| |||||
Россия станет электроннойАлександр Кацай В 2001 году издательский дом "Коммерсантъ" и система интернет-статистики SpyLOG начали вести отраслевые интернет-индексы, которые дали возможность проследить за движением аудитории Рунета и активностью его пользователей. За прошедший год общий рост аудитории составил 54%, но разные сегменты интернет-рынка показали, разумеется, и разные результаты. В качестве выборки для расчета индексов использовались по 20 наиболее посещаемых ресурсов в каждом сегменте. Постоянная проверка этих выборок дала возможность отметить, что самым стабильным оказался сектор интернет-сервисов: в течение всего года 14 крупных порталов со стандартными интернет-услугами входили в Top-20. Передвижение остальных определялось изменением позиций в системе SpyLOG ресурсов Rambler и Mail.ru, а также сезонными колебаниями. Вообще, этот сектор выглядит вполне сформировавшимся - появление новых участ-ников здесь встречается редко. В сегментах электронных СМИ и тематических сайтов постоянных участников индекса только половина. Новых проектов, в принципе, тоже немного, но конкуренция очень сильная (совсем небольшие изменения посещаемости сайтов сильно влияют на их место в Top-20). Самыми нестабильными оказались результаты в сегменте развлечений и электронной коммерции: только семь развлекательных порталов и шесть торговых ресурсов продержались в Top-20 в течение всего года. Самая весомая доля Интернета по трафику принадлежит базовым порталам и развлекательным ресурсам. В целом структура Рунета по направлениям менялась незначительно. Отмечалось только некоторое увеличение доли электронной коммерции как по аудитории (в пределах полпроцента), так и по трафику (в пределах одного процента). Общий рост аудитории за прошедший год составил 54%. Российская регулярная аудитория Интернета составила более четырех миллионов человек, еще около трех миллионов - это зарубежные посетители русско-язычных сайтов (примерно в равной пропорции из ближнего и дальнего зарубежья). Максимальная аудитория ресурсов, входящих в базу для расчетов индекса, составила к концу прошлого года примерно девять миллионов человек. Но она включала в себя и тех, кто попал в Интернет случайно, а также впервые. Общий рост трафика за прошедший год - 53%. Сегмент интернет-сервисов, за исключением летнего периода, продемонстрировал поступательный рост, что отразило общую динамику российской аудитории Интернета. Постоянная аудитория сегмента электронной коммерции начала расти только с сентября. Весь годовой прирост, а это 73%, электронная коммерция набрала именно в осенние месяцы. В декабре данный сектор был единственным, где наблюдался значительный рост. Трафик на сайтах интернет-магазинов и туристических агентств к концу года почти вдвое превысил исходное значение. Интенсивность обращения наших сограждан к электронным СМИ полностью определялась происходившими внутри страны и за рубежом событиями. Первый бум в отношении новостных ресурсов пришелся на апрель (конфликт с НТВ). В этот период он-лайновым СМИ удалось привлечь к себе дополнительную аудиторию, но удержать ее они не смогли, и до 11 сентября (террористические акты в США) индекс аудитории в этом сегменте практически не отличался от исходного значения. Атака террористов в США и ответная акция в Афганистане способствовали резкому росту аудитории электронных СМИ. А трафик порой втрое превышал прежний уровень. Но начиная с декабря аудитория и трафик в секторе пошли вниз. В сегменте тематических ресурсов рост аудитории начался с июля и оказался довольно приличным - 85%. Однако в августе изменился качественный показатель этой аудитории: тематические сайты продолжали набирать новых посетителей, но времени на этих ресурсах они стали проводить меньше. Средняя продолжительность посещения сайта сократилась с девяти до восьми минут. Каждый посетитель тематических и развлекательных сайтов провел здесь в декабре в среднем 35 минут. Своему годовому приросту в 47% сегмент развлекательных сайтов во многом обязан телевизионному проекту "За стеклом", который в течение ноября обеспечивал высокую продолжительность посещения этих ресурсов. Вот такая она, наша страна, так сказать, с неофициальной или неформальной электронно-информационной стороны. Но с другой стороны, мы же еще и государство российское, поэтому у нас должны быть и оборотная, т.е. официальная, сторона. О ней и позаботилось правительство, утвердив в начале этого года федеральную целевую программу "Электронная Россия на 2002-2010 годы". Программа направлена на развитие в стране информационных технологий, в том числе и в сфере государственного управления, внедрения электронного документооборота, обеспечения доступа населения к информации посредством Интернета, для развития экономики и повышения ее конкурентоспособности. Таким образом, правительство осознало роль информационных технологий. Общий объем финансирования по программе на период 2002-2010 годов составит свыше 76 млрд руб., в том числе 51% - средств федерального бюджета, 30% - средств бюджетов субъектов федерации, 19% - внебюджетных источников. В текущем году на финансирование программы из федерального бюджета выделено 600 млн руб. Это в два с половиной раза меньше первоначальной суммы, заложенной в программу. В 2002 году в рамках "Электронной России" пройдут исследования потребностей России в информационных технологиях, а также другие подготовительные работы. В реализации программы принимают участие Министерство РФ по связи информатизации, Минобразования, ФАПСИ, "Росавиакосмос", Минпромнауки и другие ведомства. На разных этапах в обсуждении федеральной программы "Электронная Россия" участвовали представители отечественных и зарубежных компаний. Эксперты таких мировых компаний, как 1C, Xerox, Microsoft, IBM, IBS, предлагали свои поправки. Много обсуждений вызвал именно вопрос привлечения зарубежных компаний. Но, как известно, технологии вненациональны, поэтому осуществлять выбор имеет смысл только по критерию эффективности и коммерческой выгоды. Программа задает рамки, формулирует технические задания и определяет размеры финансирования, которое государство готово обеспечить. Выбор конкретного технического решения, технологии, поставщика - вопрос следующего этапа, и он должен осуществляться на конкурсной основе в соответствии с требованиями технического задания для определенного проекта. Конечно, хотелось бы, если получится, "поддержать отечественного товаропроизводителя", но только не во вред результативности и эффективности программы. В "Электронной России", в принципе, нет ничего, что препятствовало бы применению зарубежных технологий. Программа нацелена на раскрытие официальной, государственной информации для населения и создание условий для обратной связи с населением. В программе четко прописана информационная открытость государства и его готовность выполнять сервисные функции для своих граждан. Единственное "но": нет однозначного определения технологий подачи информации. Для программы в целом информационные технологии - это вспомогательный ресурс, но без них осуществление задуманного невозможно. Накопленная практика работы официальных сайтов (часто называемых сайтами "электронных правительств") свидетельствует о том, что основной поток информации идет сверху вниз, от государства к гражданам. Информация, представляющая интерес для незаконного доступа, составляет малую долю всего информационного объема. Помимо технологических и технических мер, будет необходим комплекс меро-приятий по обеспечению конфиденциальности персональной информации граждан (например, ответственность тех, кто имеет доступ к такой информации). Помимо информационной прозрачности, основные блоки разрабатываемой программы - регулирование-дерегулирование, эффективность государственного управления, образование и кадровый потенциал - лежат в русле общемировых тенденций. Понятно, что программа не направлена на достижение сиюминутных экономических результатов: стимуляция развития российского рынка высоких технологий не является ее непосредственной задачей, хотя подоб-ный результат в случае успешной реализации намеченных этапов также может быть получен. На практике успех программы будет означать, что государственные органы всех уровней власти станут более доступными для граждан, а их деятельность - более прозрачной и эффективной. Прозрачности планируется достигнуть за счет обязательной электронной публикации и создания баз данных по всем документам, не имеющим грифа секретности, эффективности - за счет перевода в электронную форму значительного объема документооборота (известно, что сегодня большая часть документов хранится в бумажном виде). Программа также предусматривает наращивание возможностей доступа населения к Интернету. Планируется организовать подготовку специалистов в области информационных технологий: такие специалисты понадобятся государственным учреждениям, но рост числа подготовленных людей должен будет сказаться и в целом на ситуации на IT-рынке. Ожидается рост спроса на информационные услуги со стороны государственных организаций, внедряющих в делопроизводство и документооборот новые технологии. Предполагается помощь в освоении новых информационных технологий средствам массовой информации (преимущественно региональным). При этом все вышеперечисленное не является единственным обоснованием необходимости программы. Федеральная программа не только предлагает решения очевидных вопросов, но и ставит целый ряд новых. Некоторые из них не решить только в рамках одной программы. Поэтому, чтобы при помощи информационных технологий приблизить отечественную систему образования к стандартам развитых мировых стран, разрабатывается программа "Развитие единой образовательной информационной среды на 2002-2006 гг.". Проект "Электронная Россия" может стать стартовой площадкой для разработки такой программы, в которой должны принять участие не только специалисты из официальных государственных организаций и ведомств, но и все, кому не безразличны проблемы отечественного образования. На сегодняшний день конкурсная подкомиссия по программным мероприятиям ФЦП "Электронная Россия", государственным заказчиком которых выступает Министерство экономического развития, подвела некоторые итоги по выбору исполнителей для реализации программных мероприятий, финансируемых по направлению "Прочие расходы". В конкурсе на создание специализированной информационной интернет-системы "Правительственный портал" в рамках первого лота программы "Электронная Россия на 2002-2010 годы", в соответствии с предварительными итогами работы конкурсной комиссии, победил Консорциум во главе с компанией "Информационные бизнес-системы". В состав консорциума входят ЗАО "Майкрософт", ЗАО "Хьюлетт-Паккард АО", ЗАО "Интерфакс", ЗАО "Агентство экономической информации "ПРАЙМ-ТАСС"", ЗАО "РНТ", ООО "Аякси", ООО "Ай-Ферст". Согласно бюджету программы, предельный объем финансирования по первому лоту составляет 8 млн руб. Консорциум предложил за выполнение этой работы 5,65 млн руб. Новый портал призван обеспечить открытость деятельности федеральных органов исполнительной власти, предоставлять оперативную информацию о новостях в сфере социально-экономического развития России, а также интегрировать существующие информационные ресурсы ряда министерств и ведомств экономического блока правительства РФ. По второму лоту "Проведение инвентаризации и создание системы мониторинга и анализа существующих в России государственных информационных систем и информационных ресурсов" победителем стало ФГУП "ЦИТиС" (финансирование 3,5 млн руб.). По третьему лоту "Реализация концепции единой государственной системы управления и передачи данных, обслуживающей органы государственной власти и мест-ного самоуправления, бюджетные и внебюджетные фонды и организации" (2 млн руб.) конкурсная подкомиссия признала конкурс несостоявшимся ввиду того, что все представленные заявки не в полной мере соответствуют техническому заданию и не учитывают в достаточной мере существующих требований законодательства к системам передачи данных, обслуживающих органы государственной власти. Конкурс в ближайшее время будет объявлен повторно по новому техническому заданию. По четвертому лоту "Внедрение инфокоммуникационных технологий в процессы управления федеральными целевыми программами и контроля за их результатами (на примере работы Межведомственной комиссии по ФЦП "Электронная Россия")" победителем стало ГУП "Планирование. Экономика. Управление" (бюджет - 2,5 млн руб.). По пятому лоту, предусматривающему реализацию на основе информационно-коммуникационных технологий процедур взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов, победителем признана компания "Ай-Ферст" (6 млн руб.). По шестому лоту, пре-дусматривающему создание первой очереди системы электронной торговли для осуществления государственных закупок для федеральных нужд, победило ООО "УСП "Компьюлинк" (бюджет - 8,1 млн руб.). По седьмому лоту - на проведение международной научно-практической конференции по проблемам развития информационно-коммуникационных технологий и их использования в экономике РФ (2 млн руб.) - победителем признано ГУ "Высшая школа экономики". Победителем по восьмому лоту "Организационное содействие и сопровождение участия России в работе международных организаций по развитию социально-экономических приложений ИКТ" (1,5 млн. руб.) также стала Высшая школа экономики. По девятому лоту программы "Организация и проведение конкурсов по направлению "Лучший регион в сфере инфокоммуникационных технологий"" (4 млн руб.) признано ЗАО "Росбизнесконсалтинг". Еще одним победителем конкурса стала корпорация "Парус", которая будет внедрять компьютерные технологии в организациях госсектора. Стоимость работ - 3 млн руб., объем бюджетных средств - 1,5 млн руб. Победителем конкурса по разработке и созданию единой базы данных о товарах и услугах системы электронной торговли объявлен Московский авиационный институт (5 млн. руб., объем бюджетных средств - 1,5 млн. руб.). В конкурсе на выполнение научно-исследовательских работ победителями стали некоммерческая организация "Научно-исследовательский центр CALS-технологий "Прикладная логистика"", Всероссийский научно-технический информационный центр Министерства промышленности и науки, Всероссийский институт научно-технической информации. Всего на конкурс было подано 64 заявки. Предполагаемый предельный объем финансирования всех программных мероприятий, реализуемых в рамках этого конкурса, составляет 37,6 млн руб. Сроки выполнения работ - 2002-2003 годы. Среди результатов конкурса, которые планируются в 2002 году, - создание экономической части информационной системы "Правительственный портал". Первый конкурс, в котором, как видим, приняло участие большинство крупных компьютерных фирм, вызвал нарекания некоторых претендентов, но в целом обошелся без громких скандалов. Что является редкостью для сегодняшнего дня. Но все же проведение второго открытого конкурса потребовало уточнения конкурсной документации. Задержка вышла из-за ведомств, ответственных за реализацию программы, - Минсвязи и ФАПСИ. В число мероприятий "Электронной России" входит создание различных систем и сетей связи, что попадает в сферу интересов обоих ведомств. Однако до последнего времени конкурсная комиссия даже не согласовывала с этими ведомствами технические задания по таким проектам. Стороны договорились о согласовании, но на него все же потребуется некоторое время. Также уже подведены итоги творческого конкурса Минэкономразвития России по отбору заявок на реализацию проектов с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в рамках программных меро-приятий ФЦП "Электронная Россия на 2002-2010 годы". Данный тендер проводился по процедуре публичного открытого конкурса. Всего поступила 191 заявка практически по всем программным мероприятиям ФЦП "Электронная Россия", по которым проводился конкурс. Члены Конкурсной подкомиссии и Экспертного совета Минэкономразвития России отметили большое количество сильных заявок и высокую заинтересованность регионов в реализации ФЦП. По итогам заседания Конкурсной подкомиссии победителями конкурса по разделу программы "Разработка и создание первой очереди системы электронной торговли для осуществления закупок продукции для федеральных государственных нужд" были признаны заявки Правительства Челябинской области "Проект создания автоматизированной системы управления госзакупками Челябинской области" и Нижегородской области "Разработка технологии организации, сопровождения и контроля государственных закупок с использованием глобальной сети Internet". Всего по данному разделу программы рассматривалось 23 заявки. Минэкономразвития России планирует проводить в последующем подобные конкурсы с учетом итогов прошедших конкурсов. Целью новых конкурсов помимо отбора лучших проектов региональных и муниципальных органов власти будет также определение приоритетных направлений реализации Федеральной целевой программы "Электронная Россия" в 2005-2010 годах. "Электронная Россия" постоянно набирает все новые и новые обороты. Так, в конце сентября этого года общественно-государственное объединение "Ассоциация документальной электросвязи" при поддержке Минсвязи России провела в Подмосковье третью международную конференцию "Состояние и перспективы развития Интернета в России". По сообщению пресс-службы Минсвязи РФ, конференция прошла как форум интернет-профессионалов, пользователей Интернета и представителей федеральных органов исполнительной и законодательной власти. Среди рассматриваемых тем были следующие: деятельность международных организаций в области Интернета, обеспечение информационной безопасности, развитие технологий и приложений, совершенствование нормативной и законодательной баз, реализация научных и образовательных программ, содействие реализации ФЦП "Электронная Россия". Специальное место уделялось интеграции телекоммуникационных, компьютерных, информационных и мультимедийных технологий, совершенствованию взаимодействия операторов связи, сервис-провайдеров, контент-провайдеров, операторов приложений, системных интеграторов. Регионы, как сегодня говорят, тоже не отстают от центра. Так, московское правительство утвердило постановление о городской целевой программе "Электронная Москва". Для осуществления программы столичный департамент имущества создает ОАО "Электронная Москва", куда войдут принадлежащие городу 100% акций "Мостелекома" и 25% плюс одна акция Московской телекоммуникационной корпорации "Комкор". Еще одним акционером "Электронной Москвы" станет Банк Москвы. Доля города в уставном капитале ОАО "Электронная Москва" должна составить не менее 51%. Текст самой программы появится к концу этого года. Программа информатизации позволит предоставить московскому правительству и жителям города весь спектр телекоммуникационных услуг. Надеемся, что что-то подобное в ближайшее время появится и в Санкт-Петербурге. Преуспевают в деле информатизации не только столичные города. На форуме "Технологии и решения для электронной России" была представлена концепция развития Калмыкии в рамках программы "Электронной России". Еще в 2000 году Правительство Калмыкии приняло ряд указов и постановлений, создав юридическую базу развития единого информационного пространства региона. Следующими шагами стали: создание унитарного предприятия "Универсальная сеть Калмыкии", появление на базе Социального университета Калмыкии системы электронного обучения, которая транслирует лекции ведущих профессоров Москвы в аудитории Университета и позволяет студентам общаться с лектором в режиме реального времени, введение в эксплуатацию внутренней сети "Элиста-net". В эту сеть вошли все органы управления республики, ряд предприятий региона и общественные организации. Сеть открыта для свободного доступа граждан. К 2002 году число ее пользователей составило две тысячи человек, при общей численности республики в 315 тысяч человек. В процессе информатизации достигнуты положительные результаты и на Кузбассе: организована единая информационная система областной власти со всеми органами местного самоуправления, внедрена региональная система автоматизированного делопроизводства, создан и развивается официальный сайт администрации области (www.kemerovo.su). Востребованными стали ведомственные и территориальные геоинформационные системы. Создана и успешно работает корпоративная сеть "Кузбасс-Финансы", объединяющая казначейство, налоговые органы и финансовую систему области. Кроме этого, на Кузбассе реализуются отраслевые проекты: телемедицина, электронная подпись, автоматизация библиотек и организация доступа к их ресурсам, межвузовская сеть. В ближайшее время планируется на основе внедрения информационных технологий повысить конкурентоспособность кузбасских предприятий, расширить их возможности для интеграции в общую систему хозяйства; обеспечить право каждого жителя области на свободный доступ к информации. Для этого была разработана региональная целевая программа "Информатизация органов государственной власти Кемеровской области" на 2002 год. В ней сконцентрированы первоочередные направления развития информационных и телекоммуникационных технологий. Также прорабатывается проект создания "Региональной сети передачи данных" как основы единой информационной системы Кемеровской области. Другое приоритетное направление, как считают областные специалисты, - создание и развитие общерегиональных информационных ресурсов, которые обеспечили бы подготовку и принятие решений в сфере управления областью. В планах области создание регионального промышленного портала, содержащего информацию о предприятиях области, выпускаемых товарах и услугах, создание комплексного территориального кадастра Кемеровской области. По оценкам экспертов, реализация программы должна не только увеличить информационные ресурсы области, поднять на новый уровень управление регионом, но и обеспечить свободный доступ к информации населения области. Одной из первых в России шаг к "электронному правительству" может сделать Пермская область. Министерство экономического развития одобрило две заявки от Пермской области, которые должны включить в программу "Электронная Россия". В одном из проектов предусматривается, что Пермская область вместе с Санкт-Петербургом, Калининградом, Новгородом, Челябинском и Ханты-Мансийском будут участвовать в создании фрагмента распределенной сети порталов развития в регионах нашей страны. Так называемые "порталы развития" разместятся в сети Интернет и предоставят немалое количество сервисных и информационных услуг. В результате будет ускорено решение многих административных вопросов, минуя чиновничью волокиту. Единственным региональным вузом, который получил грант на реализацию проекта в рамках президентской программы "Электронная Россия", стал Саратовский государственный университет. Проект саратовцев направлен на решение вопросов совместимости российских и зарубежных образовательных программ в области информационно-коммуникационных технологий. Цель проекта - создание общей структуры преподавания, которая позволяла бы получать образование, соотносимое с зарубежным. Реализацией проекта займутся сотрудники и преподаватели факультета компьютерных наук и информационных технологий Саратовского госуниверситета. Как-то в одном интервью была сказана фраза-пожелание "каждый житель Камчатки должен иметь возможность послать электронное письмо в любое госучреждение". Думается, что в ближайшее время это станет действительно так. В статье использованы материалы издательского дома "Коммерсантъ" и электронных СМИ. Источник: "Компьютер Price", http://www.comprice.ru
| |||||
Copyright © "Internet Zone", info@izcity.com Копирование и использование данных материалов разрешается только в случае указания на журнал "Internet Zone", как на источник получения информации. При этом во всех ссылках обязательно явное указание адреса вэб-сайта http://www.izcity.com/. При наличии у копируемого материала авторов и источника информации - их также нужно указывать, наряду со ссылкой на нас. Подробнее условия использования материалов смотрите здесь. |