|
|||
реклама у нас | |||
*** |
Страсти вокруг ПО: кто и как защитит частицу вашей душиАвтор: Иван Иванов То, что авторское право на компьютерные программы охраняется законом - общеизвестно. Гораздо меньше ясность общественного сознания относительно того, какие именно объекты могут быть защищены авторским правом, каким образом оно возникает и как далеко простирается. Спорить на эту тему, на все лады до хрипоты повторяя "мое - руками не трогать" против "а как же интересы общества?", явно не имеет смысла. Фемида открывает свои тайны лишь тому, кто нашел в себе силы и мужество припасть к первоисточникам. Обратимся же к ним и мы. Основными нормативными актами РФ в сфере авторского права на ПО являются "Закон об авторском праве и смежных правах" (дальше для краткости мы будем называть его "Закон об АПСП") и "Закон о правовой охране программ для ЭВМ и баз данных" (далее - просто "Закон об охране"). Закон об АПСП - общий нормативный акт, который регулирует большое количество разнородных правоотношений, касающихся самых разных объектов интеллектуальной собственности: от литературных произведений и научных трудов до фонограмм и архитектурных проектов. Закон об охране детализирует положения Закона об АПСП в отношении программного обеспечения и баз данных. Каким же образом данные законы трактуют само понятие компьютерной программы? К счастью, оба нормативных акта (ст. 1 Закона об АПСП и ст. 1 Закона об охране ) проявляют редкостное единодушие и дают совершенно идентичные определения. В соответствии с ними, программа для ЭВМ - это "объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата. Под программой для ЭВМ подразумеваются также подготовительные материалы, полученные в ходе ее разработки, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения". Весьма интригующее определение. Несущественным, но забавным моментом в нем является некоторое несоответствие в используемых терминах - упоминаются как исконно русские "электронно-вычислительные машины", так и кибернетическо-космополитические "компьютерные устройства". Разумеется, есть здесь и куда более серьезные "мины". Например, если понимать буквально последнее предложение, то все, что говорит, показывает и поет компьютер или компьютерное устройство (а к таковым можно сейчас отнести всю "цифру" - плейеры, телефоны, телевизоры) автоматически становится частью программы для ЭВМ и попадает в интеллектуальную собственность автора программы, управляющей выводом. Вот только неясно, что это будет за программа - пользовательский редактор или проигрыватель, графическая или аудиоподсистема ОС, драйвер или прошивка аудио- или видеокарты. Безусловно, такая норма является устаревшей и потенциально может создавать изрядную неразбериху, поскольку аудиовизуальные отображения, созданные программой, могут быть объективной формой произведения, являющегося интеллектуальной собственностью пользователя или другого лица. Как правильно отмечал кот Матроскин в дискуссии с Шариком, "корова государственная, а все, что она дает - молоко или телят, - наше". В принципе, эту часть определения предлагается использовать для правовой защиты интерфейса программы: аудиовизуальный вывод, порождаемый программой и содержащий элементы ее интерфейса, должен, по идее законодателя, защищаться законом так же, как и само содержание программы. Однако, в силу приведенных выше соображений, такая защита представляется весьма шаткой. Разумеется, частично можно обойтись и без нее: звуки, картинки и прочие оформительские красоты, являющиеся элементами интерфейса, рассматриваются законом как самостоятельные объекты авторского права. Но вот сами принципы и особенности организации интерфейса (то есть те изюминки, которые делают его удобным, эргономичным и, в конечном счете, являются одним из определяющих моментов в популярности программы) законодательством РФ никак не защищаются. Отечественное законодательство об интеллектуальной собственности вообще старается не иметь дела с "неуловимыми" объектами. В том же определении абсолютно четко и недвусмысленно указано, что закон оперирует не алгоритмами, абстрактными идеями или иными проекциями эфирных сфер на разум программиста, а вполне "осязаемой" вещью - совокупностью команд и данных, побуждающей компьютер получать некий заранее обусловленный результат. Эта совокупность команд может быть выражена в любой форме - будь то исходный или исполняемый код (ст. 3 Закона об охране). Следует заметить, что для возникновения авторского права на программу ее создание должно носить творческий характер. То есть нельзя стать автором программы, просто скомпилировав, например, демонстрационный исходник или пошагово выполнив учебное задание, не предполагающее шагов влево-вправо и прыжков на месте. Впрочем, творческий характер своей работы доказывать каждому встречному нет нужды - благодаря презумпции творчества тот, кто усомнится в творческом характере работы автора, сам обязан доказать это. Органом, разрешающим вопросы относительно авторства на компьютерные программы, базы данных и прочие объекты авторского права является, конечно же, суд. Программа может быть выпущена в массы или прятаться также тщательно, как Кащеева смерть, исполняться в миллионах компьютеров или остаться только на бумаге - законодательство РФ предоставит ее автору полный комплекс имущественных и неимущественных прав. Но более высоких "степеней абстракции" право не касается - алгоритмы, языки программирования, принципы организации интерфейса не являются объектами авторского права. Их, например, можно описать, а описание опубликовать - но, опять же, законом будет защищаться только само описание, но никак не то, что описывается. Надо сказать, что такое положение не является единственно возможным. Патентное право США, например, позволяет защищать и алгоритмы, и идеи интерфейса - правда, ценой весьма значительных материальных и временных затрат (напротив, авторское право возникает автоматически с момента придания программе объективной формы и никаких дополнительных формальностей для своего возникновения не требует). Допускается в США и патентование программ в целом. У нас патентование программ не практикуется, поскольку Патентный закон РФ устанавливает, что они не являются патентоспособными. Однако есть и исключения из этого правила. Для того чтобы программа охранялась патентом в России, необходимо, чтобы она была неотъемлемой составной частью патентоспособного аппаратно-программного комплекса. В целом, с точки зрения разработчиков ПО, патентное право РФ не имеет, по сравнению с авторским, никаких преимуществ - наоборот, одни недостатки (например, сроки патентной защиты ограничены, в то время как авторское право действует в течение всей жизни автора и еще 50 лет с момента его смерти). Защиты на уровне американской патентной системы, разумеется, не стоит ожидать и заокеанским патентовладельцам - на территорию РФ действие их патентов не распространяется. Помимо программ, авторским правом защищаются базы данных. База данных - это "объективная форма представления и организации совокупности данных, систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ". Если по-буквоедски подходить к этому определению, то к базам данных можно отнести любые данные, которые выражены в машиночитаемой форме, в том числе и объекты авторского права: видеоролики, книги, трехмерные модели, аудиотреки. Однако этого делать не стоит, поскольку, на самом деле, определение БД является составным. Оно не исчерпывается приведенным выше предложением и дополняется в ст. 3 Закона об охране. Базой данных (заметим отличие от чисто "компьютерной" трактовки этого термина) признается результат творческого труда по подбору и организации данных. То есть, с точки зрения закона, БД - это компьютерные аналоги справочников и сборников. Закон об охране дает возможность включать в состав БД объекты чужого авторского права. Авторское право на базу данных и ее составляющие при этом защищается раздельно. Включение произведения в базу данных не влечет за собой никаких ограничений в дальнейшем его использовании, в том числе во включении в любые аналогичные БД. Как уже было сказано, авторское право на компьютерные программы и базы данных возникает с момента создания программы и не требует от правообладателя соблюдения никаких формальностей (ст. 4 Закона об охране). Для оповещения общественности о своих авторских правах автор может (но не должен!) использовать любимый общественностью знак C в кружке или круглых скобках с указанием года первого выпуска программы в свет. Неисполнение этой формальности не лишает автора его прав, однако, фактически, освобождает остальных от ответственности за какие-либо действия с программой без разрешения автора - при условии, разумеется, что они не знали и не могли знать о его авторстве. В то же время, отсутствие каких-либо документов, удостоверяющих права на программу, зачастую может быть серьезной проблемой в случае возникновения спора об авторстве. Для разрешения (разумеется, частичного, поскольку полностью споры об авторстве таким способом исключить нельзя) этой проблемы существует Российское агентство по правовой охране программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем (РосАПО). Автор или иной правообладатель может (но, еще раз повторимся, не обязан) зарегистрировать в нем свою программу или базу данных, предоставив сведения о себе и документы, идентифицирующие программу. На этом основании, после проверки предоставленной заявителем информации, РосАПО выдает ему свидетельство о регистрации программы или базы данных и публикует сведения о ней в официальном своем бюллетене. Разумеется, тема авторского права отнюдь не исчерпывается исключительно тем, на что и в каком объеме оно распространяется. Гораздо более интересно, как имущественные авторские права можно передать или продать - ведь именно в этой области института интеллектуальной собственности водятся сравнительно редкие и очень интересные для нас (разумеется, исключительно в познавательном плане) зверьки - деньги. Основным моментам, которые следует знать для того, чтобы поймать немножко денег и не потерять при этом наживку (выстраданный бессонными ночами программный продукт), будет посвящена наша следующая беседа. Ссылки по теме: Автор статьи: Дмитрий Лобач
Источник: http://www.softkey.info/ |
|
Copyright © Internet
Zone, info@izcity.com Условия использования материалов смотрите здесь. |