Бесплатный софт, вэб-сервисы, ресурсы по раскрутке и дизайну, заработок и спонсоры, техническая документация, свежие номера журнала "Internet Zone"- все это на http://www.izone.com.ua/ 

Несите ваши денежки... (кто, как и зачем инвестирует Рунет)

Дмитрий Красножон

За последние полгода в средствах массовой информации появился еще один повод для упоминания Сети Интернет – к перечислениям названий вирусов и имен хакеров прибавилось слово “инвестиции”. Сообщения об уровне активности на электронной бирже NASDAQ, где размещают свои акции высокотехнологичные компании, становятся более или менее привычными. На долю того или иного российского проекта приходятся десятки тысяч, а иногда и миллионы долларов. Давайте же попробуем во всем этом разобраться вместе.

Как определяется привлекательность объекта?

Судя по состоявшимся сделкам, существует два основных критерия отбора сайтов для финансовых вливаний. Во-первых, это наличие аудитории, составляющей значительную долю от всех пользователей Интернета. Другими словами, Интернет-проект люб, если занимает лидирующие позиции в своем сегменте. Это, как правило, касается сетевых СМИ. На первый взгляд здесь требуются не инвестиции как таковые, а просто вливания денег для поддержки его работы. На самом деле прибылью СМИ можно считать тот эффект, который они оказывают на пользователей. Далеко не всегда эффект этот возвращается сразу и в виде денег. Иногда инвестору достаточно того, что люди голосуют за того или иного кандидата в президенты. Таким образом, деньги, вложенные в проект, безусловно, возвращаются, однако процесс такой ротации денежных масс многим не виден. Круг инвесторов в данном случае достаточно узок и специфичен.

Вторым критерием отбора является прибыльность проекта. Здесь можно рассматривать две ситуации.

Ситуация №1. Проект полностью функционирует и приносит доход, однако в результате недостатка оборотных средств нельзя провести мощную рекламную кампанию, которая обеспечила бы дополнительный приток посетителей и, соответственно, принесла бы прибыль. Инвестор дает деньги на рекламу, в результате чего вместе с увеличением трафика возрастает и прибыль. Доходы в данном случае будут разделены пропорционально вложенным средствам со стороны компании и инвестора, что определяется наличием того или иного количества акций.

Ситуация №2. Проект успешно функционирует, приносит прибыль. Инвестор же хочет заполучить часть акций, чтобы иметь право на часть прибыли. Полученные деньги могут быть потрачены как угодно, в том числе, вложены в развитие проекта, но часть прибыли придется отдать пропорциально количеству акций.

Конечно, существует множество и других ситуаций. Например, когда сайт никому не известен, редко посещается, но стоит 100 тыс. долларов США - со слов владельца. Как вы понимаете, для инвестора подобные ресурсы интереса не представляют.

Как определяется количество нулей?

Самым непредсказуемым вопросом на сегодняшний момент является сумма, которая вкладывается в выбранный проект. Еще год назад Atrus был куплен за 800 тысяч долларов, через некоторое время в Mail.Ru инвестировано 940 тысяч, и уже совсем недавно при покупке Рэмблера прозвучала цифра в 12 миллионов долларов. Цены растут, а вот четкие критерии для определения стоимости проекта до сих пор не установлены. В несетевом мире, стоимость проекта может определяться по трем основным методам. Во-первых, это определение рыночной цены (стоимость проекта в данном случае прямопропорциональна прибыли за год), второй способ - сравнение (если подобный проект был продан ранее, то можно ориентировочно установить цену, ссылаясь на предыдущий опыт), и третий - подсчет затрат, необходимых для создания подобного предприятия. Как вы понимаете, в Интернете эти методы имеют свои особенности.

Если ориентироваться на цены, по которым были проданы доли в подобных проектах, то ситуация складывается явно не в пользу инвестора. На сегодняшний день суммы контрактов исчисляются миллионами. Второй способ вряд ли будет пригоден для определения стоимости электронного СМИ, где прибыль чаще всего не имеет прямого денежного выражения (для определения стоимости СМИ в данном случае понадобится маркетинговое исследование, в котором будет оценен уровень влияния на аудиторию). Что касается прибыльных или потенциально прибыльных проектов, то здесь требуются четкие данные, а точнее - бизнес-план, результатом осуществления которого будет получение прибыли. Более или менее подходит для определения стоимости Интернет-проекта третий способ, однако он мало учитывает прибыльность.

Куда уходят миллионы?

Куда ушли миллионы уже вложенных средств, до сих пор остается во многом загадкой. Некоторые, как, например, Комптек, вкладывают деньги в рекламу своих проектов. Все мы стали свидетелями мощного потока рекламы Yandex с очаровательным Артемием Лебедевым. Насколько оправданы затраты на телевизионную рекламу покажет время. Уверен, что оценивать этот эффект необходимо по соотношению затраты на рекламу/доход от рекламы или деятельности проекта. Конечно, есть и другие эффекты, например, возникновение известной торговой марки – брэнда. Будем надеяться, что маркетологи из Комптека не ошиблись.

Другим способом траты денег является ре-дизайн, ре-программинг и прочие "ре", касающиеся деятельности самого проекта. Изменение работы сервера – шаг, целесообразность которого должна быть очень точно просчитана. Если все предпринятые в данном направлении меры приносят только эстетическое удовлетворение веб-дизайнерам, не увеличивая при этом внешний и внутренний трафик, количество показываемой рекламы или же продаваемых товаров, то с точки зрения инвестора или же просто разумного человека, деньги потрачены зря.

Зачем все это надо инвесторам?

Инвестор желает не просто давать деньги на развитие, его главная задача получить часть прибыли - в том или ином выражении. Примерно того же хотят и владельцы ресурсов. Все это высказывается во время переговоров, а вот что же будет происходить на самом деле – известно лишь договаривающимся сторонам.

Владельцы ресурса могут просто положить деньги в свой большой карман, при этом на какие-либо существенные перемены их может не остаться вообще. В ответ на это, инвестор может продать акции третьим лицам. Учитывая возрастающий интерес к Интернет-проектам, сделать это легко, а самое главное -- можно получить прибыль только за счет продажи акций. Именно таким образом зарабатывали деньги во время последнего инвестиционного бума. Стоимость акций Yahoo, AltaVista, Excite и других подобных компаний росли как на дрожжах. И рост курса акций был связан вовсе не с тем, что они приносили доход (именно этот критерий является основным для определения рыночной стоимости ценной бумаги), а с инвестиционными ожиданиями. Интернет-бизнес представлялся для многих высокодоходным, малозатратным, а самое главное, не имеющим ограничений в росте. И это вполне стандартная ситуация. Ведь, если известно, что через полгода доход по акции составит крупную сумму, то и стоимость ее поднимется. Соответственно, лучше купить акцию сегодня по низкой цене, чтобы получить доход через полгода или же продать ее на волне роста курса.

Инвестиционный бум в Сети часто сравнивают с деятельностью известных финансовых пирамид - МММ, Хопер-Инвест, Русский Дом Селенга и проч. Однако, сходство между акционерным обществом и пирамидой весьма отдаленное. Во-первых, акционерное общество направляет деньги на свое развитие с целью получения дополнительной прибыли. Владелец акции может претендовать на часть прибыли или продать свои ценные бумаги, если они выросли или упали в цене. В пирамидах рост цен определяется директивой сверху. То есть сегодня акции продаются по одной цене, завтра по гораздо большей. Люди покупают акции, а их деньги сразу раздаются в виде прибыли другим людям, ранее вложившим средства в "ценные бумажки".

Кризис, произошедший на электронной бирже торгов NASDAQ, является отражением явно гипертрофированного роста курса акций. После того, как стало ясно, что многие Интернет-проекты не обладают достаточным количеством наличных средств, цены на акции поползли вниз. И это свидетельствует о том, что система обладает прочностью.

А кто останется без денег?

Пирамиды и Интернет-проекты объединяет одно очень важное обстоятельство. И те, и другие обладают незначительным по стоимости физическим имуществом. Когда речь идет о реальном предприятии, то, как правило, акции выпускаются исходя из той стоимости ресурса, которую, как правило, определяет независимая аудиторская фирма. Таким образом, при банкротстве, каждый может получить деньги по номиналу акций, так как все имущество может быть распродано. В результате, инвестор всегда может получить свои деньги обратно. Конечно, это не так просто и легко, но, тем не менее, возможно. С другой стороны, Интернет-проект может вообще не иметь физического имущества. Как правило, дешевле заплатить за хостинг, нежели содержать парк компьютеров. Владельцы работают за собственными компьютерами, без использования техники, купленной на деньги инвесторов и т.д. Таким образом, мы приходим к тому, что если проект потерял лидирующие позиции, то стоимость и проекта, и акций автоматически снижается. В этом случае инвестору, скорее всего, деньги не вернутся.

Именно этот факт вызывает у скептиков бурю эмоций. Действительно, вкладывая деньги в Интернет-бизнес, инвестор рискует остаться ни с чем. Думаю, что волноваться за инвесторов не надо. Очевидно, что многие из них вовсе не собираются ждать, пока появится доход, а продают акции во время пика инвестиционного бума. Без денег останутся те, кто неосторожно купил эти акции. Если вы скажете, что это очередная финансовая игра, то будете правы. Но это игра в рамках государственных и рыночных законов. Последний кризис на NASDAQ заставит многих инвесторов более разборчиво относиться к своей политике и будет способствовать возникновению консалтинговых и аудиторских фирм, ориентированных на Интернет.

Источник: http://www.emedia.ru/

Copyright © 2000гг. "Internet Zone" & Nik Romanov, info@izone.com.ua
Копирование и использование данных материалов разрешается только в случае указания на журнал "Internet Zone" как на источник получения информации, при этом во всех ссылках обязательно явное указание адреса вэб-сайта http://www.izone.com.ua/. При наличии у копируемого материала авторов и источника информации - их также нужно указывать, наряду со ссылкой на нас.