Рекомендуем!
Если Вы видите здесь эту рекламу, значит увидят и Вашу рекламу...

Электронные магазины: от сельпо до супермаркета

Андрей Ивашов

Растущая электронная коммерция ведет за собой увеличение количества интернет-магазинов. Электронный магазин - это интернет-приложение, которое, как минимум, имеет виртуальную потребительскую корзину, системы учета заказов и приема платежей, а также какую-либо систему управления информацией.

Как правило, интернет-магазины представляют собой весьма сложные программные комплексы, и их создание стоит дорого. Тем не менее, спрос на них растет, поскольку виртуальные магазины являются достаточно удобным средством электронной коммерции, как для продавцов, так и для покупателей: могут увеличить территорию торговли, обеспечить круглосуточный прием заказов, систематизировать компьютерный учет, снизить затраты на персонал, улучшить имидж фирмы и т.д.

Получив заказ, web-разработчик оказывается перед выбором: можно писать магазин что называется "с нуля", а можно переделать под задачи заказчика уже имеющиеся платные или бесплатные комплекты скриптов. Вопрос: что легче - переделывать чужое или заново писать свое, каждый решает по-своему, исходя из конкретной задачи. Рассмотрим случай, когда начинающий web-программист, поставленный в сжатые временные рамки и не желающий "изобретать велосипед", или web-дизайнер, не имеющий поблизости программиста, решили использовать бесплатные скрипты. Какие проблемы могут встать перед ними?

Сейчас в интернете можно найти довольно большое количество бесплатных скриптов для электронной коммерции , однако выбрать из них подходящие для конкретной задачи не так-то просто. Поэтому данная статья имеет своей целью сделать обзор некоторых бесплатных интернет-магазинов и кратко проанализировать их сильные и слабые стороны.

При выборе магазинов я руководствовался следующими критериями: их полная или относительная функциональность, бесплатность, возможность доработки и тестирования на платформе Win32. В качестве языка я выбрал PHP, поскольку связка "сервер Apache, PHP и база данных MySQL" является сейчас в Интернете одной из самых популярных и может быть реализована на разных платформах, включая Windows. (Кстати, для тестирования использовался компьютер со следующими характеристиками: Celeron 400, 256 mb RAM, Windows2000 Professional).

Исходя из того, что эта статья предназначена для начинающих, я посчитал важным сравнить такие характеристики, как наличие русификации, системы администрирования,, существования дополнительного программного обеспечения (различных модулей, хаков и т.д.), а также форума поддержки, где разработчик мог бы получить необходимую консультацию.

В результате, после тестирования около трех десятков различных магазинов, я отобрал следующие.

Начнем с российских программ. Как водится, наши программисты в значительно большей степени, чем их западные коллеги озабочены добыванием средств к существованию. Вероятно поэтому скрипты для наших интернет-магазинов, как правило, только платные. Исключение, пожалуй, составляет лишь компания "Атанор", которая предлагает пользователям почти полнофункциональные бесплатные версии интернет-магазинов.

Stock Publisher имеет максимально упрощенные администрирование и интерфейс, рассчитанные на "чайника". Никакие вычисления внутри покупательской корзины программа не производит. Дальнейшее общение с покупателем предполагается через телефонный звонок. Все предельно просто. Однако, со свое основной задачей - отобразить состояние прайс-листа в Интернете и дать возможность покупателю заказать товар напрямую с сайта программа справиться сможет. Профессиональная, и уже не бесплатная, версия магазина имеет дополнительные опции и модули.

    Основные особенности:
  • наличие различных групп товаров;
  • просмотр основных характеристик товара: название, описание, цена, наличие на складе;
  • выбор товара и заполнение корзины покупателя;
  • оформление счета-заказа на покупку;
  • уведомление о факте оформления заказа ответственного лица магазина по электронной почте.

«Сириус»v.2.2, также является детищем "Атанора". Она уже посложнее своей предшественницы. В корзине производится расчет стоимости товаров, значительно расширен интерфейс управления. Магазин состоит из модуля, обеспечивающего базовую функциональность, и набора модулей, позволяющих дополнять магазин и настраивать его согласно требованиям пользователей. Дополнительные модули и поддержка предоставляются только купившим этот продукт. Однако и в своей базовой конфигурации, магазин представляет собой мини-сайт компании, позволяя одновременно с публикацией прайс- листов выложить контактную информацию о фирме, новости и общее описание предлагаемой продукции. Заказ отправляется привычным для российского пользователя способом - по E-mail.

    Базовая версия обеспечивает:
  • распределение товаров по категориям (каталог категорий - одноуровневый);
  • просмотр информации о любом товаре (карточка товара с изображением);
  • подсчет стоимости товара/Заказ товара;
  • отправку информации о заказе на электронные адреса менеджеров фирмы пользователя;
  • публикацию новостей и контактной информации;
  • администрирование (создание и поддержка работы базы данных);
  • эффективную публикацию до 50-ти категорий товаров.

Замеченные недостатки.
Глюки с установкой пароля администратора, а при закачке новых прайс-листов вся старая информация в базе данных стирается.

Переходим к зарубежным магазинам.

Web Shop Manager v. 1.1 - онлайновый магазин с централизованной, неплохо сделанной системой администрирования. На этом хвалебные слова в его адрес заканчиваются. Его инсталляция сопровождалась целым рядом глюков и, как показывают сообщения в небольшом форуме поддержки, не только у меня одного. Может быть, в Linux, для которого этот магазин "заточен", процесс пойдет более успешно.

    Характеристики:
  • сгруппированные по категориям товары с множественными вариантами;
  • поиск по базе данных;
  • указание наличия товара на складе;
  • несколько валют;
  • возможность указания вариантов доставки;
  • регистрация покупателей;
  • администрирование магазина.

MyCart v.2.0 - пожалуй, первый из бесплатных комплектов скриптов для магазина. Поговорка "старый конь борозды не испортит" - про него. Скрипты просты, хорошо отлажены и быстры. Первоначально магазин разрабатывался как средство решения проблем со скоростью perl/CGI-магазинов. Разработчики намеренно не сделали никакого дизайна для быстрой и легкой модификации интерфейса.

Эти модификации не заставили себя ждать. Одна из них получила свое воплощение в Shopping Cart Website , объединяющем в себе черты покупательской корзины и системы управления контентом. В этом главная отличительная черта этого проекта и его достоинства. С помощью онлайнового переводчика содержание сайта может быть автоматически переведено на 9 языков. Магазин адаптирован к платежной системе PayPal, и его дизайн можно легко изменять прямо в онлайне наборами изготовленных вами шаблонов. Весь код php, тексты, html, javascript и т.д. хранятся в базе данных, поэтому магазин работает весьма быстро.

    Некоторые характеристики:
  • темы, основанные на шаблонах, могут настраиваться прямо в режиме онлайн;
  • управление изображениями;
  • интегрированная навигация и создание страниц;
  • управление различными типами пользователей и возможность определять права для группы;
  • отсылка почты, листов рассылки и другие плагины;
  • онлайновый создатель тем в рамках административного модуля.

Недостатки.
Никакой документации к этому пакету не прилагается, его создатели предлагают посетителям своего сайта дорабатывать и распространять их детище, чтобы сформировать сообщество разработчиков и в будущем перевести проект на коммерческие рельсы. Поэтому вам придется поработать головой самим. Правда, не очень много, поскольку структура сайта довольно проста.

Если вы хотите научиться работать с Apache-PHP-MySQL вообще и делать хорошие и "правильные" электронные магазины в частности, то вам нужно начать с MyMarket v.3, создание которого подробно описано в серии учебных статей "Building an E-Commerce Site" на www.devshed.com. Здесь вы найдете все что требуется: каталог товаров, корзину покупателя, обработку платежей и ничего лишнего.

terraserver.de/shop v.0.0.1- аккуратно сделанный комплект скриптов, хорошо подходящий для магазинов с небольшим количеством товара. В качестве базы данных используется текстовый файл.

    Основные характеристики:
  • определение языков и поддержка нескольких языков;
  • возможность публиковать специальные предложения;
  • подсказки покупателям в случае наличия похожих товаров;
  • поиск товаров;
  • cканирование указанной директории на предмет изображений товаров;
  • меню ссылок на html/php файлы в дополнительную информационную папку;
  • высылаемые функцией php заказы.

Достоинства: запускается в Windows без проблем и почти без настройки, имеет широкий выбор методов оплаты.

Недостатки.
Как часто это бывает у немецких программистов, автор не очень внимательно относится к английскому языку, поэтому, несмотря на декларируемое двуязычие, основной язык у этого магазина - немецкий, что следует учитывать при освоении программы. Если вы будете тестировать магазин на английском, то при инсталляции не забудьте скопировать data.txt из директории data/deutsch/data.txt в аналогичную ей в каталоге "english". Магазин пока не русифицирован.

123tkShop v.0.3.1 -комплекс, предназначенный для электронных магазинов малого размера: магазины подарков, бутики и т.д.

    Некоторые характеристики:
  • наличие модуля управления продуктами и заказами;
  • поддержка различных тем дизайна;
  • поддержка нескольких языков;
  • возможность резервного копирования в модуле управления;
  • наличие функции "предоставление специального сервиса" для предложения покупателям дополнительных услуг;
  • показ содержимого корзины на каждой странице;
  • все товары могут иметь различные свойства: цвет, размер, вес, габариты;
  • все свойства товара могут быть изменены в корзине покупателя;
  • в следующих релизах программы обещается наличие нескольких цен у одного товара;
  • автоматическое распознавание плагинов

Достоинства: Несмотря на то, что сообщество вокруг этого нового магазина и он сам находятся в самом начале развития, проект кажется многообещающим. Привлекает, например, возможность выбора и самостоятельного создания различных тем дизайна. Сайт поддержки сделан в виде системы управления контентом и предполагает интенсивное развитие проекта.

Недостатки: Разработчики поставили своей целью создать магазин для тех, кто совершенно не знает языка программирования, поэтому постарались максимально автоматизировать процесс установки. Все, от создания защиты сайта и базы данных, до наполнения конфигурационных файлов, должно пройти с помощью специального мастера. Однако, как это иногда бывает, средства облегчения работы невыносимо ее затрудняют. Поэтому будьте готовы к тому, чтобы бороться с многочисленными глюками вручную. Сначала исправьте файлы .htaccess и .htpasswd. Находятся они в трех директориях: 123tkShop-Admin/ , 123tkShop-Admin/inc/ и /inc/. Тогда удастся зайти в интерфейс управления без проблем. А вот с конфигурационными файлами (123tkShop-Admin/inc/ sec/config.inc и /inc/sec/config.inc) дело будет немного посложнее - они предназначены для изменения только с помощью мастера установки. Вообще файловая структура сайта производит впечатление некоторой неряшливости и непродуманности. Если учесть, что документации пока нет и форум на сайте пуст, то стоит пока отложить этот магазин в сторону и всерьез обратить внимание на его следующие версии.

FreeTrade v.2.0 - сделанный с упором на гибкость и приспосабливаемость, можно назвать комплектом инструментальных средств для электронной коммерции. Он предназначен для тех, кто хочет побольше свободы для творчества и одновременно с этим достаточно подробных инструкций по поводу того, как эту свободу использовать. Сам по себе комплект скриптов не имеет графического дизайна и базового набора функций. Конструирующий магазин, как минимум, должен переделать модули сайта, дав им графическое воплощение и загрузить в каталог всю информацию.

    Некоторые характеристики:
  • интерфейс управления для того, чтобы добавлять товары в базу данных, редактировать их, добавлять рекламные предложения, генерировать отчеты по заказам;
  • страницы информации о товаре, включающие его изображение;
  • добавление товаров в корзину;
  • поддержка нескольких языков;
  • возможность создания аукционов.
Имеется достаточно подробная документация, касающаяся архитектурной модели приложения, устройства таблиц в базе данных и модулей, схема базы данных и даже тест, который предназначен для оценки работы всех частей системы. Вместе с тем, процесс установки этого магазина нельзя назвать "блицкригом", от разработчика потребуется известный опыт и знания. Маленькие советы: обязательно проставьте в php.ini параметр magic_quotes_gpc = Off, а FAQ к этому магазину вы можете найти на сайте www.faqts.com.

Создается впечатление, что лозунг магазина и каталога в одном лице phPay v.2.0 - "универсальность во всем".

Достоинства. Во-первых, он является безусловным лидером по количеству поддерживаемых баз данных. Их у него их 5: mySQL, Oracle, MS-SQL, Postgres и Interbase! При этом если вы хотите другие СУБД, то они могут быть добавлены в файле db_func.inc.php. Скрипты рассчитаны на независимость от типа броузера и операционной системы. Поддержка многих языков (в комплекте - немецкий, английский, испанский, французский, датский и голландский языки). Конфигурационные файлы пишутся автоматически хорошо и правильно, в довольно удобном и легком для использования интерфейсе администратора. Даже для написания языкового файла есть свой подробный мастер, снимающий все проблемы русификации. Товары в каталоге можно просматривать тремя различными способами, в зависимости от выбранной настройки. Java-скрипты с успехом работают в Netscape 4.x , Opera 6.01 и InternetExplorer 5.

    Некоторые другие характеристики:
  • поисковая система;
  • различные способы просмотра списков товаров;
  • операции с базой данных из PHP-интерфейса;
  • обработка сессий без кукисов (!);
  • работает как магазин или как каталог;
  • простое конфигурирование дизайна и опций в одном файле;
  • возможность добавлять в базу данных код HTML, чтобы вставлять изображения в навигационную панель или создавать различные оформления описаний товаров;
  • управляемое пользователем шифрование паролей;
Недостатки. Этот магазин прекрасно иллюстрирует мысль о то, что недостатки могут быть продолжением достоинств. Всячески подчеркиваемое разработчиками многоязычие, иногда оборачивается в неряшливое смешение английского и немецкого в административном интерфейсе и конфигурационных файлах, что сильно портит впечатление. Часто сложновато разобраться, где что нажать и куда что вписать, чтобы нужный язык был в нужном месте. Нет подробной документации и форума поддержки.

PgMarket v.2.0.7 -развился из ранее рассмотренного магазина MyMarket и унаследовал от него научный подход и тщательность разработки.

    Основные характеристики:
  • Поддержка PostgreSQL и MySQL и легкая переносимость на другие СУБД;
  • поддержка нескольких языков;
  • создание изображений-"ноготков" "налету";
  • легкое изменение многих элементов дизайна с помощью css-файлов;
  • HTML-шаблоны, не содержащие кода PHP;
  • автоматическое шифрование паролей на стороне клиента с помощью JavaScript, поэтому удаленное управление товарами и их категориями не нарушает безопасности магазина;
  • простой и продвинутый поиск;
  • товары организованы в категории и подкатегории, каждый товар может принадлежать более чем одной категории;
  • товары и категории показываются в порядке относительно значений "специального уровня";
  • отдел специальных предложений;
  • обработка свойств товаров (цвета);
  • удобное меню, полученное путем интеграции древовидного меню и меню PHP с использованием слоев;
  • подробные описания товаров;
  • обработка различных типов пользователей (по территориальным и организационным критериям);
  • поддержка скидок в зависимости от групп пользователей и групп товаров;
  • нотация валюты евро;
  • налог на добавленную стоимость;
  • короткое и длинное описание товара;
  • цена доставки основывается на территориальной зоне и общем весе товара в корзине;
  • возможность выключать многие элементы с помощью конфигурационного файла без необходимости модифицировать скрипты и шаблоны;
  • посылка заказов и их хранение в базе данных;
  • возможность для покупателей записывать состояние своих заказов и историю взаимоотношений с магазином;
  • возможность для клиентов контактировать с магазином через специальную контактную форму без необходимости покупать что-либо;
  • разделение слишком больших страниц на подстраницы;
  • легкая настройка валюты и веса товара;
  • удобный интерфейс управления: вставка, редактирование, удаление категорий и товаров;
  • импортирование категорий, пользователей, товаров, изображений, налогов из текстовых файлов;
  • возможность заполнения магазина в режиме оффлайн с последующей online-синхронизацией данных, в том числе между различными платформами, т.е. между PostgreSQL и MySQL, между Unix и Windows в двух направлениях;
  • поддержка платежей по кредитным картам.

Достоинства.
Этот магазин выгодно отличает целый ряд различных характеристик. Например, мне понравились раскрывающиеся JavaScript- и PHP-меню, которые замечательно показывает Netscape 4.x (!) и которые можно включать и выключать, встроенные в административный модуль возможности экспорта и импорта данных, набор готовых css-файлов для различных вариантов дизайна. Эти и другие возможности позволяют создать большой магазин. Пакет скриптов сопровождают пусть и небольшие, но толковые и аккуратно написанные инструкции, есть изображение структуры базы данных. В общем, "здание" этого программного комплекса оставляет приятное впечатление "обжитого", в котором все на своем месте и хорошо продумано.
На подходе следующая версия этого магазина, в которой есть ряд серьезных улучшений. Каюсь, не удалось мне найти серьезные недостатки в этом магазине - уж очень он мне понравился!

Динамично развивающийся магазин osCommerce v.2.1 является весьма популярным. Известен он и в России. Не случайно среди других языковых файлов на сайте есть русский.

    Основные характеристики.
    К услугам покупателей:
  • учетные записи;
  • адресные книги (различные адреса для доставки товара);
  • история заказов;
  • временные (без регистрации пользователя) и постоянные (с регистрацией) корзины для товаров;
  • возможность поиска товаров по критерию их производителей;
  • возможность оценки продуктов;
  • извещения по E-mail;
  • возможность безопасных транзакций с использованием SSL;
  • в каждой категории товаров показывается их количество;
  • перечни бестселлеров;
  • возможность показа того, что купили другие покупатели (относительно выбранного продукта);
    В распоряжении администратора магазина имеются следующие возможности:
  • добавлять, редактировать и удалять категории, продукты, производителей, покупателей и их обзоры товаров;
  • видеть статистику по продуктам и покупателям;
  • гибко управлять свойствами товаров;
  • указывать размеры налогов, курсы обмена валют;
  • удаленно изменять параметры конфигурации базы данных;
  • помещать в целях безопасности административный модуль отдельно от модуля каталога товаров;
  • управлять модулями оплаты и доставки;
  • подключаться к серверам обмена валюты для магазинов, которые используют больше одной валюты;
  • решать, что и в каком порядке отображать в перечнях продуктов;
  • использовать инструмент резервного копирования.

Достоинства. Большой и подробный конфигурационный файл. Приятное впечатление производит наличие в составе пакета изображения карты таблиц в базе данных. Подкупает также заявляемая разработчиками совместимость магазина с платформой Win32. На сайте можно найти форумы поддержки, FAQ, листы рассылки и многочисленные программные дополнения от пользователей магазина.

Недостатки: очень скупая readme по инсталляции. Документации нет.

ECHOCart является дальнейшим развитием osCommerce. Он, безусловно, принадлежит к группе "тяжеловесов" - приложений, рассчитанных на средние и большие магазины. Имеет поддержку как для информационных товаров, которые можно загрузить с сайта, так и легко настраиваемую корзину для "вещественных" товаров. Но кому много дано, с того много и спрашивается. Магазин требует версии PHP не ниже 4.1.0 с обязательной поддержкой сURL в целях безопасности. Не всем соблюдение таких требований будет удобно, тем более что какие-либо описания этого магазина - "тайна за семью печатями". Пока что только один совет: не полагайтесь на мощный модуль управления, который предназначен для конфигурирования магазина и сделайте .htpasswd в директории admin/ сами.

phpShop v. 0.6.1 - пакет программ для электронной коммерции, соперничающий по популярности с osCommerce. Цель его разработчиков - создать систему, которая способна осуществлять "все-что-угодно" для интернет-бизнеса.

Достоинства.
Обладает хорошими возможностями подключения дополнительных модулей и гибкого изменения интерфейса, что позволяет встраивать его в различный дизайн. Например, в основном комплекте скриптов нет древовидного меню, но подробные инструкции по его созданию можно увидеть в форуме или скачать готовую версию с одного из сайтов поддержки. Кстати, русификацию магазина можно скачать здесь.

Недостатки.
На мой взгляд, административный интерфейс чрезмерно усложнен. Чтобы разобраться в многочисленных модулях магазина, созданных с помощью объектно-ориентированного программирования и их связях со столь же многочисленными таблицами базы данных, нужно, что называется, "хорошо поесть каши". Вообще очень много всего, но иногда не хватает нужного для того, чтобы приспособить магазин под отечественные условия. Развернутой документации к магазину практически нет.

Тем не менее, тем, кто желает получить магазин "на вырост" с большой перспективой рекомендую его со спокойным сердцем. Многое для налаживания работы скриптов можно почерпнуть на довольно больших форумах поддержки, где есть настоящие гуру, которые могут что-нибудь посоветовать. На сайтах http://phpshopmodules.com, http://zephware.com, http://bigdrift.com можно скачать целый ряд дополнений для этого магазина, а на хорошем сайте для разработчиков DevShed.com есть серия статей про phpShop. Магазин постоянно развивается совместно с большим сообществом вокруг него, а это гарантия хорошей перспективы.

    Основные характеристики:
  • управление сайтом: пользователями, модулями, функциями;
  • управление поставщиками;
  • управление магазином: совокупностью параметров магазина, сведениями о пользователях магазина, методами оплаты;
  • управление свойствами и ценами товаров;
  • управление заказами;
  • управление сведениями о покупателях и возможность объединения их в группы;
  • управление налогами;
  • возможность управления способами доставки;
  • шифрование данных в базе данных для безопасности.
Сравнение некоторых характеристик бесплатных интернет-магазинов

Выводы

Теперь приготовьтесь к нарастанию авторской субъективности, поскольку настало время общего сравнения. Итак, общая проблема большинства рассмотренных зарубежных программных комплексов с моей точки зрения как российского разработчика- это то, что они изначально ориентированы на небольшие магазины и розничную торговлю. В них предлагается представление товаров в виде списка, а не таблицы, с одной ценой. Меню в каталоге товаров также далеко не всегда допускают существование многих уровней вложенности. Ввод данных через административные интерфейсы, как правило, трудоемок и неэффективен. Все это ведет за собой трудности управления товарами при оптовой торговле или когда их просто большое количество, или когда один и тот же товар имеет различные цены. Последний случай сплошь и рядом имеет место, когда, например, магазином владеет фирма, предоставляющая покупателям скидки в зависимости от количества купленного товара. Экспорт .csv-файлов через phpMyAdmin также не полностью спасает положение, поскольку одна страница магазина может формироваться одновременно из нескольких таблиц базы данных и тогда сама по себе подготовка .csv-файлов становится не очень удобной.

Безусловно, что для решения этих проблем нужно выбирать магазины с большим количеством возможностей и легко допускающие различные доработки и изменения. Для простых задач вполне подойдут магазины, находящиеся в начале нашего списка. Разработчику же сложного магазина рекомендуются такие программные комплексы, как PgMarket, phPay, phpShop или osCommerce. Последний имеет больший рейтинг на сайте www.hotscripts.com, однако в конференциях я встречал мнения, что этот магазин менее гибок по сравнению с phpShop в смысле встраивания в различный дизайн и поэтому многие сайты, созданные на его базе, весьма похожи. Проверить это мнение могут читатели данной статьи.
Таким образом, наибольшие перспективы имеют магазины, вокруг которых образовались сообщества пользователей. Возвращаясь к тому с чего мы начали, можно вспомнить, что создатели электронных магазинов неспроста бесплатно выставляют их на обозрение публики: чем больше людей используют их детище, тем больше идей и новшеств будет добавлено в общую копилку. А, в конечном счете, выигрывают все. Не так ли?

Пример действующего магазина на базе программного комплекса phpShop можно посмотреть по адресу http://www.taliman.ru/ . Там же вы найдете выполненную автором русификацию этого магазина.
Вопросы пожелания и критику по поводу данной статьи направляйте по адресу ivannik@taliman.ru.

 


Copyright © "Internet Zone", http://www.izcity.com/, info@izcity.com