Чуткий взгляд ухом
Компьютерная акустика изнутри
Александр Енин
Рано утром, когда наступило время
Че, Upgrade вышел из метро и направился в точку
Хэ. Ну, вышел из метро, конечно, не весь Upgrade
в полном составе, а только я, Ухо "Апгрейда".
Именно так. Я настаиваю на этом. Если
новостник - наши глаза, выпускающий
редактор - голос, а корректор - все
комплексы разом, то я по праву могу носить
звание Уха, чем, уважаемые, весьма горд.
И вот, не принимая в расчет
собственные мерзнущие на морозе уши, ваше
покорное Ухо направило стопы свои в одну
интересную компанию, которая занимается
проектированием и разработкой
акустических систем. Пошло послушать, что
интересного ему расскажут специалисты FLab (так
называется эта компания) про то, что мы с
вами слушаем, про то, что мы сейчас можем
купить, и про то, что нас может ждать в
ближайшем будущем.
И там, в тепле и за чашкой горячего
супа, мне поведали о том, на что похожа
нынешняя пластиковая акустика, о том, как
дешевую акустику собирают на
полулегальных производствах в Китае, о том,
чего нынешним системам не хватает для
нашего с вами счастья, и, наконец, о том,
когда это счастье наконец наступит.
Впрочем, лучше я все перескажу
обстоятельно и по порядку.
Up: Нам говорили, что вы недавно
закончили большие исследования
компьютерной акустики. И что интересного
вам удалось выяснить в результате?
FLab: Выяснилось, что на рынке очень
немного качественной мультимедийной
акустики. Вернее, ее практически нет.
Основная масса систем - ниже всякой
критики.
Up: А в чем недостатки этих систем? Есть
какие-то общие проблемы?
FLab: Конечно, и довольно много.
Характерные черты таких систем -
отсутствие высоких частот, сильно
искаженные средние, несостыкованные с
низкочастотником сателлиты и солирующая
монотонная песня вуфера, зациклившегося
на одной мидбасовой ноте. (Подробнее
недостатки описаны во врезке - прим. ред.).
Up: Ну, ситуация с вуфером вполне
понятна. Невозможно создать громкий и
качественный, но маленький и маломощный
низкочастотник, к тому же, на недорогом
динамике, который не просто громко ухал бы
на одной ноте.
FLab: Не скажите, очень даже возможно. У
нас есть сабвуфер на базе динамика 25 ГДН,
который играет практически в линию от 50 до
150 Гц. Если вашим читателям это интересно,
можно опубликовать его чертежи. Для того,
чтобы получить качественные системы, при
разработке люди должны вкладывать больше
денег не столько в комплектующие, сколько
в технологию.
Up: То есть, сейчас производители этих
систем вкладывают деньги в комплектующие
и рабочую силу, а проектирование
осуществляется "на сдачу"?
FLab: Примерно так. Производители
исходят только из экономических
соображений - цена должна быть низкой.
Поэтому многие системы сделаны вообще без
учета того, как они будут звучать.
Выбираются самые дешевые комплектующие,
которые просто механически и электрически
совместимы.
Up: То есть?
FLab: То есть, процесс проектирования
выглядит примерно так. Какой-нибудь Лунь
Юй берет прайс-листы комплектующих и
находит самую дешевую раму
громкоговорителя. В других прайсах
находит подвес, диффузор, магнит - самые
дешевые из тех, которые можно слепить
между собой в какое-то подобие динамика.
Это "устройство, похожее на динамик"
без учета параметров засовывается в самое
дешевое подобие корпуса, оснащается
самыми дешевыми проводами и клеммами, вот
и готова новая мультимедийная акустика.
Up: Ужасы какие... Прямо массовое
производство "Франкенштейнов" какое-то...
FLab: Что-то вроде того. Полученный "Франкенштейн"
будет звучать случайным образом, как
получится, скорее всего, ужасно. И не
только звучать. Добрые родители забили не
только на его качество, но и на
долговечность и пожаробезопасность. Зато
стоит такой "продуктъ" феноменально
мало... Как раз можно купить "на сдачу"
к компьютеру.
Бывает, встречаются более
продвинутые системы, которые умело
замаскированы под качественные. Отличия в
процессе изготовления "Франкенштейн -
2" от "Франкенштейн - 1" примерно
такие.
Вместо "устройства, похожего на
динамик" в корпус устанавливают "устройство,
похожее на качественный динамик",
собранный из комплектующих, очень похожих
на качественные ("дорого" выглядящие
диффузоры, колпачки и подвесы), но
сделанных, опять же, только исходя из
низкой цены и без учета акустических
свойств.
В результате, акустика, похожая на
качественную, стоит дороже, но качество
звука, долговечность и пожаробезопасность
такой системы ничуть не лучше, чем в первом
случае.
Есть еще третий вариант, самый
щадящий, когда производитель не делает
динамики сам, а покупает забракованные,
которые делались на заказ для серьезных
компаний и не прошли технического
контроля. Цена такого изделия не намного
выше, чем в двух предыдущих случаях, но
качество акустической системы на его базе
лучше - хоть динамики списывают не просто
так, но по крайней мере, над их звучанием
кто-то задумывался.
Качественная акустика (относительно
качественная, конечно) разрабатывается,
исходя из звучания системы, хотя ее
себестоимость жестко ограничена ценовыми
рамками. Но зато все комплектующие (некоторые
из которых изготовлены с использованием
ноу-хау) грамотно подобраны, а сборка
производится под строгим контролем и с
учетом фирменных разработок.
Улучшение качества такой системы
потребует полного изменения всего
техпроцесса. Конечно, при одной и той же
стоимости комплектующих "Франкенштейн"
в продаже будет стоить дешевле брэнда, но
по соотношению цена / качество окажется в
глубоком... проигрыше.
FLab: Еще кружечку супа?
Up: Спасибо, с удовольствием.
Up: Виноват, мне не совсем понятно. Когда
вы говорите о некачественной акустике,
речь идет о китайских "чебурашках"?
FLab: Ну, положим, сейчас практически вся
акустика собирается в Китае, и
качественная акустика - тоже. Просто
крупные европейские компании, в отличие от
полукустарных китайских производителей,
используют свои уникальные технологии и
контролируют качество готовых систем.
И вместе с тем, есть китайские
компании, которые имеют отличные
собственные разработки и стремятся делать
качественную акустику. Так что, правильнее
будет делить акустические системы на
качественные и некачественные, не взирая
на национальность.
Up: Почему же некачественная
акустика оказывается-таки востребованной?
FLab: Потому, что ее покупают, в основном,
для воспроизведения системных звуков и
для игр, в редких случаях - еще для создания
музыкального фона. А в играх никто не будет
заострять внимания на тембральном балансе
выстрелов, скрипа тормозов и т. д.
Нелинейные и интермодуляционные
искажения тоже мало кого смущают: чем
страшнее и гулче грохнет сабвуфер, чем
сиплее и жестче затрещит сателлит, тем
выше подпрыгнет на своем кресле геймер.
Хотя, конечно, всему есть предел -
некоторые системы невозможно долго
использовать даже в играх, чтобы не
заработать головную боль.
Такая акустика годится только для
игрушек, для музыки и DVD такие колонки
практически не подходят.
Up: А как вы считаете, ситуация
изменится?
FLab: Конечно, к тому есть все
предпосылки. Появляются новые звуковые
карты с очень высоким качеством звука,
превосходящие музыкальные центры.
Раскрыть потенциал даже Audigy на нынешней
мультимедийной акустике невозможно.
Использовать Audigy или Audigy2 только
для игр - все равно, что, имея хорошую
машину, ездить на ней только до ближайшей
троллейбусной остановки. Возможности
современных карт очень велики, на базе
такой карты можно создать универсальную
систему для DVD, музыки и игр, требуется
только добавить качественные колонки и
усилители.
Дешевая акустика уже практически
полностью себя изжила. Рынок заполнен ей
настолько, насколько это только возможно.
А те, кто занимались ее производством и
продажей, уже заработали достаточно денег,
чтобы выйти на новый уровень. И это скоро
произойдет, ведь если сегодня это не
сделаешь ты, то завтра тебя "сделают"
конкуренты.
Если вы вспомните, примено по той
же схеме у нас развивалась и домашняя
акустика и кар-аудио. Вспомните: сначала
это были странные изделия большими
красочными надписями типа Panasowik и Akaiwa, и
более-менее качественные музыкальные
центры были чем-то вроде предмета роскоши.
Сейчас хорошие музыкальные
центры - норма, если не минимум. Такая же
ситуация скоро наступит и с компьютерной
акустикой, только в роли музыкальных
центров окажется мультимедийная акустика,
но не нынешнего уровня, а качественная. Нам
точно известно, что уже сейчас есть очень
интересные и качественные разработки,
даже запущенные в производство, но пока не
появившиеся на рынке. Ждем-с...
Технический консалтинг
FLab
|
Давайте все-таки
внесем ясность, кого мы,
собственно, допрашивали с таким
пристрастием. Итак,
компания FLab занимается
разработкой и проектированием
акустических систем. Имеет
собственные разработки динамиков
и колонок, которые выпускались в
России. Но, в основном, Flab работает
над заказами крупных компаний.
Например, достаточно
известная автомобильная акустика
"Урал" (модельный ряд,
выпущенный в 2001 году) разработана
именно в лаборатории наших
собеседников. Есть
работы и в области
профессиональной акустики: FLab
совместно с другой российской
компанией организовывала сборку
концертной акустики для компании
Mc Canley. Эти системы
российской сборки отыгрывали на
концертах Pink Floyd в "Олимпийском".
Помимо этого, "эфлабовцы"
неоднократно проводили
исследования акустики, в том
числе, и мультимедийной,
представленной на рынках Китая и
России. Как по
собственной инициативе, так и по
заказам торговых и промышленных
компаний. |
|
Проблемы
большинства мультимедийных систем
|
В большинстве
"чебурашек" высокие
частоты отсутствуют как класс.
Нет-нет, мы не говорим про какие-то
там 17 и 18 кГц, которых
большинство из нас не
воспринимают мозгом.
Речь идет о чуть ли не верхнем
голосовом диапазоне - иногда
колонки не способны
воспроизводить даже 7 кГц. По
идее, гармоники инструментов и
сэмплов, звучащих на средних
частотах, проникают в верхнюю
часть диапазона, точнее, должны
проникать, но за отсутствием
или перекосом этой зоны "проваливаются",
и в итоге мы можем только
догадываться, какой инструмент
пытается звучать. Эти искажения
еще больше усугубляются
завалами частотной
характеристики в самой
слышимой зоне - от 500 Гц до 4500 кГц.
Из-за применения сверхдешевых
конденсаторов и резисторов, по
уму - вообще не допустимых в
кроссоверах акустических
систем, еще оставшийся звук по
всему диапазону коверкают
интермодуляционные и
гармонические искажения.
Если производители сэкономили
на емкости конденсаторов в
районе частоты раздела
сабвуфера и сателлитов (обычно
на интервале от 140-150 до 200-220 Гц)
образуется характерный
глубокий провал.
В результате пропадает самый
информативный участок мидбаса.
Иногда вуфер и вовсе не
обрезают, тогда провал
отсутствует, а низкочастотник
звучит до 2-3 кГц. В этом случае
гибнет звуковая панорама.
Теперь будем
ругаться на сабвуфер.
Чтобы не устанавливать мощный
усилитель и не разоряться на
чувствительный динамик,
изготовители настраивают
сабвуфер так, чтобы он громыхал
в узкой частотной полосе (на
двух-трех соседних нотах), но по
максимуму.
В результате, АЧХ сабвуферов
представляет собой огромный
горб. |
|
Источник: http://www.computery.ru/upgrade/
|