалярный блок T&L? (Вот и проговорился...) При измерении скорости обработки вершинных шейдеров впереди оказался GeForce3 Ti200. В основном на результаты этого теста влияет не столько блок работы с шейдерами, сколько блок закраски, а как вы помните, у GeForce3 таких целых четыре. И даже несмотря на это, новый GeForce4 MX440 со всех сил пытается его догнать, отставая приблизительно на 15%. Видеокарта на базе GeForce2 MX400 понуро плетется в хвосте. Первый игровой тест из пакета (строка Game1) показал довольно интересные результаты. Скорость GeForce3 Ti200 и GeForce4 MX440 практически идентична, так как отставание в 2-3 fps при таком их количестве абсолютно несущественно. А вот про GeForce2 MX400 можно сказать, что эта карта тест не прошла. Приблизительно такая же ситуация складывается со вторым и с третьи игровым тестом. В лидерах - GeForce3 Ti200, почти в затылок ей дышит GeForce4 MX440, абсолютный аутсайдер - GeForce2 MX400. Вот что значит проработанный GPU плюс новые механизмы взаимодействия с памятью у новых чипов. Неизбежный Quake III (таблица 4), пошуршав своими внутренностями, продемонстрировал приблизительно ту же картину, что и 3DMark 2001. Лидерство GeForce3 Ti200, особенно в высоких разрешениях, полная и безоговорочная капитуляция GeForce2 MX400 и неплохая скорость GeForce4 MX440. Изучение падения производительности при изменении разрешения говорит нам о том, что в разрешениях 1024 х 768 и 1280 х 1024 узким местом уже является не видеокарта, а процессор! А теперь внимание: этим "узким" местом был процессор Pentium 4 Northwood частотой 2 ГГц. Это что же получается? В родном для 17-дюймового монитора разрешении 1024 х 768 видеокарта отдыхает, а двухгигагерцовый процессор потеет как раб на каменоломне? Ах так? Тогда, уважаемая GeForce4 MX440, потрудитесь-ка над полноэкранным сглаживанием.
При сравнении производительности в режиме полноэкранного сглаживания из теста было решено выкинуть GeForce2 MX400 из-за ее катастрофически низкой скорости, а также из-за отсутствия быстрого и довольно качественного режима сглаживания Quincunx. Результаты тестов вы видите в таблице 5. А что, очень и очень неплохо. Даже такая довольно серьезная нагрузка, выдаваемая на карту тестовым пакетом 3DMark 2001, не смогла положить на лопатки как GeForce3 Ti200, так и GeForce4 MX440. Если через несколько какое-то время цены на карты GeForce4 MX440 сильно упадут, то это будут первые в истории карты low-end, позволяющие использовать полноэкранное сглаживание при приемлемых потерях в скорости. На закуску - немного размышлений. На момент написания этой статьи в магазинах Москвы была доступна только модификация MX440. Приблизительно за такую же цену можно было найти и карту на базе GeForce3 Ti200. Что выбрать? Посмотрите на тесты - вы сами видите, что новая карта немного отстает от GeForce3 Ti200. Спрашивается - надо ли покупать новое, дающее пусть не намного, но меньше, чем старое? Стоит чуть-чуть подождать, так как буквально через несколько недель в продаже появится модель MX460 (может быть, уже появилась), оборудованная более скоростной памятью и чипом, опустятся цены - и вот тогда карты GeForce4 MX полностью займут рынок low-end. А насчет функциональности сказать что-то определенное довольно сложно ... выбирайте сами, какой карте и на каком чипе отдать предпочтение - я отказываюсь: свой вывих мозга я уже заработал. Источник: http://www.computery.ru/upgrade/
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Copyright © "Internet Zone", http://www.izcity.com/, info@izcity.com |