|
*** |
Создай свой космосАнтон Орлов, http://antorlov.euro.ru, http://comptain.fromru.com (Это глава из книги "Тайны и секреты компьютера (второе издание)". На сайте http://comptain.fromru.com, посвященном этой книге, вы можете ознакомиться с ее оглавлением и аннотацией, прочитать некоторые главы, купить в Интернет-магазине.) * * * * * * * Иногда, стремясь вырваться из бесконечных серых будней, так хочется побывать где-нибудь в необычности, в космосе или параллельном мире... Можно поставить диск ансамбля "Space" или открыть повесть Перумова. Можно провести весь день за просмотром любимых фильмов про безбрежные космические дали... А можно самому создать картины далекого космоса, так, как себе представляешь. Специально для этого была создана программа "Universe". Коротко можно сказать о ней, что она - графический редактор, предназначенный для рисования заранее предопределенных обьектов с изменяющимися свойствами, - в данном случае звездного неба, планет, галактик. Конечно, реальное земное небо со всеми созвездиями с ее помощью не нарисуешь, для этого лучше использовать программы-планетарии, но и предназначение у "Universe" совсем другое. Взгляните на рис.1. Вот такие картины можно рисовать с помощью графического редактора "Universe". Звезды, звездные скопления, планетарные и спиральные галактики и туманности, межзвездный газ, планеты различных типов могут быть изображены на картине вашей Вселенной.
"Universe" - это графический редактор, самостоятельно рисующий заранее предопределенные изображения. Пользователь может лишь задать параметры этих изображений, а также расположить их на своей картине. "Universe" прост и удобен, но на освоение его возможностей вам все же придется затратить некоторое время. Создать изображение вы можете произвольного размера, но, если вы зададите очень большие размеры картинки, то она не поместится на экране и придется пользоваться полосами прокрутки. К сожалению, функции масштабирования в "Universe" нет. Фон звездного неба по умолчанию черный, как, собственно, и должно быть, но, если вы пожелаете, то нетрудно придать ему любой другой цвет. При нажатии на кнопку панели инструментов, дающей возможность изобразить какой-либо обьект "Universe" (или выборе названия этого обьекта из меню "Design") отображается окно предварительного просмотра этого обьекта и задания его свойств, в котором можно изменить параметры отображения (для каждого обьекта свои), а также посмотреть пример обьекта с заданными параметрами. Кнопка "Default Properties", имеющаяся в каждом окне задания свойств, устанавливает наиболее красивые, по мнению разработчиков программы, свойства соответствующего обьекта. Нажимая на нее, можно получить различные варианты оформления обьекта согласно установкам по умолчанию. Если изменить какой-либо параметр в окне изменения свойств обьектов, то, если это было сделано с помощью счетчиков (кнопок, нажатия на которые приводят к увеличению значения числа в окне рядом со счетчиком на определенную величину), изменения вступают в силу после примерно односекундной задержки, а если путем прямого изменения величины путем вписывания в поле ввода нужного числа (так тоже можно), то - после клика мышью на другом поле ввода или на изображении обьекта. Если приходится часто изменять сразу несколько параметров, то можно настроить "Universe" так, чтобы обновление изображения примера происходило только после клика мыши на нем. Это может быть необходимым при работе на не очень мощных компьютерах. После каждого важного действия рекомендуется сохранять свою картину - к сожалению, "откат" в "Universe" возможен лишь на один шаг назад, а при необходимости отменить большее количество шагов приходится загружать предварительно сохраненную картинку. Звездное небо можно добавить путем простого клика мыши при выбранной на панели инструментов кнопке "Star Field" - слева от стрелочки. Каждый клик заполняет все изображение случайно разбросанными точками по умолчанию белого цвета, но цвет звезд можно задать самому. Можно задать также плотность звезд, их среднюю яркость и процент особо ярких звезд - в пару-тройку раз ярче, чем остальные. Если кажется, что звезд маловато, можно увеличить параметр плотности звезд или просто кликнуть на изображении столько раз, сколько надо - каждый раз оно будет заполняться звездами. Когда идет построение выбранного обьекта, в Status Bar программы (серая полоса внизу окна программы) показывается оставшееся до окончания построения время. Кнопкой "Escape" всегда построение можно прервать, если это необходимо. Следующий обьект, который можно создать в "Universe" - звездное скопление. Для этого нужно выбрать соответствующую кнопку на панели инструментов или в меню "Design" под названием "Cluster", а затем мышью указать место на изображении, где оно должно быть нарисовано. Для рисования всех обьектов "Universe", кроме звездного неба, необходимо, нажав левую кнопку мыши, провести мышью по изображению. При этом за мышью будет оставаться увеличивающийся круг, в центре которого и будет построен желаемый обьект. (Примерно так же рисуются автофигуры, например, окружность в редакторе Microsoft Word.) Начальная и конечная точки движения мыши будут соответствовать противоположным краям круга - например, верхнему левому и правому нижнему. Достаточно немного потренироваться, чтобы позиционировать обьекты быстро и без проблем. Центру будущего обьекта соответствует пересечение горизонтальной и вертикальной осей круга. Так называемая "Nebula", следующий по порядку обьект "Universe" - это туманность, состоящая из облачек двух цветов, расположенных друг вокруг друга. Можно задать различные параметры туманности. Параметр "Dropoff", название, не очень понятное с первого раза, отражает "изрезанность" контура туманности, то есть как бы "резкость ее границы". Если установить его равным нулю, то туманность превратится просто в цветной круг с четкой границей. Параметр "Intensity" отражает интенсивность окраски туманности. Если его установить очень большим, то туманность из разрозненных кусков станет равномерно окрашенным кругом. Если при этом параметр "Dropoff" высок (единица и более), то границы круга будут размыты, и "Nebula" будет очень похожа на планетарную туманность, которую часто рисуют в книжках по астрономии. Параметр "Color Freq" указывает, сколько раз должны повторяться цветные круги в туманности. Если его увеличить до больших значений - сорока, например (увеличив при этом и интенсивность окраски), то туманность будет состоять из сорока чередующихся цветных окружностей. Поскольку туманность по своей общей форме представляет собой овал, то параметр "Rotation" укажет, как этот овал должен располагаться относительно границ изображения. Ну, а параметры "InnerColor" и "OuterColor" указывают на цвета, из которых туманность и состоит. Рекомендуется перед началом использования "Universe" немного "поиграться" с параметрами разных обьектов, изменяя их и задавая им крайние значения. Можно создать немало интересных эффектов. Скажем, Dropoff=0, Intensity=100, Color Freq=350 создаст весьма интересный узор, особенно если получше подобрать цвета. На туманность, правда, это уже не будет похоже... Кнопка "Star", как ясно из названия, создает звезду с короной. Ее цвет можно сделать любым. Параметр "Dropoff" отражает соотношение между размерами диска звезды и ее короны, а параметр "Radius" - размер самого диска. Можно сделать диск звезды прозрачным, и тогда через него будет просвечивать то, что находится за звездой. "Intestellar Gas" - это межзвездный газ. Может быть любого цвета. Слабой дымкой покрывает то, что находится за ним. Очень хорош, чтобы придать звездам какого-либо участка звездного неба одинаковый цвет. "Vortex" - это спиральная галактика. Можно считать, что это "Nebula", закрученная по спирали. По сравнению с параметрами обьекта "Nebula", добавлены еще два: "Inner Radius" - радиус затемнения в середине галактики, а точнее, его доля радиуса всей галактики, и "Swirl Freq" - степень закрученности. Чем больше последний параметр, тем больше закручена галактика вокруг своей оси. А в остальном - параметры как у обьекта "Nebula". Если при рисовании мышью круга, в котором должна быть построена, например, туманность, двигать мышь неравномерно в вертикальном и горизонтальном направлениях (то есть нарисовать овал), то туманность тоже будет выраженной овальной формы - то есть будет стремиться соответствовать фигуре, нарисованной мышью. Помимо туманности, такое поведение характерно для таких обьектов, как звезда, звездное скопление, галактика и межзвездный газ. "Lens Flare", или "Вспышка" - это звездочка с лучами. То есть попросту небольшая окружность, окруженная исходящими из нее лучами света, постепенно теряющимися в окружающем пространстве. Можно задать такие параметры, как соотношение размеров лучей и величины центральной окружности, интенсивность свечения центра этой звездочки, количество лучей и их интенсивность. Возможность задать цвет звездочки имеется, но выбор невелик - лишь красный, зеленый, синий и их сочетания. Параметр "Ring on" указывает, должно ли звездочку окружать цветное кольцо. Однако, варьируя значения параметров обьекта "Lens Flare", можно получить весьма впечатляющие эффекты. Например, если установить "Dropoff" в 200, "Intensity" свечения центра звездочки - в 10, количество лучей ("Number") - в 100, а их "Intensity" - в 0.5, а также поставить галочку в "Ring on", то получившийся обьект, хоть и не годится для помещения на звездное небо, все же является красивым и оригинальным. Можно его использовать для создания эмблемы, например. И, наконец, три оставшихся обьекта - это планеты. Они различаются по своим типам - так, планета "типа Венеры" покрыта двухцветными облаками. Правильнее бы ее называть все же планетой "типа Юпитера", поскольку на него она все же больше похожа. Можно задать цвета облаков, а также указать, должны ли облака стремиться располагаться параллельно экватору (параметр "Coriolis Effect"), как это имеет место быть у настоящих Юпитера и Венеры и как показано на рисунке, а также степень "перемешанности" облаков обоих цветов (параметр "Fractal Dimensions"). Для задания параметров планет, в отличие от всех остальных обьектов "Universe", имеется два окна. В одном задаются параметры самого обьекта-планеты: для "Venus" - планеты "типа Венеры" - это, как уже говорилось, цвета облаков и др., для остальных планет - параметры поверхности. Во втором окне можно задать параметры видимости и освещенности обьекта - ведь планеты передвигаются по орбитам, и на половине их поверхности всегда лежит ночь. С помощью двух бегунков в этом окне задается положение источника света относительно планеты. Предполагается, что взгляд наблюдателя направлен снизу окна. Можно так подобрать параметры освещенности, что планета будет казаться серпом или, наоборот, полным диском, а также освещена сверху или снизу. (Последнее может оказаться полезным, скажем, при рисовании вида звездного неба с экватора какой-нибудь планеты - тогда ее спутники будут освещаться центральным светилом именно так.) Самый сложный, но и самый красивый обьект, доступный программе "Universe", это планета "типа Земли" (см.на рис.1). Кнопка, вызывающая окна настройки его параметров - крайняя справа на панели инструментов. В окне настройки параметров самой планеты можно увидеть такие поля, как "Sea Level" - уровень морей: доля поверхности, занятую синими водными пространствами. Попробуйте поставить его значение в "1" - и вы получите "Планету Океан"... Можно задать параметры ландшафта ("Landscape"): долю неровностей и неоднородностей ("Fractal Dimensions"), а также свойства климата планеты ("Climate"). При значении последнего параметра, близкого к единице, в цветах поверхности планеты будут преобладать белые тона, а при значении "0" - желтые и красные. Подбирая параметры планеты "типа Земли", можно поставить или снять опцию наличия на планете облачного слоя ("Clouds"), его раздробленности по видимому диску ("Fractal Dimensions"), а также процент покрываемой облаками поверхности ("Coverage"). Также можно указать размеры полярных шапок ("Ice Caps"). Расположив на поверхности континентов планеты "типа Земли" объекты "Lens Flare", можно получить некое подобие городов на планете, светящихся и сверкающих. Ну, а если поместить объект "Star" на поверхность планеты, то получится картинка ядерного взрыва там, что, конечно, печально, но иногда может помочь при рисовании иллюстраций к фантастическим романам. Чтобы лучше всего представить себе возможности программы "Universe", рекомендуется "поиграть" со всеми параметрами и посмотреть на изменения изображения-примера. Стоит помнить, что полные изображения планет при помещении их на основную картину рассчитываются весьма долго, так что лучше экспериментировать с изображениями предпросмотра-примера. Если при позиционировании объекта-планеты на основной картине вместо круга изобразить мышью с нажатой левой кнопкой овал, то планета овальной не станет. Она будет того же размера, что и построенная по наименьшему размеру этого овала, а вот времени на это уйдет много. Планета "типа Луны" состоит из пятен двух цветов (по умолчанию - оттенков серого цвета, но их можно задать самостоятельно). Переплетение этих пятен может быть осуществлено как произвольно, так и с помощью алгоритмов "Linear" и "Periodic" (пункт "Bump Map"). Также можно задать соотношение поверхностей двух цветови, как и у остальных планет, степень "перемешанности" участков с различной поверхностью ("Fractal Dimensions"). Немного поменяв установки по умолчанию, например, установив другие цвета поверхностей и уменьшив значение "Fractal Dimensions", можно получить неплохие картинки вроде, например, "Мертвой планеты". Расположение облаков, континентов, морей на объектах-планетах случайное и рассчитывается на основании установленных параметров. Чтобы получить другое их расположение, сохранив установленные параметры, достаточно просто щелкнуть мышкой на изображении-примере. В "Universe" имеется возможность копирования в буфер обмена нужного фрагмента изображения, а также вставки картинок из буфера. Вставка сделана очень удобно - при нажатии соответствующей кнопки у курсора появляется рамка, равная по размеру вставляемой картинке, и эту рамку можно поместить на нужное место, даже не удерживая кнопку мыши. "Universe" пригодится вам не только для воплощения своих космических фантазий. С ее помощью можно очень даже красиво и оригинально украсить, казалось бы, совсем обычные и давно знакомые фотографии. Например, превратить парижский собор в инопланетный замок или добавить в небо Москвы изображение Юпитера (рис.2). А кто хочет - может на фотографии своей жены поместить ей звезду над головой. Надо только сначала отконвертировать фотографию в формат bmp, а то другие форматы "Universe" не распознаются. Кроме того, стоит быть осторожным при добавлении обьектов на отличные от черного фоны, так как, скажем, у обьекта-планеты "типа Земли" имеется "атмосфера" - черный поясок вокруг изображения, что может несколько испортить ее вид. Но, поварьировав с цветами обьектов и другими многообразными настройками, можно получить желаемый результат.
В общем, "Universe" - прекрасный инструмент для создания правдоподобных картин далекого космоса или украшения "космическими" обьектами различных изображений. Кроме того, некоторые обьекты "Universe" вроде "Lens Flare" можно использовать для автоматического рисования красивых узоров и знаков - если только нестандартно подобрать параметры этих обьектов. Применение программы может быть многообразным. "Universe" - как раз тот продукт, который можно и нужно использовать не по назначению. Иллюстрирование фантастических рассказов, создание увлекательных и красивых картин, получение красивых изображений для своих рисунков, украшение и изменение фотографий - отнюдь не все возможные применения программы. Если хотите, можете создать с ее помощью себе обои для рабочего стола - а что, очень даже оригинально: Юпитер прямо посреди экрана, а вокруг звезды, указывающие местоположение значков. Тем более что "Universe" позволяет создавать изображения любого размера, даже очень большого. Некоторые объекты "Universe" можно изменить до неузнаваемости, а затем сделать из них часть картины, например, или даже узор для эмблемы. Общее правило при работе с программой - изменяйте параметры объектов, подбирайте желаемые, смотрите в окно предварительного просмотра, подбирайте нужную картинку, кликая мышью на этом окне. Не бойтесь экспериментировать! Недостатки у такого специфического продукта выделить сложно - на вопрос, например, почему нет возможности сохранения в формате jpeg ответ будет прост: а для этого программа вовсе не предназначена! Есть множество отдельных конверторов - ими и пользуйтесь. Но свои функции "Universe" выполняет прекрасно, и общение с этой программой лично мне доставило немало приятных минут. Загрузить программу "Universe" можно с сайта компании DiardSoftware www.diardsoftware.com. К сожалению, программа распространяется по принципу "shareware" и, если она не зарегистрирована, то возможности рисовать планеты и объект "Lens Flare" не будет. Но, так как программа все же в какой-то степени достаточно известная, то решить данную проблему труда не составит. Успешных вам творений!
|
|
Copyright © "Internet Zone", info@izcity.com |