|
|||
реклама у нас | |||
*** |
Принципы создания учебной литературы по компьютерной тематикеЛеонид Эрштейн Каждому из нас, компьютерных людей, доводилось, конечно же, сталкиваться с изучением чего-либо нового, ибо компьютерные технологии меняются так быстро, что ложишься спать в одну эру, а просыпаешься совсем в другую. С другой стороны, область деятельности предполагает постоянное повышение квалификации и расширение уровня кругозора, одним словом, учиться приходится постоянно (а не только во время сессии, как бывало в незабвенные студенческие времена). Познакомившись с тем, что предлагают многочисленные компьютерные курсы, которые обещают научить нас всему сразу за определенную (обычно немалую сумму денег), большинство из нас отвергает этот путь как заведомо нереальный (но это тема отдельной статьи), и мы понимаем, что изучать ставший нужным предмет придется все-таки самим. И здесь перед нами встают две альтернативы: первая - это изучать предмет по тематическим статьям, и вторая - зайти в ближайший магазин и посмотреть на книжные полки. К сожалению, большинство авторов как статей, так и книг очень плохо представляют себе, чем отличается учебная литература от справочной и как вообще следует создавать учебную литературу. Собственно, об этом мне и хотелось бы поговорить сегодня. Но прежде, два коротких замечания. Первое из них состоит в том, что если вы гений или знаете пять языков программирования и хотите изучить шестой, то все сказанное ниже к вам не относится и вам совершенно все равно, по чему учиться. Ну и, конечно, совершенно очевидно, что учебники и статьи - вещи разного порядка пусть и предназначены подчас они для одного и того же. Рассмотрим же для начала, как обычно пишут учебные статьи, и какими мне (и, я очень надеюсь, вам) хотелось бы их видеть. Кто из нас, бедных, не сталкивался примерно с такой грустной проблемой: захотелось вам, предположим, изучить, как настраивать сервер "Апачи" под "Линукс" (надо вам, босс приказал и отступать некуда, а то уволят, и без выходного пособия). Проведя долгие часы в Интернете, вы отыскали, скажем, десяток статей с описанием того, как это делается. Вы начинаете выполнять все то, что описано в данной статье, и все вроде бы работает - ура! Кажется, победа. Но не тут-то было, вам надо несколько сайтов на одном сервере, и, значит, предстоит настройка виртуальных хостов - не беда, вроде все просто и все описано. Но вот незадача: читая одну статью за другой, вы наталкиваетесь на маленькое замечание, что для того, чтобы все работало, вам необходимо попросить администратора настроить DNS. И как же здорово, если есть этот всезнающий (даже, можно сказать, мистический) человек - администратор. Однако возникает маленькая проблема - администратор-то вы, и вам в настоящий момент вовсе не нужен этот самый DNS (будь он неладен). У вас задачи другие (пользователь не знает, включен компьютер или нет, и ему срочно надо помочь), и вообще вам нужны виртуальные хосты, а не DNS. Но ни одна из скачанных статей не объясняет, что же требуется сделать, чтобы все заработало на самом деле, и вам приходится истратить еще кучу времени и сил, чтобы решить вопрос (а иногда и не решить, и настроить "Апачу" под "Виндоус", что делать - есть статья, в которой все это хорошо рассказано, и когда делаешь по ней - все работает). Пример этот взят мной из жизни, и отражает он следующее: большинству авторов учебных статей совершенно неизвестен принцип целостности. Принцип этот состоит в том, что содержание любой статьи должно соответствовать тем целям, ради которых она написана. Иначе говоря, если мы описываем настройку "Апачи" с виртуальными хостами, то читатель должен после повторения всех указанных действий получить работающий "Апачи" полностью. Автор может указать в начале статьи, что поскольку для настройки виртуальных хостов требуется еще и DNS, вопрос о виртуальных хостах будет рассматриваться в другой статье или вообще не будет рассматриваться им. Но по прочтении большинства статей учебного характера создается одно-единственное ощущение, что авторы пишут их исключительно для своего собственного удовольствия, а не для читателя. Проблема здесь заключается также в том, что в огромной части учебных статей совершенно не оговаривается, на какую аудиторию она рассчитана, а это, между тем, очень важно, и иной читатель, ознакомившись со вступлением, и читать-то дальше не станет, поняв, что это просто- напросто не для него. Все вышеизложенное позволяет предложить схему анализа статей учебного характера, которая бы позволила оценить качество предлагаемого материала. Итак, идеальной статьей учебного характера можно назвать такую статью, где: 1. Оговаривается, каким минимальным уровнем знаний должен обладать читатель, чтобы выполнить все, что в данной статье описано. 2. В которой не используются без объяснений понятия и термины, не входящие в этот минимальный уровень. 3. Выполнив инструкции которой, читатель действительно в состоянии реализовать изложенные в начале статьи цели. 4. В статье должны быть описаны хотя бы самые главные отклонения от общих правил. На этом 4-м пункте мне хотелось бы остановиться особо. Кто из нас не сталкивался с тем, что в предлагаемой ему статье написано, как заставить работать какую-нибудь (к примеру) SendMail, однако инструкция не работает - компьютер выдает какую-то ошибку. Потом, после многодневной борьбы, мы узнаем, что, оказывается, ошибка исправляется в три секунды, а в статье просто не описан этот частный случай. Программистам известен оператор "Если", но он совершенно неизвестен создателям учебной литературы. Конечно, все отклонения в статье не опишешь, но самые общие, самые главные очень желательно. И, я думаю, любой из нас согласится, что, имея для обучения статью, которая соответствует вышеозначенным критериям, он будет совершенно удовлетворен. Источник: http://www.comprice.ru/ |
|
![]() Продажа в кредит, гарантия, доставка по России. Смотреть другие товары >> |
|
Copyright © "Internet Zone", info@izcity.com. Условия использования материалов |