|
||
|
||
Я рисовал тебя палкой на снегу, на краю земли...Алехин / Черешнев "...Киса, я спрошу вас, как
художник художника... Давным-давно, в одной очень
далекой галактике... Но то, что слева от меня сидел
вихрастый ценитель творчества группы
"Сектор газа", а справа - бородатый
скейтбордист, забыть невозможно. Оба они
числились штатными моделлерами и (теоретически)
по восемь часов в сутки вытачивали
виртуальные шаровары для карибских
бандюг. (На практике же они сочетали
дизайнерство с ежедневным накоплением
спецназовского опыта в Counter-Strike.) Ведь надо придумать идею, а потом скрупулезно воплотить ее, переводя при этом горы бумаги, если что-то не получается... Хотя стоп! Они-то как раз ни одной бумажки не перевели, рисуя своих флибустьеров, Мерзких Годзилл, пожирающих электрички с японцами, японцев, отражающих атаки пришельцев, самих пришельцев, посылающих на Японию Мерзких Годзилл, или просто ехидные карикатуры на начальство. Не переводили, потому что живописали непосредственно в Photoshop, минуя сканер. Именно так, наблюдая за одаренными раздолбаями, я впервые увидел графические планшеты "за работой". Кальве... что это? Дигитайзер... где это? Графический планшет, или дигитайзер - аксессуар, для домашнего компьютера пока нетипичный. Всем хорошо известно, что из периферии пользователь must have, а что - нет. И дигитайзеры в "джентльменский набор" пока как-то не вписываются. Что обычно стоит рядом с компьютером? Ну, принтер, конечно; наверное, сканер; модем - наверняка. Вот, собственно, и все. Такие штуки, как, например, веб-камера, в условиях божественного российского диалапа имеют только нарциссы или... не нужна она вам, короче. А вот дигитайзер... Что это за
зверь стоимостью от нескольких десятков
до многих сотен долларов, выглядящий как
понтовый высокотехнологичный поднос? Несомненно, в отдельных случаях
планшет - устройство просто незаменимое.
Например, если вы профессионально
работаете с графикой и всякими там CAD / CAM.
С помощью этого замечательного девайса
можно без лишних заморочек делать
наброски и чертежи, ретушировать
фотографии и шлифовать изображения. Что
на планшете делать удобнее по ряду
причин: Обычная мышь - не лучшая альтернатива художественной кисти или даже простому карандашу, а в комплект некоторых дорогостоящих дигитайзеров "особого назначения" входят так называемые инженерные мыши. Это уже инструментарий не бытовой, а конструкторский: 5-8 клавиш, прицел для точного позиционирования и т. д. вплоть до дополнительных координатных манипуляторов для изменения расстояния до объектов (этот дьявольски нужный рычажок есть, например, у мышей Wacom Intuos). Впрочем, "одомашненному" пользователю знакомство с подобными приспособлениями не грозит. Поэтому, собственно, некоторые компании-разработчики закупают дигитайзеры ящиками, по экземпляру на сотрудника, и обновляют "парк" планшетов каждый год. Все-таки главное средство производства, экономное и удобное. Но если вы не художник - не беда! Дигитайзер все равно будет не лишним на компьютерном столике. Зачем рисовать вторую Джоконду? Можно просто доставить удовольствие старому другу, одной правой намалевав ему фингал на общем снимке, раскрасить квадрат Малевича или собственноручно написать на онлайновой открытке "Катя + Петя = биг лав". И все это - минуя сканер и вечно залипающую мышь! Голыми, натурально, руками. И потом, у планшетов есть не только рисовальные способности. Планшеты, как правило, имеют возможность вешания на их кнопки всевозможных команд и макросов. То есть в идеале, про клавиатуру вы будете вспоминать, только когда надо напечатать текст (не забывайте раз в месяц протирать ее влажной тряпочкой). Все остальное, включая запуск любимых программ и работу в них, можно будет сделать проще. Открываем ящик Пандоры Если вы решите обзавестись
графическим помощником, то будет
нелишним знать, что в комплект обычного
дигитайзера входят три основных
предмета. Во-вторых, то, чем вы будете выводить - это зовется не ручкой, а пером или стилом. И, как венец букета - мышь (куда ж без нее, родной), оснащенная зачастую массой необычных функций. Причем наличие всех этих предметов весьма критично и, в зависимости от заложенных в них возможностей, ощутимо влияет на цену всего набора. Подробно на драйверах и программном обеспечении останавливаться не будем. На рентген, уважаемый! Планшет - устройство позиционирования, работа с которым основана на том, что видимая площадь монитора ставится в соответствие с некоторой плоскостью (рабочим полем) планшета, по которому можно перемещать какое-либо указывающее устройство. Это может быть обычная планшетная мышь, перо или спецназовский грызун с "прицельной рамкой" - для точной оцифровки чертежей и карт. При этом достигается гораздо большая точность, чем при работе с другими видами манипуляторов. Технология графических планшетов развивается уже довольно долго. Первые планшеты были предназначены для систем автоматизированного проектирования, и главными их особенностями считались размер рабочего поля и точность. В комплекте они обычно имели специальную мышь с "прицелом" - прозрачной пластиной с перекрестьем, и были оснащены множеством кнопок, которые дублировали команды меню программ. Все инструменты до определенного момента соединялись с планшетом кабелем. Затем дигитайзеры абсолютно закономерно перекочевали в область графических приложений и обрели чувствительность сначала к нажатию, а затем и к положению пера (наклон и т. п.). Некоторые из них получили беспроводные инструменты - мыши, перья и тому подобное. Ярким представителем планшета с чувствительностью к нажатию и беспроводными инструментами являются изделия фирмы Wacom. Я, честно говоря, ожидал найти в мыши (про стило я даже не говорю) какую-нибудь маленькую батареечку. И не нашел! Впоследствии выяснилось, что мышь обходится без батареек, питаясь непосредственно от планшета. Под его поверхностью находятся плоские катушки индуктивности, которые образуют открытые линии связи за счет своих передающих и принимающих способностей. Чтобы планшет мог понимать, что вы двигаете стилом, да к тому же еще и всячески наклоняете его, в эти линии связи вносится управляемая неоднородность, заключенная в корпус пера или мыши. По изменению параметров линий связи планшет догадывается о том, что сейчас вы пытаетесь закрасить всю его рабочую поверхность, налегаете всем телом, чтобы поставить жирную точку или просто поменяли стило на мышку, ибо планшет (точнее катушки индуктивности) принимают множество информационных параметров от текущего "инструмента". А что же является этой самой "управляемой неоднородностью"? В ее роли выступает та же катушка индуктивности, но с регулируемой добротностью. Эта же мудрая штука снабжает энергией электронную начинку мыши и пера, что позволяет отказаться от использования соединительных шнуров или батареек. Не выше, а длиннее... Поговорим немного о ТТХ. Первая и самая главная характеристика планшета - это, конечно же, размер рабочей поверхности. Как правило, он соответствует стандартным инженерно-полиграфическим величинам (А3, А4, А5 и т. д.), что жирно, размашисто указывается на коробке. Чем больше площадь - тем выше разрешающая способность и тем, соответственно, удобнее с планшетом возиться. Оптимального размера в природе не существует. Формат планшета надо подбирать индивидуально. Для баловства, навигации или монументальных рисунков в стиле "ручка-ножка-огуречек" достаточно размера А6, или лучше А5 (148 х 210 мм.). Квадратный А4+ (297 x 297 мм) идеален для домашнего творчества и бытового дизайна: этакий полупрофессиональный hi-fi. А вот А3 - размер скорее промышленный: держать такую бандуру в квартире сложно и бессмысленно. Есть, впрочем, планшеты и нестандартных форматов, но звери это редкие и в широкой продаже не попадаются. Стоит обратить внимание и на эргономические вопросы. Дизайн-то обыкновенно симметричен. То есть, правша вы, левша или еще какой-нибудь "вша" - роли, в общем-то, не играет. А вот за весом надо следить пристально: тяжелую "доску" неудобно держать на коленях. Серьезный минус для тех, кто привык работать, разместившись в позе "копыта на стол". Количество степеней свободы, или, проще говоря, чуткость планшета, которую может обеспечить наша электронная начинка - вторая существенная ТТХ любого дигитайзера. Самые простые, копеечные дигитайзеры реагируют на перемещение стила, тупо оцифровывая сплошную линию. Самые сложные отслеживают не только силу нажима на перо, но и наклон, и даже ориентацию "стержня", открывая невообразимые (и зачастую необходимые) художественные просторы. Впрочем, последнее - удел взрослых моделей, с качественной рекламой и устрашающими ценниками. Что до градаций нажатия, то для имитации письма шариковой ручкой достаточно найти в перечне характеристик цифру 256. При этом толщину линий можно контролировать безукоризненно. А за большей точностью гнаться обычно бесполезно: даже самый навороченный планшет не заменит настоящего мольберта. Минимальное число степеней
свободы - 2 (положения X и Y проекции
чувствительного центра пера),
максимальное (при напряжении всех
фибров души, отвечающих за фантазию)
может быть приближено к 10, но вряд ли
может быть сознательно использовано. При скорости менее 100 пикс./сек. планшет не успеет отследить резкие росчерки и штрихи, и линии на экране получатся рваными. Вообще, эта болезнь свойственна дигитайзерам устаревшим, и сегодня почти не встречается. Но поинтересоваться лишний раз при покупке не помешает. Как говорится, семь раз спроси - один раз купи. Чудо в перьях Выбор пера - это целая песня. Дело не менее ответственное, чем выбор планшета. Удачно спроектированное перо не должно быть очень толстым и слишком гибким. Хорошее перо как влитое ложится в руку. Пальцы на нем не затекают и не потеют. Кроме того, перо не должно быть тяжелым, потому что активно вкалывая на иллюстраторской ниве с дигитайзером в COM-порту, держать на весу стило придется по несколько часов в день. Стило может быть автономным или крепиться к планшету шнуром. Второй вариант сплошь и рядом встречается в грошовых графических планшетах от Genius. Тут надо быть бдительным, как Штирлиц в ставке: у некоторых моделей провод свивается ужом, запутывается морскими узлами и чертовски мешает писать. Раздражает такая мелочь невероятно, делая работу с планшетом фактически невозможной. Стило со "спецэффектами" стоит больше, но и в деле оно эффективнее. У некоторых перьев второй конец выполняет функцию ластика: перевернув стило, можно стереть все ненужное (причем эта фишка работает не только в графических редакторах, но и в текстовых, типа любимого Word). Кроме того, зачастую в перо вмонтирована пара-другая кнопок, перепрограммируемых по собственному усмотрению. Например, они могут эмулировать нажатия на клавиши мыши. Одновременно можно использовать либо стило, либо мышь. Планшет сам поймет, что сейчас работает "в поле". Поскольку все кнопки пера и мыши настраиваемые, так же как и ориентация планшета, вид адресации (абсолютная, по умолчанию для пера, и относительная, по умолчанию для мыши) и кривые силы нажатия, то возможность автоматического опознавания персональных настроек нескольких пользователей (включая их настройки для отдельных программ) - крайне приятная возможность. О бедненькой мыши замолвите слово... В работе с мышью существует пара тонкостей. В установленном по умолчанию для мыши режиме относительной адресации, курсор перемещается в зависимости от того, с каким ускорением вы ею двигаете. Это зачастую приводит к непредсказуемости его перемещения. Вспомните, что бывает, если компьютер пыхтит над выполнением еще какого-нибудь процесса, далекого от определения положения руки пользователя. Правильно, после "отвисания", курсор еще надо найти (на слабых машинах загрузка процессорного времени таким девайсом, как дигитайзер, будет ощутима). К тому же, для разрыва связи планшетную мышь необходимо поднимать значительно выше, чем механическую. В результате чего момент достижения необходимой высоты "на ощупь" не чувствуется. Поэтому самым правильным будет
установить для мыши абсолютную
адресацию с отображением на экран лишь
небольшой части рабочей области. Такой,
по которой вы сможете перемещать мышь не
отрывая руки от планшета (область меньше
чем 25 мм задать не получится). Маленькие хитрости Замечательный атрибут дигитайзеров - перепрограммируемые кнопки на корпусе или, что лучше, активные области прямо на поверхности планшета. Повозившись с настройками и подвесив на подобные кнопки всякоразные полезные функции, например, отмену последнего действия, загрузку, операции с окнами... или просто буквенные клавиши, можно заново открыть для себя компьютер. На первый взгляд, это, конечно, не то чтобы удобно. Но это первое впечатление, потом по-другому работать уже неинтересно и медленно. Люди шустрые оценят стремительность навигации в обычных программах. Поскольку перо работает по принципу указки, мгновенно перемещая курсор в указанную точку экрана, освоившись с дигитайзером можно на порядок увеличить скорость работы по сравнению с заурядной мышью. Клик, клик - и в дамках! Причем это действительно как для стандартных Windows-приложений, так и для некоторых компьютерных игр. Привыкаешь к таким маленьким хитростям мгновенно. И жили они недолго, но счастливо Долговечность дигитайзера - дело случая. Тут все зависит от интенсивности работы, аккуратности оператора и вредности окружающих. Понятно, что прижженные случайно поставленной раскаленной сковородкой планшеты долго не живут. Быстрее всего стачивается стило: прилагающиеся в комплекте насадки надо менять раз в девять-двенадцать месяцев. Поверхность планшета протирается до желобков примерно за два года напряженного продавливания, после чего чертить становится затруднительно. Как правило, все девайсы этого
типа приспособлены к российским
условиям: залитые липким отечественным
пивом, они с легкостью поддаются
отмыванию, что проверено мною на
практике. Причем совсем уж зверской
герметичностью славится продукция Wacom:
этих воистину ихтиандров можно топить в
ванной заживо. Все равно, гады,
включаются и раскрашивают! Что тут можно посоветовать?
Если вы профи, то дигитайзер у вас
наверняка уже есть. Поэтому
единственный совет - читайте нашу
рубрику "новые поступления" и ждите
очередного апгрейда. Редакторы Adobe Photoshop, CorelDRAW!, Macromedia Flash или даже стандартный Paint позволяют реализовать большинство функций. Другое дело, что к пластмассовому стилу и шероховатой поверхности планшета надо некоторое время привыкать. Сразу же вычертить голубя мира, будь вы хоть трижды Пикассо, получится навряд ли. Кроме того, с дигитайзерами с удовольствием возятся дети. Планшет в квартире - игрушка получше Барби или новой истории про Гарри Поттера. Пожалуй, именно в этой области своего применения дигитайзеры выглядят выгоднее всего: модели, стоящие в пределах $90-120 (это - нижняя планка; профессиональные продаются по цене новеньких "жигулей"), исключительно хороши на первых шагах в мир компьютеров. Let's look into the future Самое забавное, что через несколько лет дигитайзеры распространятся повсеместно. И какими они станут завтра, можно сказать уже сейчас. Во-первых, прямоугольник цвета
"пластик" уйдет в прошлое. На
поверхность планшетов будет выводиться
та же картинка, что и на монитор. По сути,
это будут плоские ЖК-дисплеи, на которых
можно рисовать. И если первый дигитайзер с ЖК-дисплеем уже второй год осваивает рынки, а гибкий графический планшет DrawingFlex уже запущен в массовое производство, то с третьим - пока проблемы. Но будущее начинается сегодня. Будем ждать. Источник: http://www.computery.ru/upgrade/
|
||
|
||
Copyright © "Internet Zone", info@izcity.com |