|
*** |
SONY + ERICSSON = ???Данила Шеповальников,
Мобильная связь - это не только и не
столько удобно, сколько модно. А любая
мода на товары характеризуется, в
частности, разнообразием и ростом
предложений. Не случайно фотомагазины,
крупные универсамы бытовой техники и
компьютерные центры выложили на свои
витрины образчики сотовой связи.
Количество магазинов, ориентированных на
продажу мобильных телефонов, в последнее
время растет так стремительно, словно
пытается затмить собой огромное число
продуктовых лавок и кафе. Возможно, в
грядущем потребности людей
трансформируются настолько, что
мобильная связь и впрямь станет одной из
приоритетных составляющих жизни каждого
человека. А пока что, огромное количество
производителей сотовых телефонов всего
лишь стремится удовлетворить
прожорливый обывательский спрос.
Сейчас на прилавках можно найти как старые, наскучившие и уже не столь популярные модели телефонов, так и "новье", можно сказать прямо с конвейера, еще даже не успевшее зарекомендовать себя достойным образом в красочных рекламных и маркетинговых кампаниях. Производителей и моделей столько, что недолго запутаться в ассортименте, однако некоторые из них все же особенно привлекают внимание. Такие, например, как Sony или Ericsson. "Словно мухи, тут и там ходят слухи по домам..." Как-то, в очередной раз, обходя сотовые магазины в своем районе и примеривая содержимое своего кошелька к стоимости некоторых интересных новинок, я наткнулся на одном прилавке на SonyEricsson T200. Повертел в руках, почитал характеристики, порасспрашивал продавца... забавная вещица! Весьма привлекательная по дизайну и своим функциональным возможностям трубка, экономично расходующая резервуар аккумулятора, вполне соответствующая своему ценнику. Всплыли воспоминания и о других моделях симбиоза двух гигантов индустрии, явно украсивших своим появлением рынок сотовой связи. Это и полноцветный Ericsson T68/T68i, и миниатюрный Ericsson T66, и многофункциональный Sony CMD-MZ5. Что же касается SonyEricsson T200 - это модель нового ряда, запущенного в производство совсем недавно. Когда обнаруживаешь на прилавке такой телефон, с радостью осознаешь, что новинки европейского рынка стали достаточно быстро добираться и до нас. Было время, когда мобильник, уже официально производимый и активно распространяемый в большинстве стран Европы, приходилось ждать месяцами. Подумав о том, что неплохо бы присмотреться к T200 поближе а, возможно, вскоре приобрести его, я отправился домой. Однако, спустя некоторое время, совершенно случайно наткнулся в Интернете на новость о том, что совместное предприятие SonyEricsson терпит убытки и близко к развалу. Как же так? Только начали разворачиваться и сразу развод? Однако буду последовательным. Изрядно погрустнев от столь печального известия, я решил покопаться в Сети в поисках баек на эту тему. (В средствах массовой информации, да и просто в народе подобные байки скромно упоминаются как "официальный источник".) Попутно натыкался на отрывочные упоминания о самих производителях, что помогало моему маленькому расследованию. Вот что из этого вышло. "Одна голова хорошо, а две лучше..." Sony - японский концерн, крупнейший представитель индустрии электроники и бытовой техники, который в середине 50-х годов волной своей продукции захлестнул рынки Европы и США. С той поры прошло немало времени, и она (продукция Sony) стала не просто желанной гостьей, но полноправной хозяйкой практически в каждом доме. Однако время беспощадно к успехам прошлого и требует от своих героев новых подвигов. В мире активно развивается телекоммуникационная отрасль, и крупные производители бытовой техники постепенно вливаются в нее, заполняя свободные ниши. Sony не удалось добиться особенного успеха в своих первых попытках выхода на рынок мобильных телефонов. Несмотря на то что для освоения были выбраны наиболее прогрессивные цифровые стандарты, а при создании своих телефонов инженеры и дизайнеры Sony, как обычно, руководствовались соображениями удобства и универсальности, модели, робко ступившие на рынок, не пользовались гигантским спросом, столь характерным для торговой марки Sony. Тем не менее, первые неудачи на новом поприще ничуть не испугали и не отвратили опытного производителя. Были предприняты очередные попытки освоения рынка мобильных телефонов в различных странах, где Sony использовала специально выработанную тактику. Так, например, в 1999 году, когда Sony стремилась захватить американский рынок мобильных аппаратов в США, объединившись с Qualcomm, ничего хорошего из этого не вышло. По слухам, компания недооценила конкурентов, и в том же году трубки Sony перестали поставляться на этот рынок. Однако идея совокупления продолжала искушать умы специалистов компании. Маркетологи были уверены, что объединение могучей Sony с известной в области телекоммуникаций компанией может дать положительные результаты. Предполагалось банальное извлечение колоссальной прибыли из подобного СП, активное продвижение новой марки и объединение финансовых и технологических мощностей. По прошествии некоторого времени, в течение которого компания старательно подыскивала подходящую кандидатуру, предполагаемый партнер был найден. Как ни странно, в роли этого партнера решил выступить не кто-нибудь, а компания Ericsson. Вряд ли среди людей, пользующихся мобильными телефонами, есть те, кто ничего не слышали и не знают об Ericsson"е. История телекоммуникационного монстра началась еще в 1876 году, когда шведский механик-самоучка 30 лет от роду Ларс Магнус Эрикссон решил вдруг открыть в Стокгольме небольшую частную мастерскую по ремонту телеграфного оборудования. Спустя 2 года ему стали приносить для ремонта первые телефонные аппараты. Это навело Ларса Магнуса на шальную мысль: а почему бы не собирать и не производить их самостоятельно? Нетрудно догадаться, что этим он и занялся. В 1879 году Эрикссон изготовил собственноручно около сотни телефонов. А через два года его предприятие стало известно настолько, что предприимчивый швед начал экспортировать свою продукцию. По странному стечению обстоятельств, среди первых стран-импортеров была Россия. Как сообщается на официальном сайте компании, в архивных документах сохранились записи первого заказа из России на поставку телефонов "Эрикссон". Это произошло в 1881 году - спустя всего пять лет после того, как в Стокгольме были основаны "электромеханические мастерские LM Ericsson & Co" (LME). А непосредственно установка первой телефонной станции в России компанией LM Ericsson датирована 1893 годом. Прошло уже более ста лет, однако до сих пор считается, что с самого начала Россия играла заметную роль в экспортном бизнесе LM Ericsson. История сотрудничества Ericsson с Россией содержит несколько занимательных фактов. Так, например, в кремлевском кабинете В. И. Ленина было установлено 4 телефонных аппарата, в Горках - еще два. Все они были изготовлены компанией "Эрикссон". А в свое время качество новомодного в ту пору аппарата под названием "Кобра" (размером и весом напоминавший здоровый канделябр) испытывал сам Юрий Гагарин. На сегодняшний день компания "Эрикссон" - ведущий поставщик телекоммуникационных решений для операторов сетей связи и провайдеров услуг, для корпоративных пользователей и конечных потребителей. Телефоны Sony отличаются элегантностью и стильным дизайном. Jog Dial - оригинальная система управления красивыми менюшками с помощью специального колесика на корпусе телефона - фирменное изобретение Sony. Полифонические мелодии, несколько градаций экрана, огромное количество дополнительных функций (почта, Интернет и пр.) - эти трубки всегда были чем-то большим, чем просто телефон. Однако именно качеств телефона как средства связи, а не просто красивой игрушки данным моделям порой серьезно не достает. Продукция Ericsson, напротив, отличается своей практичностью. Всегда хороший уровень сигнала, всегда приемлемое качество связи, громкие звонки, мощные аккумуляторы. Что же касается внешнего вида, то он у многих вызывает нарекания. Также много претензий не раз высказывалось пользователями в адрес прошивок (программного обеспечения) телефонов Ericsson. По правде говоря, одной из основных проблем, вызывающих неудовольствие, остается замедленная, если не сказать хуже, навигация меню. В общем, два производителя с полярными технологическими проблемами были сведены друг с другом самой Судьбой. Обстоятельства, поспособствовавшие объединению обеих крупных компаний, оказались схожими как у Sony, так и у Ericsson. В 2001 году Ericsson официально обнародовал тот факт, что несет убытки от телефонного бизнеса. Это было вызвано рядом существенных просчетов компании. И, как это обычно бывает, остро встал извечный вопрос: "Что делать?". Правление компании Ericsson приняло решение о том, что телефонный бизнес станет автономным, и будет переведен на самообеспечение. Таким образом, все, что было связано с мобильными телефонами, откололось от основной организации. По схожему сценарию складывалась и судьба подразделения, занимающегося мобильной телефонией в концерне Sony. В итоге две крупные компании сумели договориться между собой. 1 октября 2001 года было зафиксировано их официальное соглашение, в результате которого произошло торжественное слияние двух подразделений и образование нового потенциального монополиста SonyEricsson. Процентная доля владения данным СП была справедливо поделена поровну между учредителями: 50/50. "Наш паровоз летит в откос..." Вот что говорится о совместном предприятии на официальном русскоязычном сайте компании: "Sony Ericsson Mobile Communications предлагает мобильный мультимедийный продукт для людей, предпочитающих возможности новейших технологий. Путем создания заманчивого брэнда и лидирования в использовании возможностей мультимедийных коммуникаций, сохраняя мобильность, Sony Ericsson может создать неотразимые возможности бизнеса для клиентов-операторов. Компания находится в совладении в равных долях Ericsson и Sony, чей совместный бизнес мобильных телефонов по общему балансу достиг годового уровня продаж в 50 миллионов единиц, что составило 7,2 миллиарда долларов в 2000 г. Sony Ericsson отвечает за маркетинговые исследования, дизайн и разработку, а также за продажи, распространение и службы поддержки пользователей. Общее руководство компании находится в Лондоне, а также приблизительно 3500 служащих в Германии, Японии, Швеции и США. Президентом компании является Katsumi Ihara, а исполняющим вице-президентом Jan Wareby. Новая компания создает новый и сильный брэнд для широкого диапазона будущих продуктов. Первые совместные продукты будут представлены в третьем квартале 2002 г., однако существующие продуктовые линии обоих компаний будут продаваться как в 2001 г., так и в 2002 г. Используя совместные усилия компаний Sony и Ericsson, будучи гибкими на рынках, прогнозируя поведение покупателей и соперников, мы ставим себе цель стать игроком номер один на рынке мобильных мультимедийных продуктов." Сколько уверенности в своих силах, сколько энтузиазма! Тем более, что, несмотря на все успехи и неудачи компаний, сотовые телефоны Ericsson и Sony пользуются большой популярностью. Особенно популярен "Эрикссон", а у Sony имеются в виду модели японской сборки: Sony CMD-J5 и Sony CMD-Z5. Французская же и тайваньская сборка в лице Sony CMD J6/J7/J70 менее популярна. И вот, в канун юбилея (1 год существования предприятия), в Сети и в СМИ появляется досадная информация: 2 сентября 2002 года Ericsson ставит ультиматум. Согласно этим данным, руководство Ericsson категорически не устраивают финансовые показатели совместного предприятия. Представители компании поочередно выступили с серией достаточно резких заявлений по этому поводу. "Мы не хотим вкладывать деньги, если они не начнут делать продукты, которые будут пользоваться успехом на рынке", - высказалась пресс-секретарь компании Асе Линдског (Aase Lindskog) в интервью агентству Bloomberg. "Мы не будем повторять ошибок и не станем вкладывать средства в совместное предприятие, если оно не показывает удовлетворительных результатов", - цитирует ее слова агентство Reuters. Ericsson собирается предоставить предприятию "испытательный срок", не превышающий трех кварталов, для решения собственных проблем. По данным аналитиков, сократился и объем продаж SonyEricsson, причем аж на 30%. Увы, при создании СП перед ним ставилась совсем другая задача: в течение пяти лет стать мировым лидером по производству сотовых телефонов и мобильных мультимедийных устройств. Все это происходит на фоне возвращения рентабельности у самой компании Ericsson. Ее акции вновь растут в цене, производство набирает обороты, сокращаются расходы, растет прибыль... Уж не с возросшей ли уверенностью в собственных силах связаны столь резкие суждения в адрес СП? В любом случае подобный прецедент выглядит неприятно на фоне перспектив, которые открывает перед потребителями симбиоз SonyEricsson. В частности, при тщательном выборе сотового телефона может серьезно сказаться тот факт, что дальнейшее существование предприятия-производителя находится под вопросом. И что-то мне покупать SonyEricsson T200 уже не очень-то хочется... А между тем, планы по выпуску новых моделей сотовых телефонов SonyEricsson (на данный момент частично реализованные) выглядят весьма соблазнительно. Компания Sony Ericsson продвигает сразу 4 новых мобильных телефона. Три из них - модели Т200, Т300 и Т600 ориентированы на работу в сетях стандарта GSM. Модель T61d предназначена для стандарта TDMA. Кроме того, анонсирована новая модель T100 (GSM), для любителей недорогих и практичных решений. По словам представителей компании, все новинки ориентированы на массовый рынок. "На первый, второй - рассчитайсь!" Итак, самой простой моделью в линейке SonyEricsson станет T100. Это молодежный телефон, не обремененный излишним количеством функций. Небольшой размер, обычный дисплей, скромный дизайн, знаменитый Jog Dial - система управления телефоном посредством колесика, любезно оставленная Sony в наследство практически всем выпускаемым моделям, к которым так или иначе прикладывают руку инженеры компании. Все это "в одном флаконе" (с различным цветом корпусов) вскоре можно будет приобрести по приемлемой цене. Следующая разработка - T200. Это трехдиапазонный аппарат с поддержкой GPRS. Телефон имеет черно-белый дисплей с приятной темно-синей подсветкой. T200 ориентирован на китайскоязычные страны. Это - о ужас - первая трубка Sony Ericsson, имеющая функцию быстрого набора текста на китайском языке - Thai T9! Т300 - трехдиапазонный телефон с цветным дисплеем, с возможностью отправки MMS и электронной почты. Т300 имеет полифонические мелодии, его будущие владельцы смогут загружать дополнительные мелодии и игры. Телефон имеет встроенную цифровую камеру CommuniCam MCA-25. Сделанные с помощью камеры фотографии можно хранить в четырех различных форматах - от 80x60 пикселей до 640x480 пикселей. Картинки можно отправлять как часть MMS и по электронной почте, а также использовать в качестве скринсейвера или иллюстраций к телефонной книге аппарата. Т300 появится в продаже в четвертом квартале этого года. T600 - миниатюрный, очень легкий трехдиапазонный аппарат с поддержкой EMS (картинки и мелодии) и WAP. Телефон весит менее 60 граммов. По мнению разработчиков, Т600 понравится любителям игр - некоторые из его игр даже сопровождаются вибрацией (при чем тут вибрация и какие такие игры имеются в виду?!). Время работы аппарата - 80-180 часов в режиме ожидания и 1,5-5 часов в режиме разговора. Предусмотрено три цвета корпуса - серебристо-лунный, песочно-золотистый и цвет морской волны. Телефон поступит в продажу в третьем квартале этого года. T61d - первый телефон Sony Ericsson, созданный для работы в TDMA-сетях. Его описание я, как ярый поклонник стандарта GSM, приводить не буду. Сведения о новых телефонах удалось почерпнуть с русскоязычного сайта производителя. И много теплых слов еще можно было бы об этих трубках сказать, если бы не печальные вышеизложенные факты. И все-таки не все потеряно. Есть еще почти три квартала, и многое может измениться. Да и вообще, верить высказываниям руководства Ericsson отчего-то очень не хотелось. Пытаясь укрепить или же развеять сомнения по этому поводу, я решил проследить за развитием ситуации и вновь отправился на поиски информации - в Сеть. И вот что удалось выяснить, всего спустя неделю после предшествующих нелице-приятных подробностей. "Мир, дружба, жевачка..." Ох уж эти магнаты... Порой они хотят сказать совсем не то, что слышится окружающим. Да, может быть, и не в магнатах энтих дело. В конце концов, задача любого СМИ - передавать слухи в том виде, в котором они могут быть интересны. Правдоподобностью подобной информации в таких случаях, в какой-то степени, приходится жертвовать. 23 сентября выяснилось, что генеральный директор Ericsson высказал опровержение заявленному ранее. Он сообщил, что его компания не намерена выходить из совместного с Sony предприятия по производству мобильных телефонов. Курт Хелльстрем (Kurt Hellstroem) особенно отметил, что его слова о возможном выходе из СП компании Ericsson и прекращения финансирования проекта Sony Ericsson Mobile Communications были неправильно поняты. (Не сильно ли сказано?). Таким образом, Ericsson не изменила своих планов относительно СП с Sony. "Мы никогда не рассматривали такой возможности, даже никогда не думали о том, чтобы выйти из совместного предприятия," - сказал глава шведской компании Хеллстрем. "Да пошутил я!" - так можно словами вратаря Петера Шмайхеля из популярного рекламного ролика описать сложившуюся ситуацию. А ведь ранее сам Хеллстрем утверждал, что, если продукция совместного предприятия не сможет завоевать существенной доли на рынке, Ericsson может прекратить его финансирование. О, двуликий Янус! Впрочем, и на старуху бывает проруха... За все время существования совместного предприятия, Ericsson вложил в него около 250 млн евро. Тем не менее, деятельность предприятия остается убыточной, а объем продаж во втором квартале этого года оказалось на 43% ниже продаж телефонов Sony и Ericsson за аналогичный период прошедшего года. Несмотря ни на что, Хеллстрем, видимо, изрядно раззадорившись, выразил уверенность в светлом будущем этого начинания. Этому может поспособствовать выпуск новых моделей телефонов, обладающих мультимедийными функциями. Чтобы добиться успеха на рынке, Ericsson до середины следующего года вложит в СП еще 500 млн евро! Помимо денежного вливания, успеху СП, так или иначе, сможет поспособствовать открытие еще одного предприятия SonyEricsson (China), включающее в себя завод и исследовательский центр в Пекине. Это предприятие будет ориентировано в основном на внутренний китайский рынок. КНР со своими 170 миллионами граждан, успевших уже приобрести мобильный телефон, является крупнейшим потребителем сотовой связи в мире. Приятно все-таки, что двухместная шлюпка SonyEricsson удерживается на плаву. Члены экипажа настроены оптимистично и вкладывают друг в друга деньги. Не мешают суденышку ни волнения в безбрежном океане телекоммуникационного бизнеса, ни перепады в настроении ее штурманов и капитанов. Возможно, это не конец истории и вслед за всем произошедшим последуют новые интересные события. А пока у аналитиков есть возможность понаблюдать за укреплением позиций предприятия на рынке, а у потребителей - поближе присмотреться к предлагаемым моделям телефонов. Вот и я думаю, что SonyEricsson T200, в сущности, не так уж и плох. Быть может, все-таки стоит его приобрести? Источник: http://www.comprice.ru/ |
|
Copyright © "Internet Zone", info@izcity.com |