IZONE- http://www.izcity.com/- бесплатный софт, вэб-сервисы, ресурсы для раскрутки, свежие номера журнала "Internet Zone".

На стыке чувств

Денис Мельник

Посредниками между человеком и ПК, как правило, являются мышь и клавиатура. Но бывают ситуации, когда обычные "клава-старушка" и "мышка-норушка" просто не в состоянии передать компьютеру требования хозяина.

Почти все современные "персоналки" оснащаются практически одинаковыми безликими клавиатурами и двухкнопочными мышами. В принципе эта парочка вполне достаточна для большинства офисных задач.

Но как быть, когда путающиеся на столе провода надоели и постоянно держат мышь, длинный документ в браузере неудобно прокручивать, проворная мышь плохо справляется с ролью кисти художника, а виртуальный болид в компьютерной игре с трудом "догадывается", что клавиатура - это руль? Наверное, нужно самому пройти через все эти тернии, чтобы в один прекрасный день пойти в магазин с твердым намерением приобрести именно то устройство ввода.

Не проводом единым

Избавиться от кипы проводов и сосредоточиться на работе помогут беспроводные клавиатуры и мыши. В настоящее время существует два метода беспроводной связи - инфракрасный и радио. Инфракрасная связь относительно недорога. Правда в классических "мышках" она не используется. В основном "инфраметод" задействуется в клавиатурах и аналогах мышей - устройствах Track-ball.

В эксплуатации ИК-устройства довольно капризны. Необходимое требование для их нормальной работы - прямая видимость приемника сигнала. Инфракрасный луч довольно узок, и для стабильной связи он должен быть направлен точно в принимающий элемент. Кроме того, могут налагаться довольно строгие ограничения на возможное расстояние связи - не более полутора-двух метров. Также возможна запоздалая реакция на нажатия клавиш - особенно при скоростном наборе текста. Все издержки обусловлены мощностью передающего диода и чувствительностью приемника, а также их скоростными характеристиками. Поэтому перед тем как покупать инфра-клавиатуру, желательно опробовать ее.

Радиотехнология применяется как в клавиатурах, так и в мышах. Эти устройства существенно дороже своих ИК-аналогов. Зато им не нужна прямая видимость приемника, радиус действия при радиосвязи существенно больше и не бывает проблем со скоростью ввода информации.

Слабым местом всех беспроводных устройств является питание. Время от времени придется менять батарейки, а уж как часто... Производители далеко не всегда указывают хотя бы примерный срок работы от элементов питания. И если в спецификации есть такая графа, то это говорит только об уважительном отношении к потребителю.

"Мммышь белая!"

Мыши заслуживают отдельного внимания. Разновидностей их существует великое множество. Кроме расцветок и чисто дизайнерско-эргономических вариаций у них есть и более существенные отличия.

В классической мыши главным элементом датчиков движения является шарик. У некоторых современных манипуляторов "шаровая" основа заменена оптической. Мышь излучает световой сигнал, а фоточувствительные элементы через определенные промежутки времени фиксируют его отражение от поверхности стола или коврика. Частотой фиксаций определяется плавность хода мыши.

Недостаток шариковых мышек - их загрязняемость и изнашиваемость (все-таки механика). Оптическая мышь почти вечная - нет вращающихся и трущихся частей. Она работает практически на всех поверхностях и коврик ей не очень нужен. Буксовать опто-электроника начнет лишь на преломляющих свет поверхностях.

Что же до клавиш, то в "начале времен" у мышей их было всего две. Потом между ними втиснулась еще одна, которой, при условии использования "родного" драйвера, можно назначать функции по собственному усмотрению. Стремительное окутывание мира Internet-паутиной послужило толчком к чудесному превращению средней кнопки мыши в колесо прокрутки. При этом оно продолжает оставаться кнопкой - его можно нажимать. С помощью колеса прокрутки гораздо удобнее "листать" длинные публикации. Круть вниз, круть вверх - и строки текста плавно следуют в направлении вращения.

Электронные мольберты

Какой бы крутой и совершенной ни была мышь, она не станет полноценной заменой кисти или карандаша в графическом редакторе. Сейчас художникам (и не только им) предлагаются различные варианты электронных планшетов со специальными "пишущими" ручками в комплекте.

Сам планшет играет роль чертежной доски, он сопряжен с рабочей областью на экране компьютера. Ручка, в зависимости от выбранной в графическом редакторе функции, может быть пером, кистью, карандашом, аэрографом или ластиком. В "обычных" условиях, вне специализированных программ, она заменяет мышь. Хотя комплект планшета кроме ручки может включать и мышь.

Наиболее современной технологией позиционирования курсора на доске является метод электромагнитного резонанса - с помощью слабых радиосигналов. Планшет отслеживает не только перемещения ручки по его поверхности, но и силу ее нажатия. Кстати, мыши из комплекта резонансных планшетов не нуждаются ни в шариках, ни в светоизлучателях. Более того, проводом к компьютеру привязывается только доска. Мышь и ручка совершенно свободны, причем им не нужны батарейки - ведь по своей сути они являются отражателями радиосигналов.

Очень удобно, когда планшет оснащен прозрачной пленкой, под которую, как под кальку, можно положить оригинал - обвести необходимые детали и получить на экране монитора интересный рисунок, а потом раскрасить его средствами графического пакета.

Электронные доски могут пригодиться не только художникам. Их можно использовать в коммерческих заведениях, например для получения образца подписи клиента и дальнейшей ее сверки с информацией в базе данных.

В будущем, возможно, получат распространение программы распознавания почерка. Но только тогда, когда их "интеллект" и скорость смогут потягаться с "человеком печатающим". В этом случае планшет станет незаменимой вещью. Пока подобные программы применяются лишь в карманных ПК, у которых нет привычной клавиатуры. Возможность сохранения рукописей в оригинале тоже не будет лишней. В мобильном компьютере ThinkPad TransNote от IBM есть планшет для бумаг ThinkScribe - пользователь делает свои записи на листах, лежащих на нем, а машина тем временем старательно преобразует их в векторную форму и записывает в память.

Пожалуй, наиболее интересным классом электронных мольбертов являются интерактивные дисплеи. Это одновременно и ЖК-монитор, и планшет. Рисовать можно прямо по экрану - поверхность очень прочная и не боится царапин (в разумных пределах, конечно же). Можно пальцем нажимать на кнопки, изображенные на экране,- дисплей чувствует любые касания.

Родоначальниками интерактивных ЖК-дисплеев были сенсорные полупрозрачные панели, которые крепились на обычные мониторы, как фильтры от излучений. Теперь же панель и экран слиты в единое целое, а разрешающая способность сенсора позволяет выводить на дисплее тончайшие линии.

По стоимости интерактивные мониторы - самые дорогие из всех электронных планшетов. Правда, внутри классов цена напрямую связана с форматом рабочей области - чем она больше, тем дороже. Настоящему художнику нужен большой "холст", а любителю хватит и "тетрадного листа". Причем, часто высокая цена большого планшета оправдывается не только затратами на его изготовление, но и профессиональным профилем.

На старт или на взлет?

Нарисовавшись вдоволь, хорошо бы и отдохнуть, поиграть во что-нибудь интересное. Если любимая игра - стратегия или коридорная аркада, то лучшим инструментом управления послужат привычные мышь и клавиатура. Ну а если хочется поездить или полетать в симуляторе, то тут уж лучше пользоваться рулем или штурвалом - джойстиком.

Рули и джойстики делятся на два вида - с обратной связью и без нее. Обратная связь позволяет частично почувствовать ощущения гонщика или летчика. При гонке на высокой скорости в спортивной машине малейшая неровность дороги отбивается солидными вибрациями руля и кресла. А при входе в штопор на самолете штурвал почти невозможно удержать в нужном положении. Кресло под пользователем, конечно же, не будет ходить ходуном, но игровой руль или джойстик вполне могут испытать руки на прочность.

В манипуляторы с обратной связью встроены специальные механизмы, которые воспроизводят тяготы реальных условий. Реалистичность дрожаний руля зависит не только от уровня исполнения "двигателя" обратной связи, но и от конкретной игры тоже. Обычно симуляторы позволяют регулировать уровень отдачи, и если руки не отличаются твердостью, то "биения" можно ослабить - реальные гонщики и летчики могут только завидовать игрокам.

Как для рулей, так и для джойстиков всех видов одинаково важным параметром является точность центровки. Нередки случаи, когда ручка штурвала не удерживается в нейтральном положении и пытается уйти в "своем" направлении. Рули же могут иметь склонность "зависать" в наклонном положении. В идеале, рукоятка или рулевое колесо должны автоматически возвращаться в "нейтраль", как только их отпустили, причем как можно точнее. Обычно качественные игровые манипуляторы очень легко калибруются. Их подготовка к работе не отнимет много времени и нервов.

Немалую роль в функциональности джойстика или руля играет прочность крепления к столу. Цепкости липучек может не хватить, да и стол не всегда идеально гладкий. Крепежные струбцины в комплекте руля - обязательны, а в составе джойстика - желательны.

Кстати, практически все рули комплектуются педалями. Платформа с педалями должна крепко "держаться" за пол и полностью вмещать стопы "гонщика". Вариант, когда пятки на полу, а носки давят на педаль, быстро надоест, потому что почти наверняка платформа будет "уезжать" из-под ног. Сами педали должны быть достаточно упругими и плавно реагировать на наклоны стопы. В противном случае виртуальный автомобиль будет постоянно дергаться от резких перегазовок и торможений - виртуальных денег на ремонт железного коня просто не хватит.

Устройства с обратной связью заметно дороже обычных игровых манипуляторов. Правда, практически одинаковые по параметрам рули или штурвалы тоже могут существенно отличаться в цене. Почувствовать разницу между моделями можно, только ощутив их в руках. Не пробуя, лучше не покупать. Вполне возможно, что самый "крутой" и дорогой джойстик не понадобится.

Услышь меня

Наигравшись вдоволь, пора возвращаться к работе. Вот только дрожь в руках после крутых пике никак не проходит. Невольно начинаешь задумываться о том, как хорошо было бы, понимай компьютер человеческую речь. Ничего набирать на клавиатуре не нужно, слово сказал, а ПК его тут же преобразовал в текстовый формат.

Технологии распознавания речи находятся пока на начальных стадиях развития. В большинстве случаев программы или устройства, распознающие слова, нужно настраивать под хозяина. Этим нюансом обусловлена необходимость самостоятельного создания словаря для устного набора текстов, что весьма утомительно.

В настоящее время голосовые технологии широко применяются в основном для управления устройствами. Современные мобильные телефоны имеют голосовую память для заданных номеров. А некоторые программы для ПК интегрируются в операционную систему и могут выполнять определенные функции по заранее заданным голосовым командам. Подобные голосовые пакеты иногда поставляются в Reatil-наборах звуковых карт, в которые входит микрофон или гарнитура.

Пока качественный набор текста под диктовку - это мечта, но она вот-вот сбудется. Ждать осталось недолго.

Источник: http://www.chip.com.ua/articles/

 


Copyright © "Internet Zone", http://www.izcity.com/, info@izcity.com