| ||
Будущее компьютера или обзор моих виртуальных сновВ этом мире лишь наша вера становится правдой. Анастасия Все, хватит сидеть за компьютером. Так, это письмо подождет, это вообще лучше удалить: "аська" разрывается от приходящих сообщений кашляющим стоном. Нет, пора укладываться, иначе с утра я просто не встану. А выходные хочется провести с толком: Родная подушка, уютный диван: обниму своего розового слоненка... Как тихо-то в квартире. Что-то не похоже на субботу. Родители, что ли, куда-то бесшумно испарились? Даже сосед не терзает дрель, как всегда: ну да и ладно, тем лучше для меня. Дверь в прихожей открыта. Странно как-то вообще-то. Выхожу в коридор: захожу в соседнюю квартиру: у них тоже дверь открыта. Случилось что-то? Комната: шторы на окнах опущены, темно, только от экрана компьютера струится голубоватый свет. Сосед сидит, погрузившись в бесконечность текста на мониторе. Подхожу ближе, заглядываю в лицо: а на этом лице нет глаз: только два больших круглых зеркальца - расплавленное серебро и ртуть, в которых отражается текст с экрана. Клавиатура плавно перетекает в пальцы, проводки исчезают во чреве компьютера. Он меня не слышит: и бесполезно пытаться разрубить провода - человек и машина стали единым целым. Разум победил материю? Электронный вой заполняет голову: Мира больше нет? Только компьютерные придатки с мерцающими глазами и червяками из головы, которые соединяются с машиной: Если бы сердце и правда уходило в пятки, я бы его растоптала... Бррррр: ну и сны мне снятся иногда. Действительно, мама права - я слишком много времени провожу за компьютером. А кто знает - может быть, во мне открылся дар ясновидца и провидца? Не буду об этом думать, лучше - стакан кефира и семь ложек сахара - испытанное средство от ночных кошмаров. И подумать о хорошем. Возможно, Интернет станет как телефон или телевизор... или плеер. Самой обыденной вещью для большинства людей. Цены на него будут падать (представляю довольные улыбки читателей), интернетизация - расти. Это ведь очень удобно - обмениваться любой информацией, причем быстро. А далее можно прогнозировать развитие электронного бизнеса: компании уйдут в Интернет, создавая там свое сетевое будущее... Чтобы не терять зря времени, все проблемы и вопросы будут решаться в виртуальных конференциях... Видимо, каждый из нас рождается с каким-то маленьким механизмом в голове. Механизмом, который не сумел обнаружить ни один ученый, и назвать который можно было бы примерно так: "Угадыватель будущего". Нет, я не говорю о том будущем, которое все равно станет известным на протяжении нашей жизни, - конечно, это тоже очень важно: но куда интереснее узнать - что же будет, к примеру, через несколько сотен лет. Возможно тогда, когда нас уже не будет. В отдаленном будущем. Понятно, что такую информацию практически невозможно использовать. Но ведь хочется просто все знать! И до сих пор процветают гадалки, предсказатели, маги всех сортов и размеров. Тот же многострадальный Нострадамус (даже буквосочетание похоже), которого сейчас переводят все кому не лень, трактуя каждую написанную им букву по-новому. Многие люди считают, что развитие виртуального мира приводит к появлению на свет оторванного от жизни и от мира поколения. Чаще всего, конечно, так утверждают те, кто сам остается в позиции наблюдателя, лишь созерцая изменения в жизни "жителей Сети". Разнообразные "общалки", чаты настолько поглощают нашу жизнь, что понемногу наше "я тут ненадолго" превращается в надолго, если не в "навсегда". Вместо того чтобы собраться вместе, погулять по весенним улицам, сходить в кино или на дискотеку, тысячи людей сидят сгорбившись за клавиатурой перед голубоватым монитором и, поминутно ругая плохие телефонные линии, ищут романтики на бескрайних просторах Сети. Интернет ежесекундно поглощает и хранит все нарастающие объемы информации. Сеть превратилась в постоянно расширяющуюся Вселенную. Но при этом она становится не столько хранилищем идеального объективного знания, сколько хранилищем мнений, неопределенностей, чужих желаний. Если вспомнить известную фразу о том, что жизнь - есть театр, то жизнь в Интернете можно назвать театром без режиссера. В отличие от театра реального, где зритель не становится актером, каждый участник виртуальной коммуникации может одновременно пребывать во множестве ролей и выступать от их лица в общении. Своеобразная игра в жизнь. Можно заглянуть в компанию психиатров, которые с радостью и восторгом заносят очередное заболевание в толстый том диагнозов, угрожающих их клиентам. Имя этого заболевания - патологическая одержимость Сетью. Это "психическое расстройство" еще не описано в учебниках, его не изучают в медицинских университетах. Критерии, выделяемые специалистами в данном вопросе, очень напоминают те, что используются при диагностике таких заболеваний или пристрастий, как алкоголизм, наркомания: На одной чаше весов лежит целая Вселенная, в которую каждый день уходит множество людей с самыми разными целями и желаниями, на другой - всего лишь пагубное пристрастие, от которого точно так же можно лечить. В каком из вариантов заключается наше будущее? Интернет - пространство, населенное людьми, его невозможно представить в отрыве от людей. Если в реальном мире человек только часть огромного мира, то в виртуальности нет ничего кроме людей. Если люди исчезнут с поверхности Земли - планета содрогнется, но выживет. Потому что останутся звери, птицы: А виртуальный мир погибнет без нашего участия, превратившись в мертвую пустыню. К Сети нельзя применить высказывание, царящее в реальном мире, "В одну реку нельзя войти дважды". Пока ты входишь сюда - вода вокруг тебя изменяется уже сама по себе. С каждым днем становится все больше и больше ресурсов, ориентированных исключительно на общение. В силу изначальной анонимности и невидимости человек творит себе виртуальное текстовое тело сообразно своим желаниям и возможностям. Виртуальный мир чата настолько же реален, насколько реален и мир по другую сторону монитора. Мы просто шагаем, как Алиса в свое Зазеркалье. В нашем настоящем мы еще видим разницу между одним миром и другим. "Мир, вывернутый наизнанку", игра образов - это наша Сеть. Как бы ни стремился человек в Интернете быть самим собой, он всегда не тождественен себе реальному. Ваш виртуальный двойник не похож на вас хотя бы потому, что он действует, живет в мире, принципиально отличном от реального. Отношения реального человека и его виртуального воплощения больше напоминают отношения между Творцом и Творением. Своеобразные Пигмалион и Галатея. Творение порой обретает известную самостоятельность. Сеть позволяет каждому быть раскрепощенным, независимым (ну, только, разве что, от провайдера) и... сильным. Значимым. Тянутся люди к компьютерам в надежде уловить иллюзорное свое счастье. Возможность в любой момент прервать связь и навсегда исчезнуть в не имеющей границ Сети позволяет себя вести несколько иначе, чем в реальности. Это позволяет людям в виртуале быть более откровенными, открытыми, чем в реальности. Виртуальное общение дарит человеку подлинные эмоции, чувства и переживания. Жизнь человека становится эмоционально насыщеннее, участниками виртуальных коммуникаций приобретается жизненный опыт. Причем этот опыт усваивается в концентрированном виде, приобретение подобного опыта в реальной жизни сопряжено с большими, нежели в виртуальности, сложностями. Многие участники виртуальных коммуникаций отмечают, что опыт, приобретенный в Сети, в частности, опыт общения с противоположным полом, оказался им очень по-лезным в реальной жизни. Для значительной части людей (особенно для людей с физическими недостатками и т.п.) виртуальные отношения являются возможностью действовать на равных с другими, иметь больший круг друзей. Благодаря новому виртуальному миру, мы немножко раньше взрослеем и делаем меньше ошибок, прислушиваясь к чужому опыту. Но существует и оборотная сторона преимуществ виртуальности. В виртуальности наладить близкие отношения с человеком легче, чем в реальности. И эта легкость делает виртуальность притягательней реальности - дружба и любовь в виртуальности требуют от человека несравненно меньших моральных и материальных затрат и ответственности, чем в реальной жизни. Многие идут по пути наименьшего сопротивления и практически ограничиваются виртуалом. Своеобразное бегство от реальности. Но ведь при личной встрече придется иметь дело не с душой, а с ее носителем. А мысли и чувства - хотя и важная, но только одна из человеческих составляющих. Порой, невозможно отделаться от ощущения, что в Сети вы общаетесь с одним человеком, а в реальности - с другим. Так удобно общаться с людьми, не прилагая практически никаких усилий к тому, чтобы привлекать их внимание. Кто знает, может быть лень способна привести нас к обществу, которое будет отказываться от реальности в пользу собственного мнимого спокойствия? Совсем недавно мы снова отпраздновали День космонавтики - 12 апреля. Когда-то мы так стремились в космос, каждый мальчик мечтал о том, что когда-нибудь станет космонавтом. Это все в прошлом. Сколько всего было нам обещано учеными и писателями-фантастами: и заселение Марса, и туристические поездки по Вселенной, новые контакты, пришельцы. Беспощадный огонь реальности растворил все эти мечты. И мы вернулись на землю, творить и сочинять что-то новое. Нам ведь так нужен новый мир. Когда-то это был рай: с развитием техники рай сменился космосом, новыми планетами и просторами: а когда стало понятно, что мы еще долго останемся на Земле - родилась виртуальность. То, что мы видим на наших мониторах, - это еще не новый мир, это его основы, что-то вроде мультфильма (порой даже трехмерного), который нравится многим, но никто никогда не перепутает его с реальной жизнью. Когда мы говорим о виртуальной реальности, обычно подразумевается "классическое определение" - не общение в чатах, "аське", через текст, а искусственная реальность, способная практически полностью вытеснить из сознания человека нашу общую материальную реальность. Для того чтобы стать по-настоящему реальной, виртуальность должна быть полностью трехмерной; все подключенные к ней люди должны иметь возможность видеть друг друга и взаимодействовать друг с другом в реальном времени через графические образы; она должна быть мультимедийной, чтобы воздействовать на все органы чувств. Понятие электронной виртуальности возникло в 1965 году, когда отец компьютерной графики Айван Сазерлэнд предрек создание "непревзойденного дисплея". Этот дисплей, по замыслу Сазерлэнда, должен обеспечить пользователю ощущение полноценного пространства, ничем не отличающегося от реального. Такое пространство Сазерлэнд и назвал "виртуальным миром". В 1968 году он создал шлем с двумя мини-дисплеями, которые создавали в восприятии человека стереоскопическое изображение. Это было первым приспособлением для погружения человека в виртуальный мир. Компьютер пересчитывал графику для каждого дисплея, и таким образом у человека, зрительно изучающего виртуальный мир, создавалась иллюзия его относительной статичности. В 1989 году компания VPL (Virtual Programming Language) выпустила продукт под названием RB2 (Reality Built for Two) - "Реальность, созданная для двоих". Теперь уже два шлема, соединенные проводами, разделяли одну реальность, один мир на двоих людей. Неуклюжие внешне виртуальные образы уже достаточно хорошо передавали движения своих хозяев. На сегодняшний день в стадии разработки находится Интернет-2 - новая Сеть, обладающая несравненно большими мощностями, чем раньше. Одна из основных целей Интернет-2 - повысить пропускную способность каналов связи и скорость передачи данных через Cеть, с тем чтобы обеспечить возможность использования в Интернете революционных технологий. Так что нетрудно представить следующую стадию развития виртуальной реальности, уже давно описанную и предсказанную режиссерами и писателями: пользователи Интернет-2 будут не заходить в сеть, а погружаться в единую трехмерную виртуальную реальность сети. Широкое распространение единой виртуальной реальности может привести к стиранию различий между "субъективным" и "объективным", между материей и сознанием. Но виртуальная реальность, даже в той несовершенной форме, в которой она сейчас существует, крайне притягательна для людей. Один из героев С. Лукьяненко в "Лабиринте отражений" говорит: "Мы нырнули в этот мир, не разобравшись с тем, что осталось за спиной. Не умея жить в одном мире - породили другой. И не знаем, куда идти. К чему стремиться". Мы просто живем, вот и все. И почти не задумываемся над тем, что с нами происходит. Нет, уж. Я не сяду сегодня за компьютер, как бы мне того ни хотелось. Я лучше высплюсь как следует, чтобы с утра отправиться за город с друзьями - с настоящими друзьями, а не моими виртуальными отражениями. И кто знает, может быть, мы изменим будущее к лучшему? Источник: "Компьютер Price", http://www.comprice.ru
| ||
Copyright © "Internet Zone", http://www.izcity.com/, info@izcity.com |