Мастер доработки
Акустическая система Defender Mercury 50
Автор: Александр Енин

Рынок мультимедийных колонок по-прежнему ущербен. Барахла -
сколько угодно, всех цветов, сортов и размеров: и пластиковые вычурные
гиперболоиды для настольной тараканьей микродискотеки, и простенькие
квадратные бухтелки, и уменьшенные до микроскопических размеров напольные
фазоинверторные колонки.
Качество, правда, у всех примерно одинаково никакое. Когда
хочется чего-то получше, можно покопаться среди моделей Creative, Altec
Lancing, Sven, Microlab и даже что-нибудь найти. И то, каждая новая хорошая
модель, особенно полноценной двухполосной стереопары - настоящее событие.
Ну, а если нужен звук, укладывающийся хотя бы в стандарт hi-fi,
то тут, извините, ничего нет. Если только ручками самому что-то делать. Но
ручки есть смысл прикладывать далеко не ко всем системам. Для того, чтобы
сделать что-то звучащее, нужна система с потенциалом. И поэтому появление
системы с приемлемым звуком и обладающей потенциалом для доработки - событие
вдвойне. И вот, такое случилось - появилась система Mercury 50, от которой
можно добиться не просто хорошего, а очень хорошего звука.
Mercury 50 - двухполосная система, внешне сильно напоминающая
Solo2. Дизайн практически один в один, только корпусы "дефендеров" немного
побольше - около 20 литров объемом каждый. Стенки ящиков сделаны из МДФ
стандартной толщины, по бокам, как и у Solo, расположены декоративные панели
почти такого же цвета и формы.
Басово-среднечастотный динамик с полипропиленовым диффузором
тоже здорово смахивает на "микролабовский", но фазокорректирующий колпачок
поменьше и сделан из синтетического плотного материала. Не напоминает о Solo2
только пищалка, причем довольно качественная и с мембраной из парашютного
шелка.
Колонки предназначены для использования исключительно в
среднем поле, то есть, говоря нормальным языком, они должны быть установлены
на расстоянии 2-3 метра от слушателя. Использовать их в ближнем поле, то есть
ставить рядом с монитором, не стоит. Во-первых, потому что магниты динамиков
не экранированы, во вторых, потому что оные разнесены на значительное
расстояние, и в ближнем поле при каждом повороте головы звук будет меняться.
Конечно, перепадов и искажений АЧХ можно избежать, жестко
зафиксировав свою черепную коробку в определенном положении при помощи
струбцины, но лучше просто не ставить эти колонки на компьютерный стол.
Для использования в дальнем поле на расстоянии свыше трех
метров колонки тоже не очень хорошо подходят из-за невысокой чувствительности
(86 дБ/Вт/м) и небольшой мощности усилителя - 10 Вт RMS на каждый канал.
Конечно, для мультимедийной системы это очень неплохо, особенно если принять
во внимание, что реальная мощность многих пластиковых систем с заявленными 100
Вт RMS - около 2 Вт RMS на канал, а иногда вообще - 0,5 Вт. Но все-таки, в
дальнем поле колонки не смогут развить достаточного звукового давления.
Впрочем, наверное, это не очень нужно, так как для "прокачки" стандартной
комнаты (3 х 4-5 метров) громкость будет достаточной.
Качество звучания колонок - хорошее (для мультимедийной
системы). По качеству таким звучанием обладают многие полноценные полочные
колонки данной ценовой категории. Характер звучания - типично современный:
акцентированы басы и самые высокие частоты, середина же находится на заднем
плане и несколько зажата. Мидбас присутствует, для мультимедийных колонок он
чистый и достаточно качественный. Хотя панч (он же пунч - четкий удар
барабанов) мог бы быть и поярче, но за эти деньги - ($65-75) - вряд ли.
Так, меда в бочку мы уже перелили, теперь добавим туда пару
ложек дегтя. Первая ложка, слегка напоминающая половник, - панорама. Панорама
присутствует и даже довольно широкая, но она плоская - совершенно нет глубины.
Сказывается слабая импульсная характеристика динамиков и недостаточная
мощность усилителя. Частично это можно исправить при доработке, но победить
двухмерность полностью, к сожалению, нельзя - динамики не позволяют.
Вторая ложка - немаленький пик АЧХ в районе 7 кГц, сильно
акцентирующий "медь" (медные инструменты) и придающий звуку соответствующую
окраску. Следующий прямо за пиком провал частотной характеристики приводит к
выпадению из звучания некоторых высоких частот, из-за чего несколько
искажается тембр звучания инструментов. Написал и прямо ужаснулся, но вы не
переживайте - подобных дефектов в звучании средней мультимедийной системы
гораздо больше одного. А в этом случае дефект, кстати, можно исправить при
доработке.
Схема фильтра с коррекцией

Доработка
Посмотрим теперь, что можно сделать из этих колонок в домашних
условиях. Что у нас нуждается в доработке? В первую очередь, фильтр, наиболее
сильно пострадавший при обрезании системы в целях экономии. Здесь он сделан из
одного-единственного электролитического конденсатора емкостью 2 мкФ на
высокочастотнике.
Собираем вместо него нормальный фильтр с коррекцией, схема
которого приведена на рисунке. После замены фильтра получаем уже совсем другую
картину, отраженную на втором графике. Практически сведен на нет перепад в
районе 7 кГц, и получается АЧХ, очень близкая к хайфайной. Высокие частоты
теперь не только гордо выпрямились, но и очистились от вносимых электролитом
искажений.
Наносим еще пару несложных штрихов, чтобы получить более
благородное звучание. Добавляем колонкам энергетики - меняем конденсаторы,
стоящие сразу после трансформатора, на более емкие (например, 10 000 или 15
000 мкФ). Здесь важно не перепутать полярность, иначе есть шанс превратить в
прах несколько диодов и убить случайным образом еще часть элементов.
Второй штрих - улучшаем демпфирование корпуса, добавив
распушенной ваты по вкусу (чем больше ваты, тем меньше баса, но тем отчетливее
и резче мидбас). Наконец, меняем провода на нормальные акустические кабели,
поскольку кабели, установленные производителем, на высоких мощностях вносят
немало искажений.
Легкую доработку мы закончили, звучание получилось вполне
приличным. Но средние частоты по-прежнему звучат слабовато. Поднять их и
улучшить микродинамику громкоговорителя можно, наклеив на магнитную систему
широкополосника второй магнит в противофазе "родному". В результате мы
поднимаем средние частоты и получаем магнитную экранировку, правда, нужную
только для морального удовлетворения. Как мы уже говорили, использовать эти
колонки в ближнем поле нецелесообразно.
Средние частоты-то вылезли и на графике, и из колонок, и
теперь стали очень красивыми и детальными. Но! Вместе с ними вновь проявился
горб АЧХ на частоте 7 кГц, который мы уже задавили было фильтром, изменив
крутизну спада АЧХ и сместив частоту раздела. Можно немного снизить пик,
приклеив на магнитную систему амортизирующую подушку из войлока или ватина, но
это не сильно поможет делу - спад получится не более 1 дБ.
Для окончательной доработки придется исправлять ошибку,
допущенную при проектировании динамика. Нужно заменить фазокорректирующий
колпачок, из-за которого мы и получаем этот замечательный горб. Придется
где-то разжиться вогнутым колпачком, подходящим по форме (диффузор должен
получиться гладким), и наклеить его вместо заводского.
Если вам это удастся, то в награду за усердие получите
великолепный звук с мягкими и детальными средними и полноценными высокими
частотами (третий график АЧХ). Таким звуком могут похвастаться только отдельно
продающиеся акустические системы в ценовом диапазоне $300-400, да и то -
далеко не все.
Качественный меломанский звук - с мягким басом от 40 Гц,
гладкой частотной характеристикой и легким аккуратным провалом в районе 2,7
кГц (часто изготовители делают его специально, придавая средним частотам
мягкость).
Итого, что у нас получается. Изначально имеем неплохую
мультимедийную систему, которая дает хороший бас, мидбас и часть высоких, но с
двухмерной панорамой и очень заметным перепадом АЧХ. В принципе, Defender
Mercury 50 и так отыгрывает свои деньги. Но вся прелесть этой системы в том,
что от нее можно добиться на порядок лучшего звука.
О деталях конструктора
При сборке фильтра можно использовать далеко не любые
элементы. Катушки индуктивности должны быть намотаны как можно более толстым
медным проводом (чтобы их сопротивление было как можно меньшим), сердечник -
воздушный.
На плате фильтра катушки следует закрепить в разных плосткостях, то есть -
одну положить на бок, а вторую поставить на торец.
Конденсаторы должны быть либо пленочные, либо бумажные. Отечественные бумажные
конденсаторы маркированы МБхх, пленочные имеют много маркировок. Самые
распространенные, качественные и недорогие - К73-11. Эти емкости ставили в
отечественную акустику нулевого (высшего) класса.
Из резисторов можно использовать металлокерамические или углеродистые.
Меломанские споры о том, какой из этих двух типов дает более приятную окраску
звуку, вряд ли уместны - уровень системы на самом деле получается все же не
хайэндный.
Источник:
http://www.computery.ru/upgrade/
|