|
*** |
Вы никогда не слышали, как специалист по винам описывает свой любимый сорт? «Сложное, с дерзким ароматом и неповторимым букетом». Также, как и вино, шрифты и формы литер описываются необычным набором термином, немного логичным, немного странным и иногда явно несущим в себе олицетворения. Фактическая цель состоит не в том, чтобы сделать типографику другой областью со своим собственным неизвестным жаргоном, а скорее в том, чтобы дать язык, которым люди – работники типографии, дизайнеры и их клиенты – могут наполовину интеллектуально говорить друг с другом о шрифтах, которые мы используем. Мы решили дать вам краткий обзор структуры литеры, чтобы когда в следующий раз вы будете обсуждать шрифт с вашим дизайнером (или клиентом, в зависимости от того, кто это читает), вам не приходилось прибегать к словам «та штучка, которая высовывается из верхней части строчной g». Чтобы знать, что мы рассматриваем, давайте установим типографское поле игры. Символы делятся на две большие части: прописные и строчные. Высота прописного знака (cap-height) – это в точности то, на что это похоже по звучанию – высота большой, заглавной буквы. Термин «высота строчного знака» относится к высоте символов нижнего регистра, причем без каких-либо частей, выступающих вверх (как у d) или вниз (как у p). Высота строчного знака по-английски буквально означает «высота буквы x». Почему x? По очень простой причине: это наиболее геометричная по форме литера нижнего регистра, безо всяких частей, выступающих вверх и вниз или плавающих над буквой (как точка над i). Так почему же не используют o? Округленные формы таких литер, как o и u, обычно создают такими, чтобы они были немного больше, чем квадратные или плоские литеры, и выступали немного дальше в верхней и нижней части. Это значит, что o будет фактически немного выше, чем её соседка x. В типографии разрабатывают округлённые литеры таким образом, чтобы оптически они выглядели, как если бы они были того же размера, как другие символы в своей гарнитуре. По той же логике, высота прописного знака фактически означает высоту неокругленных литер вроде X или E . Помните то время, когда вы были
ребенком и учились писать в прописи с
тремя разлинованными строками, одна для
нижней части символа, Нет, серифы — это не маленькие ангелочки, а небольшие штрихи (засечки), которые появляются в конце основных штрихов многих шрифтов. Обратите внимание, что не каждый шрифт имеет засечки. Многие гарнитуры относятся к группе sans serif (без засечек или гротески); вы скорее всего знакомы с Helvetica или Arial. Серифы имеют две формы, скругленные и прямые. В скругленных серифах засечка присоединяется по кривой. Прямые засечки присоединяются к штриху резко, без изящного, изогнутого перехода. Крупные штрихи, которые
составляют литеру, называются по-разному
в зависимости от того, к какому типу
штрихов они принадлежат. Прежде всего
любая прямая или изогнутая линия
называется штрихом (stroke). Самый простой
штрих - это прямой штрих "вверх и вниз",
как на длинной стороне L или R, который
называется основным (stem). Что касается той
волнообразной кривой, которая формирует
центральную часть буквы S, то она
называется восхитительно: спинка. В
заключение, изогнутый штрих, например, на
C, все еще называется штрихом, но
направление утончения на штрихе
называется наплывом (stress). Наплыв Округленные формы, которые
выходят в некоторых символах вроде R,
P и B,
называются полуовалами (bowl), а их
внутренняя часть — внутрибуквенный
просвет (counter). Фактически, любая частично
закрытая округленная форма называется
полуовалом, а полностью закрытая —
овалом, например, полуовалы есть в Кроме засечек литеры также имеют
все типы штучек-дрючек, выступающих из
них. Наиболее очевидные из них — это
штрихи, Часто суженный конец штриха,
который не имеет засечки на конце,
например хвост у Q, У букв G и g
можно выделить некоторые характерные
особенности, и — чтобы говорить, как
настоящий профи в типографском деле —
вы можете также запомнить, как они
называются. G старого стиля —
это довольно сложная штука: овал с петлей
под ним, часто Так почему же литеры имеют так много завитков, петлей и чудных выступов? Бóльшая их часть — это следствие длинной и сложной истории письменных символов. Многие, как засечки, унаследованы от гравировок на камне, относящихся к временам Древнего Рима. Некоторые считают, что засечки остались от концов штрихов кистью, которыми делали разметку на лицевой поверхности камня как указание для граверов. Всплеск, шпора и петли, кажется, явно пришли из каллиграфии. Некоторые изменения (такие, как прямые засечки) произошли, когда брусковый тип стал преобладающим, и форма литер изменилась на более простую, более геометричную. Знание словаря, используемого для описания формы литер — не только хороший способ более эффективно общаться на тему печати, это также передает ощущение замысловатой, запутанной и очаровательной истории типографского дела. Автор: Ребекка Блейк, директор по дизайну компании Optimum Design & Consulting. Перевод: Петр Каньковски, www.e-town.nm.ru. Публикуется с разрешения автора.
Оригинал
статьи на английском языке. |
|
Copyright © "Internet Zone", info@izcity.com |