| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Видеокарта Gigabyte AR64S-H (Radeon 7500)Макс Курмаз Все мы хорошо знаем фирму Gigabyte как производителя недорогих и достаточно надежных и неприхотливых материнских плат. А еще эта фирма успешно поставляла на наш рынок видеокарты на чипах NVIDIA. Ее графические решения были во многом похожи на материнские платы — такие же доступные по цене, надежные, без фокусов, но относительно простые, без наворотов, и со средним качеством. И вдруг мы узнаем, что Gigabyte больше не будет выпускать видеокарты "как у всех" — фирма начинает сотрудничать с канадским производителем ATI в рамках его партнерской программы. Модель AR64S-H основана на графическом чипе ATI RV200, который лег в основу видеокарты Radeon 7500. Это дальнейшее развитие хорошо известного чипа Radeon R100, первого удачного 3D-ускорителя ATI со встроенным блоком аппаратного преобразования координат, отсечения и расчета освещения (TCL). Radeon RV200, как и его предшественник, имеет всего два конвейера рендеринга, хотя и с тремя текстурными модулями на каждом. В низких разрешениях он не может тягаться с чипами GeForce2, поскольку большинство игр не способно использовать преимущества конвейеров, накладывающих три текстуры. Однако благодаря технологии HyperZ, оптимизирующей работу с Z-буфером, и мощному T&L-блоку Charisma Engine Radeon в высоких разрешениях с глубиной цвета 32 бит показывает неплохую производительность. Чип RV200 полностью унаследовал 3D-ядро предшественника. Однако в него были добавлены новые блоки (второй RAMDAC, TMDS-, TV-контроллеры), позволяющие использовать его не только в качестве основы для игровой видеокарты, но и для работы в мультимониторных конфигурациях, с видеоданными и т.п. К тому же RV200 выполнен по более прогрессивной тхнологии 0.15 мкм, благодаря чему его частота выросла, а потребление энергии снизилось. Кроме того, были окончательно отлажены драйверы — больное место всех ATI'шных чипов. Видеокарта Gigabyte AR64S-H, хотя и ведет свое происхождение от Radeon 7500, на самом деле имеет с ним мало общего. Она оснащается не памятью DDR SDRAM, а обычной SDRAM, да еще и работающей на пониженных частотах (175 МГц против 460 (230x2) у Radeon 7500). Частота чипа RV200 тоже заметно снижена и составляет 256 МГц вместо положенных 290. Видеокарта очень компактна — у нее на борту практически нет дополнительных микросхем, поскольку все необходимое уже встроено в графический чип. Восемь микросхем памяти размещено на одной стороне печатной платы. "Изюминка" видеокарты — огромный по площади радиатор, закрывающий ее большую часть. Он охлаждает не только чип (имеется небольшой вентилятор), но и микросхемы памяти. Кроме того, Gigabyte применила уникальную систему аппаратного мониторинга. Так, установленный на карте чип Winbond позволяет программно получать доступ к трем напряжениям (ядро, интерфейс, 3.3 В), температуре радиатора (под ним находится гибкий термодатчик), управлять частотами RV200 и памяти, а также скоростью вращения вентилятора (выбор режима Turbo, Normal и Energy Save). Для этих целей Gigabyte разработала утилиту V-Tunner. Она имеет интересный графический интерфейс, позвляет отображать текущие отслеживаемые значения, рисовать графики, разгонять чип и видеопамять. К сожалению, утилита пока не совсем доведена до кондиции, а новые версии на сайте не выкладываются. Я надеялся, что удастся неплохо разогнать видеокарту с помощью V-Tunner, но — увы — к разгону она практически не приспособлена, несмотря на внушительный радиатор и кулер. Будем надеяться, что к моменту массового появления ее на рынке ситуация улучшится. Отдельный плюс AR64S-H в том, что эта видеокарта оснащена тремя выходами — обычным аналоговым D-Sub, совмещенным (цифровым и аналоговым) DVI-I и выходом TV-Out (S-video и композитный). К сожалению, в комплекте нет переходника DVI<->D-sub, поэтому для получения истинно "двухголовой" карты его придется приобретать отдельно. Зато есть кабель для TV-Out с двумя разъемами — DIN и RCA, подходящий к любому телевизору и видеомагнитофону. Gigabyte поставляет видеокарту как в OEM-варианте, так и в коробке. Коробочная версия дополнительно комплектуется программным видеопроигрывателем PowerDVD XP 4.0 и пятью играми не первой свежести (Oni, Rune, Heavy Metal F.A.K.K., Motocross Mania и Serious Sam). На диске с драйверами я нашел только reference-драйвер ATI для "партнерских" видеокарт версии 7.64 (на момент написания статьи уже устарел), другого полезного софта там не оказалось. Теперь — о результатах испытания карты. Качество в 2D у нее оказалось средним — на уровне прежних видеокарт Gigabyte. Визуально на первом и втором выходе картинка смотрится одинаково. Для недорогой потребительской видеокарты это вполне приемлемо. Качество в 3D с выпуском новых драйверов улучшилось. Фактически удалось отловить только один глюк — в игре Comanche4 неверно отображались зеркальные поверхности. Однако в 16-битном цвете играть по-прежнему невозможно — сильный дизеринг, заметный на полупрозрачных поверхностях, тумане и т.п. Скорость в 3D требует более детального рассмотрения. Напомню, что Radeon 7500 имеет встроенный блок T&L, поддерживает и FSAA, и анизотропную фильтрацию, и Environmental Bump-mapping, но не поддерживает вертексные и пиксельные шейдеры. То есть по возможностям находится на уровне GeForce2 и GeForce4 MX. Сравним его с GeForce2 MX400 (ABIT MX400) и GeForce2 Pro (ASUS V7700 Pro) на системе с процессором Athlon XP 1800+, 256 Мб памяти DDR SDRAM PC2100 и платой Epox 8KHA+ (KT266A). Базовый показатель, влияющий на производительность видеокарты, — Fillrate, скорость закраски трехмерной сцены. Измерить его позволяет тест 3DMark2001. В режиме наложения одной текстуры мы видим количество обрабатываемых пикселей, которое зависит от частоты чипа и количества конвейеров. В режиме мультитекстурирования измеряется максимальное количество текселей — текстурных элементов, которых на один пиксель накладывается несколько. Так, "гигабайтовский" Radeon 7500 благодаря наличию трех текстурных модулей на каждом из двух конвейеров запросто обгоняет GeForce2 Pro в режиме мультитекстурирования. К тому же его частота на четверть выше, чем у карт NVIDIA. А вот в монотекстурировании он показывает результат на уровне GeForce2 MX400, так как конвейеров у него только два. Блок аппаратной обработки полигонов T&L у Radeon 7500 работает заметно быстрее, чем у чипов NVIDIA, благодаря высокой тактовой частоте. Правда, при выполнении вертексных шейдеров (программная эмуляция) он ненамного опережает GeForce2 MX400, а на тесте Point Sprites вообще сдается. Очевидно, это какая-то проблема драйверов. Посмотрим на более реалистичные тесты. Сначала — Game1..3 из пакета 3DMark2001. В разрешении 640х480 Gigabyte AR64S идет вровень с GeForce2 MX400, иногда немного опережая последнего. В высоких разрешениях "гигабайтовская" видеокарта находится посередине между GeForce2 MX400 и GeForce2 Pro. Получается, что медленная память SDRAM компенсируется технологией HyperZ, и в итоге получается нечто среднее. В играх ситуация в целом аналогичная. В Black&White, Unreal Tournament, GLMark, Serious Sam урезанный Radeon 7500 уступает в низких разрешениях, но реабилитируется в высоких, обходя GeForce2 MX400. В Quake3 и Comanche4 он изначально опережает последнего, но все равно не может достигнуть результата GeForce2 Pro. Теперь суммируем. В целом видеокарта выполнена качественно, работает стабильно, не имеет явных проблем с драйверами. Как 3D-ускоритель она может успешно конкурировать с "брэндовыми" видеокартами GeForce2 MX400, обгоняя их практически во всех режимах. К тому же у нее в активе качественная поддержка выхода на телевизор и цифровой монитор и неплохая комплектация.
Плюсы:
Минусы: P.S. Недавно Gigabyte анонсировала новую видеокарту — AR64DG, которая тоже построена на чипе Radeon 7500, но оснащается памятью DDR SDRAM. Это позволит существенно увеличить 3D-производительность, сохранив цену примерно на том же уровне. Видеокарта Gigabyte AR64S-H предоставлена фирмой CD-Life. Источник: http://www.kv.by/hardware/
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Copyright © "Internet Zone", http://www.izcity.com/, info@izcity.com |