| ||
Интернет и суеверияДенис Лавникевич "Среды обитания порождают суеверия." Интернет, как и прочие технологические новшества, не явился исключением. Более того, Сеть как уникальное средства обмена информацией во много раз ускоряет распространение суеверий в обществе. Но Интернет - еще и среда обитания, то есть среда влияния людей друг на друга, а это уже создает совершенно особый психологический фон. Суеверия появляются там, где существует необходимость предвидения событий и определенного влияния на будущее. Сеть - как раз такое место, и чем больше людей приобщается к Интернету, тем больше появляется в нем суеверий. Причем суеверий как своих собственных, актуальных только для Сети, так и "спроецированных" из офф-лайнового мира. Несколько лет назад исследованием сетевой культуры и, в частности, сетевых суеверий занималась известный интернет-публицист Линор Горалик. Тогда она выделила три основные категории, и данная классификация считается классической до сих пор. Это категории "сеть->сеть", "сеть->реал" и "реал->сеть". В названиях категорий первое слово представляет собой среду принадлежности объекта верования, а второе - среду влияния. Так, например, в категорию "сеть->реал" (наиболее многочисленную из трех) входят утверждения о том, как события, происходящие с человеком в Сети, могут повлиять на его жизнь в реале. Например, когда-то встреча с монахом или попом была несчастливой приметой. Сегодня встречается вера в то, что наткнуться по баннерной ссылке на религиозный сайт - к несчастью, и надо обязательно вернуться на исходную страницу, чтобы данного несчастья избежать. Чтобы быть объективным, замечу, что суеверия в Интернете пока не сильно распространены - не более половины сетян вообще с ними сталкивалось. Поэтому приведу те, которые мне удалось собрать из различных источников или с которыми сталкивался сам. Итак: Если во время работы часто попадаются сломанные линки, то работу лучше прекратить, потому что ее плоды пойдут работающему во вред. Если утром спалить (переварить и т.п.) завтрак - к падению mail-server'а. Если случайно назвать человека именем сетевого знакомого, то последний три дня не появится в Сети. Если послать по ошибке электронную почту не тому адресату, то правильный (запланированный) адресат также не появится в Сети три дня. Если пролил кофе на клавиатуру, нужно три раза нажать Esc. Если нажал по ошибке не на ту ссылку - первый, с кем ты после этого познакомишься в Сети, будет виртуал. Если в конце каждой страницы сайта ставить три точки, то к сайту будут благосклонны веб-обзоры и вообще все, кто его посетит. Другое суеверие такого же типа: если в начале каждого сообщения ставить значок "+", то твои слова всегда будут верно поняты. Если сохранить у себя в домашней директории копию какого-нибудь FAQ, то сайт нельзя будет подвергнуть сглазу, от которого прекратится трафик. Если не поднимается hotmail.com - это к потере памяти (индивидуальной, не компьютерной). Идти по неработающей ссылке - к разлуке, к потере. К потере денег. Ссылка неправильная (ведущая не туда) - к ненужной поездке со многими тратами. Веб-мастер - к приезду начальства или старшего родственника. С веб-мастером говорить - к скандалу в семье. Веб-мастера ругать - к смерти... Единственным представителем нечистой силы, обнаруженным пока в Сети, является "хомовой". Рассерженный хомовой портит HTML, играет не те звуковые файлы при заходе посетителя, стирает из директории картинки, - словом, ведет себя совсем как классический "русский народный" домовой, недовольный своими хозяевами. Хомового можно задобрить (как и домового). Для этого рекомендуется, например, положить в главную директорию хорошенькую картинку, озаглавленную "hhh.gif". Хомовой будет целыми днями рассматривать картинку и перестанет бузить. Однако если удалить этот файл из директории, неприятности возобновятся. Пока писалась эта статья, в спешном порядке подсуетились украинские друзья, приславшие свой "пантеон" компьютерных нечистиков. У наших южных соседей издавна имеют место довольно тесные отношения с разного рода нечистой силой. Об этом еще Гоголь много писал. А сейчас у них еще и Интернет развит весьма неплохо. Такое своеобразное переплетение давних национальных традиций и современных технологий и породило на свет целый ряд удивительных "существ". Итак, вот перечень компьютерных "баньши", о которых мне поведали украинские интернетчики: Байтыр. Герой сетевой мифологии. Этимология, предположительно, от байт и от батыр (богатырь, герой). Призван защищать компьютеры хороших людей от вирусов и хакеров. Баннерник. Нечистая сила, проживающая в сети. Любимое занятие - "ломать" баннеры. Заходит пользователь на сайт, а там, вместо красивых баннеров, уродливые окна пустые. А Баннерник радуется. Хотя знатоки утверждают, что бывают такие баннеры, что приходятся Баннернику по душе. Такие баннеры он сам охраняет. Бывает, вся баннерная сеть не работает, а любимый баннер Баннерника - цел и невредим, на сайте красуется. Виртуания. Она же Виртуалия. Сказочная страна, где проживают души сайтов, умерших смертью праведников. Случайно стертых, либо погибших под обломками рухнувших винчестеров. Гейма. Ведьмочка, младшая из трех сестер (Парна, Гейма и Маня). Как нечисть в лесу на болото людей тянет, так Гейма жертв своих невинных в игры затаскивает. И пока те игрой балуются, Гейма их время ворует. Думает человек - всего-то час поиграл, а уже темнеет за окном. Те, на кого Гейма свой глаз положила, стареют быстрее. Досовик. Он же Досник или Досовичок. Мифическое существо, проживает в DOS-программах, тех, что еще остались на компьютере. Безобидное по своей сути, напоминает пенатов из древнеримской мифологии, хранителей домашнего очага. Именно поэтому те, кто знает про существование досовиков, стараются сохранить на компьютере хотя бы несколько старых программ, где мог бы жить старичок-Досовичок. Емелка. Он же Емелий. Покровитель переписки по е-mail. Если кто-то ему приходится не по нраву, Емелка ворует его письма. И там хоть меняй почтовую службу, хоть не меняй, толку не будет. Маня. Ведьма, старшая из трех сестер (Парна, Гейма и Маня). Виртуальным блеском несуществующих денег заманивает случайных сетевых прохожих в самую глушь Манимейкерских лесов, тех, что на окраинах Сети произрастают. Голодные, ободранные, с блеском хищным в глазах, бродят обманутые Маней жертвы, утратив счет времени. Парна. Ведьмочка, одна из трех сестер (Парна, Гейма и Маня), подбивает пользователей ходить на неприличные ресурсы. Парна попутала - говорят обычно те, кого застукали на порносайте. Сетевик. Он же Сетевой хозяин, он же просто Сетевой, он же Нетти - вырубает коннект в самый неподходящий момент. Если какой сайт не полюбит - не жить тому в Сети. Или грузиться будет плохо, или коннекту с ним не будет. Некоторые специалисты уверяют, что Сетевика можно задобрить специальным маленьким баннерком, расположенным на сайте. Юморной характер перечисленной "нечистой силы", конечно, очевиден, хотя все это отнюдь не является выдумкой какого-то одного человека. В общем - новые технологии на службе старых предрассудков. Тем более удивительно, что до сих пор находятся пользователи Сети, которые при всей своей образованности, тем не менее, в душе верят во всю вышеперечисленную чушь. Действительно, человеческий разум - лес дремучий. Сколько лет уже копаются в нем психологи, а толку: Не могу не заметить, что появление компьютерных "нечистиков" или "духов" было, помимо прочих атрибутов информационного века, предсказано гениальным основателем жанра "киберпанк" Уильямом Гибсоном еще лет пятнадцать назад. В его романе "Граф Ноль" среди главных героев - жрецы культа Вуду и вудуистский лоа (дух) коммуникаций, обитающий во Всемирной Сети. А вот еще одно интересное явление. Пару лет назад в Рунете (да и на Западе) была довольно модна баннеромантия, то бишь гадание по баннерам. Впервые о ней заговорили в 1998 году, после исследований польского профессора Р. Злотарски, в которых он утверждал, что баннеры в системах баннерного обмена можно использовать для предсказания тех или иных событий, в частности - собственного будущего. Считается, что случайный характер показа баннеров в системах баннерного обмена позволяет получать ответы на сформулированные вопросы аналогично тому, как это происходит при гадании по "Книге Перемен" ("И-цзин"), а также в целом ряде других гаданий. В Интернете тогда появилось немало сайтов, совершенно серьезно рассматривающих и анализирующих баннеромантию. Можете попробовать проверить сами - лично я время тратить не стал. Ищите, и да поможет вам "Рамблер". Интересно, каким суевериям, непосредственно связанным с Интернетом, еще предстоит появиться? Однако, как говорится, сам факт уже свидетельствует о многом. На сегодняшний день большинство сетевых суеверий по вполне объективным причинам блуждает по просторам американской зоны Интернета. Посмотрим, что будет происходить, когда своей критической точки достигнет русскоязычная зона Сети с ее дебрями славянского менталитета. Источник: "Терабайт", http://www.comprice.ru
| ||
Copyright © "Internet Zone", http://www.izcity.com/, info@izcity.com |