У нас всегда: бесплатный софт, вэб-сервисы, ресурсы по раскрутке и дизайну, заработок и спонсоры, техническая документация, свежие номера журнала "Internet Zone"- все это на http://www.izone.com.ua/ 

Обзор колонок для ПК

Если лет пять назад большинству пользователей казалось чудом, что из РС вообще играет музыка, то сейчас настало время удивиться качеству ее воспроизведения. Надеюсь, и у нас, и у читателей в ближайшее время появится достаточно таких возможностей. С этой целью мы периодически забрасываем невод в мутные воды формирующегося украинского рынка и с большим или меньшим удовольствием прослушиваем очередной компьютерно-звуковой прибор. На этот раз наши сети притащили колонки. Целых пять моделей, имеющих основания претендовать на звание Самых-что-ни-на-есть-Мультимедийных.


Пару слов о том, каким образом мы их испытывали. Поскольку на этот раз речь пойдет о приборах, предназначенных в основном для геймерского применения, а также для относительно тихого прослушивания музыки в офисных, командировочных, и прочих антисанитарных условиях, тест проводился очень субъективный. Без всяких там измерений и калиброванных испытательных сигналов.

Вначале из колонок проистекал рок - PJ Harvey, Sonic Youth, Stranglers. Потом электроника - Orbital, Tricky, Future Sounds of London. Джаз-банды и струнные квартеты лично я в антисанитарных условиях слушаю редко - при желании можете экспериментировать сами. Наслушавшись музыки, я сел играть в StarCraft. Каждые 10-15 минут я подключал в звуковую карту следующую пару. Пока Зерги под моим чутким руководством добивали Протосов, я успел отследить еще кое-какие нюансы по поводу разных колонок.

Колонки включались в Aztech PCI-368, по результатам прошлогоднего теста получившую звание простого и правильного геймерского прибора. И даже (о варварство!) в расположенный на СD-ROM выход для наушников. Из других источников сигнала применялся кассетный плеер, очень древний, но в металлическом корпусе и с Dolby B - и менее древний, но столь же честный "карманный" СD-плеер.

Для самых начинающих: почти всякий прибор, где имеется аудиовыход (желательно под разъем "миниджек", это такой совсем маленький "папа" диаметром 3,5 мм), может раскачивать активные мультимедийные колонки до достаточной громкости. Для начала уведите регулятор уровня (крутилка volume) до упора влево, и постепенно добавляйте. Иначе они сразу заорут очень сильно! А при слишком сильном входном сигнале даже сгореть могут - редкость, но вероятность.

Teac PM80/2
Самые дешевые из испытуемых колонок. Широкополосные, с прямоугольным, чуть суженым к задней стенке корпусом. Обладают относительно нормальным звучанием, как для своей смешной цены - так просто отличным. Впрочем, у Teac есть и другие модели колонок, в этот раз из наших сетей выскользнувшие. Указанным на коробке характеристикам Teac PM80/2 по меньшей мере соответствуют.
Особенность - фазоинвертор (акустический канал усиления "басов" в колонках) расположен сзади, поэтому низкие частоты передаются достаточно странно. Но все-таки передаются. Кому-то может показаться недостатком отсутствие регулировки тембра. А кому-то другому (например, мне) - меньше мороки с кручением ручек:).

Уголок маньяка

Кстати, для этой модели 80 Вт мощности PMPO соответствуют всего 2 Вт мощности по американскому стандарту RMS. Имеющий Уши напоминает: ватты тоже бывают разными. Но "честных" 2-х в небольшом помещении хватает не хуже, чем дутых восьмидесяти:). Ведь есть еще такая характеристика, как стандартное звуковое давление. А для настоящих Маньяков ниже есть Еще Уголок.


Primax Mediastorm 90 watt.
Звучат погромче PM80/2, но на большой громкости выдают больше искажений (мы договорились, что этот тест очень субъективный). Традиционный почти прямоугольный корпус с фазоинвертором и ВЧ динамиком. Особенность - тембр регулируется одной "крутилкой" - больше "верха" или больше "низа". Не все же удобства сразу!
Как и в случае с Teac, Primax выпускает множество моделей мультимедийных колонок, среди которых попадаются экземпляры получше, но, как правило, подороже. Mediastorm 90 - еще одна очень простая модель с приличным для своей цены звуком.

Shock Super 360
Колонки подороже и чуть погромче. Корпус - почти цилиндр, слегка суженный кверху. Вообще, Shock Super очень радуют дизайнерским решением - больше, чем акустическим:). Впрочем, последнее тоже вполне приемлемо.
Единственная слегка раздражающая деталь - темброблок, на котором с трудом удалось найти положение регуляторов, приблизительно соответствующее линейной характеристике. Да и по поводу "частотки", которая якобы начинается с 20 Гц, разработчики явно пошутили. То есть, если Вам нравится звук с сильно подчеркнутыми высокими частотами, у Вас есть все основания считать, что Super 360 сделан по Вашему спецзаказу.

Aiwa SC-C47
Самая надежная упаковка. Отдельный от колонок блок питания (в остальных моделях - встроенный): с одной стороны, чуть больше кабелей и мороки с подключением, с другой - меньше фона от электрической сети.
По паспорту - маловато низких частот. По звуку - тоже. Зато разработчики честно в этом признались (как-никак, Aiwa - один из признанных в мире лидеров портативной звуковой аппаратуры, почему бы им не признаться?). И в самом деле, добиться от колонок с таким мелким объемом корпуса правильной передачи низких частот начиная со 100 Гц - уже хорошо. Нажатие на кнопку bass boost отчасти спасает положение с низкими частотами. Опция, отсутствующая у остальных "просто колонок" - работа от 6 батареек размера АА. Отличный вариант для переносной системы, с очень правильным для своих мелких размеров звучанием.

Dynamic Sound SX-320
Самые большие и громкие из испытывавшихся в этот раз колонок. Двухполосные, с фазоинвертором, и правильным традиционным ВЧ/НЧ регулятором тембра. Самая убедительная передача низких частот. По сравнению с Aiwa, Dynamic Sound SX-320 работают в более широком диапазоне и звучат чуть более живо, откуда возникают, я бы сказал, "шероховатости", происходящие от не совсем линейной частотки.
Если Вас мало интересуют размеры, то SX-320 окажутся вполне уместными на Вашем рабочем столе. Вам нужно что-нибудь посерьезнее? Это уже другая ценовая категория, и размеры там будут еще больше.

Еще уголок маньяка
Стандартное звуковое давление - это уровень давления звука на расстоянии одного метра от динамика при подведении одного ватта электрической мощности. Многие мультимедийные колонки по этому параметру в 4-6-8 раз превосходят средние модели стационарных. В самых маленьких динамиках разработчики жертвуют низкими частотами, чтобы добиться повышенной громкости. И часто находят разумный компромисс.
Правильная передача низких частот определяется в основном характером собственного резонанса динамика. Звук колонок очень сильно зависит и от формы корпуса, которая, вместе с динамиком, определяет набор резонансных частот. Чем ровнее распределяются по диапазону частот вносимые корпусом "призвуки", и чем ниже находится самая низкая частота резонанса, тем приятнее проистекающий из колонок звук. С одной стороны, "правильный" корпус должен быть большим, жестким и тяжелым; с другой - желательно, чтобы мультимедийные колонки поменьше весили и занимали поменьше места…
Из "простых" геометрических форм лучше всего себя ведут корпуса в виде параллелограмма и трапеции (задняя стенка чуть меньше передней); хуже - куб и стоящий на торце цилиндр; совсем плохо -шар, лежащий на ребре цилиндр и более странные геометрические фигуры.
Говоря проще, динамик в корпусе, похожем на показанный в рис. 1, имеет реальный шанс хорошо звучать, а в корпусе экспериментальной "изящной формы" (рис. 2), такой шанс у динамика вовсе отсутствует.


Сводная таблица параметров.
Модель Частотная характеристика, Гц...Гц Мощность PMPO/RMS, Ватт Встроенный усилитель ВЧ динамик/ФИ Решуляторы тембра и гром кости Общая оценка *****
Teac PM80/2 60...20000 80/1.8 да -/+ Гр ***
Просто колонки 100...18000 100/2 да -/+ Гр ***
Shock Super 360 20...20000 360/... да -/+ ВЧ/НЧ/Гр ***
Aiwa SC-C47 100...20000 .../3 да -/+ Гр/ bass boost *****
Primax Mediastorm 90 watt 80...18000 90/8 да +/+ частотный баланс/Гр ***
Dynamic Sound SX-320 60...20000 120/... да +/+ ВЧ/НЧ/Гр ***

Примечание: проставленное количество Ушей говорит об относительном качестве звучания при сравнении приборов между собой. Если Вы часто слушаете правильную Hi-Fi систему стоимостью $1200 и более (автор лично слышал плохие стереосистемы, которые обошлись владельцу еще дороже) - отнимите одно Ухо. Если сами каждый день играете на скрипке - отнимите два. А если привыкли к радиоточке c порванным динамиком, два Уха добавьте.

Общий вывод Имеющего Уши.

Испытание музыкой.
Положительную оценку получили все приборы, при включении которых на средней громкости при сохранении стереопанорамы можно было разобрать звучание всех инструментов. На малой громкости (уровень до 60-70 дБ) Вы, скорее всего, будете воспринимать такой звук как достаточно комфортный. Уж во всяком случае, на уровне средних размеров переносного магнитофона или автомобильного приемника. Колонки, которые вели себя совсем плохо, из теста были исключены за надругательство над музыкальным материалом. А получившие *** - успешно "проверены электроникой". В эту категорию вошли Teac PM80/2, Shock Super 360, и Primax Mediastorm 90.

Более высокую оценку получили Aiwa SC-C47 и Dynamic Sound SX-320- в которых те же самые инструменты звучали относительно правильно, с более низким уровнем искажений, и потому я их слушал чуть дольше и чуть громче, чем колонки из первой категории. Качество - на уровне портативного музыкального центра или переносной магнитолы со съемными динамиками. Став обладателем такого прибора, Вы даже можете при случае устроить в оффисе пляски. Только скромные и без фанатизма:).

Испытание Старкрафтом.
Звуковая дорожка к StarCraft хорошо звучала на всех прошедших испытания приборах, но Aiwa и Dynamic Sound здесь тоже оказались чуть более правильными. Убедительнее звучат спецэффекты, особенно взрывы. Dynamic Sound стоят дороже и больше размером, поэтому они получили ****.

Испытание емкостью кошелька.
Рекомендую читателям провести его самостоятельно. Решайте сами, насколько Вас интересует повышенное качество звука, и сколько своих трудочасов или трудодней Вы готовы отдать за обладание парой маленьких симпатичных приборов, которые наверняка окажутся полезными в компьютерном или портативно-музыкальном хозяйстве.

Для любителей серьезного анализа проблемы. Пару слов об общих тенденциях мультимедийного колонкостроения на пороге нового тысячелетия (надеюсь, слово "тысячелетие" у Вас еще не вызывает аллергию или желание открыть беспощадный огонь?). Все прошедшие испытания приборы были активными, т.е. имели встроенный усилитель. Все они имели фазоинвертор (или хотя бы его слабое подобие). От закрытого корпуса отказались напрочь. В отношении регуляторов тембра разработчики не были столь единодушны: от кнопки "поднятия басов" до традиционного регулятора "верха" и "низа".
Наличие в колонке высокочастотного динамика не принципиально. Если он все-таки есть, нужно еще правильно отфильтровать "верх" от "середины", чтобы в каждый динамик попадала только его "родная" часть сигнала. Лучше пусть прибор правильно воспроизводит слегка ограниченный диапазон частот, чем с большими искажениями - якобы широкий. А если Вам хочется настоящего "низа", добавьте в акустическую систему Subwoofer (читается "сабвуфер") - отдельный динамик, работающий в этом диапазоне. О звуковых системах с сабвуфером речь пойдет в следующей части.

Автор: Виктор  Пушкар
Источник: www.mycomp.com.ua


Copyright © 1999-2000гг. "Internet Zone" & Nik Romanov. nikspase@mail.ru, nikspase@hotmail.ru,  http://www.izone.com.ua/
Копирование и использование данных материалов разрешается только в случае указания на журнал "Internet Zone" как на источник получения информации, при этом во всех ссылках обязательно явное указание адреса вэб-сайта http://www.izone.com.ua/.