| ||
Порталы: быть или не бытьАлександр Кацай Сегодня слово "портал" является не просто модным, а супермодным, его используют по поводу и без повода. Уже стало привычным, что порталом называют любой сайт, который состоит больше чем из двух страниц. Разве что персональные страницы не именуют порталами. В Интернет это слово пришло из архитектуры в значении "главный вход". Имеется в виду сайт, с которого человек регулярно начинает свою работу в Сети, который он делает стартовой страницей браузера. Классическое определение портала следующее: "Точка входа в сеть, стартовый сайт, предлагающий смесь собственного содержания, услуг (сервисов), допускающий персонализацию и служащий путеводителем по Интернету. Сервисы состоят из почты, чатов, форумов, web-конструкторов персональных страниц. Содержание включает каталог, новости, обзоры, игры, интеграцию с торговыми Интернет-системами и т.д.". Портал должен сочетать web-сервисы, контент и ссылки на другие ресурсы таким образом, чтобы соответствовать потребностям как можно большей аудитории пользователей. Основная идея существования портала заключается в том, что, создав определенное число услуг, можно набрать такое количество пользователей, которое будет самостоятельно увеличиваться, то есть посещаемость портала будет расти с минимальными рекламными затратами. Любой портал обязательно имеет навигационную часть. В этом смысле он позволяет человеку найти либо вообще все, что ему нужно, либо правильно найти любой из профильных сайтов в соответствии с имеющимися потребностями. Кроме навигационной также присутствует сервисная часть. Обычно порталы предлагают все то, что можно предложить бесплатно из интернетовских услуг. Стандарт-ный набор - это почта, всевозможные форумы и любые способы ведения дискуссий, чаты, конструкторы и место для размещения собственных страничек. Понятно, что дальше могут быть в зависимости от специализации портала или от фантазии его владельцев разные варианты. Например, на всеобщем портале уместно выглядит служба знакомств или служба рассылки виртуальных открыток. Службу знакомств на финансовом портале сделать можно, но, наверное, это не совсем правильно. Поэтому дальше набор бесплатных сервисов определяется тематикой портала; в общем случае их стараются сделать как можно больше, если говорить о порталах универсальных, горизонтальных, старающихся охватить весь рынок. Третья часть - это контент ресурса. Все три составные части в разных порталах развиты неодинаково. Посмотрим на конкретные примеры из Рунета. Подавляющее число порталов построено вокруг поисковых машин и каталогов. Порталов в строгом смысле слова довольно немного: на каждом уровне (глобальном, национальном, региональном) их обычно единицы. Например, Яndex появился на основе навигационной функции. Была хорошая поисковая машина, грамотно индексировавшая ресурсы Интернета, обрабатывающая сложные запросы. При правильной поисковой строке можно было найти все, что хотите. С сервисами было не очень, содержание отсутствовало полностью. Яndex существовал благодаря навигации. И только потом стали развиваться другие части портала. За счет того, что Яndex начал позиционировать себя как портал, он ввел почту (http://narod.ru), экспертную систему (проект "Guru" на Яndex), web-конструктор, чаты, подписку, закладки, полную программу передач. Пытается наращивать содержание: компьютерные обзоры "ДЗ-он-лайн", Яndex-пиво (http://beer.yandex.ru), Яndex-открытки (http://cards.yandex.ru), обзоры лучших предложений в интернет-магазинах, новости от воздушных агентств и т.д. То есть, все три основные части присутствуют. Другой пример - Rambler. Начиналось когда-то тоже все с навигации. Rambler являлся и до сих пор является плоским каталогом. Здесь нет древа, как на List'е в Яndex'е, когда уточняется запрос при путешествии по лестнице категорий. Есть только полсотни достаточно общих категорий Rambler top 100, среди которых пользователь и выбирает. При этом Rambler более активно вводил сервисы: почта, web-конструктор. С содержанием также все в порядке: разнообразные дайджесты вокруг Rambler'а. Есть Rambler-спорт, Rambler-карьера, Rambler-финансы. Уже год функционирует научно-популярный проект Rambler-наука, что, согласитесь, не совсем обычно для Рунета. Цель этого проекта - развитие и продвижение научной мысли. Ресурс содержит популярные научные материалы, которые могут быть интересны большому числу посетителей. Например, материалы лекций лучших преподавателей вузов страны. Ресурс, по замыслу его создателей, может быть интересен и для ученых в качестве площадки для общения и распространения актуальной научной информации. Среди основных источников информации как русскоязычные научно-образовательные ресурсы Интернета, так и издательские дома, выпускающие научную и научно-популярную литературу, а также крупные научные и учебные учреждения, образовательные и научные фонды. Проект открыт для участия в нем всех заинтересованных сторон - Rambler приглашает пользователей Интернета быть не только читателями, но и авторами научных и научно-популярных публикаций. В ближайшее время Rambler планирует запустить еще несколько подобных "вертикальных" проектов, сделанных на основе обработанных новостных лент, аннотаций статей с наиболее популярных сайтов в рейтинге Rambler. Пусть это все не очень замысловато, но тем не менее это настоящий, "реальный" контент портала. Другой классический пример, когда портал начали строить не с навигационной части, - Port.Ru. Около 80% своего трафика Port.Ru получает с почтового сервиса Mail.ru. Это очень успешный случай, потому что почтовый сервис Mail.ru был первым по-настоящему хорошо сделанным и широко разрекламированным в России. Другой пример возникновения портала на основе его сервисной части. Министерство экономического развития и торговли РФ запускает Всероссийский экономический интернет-портал Economika.ru. Портал будет включать интернет-ресурсы нескольких органов государственной исполнительной власти, в частности, МАПа и Минсвязи. Также в состав портала войдут сайты различных научных, образовательных и других негосударственных организаций, занимающихся проблемами экономики и финансов. Но основная цель портала - создание мощной системы сервисов по поиску и сортировке экономической информации из различных источников, что, видимо, необходимо как потенциальным иностранным инвесторам, так и российским бизнесменам. Были попытки сделать портал преимущественно на основе содержания. Например, мультипортал "Кирилл и Мефодий" (http://www.km.ru). Да, здесь есть всевозможные сервисы, почта, чат, доски объявлений (http://shopping.ru), конференции, каталог, рейтинги, хостинг, подписка, новости (http://kmnews.ru), курсы валют и другие не менее интересные вещи. Но все же основная гордость - это многочисленные порталы, которые и образуют единый мультипортал: авто-мото, бизнес, животные, здоровье (http://AskDoctor.ru), искусство, работа-карьера (http://JobCenter.ru), компьютеры-интернет (http://4User.ru), кулинария, литература, музыка, наука-техника, недвижимость (http://VseDoma.ru), путешествия (http://Time2Travel.ru), кино, спорт, строительство-ремонт, развлечения, афиша, анекдоты, досуг, тв-программа, кроссворд, игры (http://vKIDS.ru), фотогалерея, гороскоп, конкурсы. С порталом "Кирилл и Мефодий" чем-то схож портал Mnogo.ru (http://www.mnogo.ru). Путем создания портала на основе контента пытается идти холдинг "РосБизнесКонсалтинг" (http://www.rbc.ru). Сегодня этот ресурс, бывший до этого полностью информационным, начинает вводить всевозможные вещи дополнительно к своему оригинальному содержанию по финансово-деловой тематике. Сначала начали расширять само содержание за счет запуска газеты "Утро", потом появилась в качестве сервиса баннерная сетка, позже запустили собственную почту. В настоящее время есть идеи, связанные с системой навигации по сайтам с аналогичной тематикой. С недавнего времени РБК предоставляет массовые услуги платного хостинга на основе собственного хостинг-проекта LGG.ru. Проект по предоставлению услуг хостинга был приобретен "РосБизнесКонсалтингом" в сентябре 2000 года у группы частных лиц. Название LGG родилось из аббревиатуры названия команды, и "смысл его утерян в глубинах истории". В настоящий момент LGG.ru осуществляет хостинг проектов РБК, а также коммерческих и некоммерческих проектов, не связанных с холдингом. Серверы расположены на площадке международного холдинга Golden Telecom (ему свойственно покупать известные интернет-ресурсы. Например, Golden Telecom купил "Гласнет"). Политика LGG состоит в приеме на свои мощности достаточно посещаемых ресурсов, которые обеспечиваются всем необходимым: сервисы, порой недоступные или нереализованные другими провайдерами, плюс к этому соотношение цена/качество. В частности, большое внимание уделяется предоставлению возможности размещения своих скриптов и вообще сложному хостингу. Не все, даже крупные провайдеры, могут удовлетворять таким требованиям. Кроме того, надежность сервиса гарантируется размещением на тех же площадках и обслуживанием теми же специалистами, что и других проектов, принадлежащих РБК. РБК планирует в ближайшее время вводить и другие виды платных услуг. Корпоративная почта, web-почта, различные виды хостинга, управление ДНС, персональные цифровые сертификаты и еще некоторые другие услуги, о которых представители холдинга пока не рассказывают. По прогнозам аналитиков в ближайшее время стоит ожидать развития интернет-направлений для конкретных видов бизнеса. Существующие банки будет развивать интернет-банкинг. Крупные медийные холдинги по примеру НТВ решат создавать свои информационные порталы. Крупные торговые предприятия, крупные производственные компании, крупные финансовые компании будут развивать не просто свое присутствие, а реальное ведение бизнеса в Интернете. Как видите, способы превратиться в портал бывают разными. Если Rambler ориентируется на пользователя, имеющего конкретные потребности и интересы, то Яndex занимается противоположной деятельностью. Здесь произошел переход от поисковой машины, специализирующейся на конкретных узких запросах, к каталогу, максимально охватывающему интересы тех, кто хочет узнать что-то любопытное и занимательное. Порталы первыми предложили рекламным агентствам более или менее цивилизованный способ траты денег в Интернете. Основное, что лет пять-шесть назад заметили те, кто работал с Сетью, - это огромное число различных сайтов с разнообразной информацией и при этом полную невозможность что-нибудь в этом разнообразии найти. Именно потребность справиться с информационной лавиной должны были удовлетворить появившиеся порталы. Портальный ажиотаж быстро привел к тому, что рекламные агентства поняли, с кем они могут в Интернете работать. Самые крупные рекламные бюджеты у тех, кто производит товары или услуги массового потребления. Им надо охватить как можно более широкую аудиторию. Так как порталы - абсолютные лидеры среди интернет-ресурсов по охвату аудитории, то они и смогли разработать бизнес-модель, основанную на доходах от рекламы. Порталы первыми предложили схему, которая очень похожа на схемы работы с традиционными СМИ. Более того, порталы эффективны технологически, потому что накладные расходы на охват одинаковой аудитории у них меньше, чем у печатных и телевизионных СМИ. Во-первых, сеть передающих станций или кабельная сеть стоит гораздо больше, чем набор серверов. Во-вторых, в портале больше работы программного обеспечения, а не людей. В результате генерация рекламоносителя обходится дешевле. Когда речь заходит о рекламодателе в Интернете, то ему необходимо получить только одно - нужную частоту, с которой рекламное сообщение показывается потребителю. И здесь появляются проблемы, потому что идеальный навигационный сайт - это тот сайт, на котором проводится минимум времени. Например, Rambler очень гордится тем, что у них число страниц, просматриваемых пользователем за сессию, - две-три. Это идеально для пользователя, и Rambler на этом сделал себе аудиторию. Посетитель зашел на "главную страницу", перешел в категорию - один клик. Вторая страничка - список. В идеале, если пользователь что-то увидел в первой двадцатке Rambler'а, то следующим кликом он уходит с сайта. Можно, конечно, посмотреть еще и вторую двадцатку, тогда получится три страницы. Вопрос: как заставить пользователя переходить по цепочке страниц, пока он не доберется до нужной информации, как ему показать побольше страниц? Ответ прост: надо дать ему почитать, разбавить навигацию содержанием, дать возможность повозиться с почтой, сконструировать личную страничку. Пусть пользователь проведет на сайте больше времени, увидит больше страниц - это и есть стимул для развития навигационных сайтов в полноценные порталы, то есть в объединение всех этих возможностей для пользователя. Навигация держит самую большую аудиторию за счет того, что всем нужно что-то найти. С другой стороны, пользователя надо не сразу отпустить, а что-нибудь еще предложить, чтобы он не только две странички на сайте увидел. Такое развитие поисковиков в полноценные порталы стало очевидным следствием желания увеличить число показов. Всеобщие порталы, предназначенные для широкой аудитории, обычно называют "горизонтальными" порталами. А тематические порталы - "вертикальными" (например, портал, который работает в финансовой нише рынка). Современное мировое состояние порталов выглядит следующим образом. Тройка лидеров - America-on-line, Yahoo! (http://www.yahoo.com) и комплекс Microsoft'овских сайтов, Microsoft network. Дальше идут остальные общие горизонтальные порталы: Excite, Lycos и многие другие. Потом начинаются вертикальные порталы, которые специализированы в определенной нише (музыкальной, развлекательной, финансовой, политической и т.д.). Например, в августе этого года в Рунете появился новый развлекательный портал - Pomoika.Ru (не правда ли, чудесное название). Здесь можно посмотреть фотографии знаменитостей; скачать последние новинки и старые, давно любимые мелодии в формате MP3; поиграть в веселые игрушки и почитать занимательную литературу на любые темы - от фантастики до эротики. Создатели ресурса уверяют, что они собрали контент со всего Интернета. К услугам посетителей сайт знакомств с огромной базой анкет и широчайшими возможностями выбора и поиска того самого человека, которого вы, возможно, ищете (именно так написано в релизе этого нового проекта). Мы немного отвлеклись, а после вертикальных порталов идут все остальные сайты Инета. Бесспорными лидерами в нашей стране являются Rambler, Яndex и Aport (последний, скорее, - поисковая система, но некоторые примочки все же позволяют с натяжкой назвать Aport порталом). Многие задаются вопросом, что будет с ними, если к нам придут крупные зарубежные порталы? Мировые порталы, которые уже давным-давно стали известными и популярными, которые получили доверие инвесторов, ведут несколько иную жизнь. Им надо всегда быть лидерами в своей нише. И один из способов сохранения этого положения - географическая экспансия. Но с приходом мировых лидеров в Россию, скорее всего, ничто радикально не изменится. Ведь появление крупнейших американских порталов в Европе не потеснило с пьедестала лидирующие местные порталы. И Yahoo!, и Lycos, два крупных международных проекта, уверенно вошли в первую пятерку-шестерку, но не попали на первую строчку. В этом смысле на национальном рынке жизнь будет устроена так, что среди тех трех или пяти порталов, которые выживут, один-два будут местными. Но в международных масштабах им, скорее, уже не жить. В горизонтальные порталы изначально вложили огромное количество денег, поэтому они относительно раскручены и держатся на плаву (речь идет о лидерах и близлежащих к ним порталах). Так, менеджеры Yahoo!, выводя его на рынок, вложили огромные деньги в маркетинг, в результате сделав Yahoo! эталоном Сетевого портала. Это слово знают все. По последним прогнозам, не остается надежд на то, что кроме двойки-тройки лидеров какие-то другие порталы смогут быть финансово состоятельными. Прочие всеобщие порталы либо разорятся, либо продолжат существовать на имеющиеся деньги, но реальных доходов ожидать здесь не приходится. Деньги уйдут в специализированные порталы. На самом деле, сегодня выгоднее рекламировать товар на соответствующем профильном портале, чем пытаться объять необъятное (охватить максимум доступной аудитории на всеобщих порталах). За счет того, что помимо порталов существуют тысячи узко тематических сайтов, часть рекламы уйдет на них. Наглядная иллюстрация прибыли и убытков. Сеть балтийских интернет-порталов Delfi в прошлом финансовом году понесла убытки в размере 798 тысяч латов (почти 1 миллион 300 тысяч долларов). О таких итогах финансового года сообщила сама компания Microlink, владелец порталов. В этом году компания планировала сокращение убытков в два раза. Выйти непосредственно на прибыльность и перейти на самофинансирование при этом порталы планируют уже к 2003 году. Напомним, что в 1999 году в порталы Delfi было вложено почти полтора миллиона долларов. Существовавший около года русский портал Delfi был закрыт еще в июне из-за низкой прибыльности проекта. При этом на его создание и поддержку было затрачено больше денег, чем на все балтийские проекты. Сейчас сеть порталов Delfi включает в себя латвийский портал Delfi.lv и его русскую версию, эстонский портал Delfi.ee и его русскую версию, а также портал Delfi.lt в Литве. В первом полугодии порталы Delfi посетило 486 тысяч человек в возрасте от 15 до 74 лет. Много или мало - решайте сами. Еще один немаловажный вопрос: насколько традиционная реклама помогает в развитии электронных торговых марок. Вывод исследования, проведенного в Англии, был неутешителен: английские интернет-компании, которые вкладывали миллионы фунтов в традиционную рекламу, зря потратили деньги и не смогли завоевать внимание потребителей. Например, несмотря на значительные затраты компании Lycos на рекламу - 11,5 миллионов фунтов (около 17 миллионов долларов), 68 процентов опрошенных пользователей никогда не слышали о портале Lycos и только 11 процентов могли точно объяснить, что такое торговая марка Lycos. Порталу Jungle.com не повезло еще больше: его руководство потратило на рекламу 8,5 миллионов долларов, чтобы в результате узнать, что 75 процентов опрошенных в ходе исследования и не подозревают о его существовании. По мнению представителей компании "Headmint", проводившей это исследование, интернет-фирмы не смогли выстроить твердые отношения с покупателями. Теперь они должны сделать надлежащие выводы из результатов опроса и внести поправки в рекламные планы и бюджет на будущий год, иначе им грозят значительные убытки. В "Headmint" считают, что электронные торговые марки требуют особого подхода. В первую очередь, это касается отношений между торговой маркой и ее потребителями: при удачной рекламной политике покупатели должны стать не инертными потребителями, а, скорее, творческими партнерами. Рекламная кампания для удачного электронного брэнда должна строиться на основе вовлечения потребителя в диалог, позволяющий ему ассоциировать себя с рекламируемой торговой маркой. Компании, которым принадлежат лидирующие порталы, не стоят на месте, находясь в постоянном поиске новых источников дохода, в дополнение к основному - интернет-рекламе. Для западных компаний - это нормальное дело. Вот один из примеров этому. По информации "Associated Press", 12 декабря 2001 года компания Yahoo! сделала предложение о покупке HotJobs.com, он-лайнового агентства по трудоустройству. Это произошло, несмотря на согласие компании HotJobs с тем, что ее приобретет TMP Worldwide. В настоящее время сделка между HotJobs и TMP находится на стадии рассмотрения регулирующими органами. Компании TMP принадлежит крупнейшее он-лайновое агентство по трудоустройству Monster.com. Компания HotJobs является второй по величине в этом секторе. По условиям соглашения между TMP и HotJobs, их сделка должна произойти путем обмена акций. Компания Yahoo! предложила большую цену за акции, и, согласно ее предложению, она заплатит за акции HotJobs наполовину собственными акциями и наполовину деньгами. Компания HotJobs берет плату с работодателей и рекрутинговых агентств за размещение объявлений на ее сайте и с ищущих работу за доступ к базе данных резюме. Компания была образована в 1997 году. За первые девять месяцев этого года она понесла убытки в размере 21,2 миллиона долларов при доходах в 92,6 миллионов долларов. Но, как известно, все хорошо не бывает. Пессимистических прогнозов в отношении Интернета в последнее время становится все больше и больше. Как сообщает Opec.Ru со ссылкой на распространенные в Лондоне данные конфиденциальных исследований, только в США Интернет потерял 28 миллионов своих пользователей. Аналогичные процессы отмечаются и в Великобритании. Драматическому разочарованию в Интернете предшествовало затяжное падение курса акций работающих в нем компаний, большинство из которых сейчас испытывают огромные финансовые трудности. Снижается и доходность Интернет-рекламы: в 2002 году прогнозируется сокращение роста поступлений от рекламы в европейском сегменте Интернета. Аналитики полагают, что в этом году он составит всего 20%, в то время как в 2000 году достигал 100%. Это связано со снижением цен на рекламу, сокращением темпов роста "новой экономики", а также с сомнениями рекламодателей в эффективности интернет-рекламы. По мнению аналитиков компании "IDC", в 2002 году объем рекламы составит около 1 миллиарда евро, что будет означать рост в размере 20% по сравнению с прошлым годом. А в октябре 2000 года прогнозировали на 2001 год объем рекламы в 1,4 миллиарда евро. Сотрудники "Jupiter MMXI" сообщают, что прошлой осенью стоимость рекламной кампании в Интернете снизилась в среднем на 30%. Рекламодатели все больше сомневаются в эффективности рекламных баннеров и отдают предпочтение спонсорству и электронной почтовой рассылке. Баннеры составляют в настоящий момент 65% всей рекламы, но эта цифра будет сокращаться. В скандинавских странах она уже не превышает 56%, а в США - 46%. Рунет за последний год тоже очень сильно изменился - но в сторону прямо противоположную мировому Интернету. Произошел очень большой прирост проектов и пользователей. Появились новые порталы, появился профессиональный качественный сервис, качественная статистика. В Рунете еще (а не уже) очень мало рекламы, но это дело времени. Нормальных объемов рекламы нужно ждать через год-полтора. Сейчас Рунет имеет полноценные предложения для рекламодателей, но не все еще обращают на это внимание. В ближайшие годы пользователями Интернета должны стать около десяти-двадцати миллионов россиян. По опросам, которые проводили в 2001 году, прирост Рунета будет происходить из регионов. Около четырех миллионов человек из провинции могут стать в этом году активными пользователями Сети. Вот за эту аудиторию и будут бороться отечественные портальные олигархи. Источник: "Компьютер Price", http://www.comprice.ru
| ||
Copyright © "Internet Zone", http://www.izcity.com/, info@izcity.com |