|
*** |
Родион Анисимов
Кто сказал, что технологический мир остановился и жизнь кончилась? Или такой вывод непосредственно вытекает из того, что кто-то решил заработать там, где потеряли другие? Подобные примеры не новы, и это вовсе не означает конец только начавшейся IT-истории. А преодоление кризиса возможно через новый технологический скачок, которым может стать подключение человека непосредственно к Сети. Как герои «Матрицы», «Газонокосильщика» или «Серийных экспериментов лейн». И раз человек при подключении к компьютерной сети через систему датчиков практически становится непосредственным элементом Сети, то ему, очевидно, потребуется специальный радиоканал для связи с Сетью, так как человек просто физически не может быть привязан к ней кабелем. Уже есть серьезные наработки по обеспечению радиодоступа к Сети. Назовем лишь некоторые.
Функционально сама возможность выполнения каких-либо физических действий с виртуальными объектами будет обеспечена специальными роботами, управляемыми через Интернет и арендуемыми на время в любой точке, куда дотянется телефонный кабель, и, как бы это примитивно не прозвучало, где хоть раз бывали люди, устанавливающие телекоммуникационные терминалы самой сети и роботов. Компьютерная сеть с роботами и развитой инфраструктурой – в большей степени напоминает телепортацию или, по меньшей мере, выполнение действий через дистанционное управление роботами. Сейчас уже есть научно-технический задел в данном направлении.
Например, японская компания Bandai разработала прототип робота с возможностью распознавания человеческих лиц и голосов. Робот, получивший условное название BN-7, может узнать собеседника и поддерживать разговор благодаря внесенным в программу голосовым функциям и жестам. Этот робот был показан на выставке ROBODEX2002. Он имеет CCD-камеру с разрешением 300000 пикселей, встроенную в корпус, и в состоянии узнавать до семи различных человеческих лиц, привычки которых также внесены в его память. Он способен выражать эмоции, слышать и распознавать до 100 слов и при ответах составлять до 65000 фраз, комбинируя их из 1000 слов, находящихся в его памяти. Кроме того, он способен различать цвета, символы - все увиденное с помощью камеры. Колеса позволяют ему передвигаться. Понятно, что при оснащении его новейшими программно-аппаратными средствами возможности будут более чем впечатляющими и с каждым годом способны быстро возрастать, исходя из закона Мура. Таким образом, мы можем констатировать, что у робототехники в условиях протекающей компьютерной революции, свидетелями которой мы являемся, весьма большие перспективы.Достаточно ясно в этом контексте просматриваются перспективы развития манипуляторов для роботов. На это указывает, в частности, весьма совершенная автоматическая рука, разработанная британской фирмой Shadow Robot. Разработчиками предполагается, что эта рука будет в состоянии налить и поднести кружку пива. Арсенал доступных ей манипуляций включает до 24 движений, присущих обычной человеческой руке. В качестве привода используются резиновые трубки, в которые нагнетается воздух. Их преимущество перед электромоторами состоит в том, что они занимают значительно меньший объем.
Или, на крайний случай, специальная киберперчатка, разработанная в компании Virtex. Перчатка CyberGlove снабжена сенсорами, измеряющими позицию и перемещения пальцев и кисти. Надев на руку такую перчатку, можно показать целый спектакль, управляя виртуальной куклой, как Петрушкой, которого тоже надевали на руку. Наличие вибротактильных устройств в модели CyberTouch, которые добавляются к киберперчатке, позволяют ощущать прикосновение к объектам. Добавление к киберперчатке устройств, передающих переменное усилие, синхронизированное с виртуальной картинкой CyberGrasp, позволяет не только «трогать» рукой виртуальные объекты, но даже выполнять сложные манипуляции, требующие существенных усилий руки. Например, наворачивать виртуальную гайку на виртуальный болт или что-то еще, что покажется вам более интересным.
Далее, значительные успехи достигнуты и в области виртуализации монитора и клавиатуры. Мы назовем его виртуальным компьютером, а все остальное – дело вашего воображения. Представьте себе небольшой портативный компьютер размером примерно с карманный Palm, к которому вы подключаете миниатюрный наушник и дисплейные очки. То, что вы видите перед собой, и то, что выдает вам в конечном счете компьютер, обусловлено слежением компьютера за сетчаткой ваших глаз. Дисплейные очки формируют изображение, эквивалентное получаемому на 21-дюймовом мониторе, расположенном прямо перед вами на заданном расстоянии. В вашем распоряжении оказывается виртуальная настольная установка, и, когда вы протягиваете руку, чтобы коснуться или дотянуться до чего-либо на этой установке, компьютер, "видя", что вы собираетесь делать, осуществляет необходимые регулировки в реальном времени, как если бы вы передвигали мышку или пользовались клавиатурой.
Для особо любопытных шотландские ученые разработали специальную программу, которая позволяет непосредственно «засунуть голову» внутрь виртуального объекта, как машина или человеческий организм. Более того, это и приятная новость для тех, кто не питает нежных чувств к мыши или клавиатуре. Вместо них пользователь надевает специальные очки, на которые проецируется имидж, и перчатки, напоминающие садовые, при помощи которых манипулирует изображением. Изображение появляется как бы перед зрителем, его можно обходить с разных сторон, его можно изгибать и растягивать и даже войти в него. Необъятное поле для творчества! И обучения, например, горе-хирургов, что позволит сохранить не одну жизнь.
Лентяев обрадует новая компьютерная программа Dasher, которая позволяет пользователям набирать текст без помощи клавиатуры. Она строится на принципе отслеживания движений глаз пользователя, что позволяет ей определять, на какую букву на экране он смотрит и какую букву хочет напечатать. Более того, программа может даже предложить целое слово. Действительно, Dasher позволяет писать со скоростью 25 слов в минуту, в то время как самая быстрая из существовавших систем дает только 15.
Кроме того, работа по модернизации и усовершенствованию пользовательских интерфейсов проводится целым рядом фирм. Так, например, компанией Inxight (дочерней фирмой компании Xerox PARC) разрабатываются такие интерфейсы, как Hyperbolic Tree и Table Lens. Подобные работы также проводятся в подразделении Microsoft под названием Microsoft Research. Наряду с этим лаборатория Berkeley’s Group for User Interface Research, ранее разработавшая популярный интерфейс с рукописным вводом, теперь предлагает загружаемый из Сети инструмент проектирования Web-узлов на основе эскизов. Этот список разработчиков интерфейсов можно было бы продолжать и далее.
Кроме того, весьма заметными являются результаты последних разработок в области машинного зрения. Так, например, первый в мире патент на технологию электронного восприятия окружающего пространства выдан фирме Canesta. Основанная на принципе работы радарных установок с применением полупроводниковых кристаллов датчиков изображения, эта технология позволяет различным автоматическим устройствам видеть. Кристаллы излучают импульсы фотонов и измеряют время их пролета. Возможны различные применения данных устройств, как-то: машины смогут узнавать людей, двери откроются, чтобы впустить тех, кому разрешен проход, телевизоры, будут подчиняться жестам, а не сигналам пульта управления; видеоигры, реагирующие на телодвижения человека, а не на перемещение джойстика. Это, безусловно, большое достижение в области электронной техники, которое, по-видимому, даст возможность существенно продвинуться в деле создания более дружественных интерфейсов.
Таким образом, понятно, что хотя мы в данной статье ограничиваемся в основном описанием разработок технологий для аудиовизуальных систем, исследования ведутся практически во всех направлениях, перспективных с точки зрения их применения.
Источник: http://internet.ru/
Copyright © "Internet Zone", info@izcity.com
Копирование и
использование данных материалов
разрешается только в случае указания на
журнал "Internet
Zone", как на источник получения
информации. При этом во всех ссылках
обязательно явное указание адреса вэб-сайта
http://www.izcity.com/.
При наличии у
копируемого материала авторов и
источника информации - их также нужно
указывать, наряду со ссылкой на нас.
Подробнее условия использования
материалов смотрите
здесь.