Открылась Компьютерная Ярмарка Expo-com.ru на Тульской 
6000 кв.м, 20 000 покупателей в день.
Удачное расположение (м. "Тульская"), большой ассортимент, автостоянка, лифты, кафе, туалеты, телефонная связь, интернет. 
Арендаторам: 1 месяц бесплатно
Режим работы и проезд см. здесь >>
реклама у нас
***

Radeon 9500. Переделка в Radeon 9700

Автор: Макс Курмаз

Компания ATI, канадский разработчик и в прошлом производитель видеокарт, впервые стала лидером в гонке 3D-ускорителей. Летом 2002 года была выпущена новая производительная видеокарта - Radeon 9700 Pro, которая по результатам тестирований оказалась быстрее, чем предыдущий рекордсмен - GeForce4 Ti4600. Обогнать NVIDIA удалось потому, что ATI пошла на компромисс в технологическом плане - не стала дожидаться готовности техпроцесса 0.13 мкм, как конкурент, а вместо этого использовала немного устаревший техпроцесс 0.15 мкм.

Конечно, в тот момент о победе говорить было рано, так как одна дорогостоящая видеокарта не может оказать сколько-нибудь заметного влияния на рынок. Поэтому ATI понадобилось выпустить более доступные модели, которые могли бы себе позволить не только обеспеченные фанаты 3D-игр. Было решено особенно не напрягаться - выпустить упрощенные версии на том же чипе, но с отключенными возможностями. Так и появилось семейство Radeon 9500.

Народные умельцы быстро разузнали, что именно и как было отключено, и рассказали всем о том, как это можно обратно включить. Об одном из способов превращения Radeon 9500 в полноценный Radeon 9700 и пойдет речь в этой статье.

Немного теории. R300

Для начала разберемся, почему новая видеокарта ATI оказалась такой быстрой. Архитектура чипа R300, который лег в основу Radeon 9700/9500, содержит множество нововведений. Начнем с того, что в новом 3D-ускорителе все основные блоки обрабатывают числа с плавающей запятой. Тем самым обеспечивается совместимость с играми, "заточенными" под новые возможности интерфейса DirectX 9. С плавающей запятой работают вершинные конвейеры, которых у нового чипа ATI четыре, а не два, как у GF4. Причем теперь выполняемые ими геометрические программы могут иметь циклы, переходы и вызовы подпрограмм, что делает их похожими на конвейеры центрального процессора. Блок преобразования координат у R300 имеет производительность около 300 млн. треугольников в секунду, то есть вдвое больше, чем у GF4. У R300 - восемь пиксельных конвейеров, опять же двое больше, чем у GF4, но на каждом есть только один блок текстурирования, поэтому по количеству текстурных модулей они сравниваются. В общей сложности конвейеры чипа ATI могут за такт накладывать 16 текстур и выполнять 160 инструкций шейдера.

Во время прохождения описанных стадий в работу конвейеров вмешивается блок экономии пропускной способности памяти - HyperZ-III. Как и у предшественников R300, он включает в себя Hierarchical Z (анализ Z-буфера до начала закраски), Z-Compression (сжатие Z-буфера) и Fast Z-Clear (быстрая очистка), но все эти алгоритмы работают еще эффективнее. А когда сцена готова, она поступает в блок анти-алиасинга SmoothVision 2. В отличие от предшественников, R300 проводит сглаживание не только трудоемким методом суперсэмплинга (построение сцены в более высоком разрешении), но и более эффективным методом мультисэмплинга, который вовсю используется GeForce3/4.

Еще один ключевой момент архитектуры - поддержка 256-разрядной шины памяти. Все видеокарты до Radeon 9700 использовали максимум 128-разрядную шину (Matrox Parhelia не в счет). Увеличение разрядности шины позволяет и дальше наращивать скорость закраски треугольников - fillrate, основной фактор, сдерживающий быстродействие 3D-ускорителя.

Высокой тактовой частотой новый Radeon похвастаться не может - 300 МГц уже давно пройденный этап для NVIDIA, однако широкая шина данных и множество "хитрых" технологий позволяет видеокарте показывать отличную скорость в 3D.

Radeon 9500

Первоначально к видеокарте Radeon 9700 Pro была добавлена удешевленная версия Radeon 9700, которая отличалась только более низкими тактовыми частотами - 275 МГц для чипа и 270 МГц для памяти. Конечно, такая видеокарта получилась ненамного дешевле. Потребовались более радикальные шаги. ATI силами своих партнеров выпустила еще три видеокарты:

  • Radeon 9500 с памятью 64 Мб: частоты 275/270 МГц, шина памяти 128 бит, отключена половина конвейеров рендеринга;
  • Radeon 9500 с памятью 128 Мб: частоты те же, шина памяти - 256 бит, отключены конвейеры;
  • Radeon 9500 Pro с памятью 128 Мб: частоты те же, шина памяти - 128 бит, конвейеры не отключены.
Фактически Radeon 9500 Pro является версией Radeon 9700 с урезанной шиной, а Radeon 9500/128 - то же Radeon 9700, но с отключенными конвейерами.

Понятно, что добавить пропущенные 128 линий шины памяти нереально, а вот включить конвейеры рендеринга можно. Выяснилось, что ATI не отключала конвейеры аппаратно - это делают драйверы после определения модификации R300. Если драйверы считают, что видеокарта относится к классу Radeon 9500, они выключают конвейеры. Следовательно, Radeon 9500 с 128 Мб памяти можно превратить в настоящий Radeon 9700 двумя способами:
  • "заставить" чип сообщать о себе, что он на самом деле Radeon 9700, а не 9500;
  • "заставить" драйверы не разбираться в вариантах видеокарт (обычный взлом программы).
Первый способ требует навыков владения паяльников. А второй - только доступа к интернет для скачивания патча. Он называется SoftR9x00, входит в состав популярной утилиты RivaTuner начиная с версии 12.2, разработан ее автором - Алексеем Николайчуком. О патче и о тестовой видеокарте пойдет речь дальше.

Sapphire Atlantis Radeon 9500

Фирма Sapphire - один из основных партнеров ATI, выпускающий видеокарты как для самого канадского разработчика, так и для продажи под своим именем. Sapphire предлагает самый широкий ассортимент видеокарт на чипах ATI, среди которых, конечно, есть и Radeon 9500 с 128 Мб видеопамяти.

По дизайну эта видеокарта практически не отличается от Radeon 9700 Pro: красная печатная плата, восемь чипов памяти в корпусах FBGA с обеих сторон, видео- и цифровой выходы, небольшой радиатор с небольшим вентилятором и дополнительный разъем питания.

Отличия - только в компонентах: так, на Atlantis Radeon 9500 установлены микросхемы памяти Infineon со временем цикла 3.3 нс (рабочая частота - до 300 МГц), а на Radeon 9700 Pro той же фирмы стояла память с циклом 2.86 нс.

Память не обеспечивается охлаждением, зато радиатор установлен на обратной стороне платы, на стабилизаторе питания.

В комплекте с видеокартой поставляются:

  • мануалка;
  • компакт-диск с драйверами;
  • адаптер для дополнительного разъема питания (далеко не у каждого блока питания есть второй маленький разъем);
  • переходник DVI-DSub для подключения второго аналогового монитора;
  • переходник S-Video-RCA для подключения телевизора с композитным входом;
  • два кабеля - S-Video и RCA ("тюльпан").
Очевидно, что вопросов с установкой и подключением периферии к этой видеокарте не возникнет, и визит на радиорынок можно будет отложить.

Производительность в штатном режиме

Сначала оставим видеокарту как она есть - не будем ничего модифицировать. Я использовал тестовую систему в составе процессора Intel Pentium 4 2.20, платы Intel D845GBV, 256 Мб памяти PC2100, винчестера Quantum Fireball Plus AS. Была установлена ОС Windows XP, драйверы Catalyst 3.1. Сравнивать будем с GeForce4 Ti4200 (частоты 250/250 МГц, объем памяти - 64 Мб, 128-битная шина памяти, четыре конвейера по два текстурника на каждом). Напоминаю, у Radeon 9500 отключена половина конвейеров - их тоже четыре, но по одному текстурнику.

Начнем со старых игр.

В Max Payne обе видеокарты показали примерно одинаковую скорость.

В Wolfenstein немного быстрее оказался Radeon 9500, хотя в Quake3 лидировал (с приличным отрывом) GeForce4 Ti4200.

И в Giants, и в Black&White явное преимущество на стороне GeForce4 Ti4200.

Зато в Serious Sam впереди Radeon 9500 (позднее выяснилось, что при тестировании GeForce4 Ti4200 в Serious Sam была включена анизотропная фильтрация, поэтому эта видеокарта и проиграла).

Как видим, в большинстве игр Radeon 9500 не может обойти GeForce4 Ti4200.

Особенно в новейшей Unreal Tournament 2003. Разберемся, в чем дело, с помощью синтетических тестов 3DMark2001.

По скорости закраски сцены Radeon 9500 и GeForce4 Ti4200 полностью идентичны в режиме одной текстуры, так как у них - равное количество работающих конвейеров. А если начинается мультитекстурирование, то оказывается, что Radeon 9500 проигрывает почти вдвое из-за того, что у него конвейеров четыре, а текстурников - вдвое меньше.

В других тестах, напротив, чаще лидирует Radeon 9500. Исключение составляет наложение рельефных текстур и точечные спрайты - в этих тестах GeForce4 традиционно силен.

Шейдеры - и пиксельные, и вершинные - намного лучше даются видеокарте ATI.

Однако шейдеры - удел игр будущего, а нынешние игры, а точнее, их имитация в тесте 3DMark2001, не могут указать, кто явный лидер: в классической аркаде Game1 быстрее GeForce4, в шейдерной Game4 - Radeon 9500.

Производительность после разблокировки

Включение всех конвейеров у Radeon 9500 выполняется несложно:

1. Запускаем дистрибутив драйверов, который сам распаковывается в папку c:\ati\support
2. Запускаем скачанный из Интернета патч (он должен подходить к версии драйверов);
3. Указываем папку с драйверами;
4. Проверяем, не было ли в процессе выполнения патча ошибок;
5. Если все в порядке, переустанавливаем драйверы;
6. Чтобы проверить правильность патча, нужно посмотреть, какую видеокарту показывает OpenGL-драйвер - это делается в игре Serious Sam, Quake3 или в утилите Sandra.

После выполнения этих действий видеокарта превратилась в Radeon 9700. Были ли отмечены какие-либо отрицательные последствия? Пожалуй, глюки появились только в интерфейсе игры Quake3 (мелькающие квадратики в правом нижнем углу), в остальных играх аномалии не замечены.

Тестирование показало резкий рост fps во всех без исключения играх:

  • Max Payne - от 7% до 43% в зависимости от разрешения;
  • Wolfenstein - 4-53%;
  • Quake3 - 24-73%;
  • Giants - 4-54%;
  • Black&White - 31-67%;
  • Serious Sam - 62% в режиме DirectX, 1-40% в режиме OpenGL;
  • UT2003 - 54-118%.
В среднем скорость возросла от десятков процентов в 1024х768 до 60-70% в 1600х1200, а кое-где наблюдается двукратный прирост производительности. И все это - совершенно бесплатно. А GeForce4 Ti4200 только в редких случаях может показать аналогичную производительность.

Итог

Видеокарта Radeon 9500 по результатам тестов оказалась вполне современным и производительным решением для игрового компьютера. Но я бы не рискнул назвать ее лидером по соотношению "цена/скорость". Дело в том, что она заметно дороже GeForce4 Ti4200, а выигрыш в скорости редко превышает единицы процентов, если он вообще есть (чаще бывает наоборот). Конечно, при работе с шейдерами новому Radeon нет равных, но проблема в том, что подходящих игр пока мало. Допускаю, что полноэкранное сглаживание и анизотропию Radeon 9500 обрабатывает очень быстро, но насколько вам нужны эти режимы?

А вот если разблокировать все конвейеры, Radeon 9500 действительно показывает свой потенциал. К сожалению, этот трюк будет работать не всегда: появились сведения, что новые серии Radeon 9500 выполнены по дизайну Radeon 9500 Pro, то есть имеют 128-, а не 256-разрядную шину. Спешите, количество первых серий видеокарт ограничено.

Видеокарта Sapphire Radeon 9500 128 предоставлена фирмой "SV-Trading"

Источник: http://www.hw.by 
 


Copyright ©  Internet Zone, info@izcity.com 
Условия использования материалов смотрите здесь.