| ||
Глюки: как выявить причины и устранить последствияСергей Трошин, http://stnvidnoye.chat.ru - Здравствуйте! У меня такая проблема: система Windows 98 SE, при выключении или перезагрузке компьютера часто появляется ошибка в программе MPREXE.EXE, и после этого я могу выключить компьютер, только нажав 3 клавиши... Подскажите, пожалуйста, как устранить эту проблему? Запускаю Outlook - появляется "мессага" типа: "MSMIN выполнила недопустимую операцию и будет закрыта. :(- Программа MSIMN вызвала сбой при обращении к странице памяти в модуле INETCOMM.DLL по адресу 0167:5ec22198". Помогите...
- Довольно часто происходит ошибка типа: "Программа EXPLORER вызвала сбой при обращении к странице памяти в модуле MSHTML.DLL по адресу 0167: Мне постоянно на почту приходят подобные вопросы, но, к сожалению, однозначного универсального решения таких проблем не существует, и дать какой-то определенный ответ чаще всего просто невозможно. Причин таких сбоев множество и никто не в состоянии запомнить все эти причины и решить возникающие проблемы. Дело в том, что каждая система, каждая связка "операционная система - программное обеспечение - оборудование - драйверы" неповторима, и устранить причину сбоя можно, только потратив немало времени непосредственно на месте, то есть препарируя по винтику и по байтику конкретный компьютер. Если глюк появился в какой-то определенный момент, например, после установки какой-то программы или драйвера, то проще всего после удаления такой программы восстановить реестр или все содержание жесткого диска из резервной копии (в 4096-й раз напоминаю, что слово "резервировать" должно буквально сниться пользователю Windows! Не так уж сложно потратить несколько минут раз в неделю на создание резерва - нервов и времени это в результате сэкономит гораздо больше). Если же нет возможности столь легко вернуть систему к безглючному состоянию либо сбои в работе Windows и оборудования происходят прямо на свежеустановленной ОС, то выход один - придется искать причину сбоя. Общие рекомендации Итак, вы поимели ГЛЮК. Приступим к его устранению. Обязательно запоминайте все свои действия, чтобы их можно было потом отменить! А еще лучше - хотя бы сейчас сделайте резервную копию реестра, конфигурационных файлов или всей системы, чтобы не получить в результате своих экспериментов еще большие проблемы. Первым делом (пунктом "ноль", как я уже говорил, у грамотного пользователя должно являться восстановление системы или реестра из резервной копии) запишите в точности сообщение об ошибке, которое выдает система, и зайдите на сайт технической поддержки Microsoft search.support. microsoft.com/ kb/c.asp либо на его русский аналог www.microsoft.com/rus/ support/kbrus.htm. Постарайтесь на основе своего сообщения об ошибке сформулировать запрос для поисковой системы таким образом, чтобы получить наиболее внятный ответ - несколько попыток, думаю, помогут вам найти если не четкое решение проблемы, то хотя бы примерное представление о причине глюка. Поверьте, найти решение в базе данных Microsoft - самый простой и быстрый способ устранения глюка и пренебрегать им нельзя ни в коем случае. Если вам не повезло - Microsoft не знает о таком глюке, то запустите специализированную утилиту поиска в интернете типа Copernic (www.copernic.com) или отечественной WebMachine (www.webmachine.ru) и также попытайтесь найти в Сети материалы по схожим проблемам. Либо воспользуйтесь поисковиками типа Yahoo! или Google. Искать следует не только на обычных веб-страницах, но и в конференциях Usenet - именно там часто сосредоточена самая ценная информация. Загляните на сайт www.techadvice.com - там собрана неплохая коллекция ссылок на статьи, посвященные устранению конкретных сбоев. Почитайте, наконец, "Вопросы и ответы" по системе на сайте журнала Upgrade!!! Посетите сайт разработчика давшей сбой программы или устройства - возможно, он (разработчик) знает о проблеме и предлагает какой-нибудь патч. Откройте, в конце концов, документацию к давшей сбой программе или плате расширения! Не зря ведь производители разного софта и железа тратят огромные средства на производство красивых мануалов. Если вышеобозначенные затеи не увенчались успехом, зайдите в какую-нибудь веб-конференцию, например конференцию журнала Upgrade, и, предельно подробно сформулировав описание глюка и конфигурации своей системы, попробуйте узнать мнение других пользователей - возможно, кто-то уже знает решение либо может подсказать направление дальнейших поисков. Попытайтесь вспомнить, после каких действий появился сбой. Полностью удалите сбойную программу и либо откажитесь от нее, либо установите заново, желательно - самую свежую версию (либо наоборот - более старую). Удалите несколько программ, которые вы устанавливали последними, - возможно, какая-то из них вызывает сбой системы или конфликтует с другими программами и оборудованием, вызывая их сбои. При установке и удалении программ непременно используйте качественный специализированный деинсталлятор, например Ashampoo Uninstaller (www.ashampoo.com) - только так можно полностью очистить систему от всех следов удаляемой программы или драйвера!
Проверьте в Панели управления все настройки системы и проконтролируйте установки в опциях используемых приложений - установите все в положение по умолчанию. Отмените ограничения размера файла подкачки, проверьте, достаточно ли места на диске. ini, system.ini и msdos.sys, сделанные с помощью утилит типа WinBoost и MTU Speed. Проверьте установки autoexec.bat и config.sys. Запустите поиск в реестре по слову "Policies" и удалите все параметры в найденных разделах - возможно, ваш сбой - всего-навсего ограничение прав пользователя. Обновите систему и поставьте свежие "заплатки" на сайте Windows Update (windowsupdate.microsoft.com). Если у вас Windows Me или 2000 / XP - обновите Internet Explorer. Установка IE версии 5.5 и выше на Windows 98 чаще всего, к сожалению, сопровождается глюками, так что в этом случае есть смысл оставить старую версию браузера. Ну или в крайнем случае всегда можно обновить и саму ОСь. Обновите DirectX. Иногда оказывается полезным сначала удалить DirectX специальной программой (например, DirectX Uninstaller - www.ebrink.com/dxun/Direct.htm), а потом поставить его заново. Впрочем, есть и такие дистрибутивы, которые сами полностью переустанавливают DirectX, даже если установлена более свежая его версия - их объем около 25 Мб, а в названии файла присутствует слово "redist" - например, DX8a_Redist.exe. Некоторые проблемы загрузки (возникшие из-за воздействия вируса, например) устраняются, если заново сделать диск С: системным, загрузившись с диска Windows 9х и выполнив команду sys c:. Восстановите загрузочную запись жесткого диска (master boot record) командой fdisk /mbr, если она оказалась повреждена. Разумеется, проверьте систему свежими антивирусами. (Я бы с этого начал - еще до восстановления чего бы то ни было из резервных копий - прим. ред.) Удалите все временные файлы, очистите кэш браузера, Корзину, Журнал, очистите папку C:\Program Files\Internet Explorer\Plugins. Очистите папки, из которых производится автозапуск скриптов MS Office (типа C:\Windows\ApplicationData\Microsoft\Excel\Xlstart, C:\Win-dows\Application Data\Microsoft\Word\Startup), удалите шаблон normal.dot.
Очистите папки C:\Windows\Downloaded Program Files, C:\Windows\Applog, C:\Windows\Nethood, C:\Windows\ Удалите файлы autorun.inf со всех локальных дисков. В случае с драйвером загрузите ПК в режиме защиты от сбоев, удалите проблемное устройство и после загрузки в обычном режиме установите самый свежий драйвер. Впрочем, иногда как раз более старый драйвер оказывается более стабильным, так что попробуйте разные версии. Учтите, что устранению глюка иногда способствует (вместо перезагрузки) полное выключение ПК и последующее его включение через несколько минут. Если глюк имеет какое-то отношение к сети, то в свойствах сети удалите все сетевые компоненты и после перезагрузки поставьте все необходимое заново. Удалите все принтеры, если с ними есть проблемы, и тоже после перезагрузки переустановите их драйверы. Обновите драйверы всех устройств, в особенности драйверы, идущие в комплекте с материнской платой (Intel INF Update + Intel Ultra ATA Storage Driver либо VIA 4-in-1 + прочие драйверы и патчи от VIA). Попробуйте вернуть в исходное - "Default" - состояние настройки в BIOS, поэкспериментируйте с разными опциями, например, отключите DMA, уменьшите тайминги памяти, отключите интегрированные устройства, включите "дыру" в районе 15 Мб памяти. Обновите BIOS. И откажитесь от разгона! Установите в CMOS Setup параметр PnP OS Installed = NO и отключите ACPI, чтобы распределением ресурсов заведовал BIOS, а не ОС. Отключите в CMOS Setup все, что касается управления питанием. Либо наоборот - включите все эти опции, если они отключены. Проверьте исправность оборудования, правильность установки перемычек на нем, протестируйте его с помощью таких утилит, как Memory Test (www.aha.ru/~alegr/ download/memtest.htm), CPU Stability Test (www.saunalahti.fi/jv16/ download.html) и им подобных. Проверьте все, вплоть до батарейки, напряжения блока питания и качества крепления материнской платы - никаких спонтанных замыканий или ненадежных контактов нигде не должно быть!
Включите в файле config.sys проверку памяти драйвером HIMEM: Переставьте проблемное устройство в другой слот, в свойствах системы проверьте отсутствие конфликтов, переназначьте вручную прерывания (или еще и другие ресурсы, например, каналы DMA или диапазоны I/O). Попробуйте заменить проблемное устройство на точно такое же либо на устройство другой марки - возможно, у вас просто бракованный экземпляр, а смена производителя платы расширения устранит конфликт. Лучше когда такие факты всплывают как можно раньше, так будет возможность договориться с продавцом об обмене бракованной платы. Для дисков попробуйте другой шлейф (вместо 80-жильного шлейфа попробуйте 40-жильный и наоборот), проверьте правильность установки перемычек Single / Master / Slave, переставьте диск на другой шлейф, установите для него в CMOS Setup либо режим автоопределения, либо задайте его параметры явным образом, либо установите для него None. Не подключайте на один шлейф с проблемным диском другие устройства. Удалите все дополнительные устройства из ПК, в режиме защиты от сбоев удалите их драйверы из Диспетчера устройств (Device Manager) и посмотрите - не пропал ли глюк. Если пропал, то устанавливайте их обратно по очереди и каждый раз повторяйте процедуру, приводящую обычно к появлению сообщения об ошибке - возможно, имеет место какой-то аппаратный конфликт и таким способом вы либо выявите его источник, либо система заново распределит ресурсы и сама его устранит. Правда, к сожалению, это еще не значит что она не найдет другой. Загляните в свойства проблемного устройства - возможно, там имеются настройки, использование которых устранит сбой, например, для диска отключите или включите режим DMA. В диалоге "Система: свойства" на вкладке "Быстродействие" > "Файловая система" > "Устранение неполадок" (System Properties > Perfomance > File System Properties > Troubleshooting) можно, установив флажки, отключить некоторые функции, которые иногда бывают причиной неполадок. Аналогичная вкладка, предназначенная для устранения некоторых проблем, имеется в программе "Настройка системы" / System Configuration Utility (C:\Windows\System\msconfig.exe): "Общие" > "Дополнительно" (General > Advanced). Если компьютер не загружается, то доступ к этим меню попытайтесь получить из режима защиты от сбоев (Safe Mode). Если готового рецепта найти не удалось, никакие настройки не помогли и обновление ПО не принесло результата, то придется подробнее диагностировать систему. Просканируйте для начала диск и ОС для выявления всевозможных ошибок. ScanDisk или Norton Disk Doctor проведут поиск сбойных мест на винчестере и ошибок файловой системы (обязательно включите тестирование записи). Если, например, невозможно загрузить Windows даже в режиме Safe Mode, попробуйте вылечить посыпавшийся диск тем же ScanDisk из-под MS-DOS. System File Checker поищет испорченные или подмененные системные файлы в Windows 98. Не забудьте сначала в опциях программы включить поиск измененных файлов! При изменении файлов проверяйте, чтобы устанавливаемая версия была новее предыдущей - если вдруг на диске оказалась версия файла более старая, чем в дистрибутиве Windows, то восстановите "родной" файл. Norton Win Doctor будет искать ошибки в реестре. Не доверяйте программе автоматически исправлять ошибки, постарайтесь сами определить лучший метод их устранения. Для этого надо попробовать выяснить, к какой программе относится запись в реестре, просмотрев самостоятельно ту ветвь, о которой сигнализирует Doctor - иногда по названиям файлов, по прописанным там путям или названиям элементов ActiveX несложно установить приложение, породившее ошибку. Если эта программа удалена, то и запись в реестре можно стереть, если же нет, то надо выяснить причину ошибки и устранить ее: чаще всего встречается просто неправильный путь к файлу, который надо исправить. Попробуйте использовать и другие специализированные диагностические утилиты, например, такие как DirectX Diagnostic Tool из состава Windows - проверка файлов DirectX, драйверов, настроек некоторых устройств. Проверьте систему мощнейшим информационным пакетом SiSoft Sandra www.sisoftware.demon .co.uk/sandra. Некоторые глюки устраняет программа TweakUI, для этого в ней предусмотрена вкладка "Repair". Проследите в момент появления глюка за различными системными событиями, запросами и обращениями к реестру с помощью программ мониторинга, чтобы попытаться выявить ошибочный параметр, системную ошибку или сбойную задачу. Так, анализируя обращения к реестру, можно определить, какие параметры из реестра запрашиваются программой в момент возникновения сбоя - возможно, какой-то из них отсутствует или имеет некорректное значение. А с помощью анализа обращений к файлам легко понять, в каких файлах находятся настройки сбойной программы, а какие необходимые ей файлы отсутствуют.
В этом помогут: Если при загрузке в режиме защиты от сбоев (Safe Mode) проблема пропадает, как чаще всего и бывает, то можно попытаться выявить причину сбоя, отключая некоторые устройства, отменяя запуск фоновых программ, предотвращая загрузку потенциально глючных драйверов и используя драйвер стандартного VGA-видеоадаптера. То есть надо попробовать методом исключения определить, в чем источник проблемы. Для этого надо в стартовом меню (вызывается нажатием кнопки F8 при загрузке компьютера), выбрав режим пошаговой загрузки ("Step-by-Step Confirmation"), обойти файлы конфигурации autoexec.bat и config.sys (часто неполадки возникают из-за менеджеров памяти или совершенно лишних DOS-драйверов, например, EMM386 приводит к зависанию ScanDisk при загрузке русской версии Windows), отключить драйверы Windows, а также предотвратить автозапуск всех фоновых программ.
Такие программы запускаются не только из меню "Автозагрузка" кнопки "Пуск", но и из реестра - это следующие ключи: Не забудьте и про еще один файл, из которого могут запускаться некоторые программы - winstart.bat. Выбрать стандартный VGA-видеоадаптер надо на вкладке "Дополнительно" ("Advanced") программы настройки системы msconfig.exe (это делается в режиме защиты от сбоев, если система не хочет грузиться нормально). Если проблема возникает при выходе в режим MS-DOS, то проверьте файл dosstart.bat, из которого грузятся DOS-драйвера и программы при переходе в DOS. Например... Как это все выглядит на практике? Например, вы регулярно получаете такой привет от Windows: "Программа EXPLORER вызвала ошибку такую-то в модуле таком-то. DLL по адресу такому-то". Сразу же загрузите систему в режиме Safe Mode и повторите все операции, приводящие к такому глюку. Если глюк не появился, то проблема, скорее всего, вполне разрешима. Перегружайте ПК, выбрав теперь режим пошаговой загрузки, и обходите файлы autoexec.bat и config.sys - опять повторяйте процедуру вызова сбоя и, если все работает, глюков нет, ищите виновника всех проблем в этих файлах. Если же система по-прежнему выдает сообщение об ошибке, то вызывайте утилиту msconfig.exe и отменяйте автозагрузку всех модулей, прописанных в реестре, а заодно и уберите все ярлыки из папки "Автозагрузка" (msconfig умеет делать и это), снова перегружайте ПК и повторяйте все ту же процедуру вызова глюка. Занятие может и немного нудное, но крайне информативное в плане диагностики. Следующий этап - отмена загрузки программ из winstart.bat, win.ini. Опять проверяйте, не пропал ли сбой. Затем выставляйте в том же msconfig.exe на закладке "Дополнительно" режим VGA - на тот случай, если конфликтует видеокарта. И, наконец, остается искать причину всех несчастий в драйверах виртуальных и не совсем виртуальных устройств.
При загрузке Windows в пошаговом режиме отмените загрузку "виндовых" драйверов - это VxD-файлы либо файлы с расширениями 386 и drv, которые грузятся в самом конце. Пропал сбой - отменяйте глючный драйвер. Вы найдете его в реестре где-то в разделе HKEY_LOCAL_MACHINE\System\CurrentControlSet\
Программа конфигурирования системы msconfig.exe из состава Windows Me, как я уже говорил, позволяет очень удобно отменять не только всю автозагрузку, но и показывает на одной из своих страниц все VxD-драйвера, в операционке Windows 98, к сожалению, придется либо полазать в реестре вручную, либо взять msconfig из "Миллениума". Последнее средство Переустановите Windows. Помните, что при установке "виндов" поверх предыдущей версии сохраняются установки в реестре, поэтому если причина глюка в неверных параметрах реестра, то такая переустановка, скорее всего, ничего не исправит. Попробуйте перед переустановкой системы удалить файл vmm32.vxd, в котором упакованы самые основные драйверы, используемые на вашем ПК.
Можно также в свойствах системы из режима защиты от сбоев удалить все оборудование, чтобы Windows заново переустановила все драйверы. Попробуйте запускать установку Windows со следующими параметрами: Можно попробовать установить Windows "по-голому", полностью стерев папки C:\Windows, C:\Program Files и C:\Recycled и настроив конфигурацию MS-DOS (либо переразбив и отформатировав диск). Иногда требуется отформатировать диск специальной утилитой от производителя винчестера. Вот, собственно, и все - надеюсь, конечно, что вам не придется прибегать к этой методике, но в любом случае жду ваших советов, дополнений и усовершенствований моей технологии выявления причин глюков Windows. Пишите! Внимание! Редакция журнала "Internet Zone" не консультирует по вопросам приобретения компьютерного оборудования и проблемам его эксплуатации. Мы только публикуем материалы. Куда и кому задавать вопросы - ищите на сайте источника этой статьи.
Источник: http://www.computery.ru/upgrade/ | ||
Copyright © "Internet Zone", http://www.izcity.com/, info@izcity.com |