|
|||
реклама у нас | |||
*** |
Опасное техногенное будущее или обратная сторона виртуальностиПоявление и широкое распространение компьютерных технологий принесло не только пользу. Так уж сложилось исторически, что любое открытие, любое прогрессивное новшество принесло огромный вред, несмотря на свои очевидные преимущества. Понадобилась электроэнергия в промышленных масштабах - изобрели угольные электростанции. Пока жгут уголь, экологи говорят об озоновых дырах, кислотных дождях и глобальном потеплении. Возникла потребность в ещё больших объемах электричества – пожалуйста - экологически чистые атомные электростанции. Про Чернобыль, я думаю, все слышали? То же самое с компьютерными технологиями – вирусы, ошибки в программном коде и в железе – первые признаки грядущего техноапокалипсиса. В век Интернета, компьютеры принесут не меньше ущерба, чем атом в век атома. Кто знает, что в будущем станет опаснее – авария на атомной электростанции или сетевая уязвимость в браузере сотового телефона? Попытка исследовать этот вопрос делается в статье. Урок историиЕщё недавно компьютеры как таковые серьезной опасности не представляли, более того, они считались техникой совершенной, предвестниками технологий светлого будущего, но никак не сопоставлялись по негативным последствиям с другими технологиями человечества. Тем более что источник компьютерной угрозы оказался не совсем, а точнее совсем не таким, каким его ожидали увидеть, да и поначалу никто не воспринял всерьез те признаки, которые вскоре обозначили очень опасные явления. Итак, первым признаком надвигающейся угрозы стали компьютерные вирусы. Первый в истории компьютерный вирус появился на заре развития компьютерных технологий, в Лихайском университете, США. Это была программа, составленная кем-то из студентов, которая занималась тем, что, стирала информацию и саморазмножалась. Тогда она доставила много неприятностей большому числу студентов - им пришлось переделывать свои курсовые работы. На дискетах студенты перенесли этот вирус на свои домашние компьютеры, а затем и на чужие. Тогда «лекарство» разработали быстро, и массового заражения не случилось, но это был краеугольный камень грядущего, прецедент был создан. И понеслось. Вирусы посыпались как из ящика Пандоры, один совершеннее другого, возникла необходимость защиты от них, тем более, что затрагивались интересы крупных компаний и государств. Появились антивирусные компании, которые писали программы борьбы с вирусной угрозой. В ответ совершенствовались вирусы: на свет появились полиморфы, черви и так далее. Шла постоянная борьба «меча» и «щита», компьютер впервые оказался полем битвы. Но полем битвы людей - вирусописателей против антивирусных компаний. Вообще, человеческий фактор всегда остается решающим в сфере компьютерных опасностей – именно люди оказались самым слабым звеном технологической цепи, это отлично проявилось, когда секретарша из НАСА, при перепечатке программы для космического полёта, ошиблась, ставя запятую в дробном числе – в результате американский спутник промахнулся мимо Венеры. Миллиарды долларов улетели в глубокий космос. А ведь это было только начало компьютерных бедствий, но, несмотря на это, ущерб так или иначе связанный с компьютерами, уже составил многомиллиардную сумму. В это же время в США военные ведомства разрабатывали сеть ARPAnet, которая впоследствии превратится в хорошо знакомый каждому Интернет. Но вряд ли американские военные, разрабатывавшие ARPAnet для сохранения инфраструктуры во время атомной войны, предполагали, что через эту самую сеть по прошествии некоторого времени их же самих будут атаковать, и они будут нести потери, пока не человеческие, но материальные и информационные. Хотя, если судить в целом, время от зарождения компьютерных технологий и до начала девяностых годов прошлого века можно назвать вполне спокойным. Погорячее стало немного позже. The future is nowА горячее стало после того, как распространение получил Интернет - вместе с ним пришли новые неприятности. Прежде всего, получило распространение такое явление как хакерство. Хакеры существовали и гораздо раньше, но именно Интернет стал самой большой хакерской площадкой самореализации – не существовало надёжных систем защиты, а в программном коде зияли огромные дыры. Да, положение постепенно исправили, программный код серверов стал надёжнее, появились firewall’ы, и т.д., но находятся всё новые уязвимости, взломанных сайтов не становится меньше. И человеческий фактор даёт сбой уже не только в области использования программы, а ещё на стадии её разработки. Сегодня сложность программного обеспечения подошла к тому порогу, за которым следует полный хаос. Человеческий разум уже не в состоянии сразу написать совершенную сложную программу, во всех компаниях по разработке программного обеспечения появились должности тестеров программ, но зачастую и это не приносит должной выгоды – любой современный сложный программный продукт постепенно обрастает патчами, сервиспаками и апдейтами. Но ведь сложность программ не стоит на месте, она постепенно возрастает, как возрастают тактовые частоты и объемы памяти! Да и в аппаратном обеспечении тоже стали появляться ошибки – уже были случаи неверно спроектированных чипсетов и материнских плат. Вместе с этим возрастает и область применения и распространения компьютеров, во всех частных организациях и государственных учреждениях стоят те же самые персоналки, поэтому ущерб от вирусов, червей, хакерских атак и программных уязвимостей ежегодно увеличивается во много раз. Примером этому может служить недавняя вирусная эпидемия, когда тысячи компьютеров и серверов по всему миру оказались отрезанными от Интернета. Особенно эпидемия свирепствовала в Южной Корее, где из-за повсеместного оснащения компьютерами, подключенными к Сети, оказалась парализована работа не только сайтов, коммерческих организаций, конечных пользователей, но и многих государственных и социальных служб, например – скорой помощи. Другим примером может служить устроенный хакерами взлом электростанции в Калифорнии. Непредвиденное отключение целого штата – это уже не игрушки. И с каждым годом такого рода проблемы, порожденные несовершенством защиты компьютерных технологий, будут причинять всё больше вреда. Хотя, возможно, процент ошибок в программном и аппаратном обеспечении будет со временем уменьшаться, но вот последствия таких ошибок будут гораздо более критичными. Дело не в том, что хакерские атаки или вирусы опасны как таковые, а в том, что компьютеры всё больше входят в нашу жизнь и получают распространение в самых, казалось бы неожиданных областях, что и влечёт за собой возрастающий ущерб. Взрывающийся компьютер – уже завтраПоговорим о другом аспекте опасности высоких технологий – о физическом. Пока компьютер не может убить, но уверяю Вас, это временно. Первым вирусом, проложившим дорогу разрушения из виртуального мира в реальный стал печально известный Win95.CIH. Этот вирус занимался тем, что портил BIOS, после атаки приходилось менять или перепрограммировать микросхему. Тысячи компьютеров по всему миру оказались испорчены. Это был своеобразный прорыв, теперь вирусы влияли и на железо. Пример Win95.CIH не единственная уязвимость в связке железо-программа. Есть такая утилита - PowerStrip, которая позволяет разгонять видеокарту. Что мешает вирусу делать то же самое? Незаметно разгонять видеокарты, тем самым вызывая перегрев и выход из строя. Или, например, менять параметры напряжения на ядро процессора, через BIOS? Даже если что-то невозможно сейчас, то кто даст гарантию, что такого рода уязвимостей или явных возможностей не будет в новом чипсете или процессоре? Также широкие возможности для хакерских атак и вирусов предоставляют новые разрабатываемые устройства, интерфейсы и интеграция многих технических средств в Сеть. Таким устройством может служить, например геймпад, ударяющий током (для реальности игровых ощущений), он может просто поджарить игрока, если подвергнется заражению специальным вирусом. Или, разрабатываемый уже сейчас, костюм виртуальной реальности с взломанными параметрами силы тактильного воздействия может сделать реальностью сетевое избиение до смерти в какой-нибудь онлайновой РПГ. Такого же рода опасность кроется в интегрированных устройствах, с тем лишь отличием, что лечить вирус для кофеварки будет сложнее, чем вирус компьютерный (примером могут служить недавно появившиеся вирусы для мобильников). Поэтому в скором времени ждём появления сотовых телефонов, которые сами звонят в Гондурас, расходуя Ваши деньги; устраивающих потопы, а затем зависающих в состоянии отжима на высоких оборотах стиральных машин; холодильников, самостоятельно скупающих всё подряд в Интернет – магазинах и устраивающих пожар, а также многих других полезных в хозяйстве приборов. Следовательно, грядёт эпидемия реальных человеческих смертей на почве вирусов, могущих повлиять на жизнь и здоровье человека. В этой связи появление бытовых роботов кажется особенно зловещим – что может быть ужаснее, чем смерть от пораженной цифровой версией вируса собачьего бешенства ручной робособаки Aibo? Кроме того, нужно учесть, что в будущем всё больше видов общественного транспорта, самолётов будет управляться автоматически, с помощью компьютеров, а это опять же грозит ошибками с возрастающим ущербом, измеряющимся сотнями человеческих жизней. Да и украинская система противовоздушной обороны «Кольчуга», которая (уже сейчас!) работает под Windows 98 (сегодня эта система работает без Интернета, а завтра?), совсем отбивает желание летать самолётами. Простой троян или вирус, и от пассажирских лайнеров в зоне действия комплекса остаются только «чёрные ящики» и куски металлолома. Это далеко не все опасности, которые могут быть вызваны компьютерной техникой – например современные цифровые АТС оснащаются системами удалённого администрирования, что вполне может обернуться телефонным хаосом. Ну а про последствия такого рода уязвимостей, проникших в компьютеризированные системы военных ведомств, атомных электростанций и ракетных войск стратегического назначения даже подумать страшно. Нервно-паралитический ПикачуДругая серьезная угроза – вирусы, действующие напрямую на человека, без посредников. Помните случай в Японии, когда тысячи детей, смотревших мультфильм про покемонов, были поражены приступами эпилепсии, нервных расстройств и так далее? Виной всему была последовательность цветов быстро мелькавших на экране. А что, если у кого-то сохранилась кассета с той серией? И сейчас создается несложный вирус, всего лишь выводящий на экран несколько цветов подряд, а в результате – человеческие жертвы. Или другой вариант – в «Покемоне» было не случайное совпадение цветовой последовательности с опасной для человека, а испытание готового оружия, которое может быть запросто встроено во что угодно. А сколько ещё способов создания такого оружия – цвета, звуки? А сколько разных вариантов воздействия? Приступ? Смерть? Агрессия? Подавление воли? Таким способом можно воздействовать на большие группы людей – владельцев телевизоров, компьютеров, сотовых телефонов. Куда нам плыть?Всё это может привести к самому худшему – к полному уничтожению человечества или к новому Каменному веку. А может и не привести, но, в любом случае, последствия незначительных ошибок будут всё более ужасающими, это будет платой за прогресс в области компьютеров. Я не вижу какого-то универсального выхода из этой ситуации, но мне очевидны два пути. Первый – идти в ногу со временем, быть на передовой прогресса, и, возможно, стать убитым собственным унитазом. Ну а второй путь – уехать в деревню, от греха подальше. Choose your destiny! Александр Тихонов
|
|||||||||||
|
|||||||||||
Copyright © Internet
Zone, info@izcity.com Условия использования материалов смотрите здесь. |