|
|||
реклама у нас | |||
*** |
Создание собственных музыкальных треков из файлов разных форматов: (wav. + sf2. + mp3. + aif. + MIDI)Автор: Станислав Фоминенко При создании музыки на компьютере часто требуется совместить MIDI-треки, записанные на программном или внешнем синтезаторе, с банками звуков sf2 или файлами расширения *.wav, *.mp3, *.aif для получения полноценной композиции.
Профессиональные многоцелевые программы требуют мощных процессоров и большого объема оперативной памяти, иногда даже серьезных видеокарт для быстрой и качественной записи, прорисовки формы звуковой волны в real-time и тестирования звука на спектрографе или PhaseScope (Steinberg WaveLab 4.0). Поэтому на компьютерах среднего класса лучше иметь несколько относительно простых программ, качественно выполняющих 1-2 задачи по конвертации, и программы, где все нужные файлы можно совместить и смикшировать в единый трек. Желательно, чтобы звуковая карта имела full-duplex режим и набор звуков General MIDI (GM или расширенную версию GM\GS\XG) для воспроизведения MIDI-треков, если не предполагается использование внешнего синтезатора. При наличии не очень качественной звуковой платы, в разделе Пуск> Настройка> Панель управления> Мультимедиа> Aудио> Дополнительно> Быстродействие для режимов записи и воспроизведения установите фэйдер частоты дискретизации в крайнее правое положение. Старайтесь использовать последнюю версию DirectX (на сегодня это 9.0), последние обновленные версии драйверов саунд-карт от производителя и отфрагментированные жесткие диски. Композиция, собранная из *.wav файлов, в редактируемом виде может занимать до 1Gb места на диске, иногда и более. Не используйте (отключите) эффекты EAX и любые другие "примочки" для улучшения звука - 3D Stereo, Equaliser`ы, Sound Boosters, Subwoofer`ы, StereoWide - расширители и т.п., все, что может мешать услышать истинный звуковой сигнал. Приборы обработки звука в редакторах позволят вам добиться нужного звучания совершенно другим путем. В противном случае, звучание композиции, созданной на вашем компьютере и записанной на аудио CD, при прослушивании на другом CD-проигрывателе будет в корне отличаться от оригинала. Steinberg - одна из первых фирм, создавших музыкальные секвенсоры. Программа Steinberg Cubase различных версий есть практически в любой студии звукозаписи. Cubase VST 5.01R1 и Cubase SX 1.02 - последние разработки фирмы для профессиональной работы с MIDI и любыми типами файлов, включая треки от Mixman Technologies и Audio CD треки. Кстати, о последних. Треки, прописанные на обычных аудио CD, при надобности можно раскрывать в программах типа BPM Studio Home всех версий, Media Wizard, ACID Pro 4.0, Vegas Video 3.0, Steinberg WaveLab, Cubase SX, а также Steinberg Clean 4.0. Для сохранения качества первоисточника не следует пользоваться decoder`ами, сразу переводящими CD-аудио-треки в mp3-файлы. Прежде всего это относится к audio-grabber`ам. Дело в том, что при создании CD-дисков изначально треки представляют из себя файлы *.wav с частотой сэмплирования 44.1 kHz, следовательно, и раскодировать их для дальнейшей обработки предпочтительнее в *.wav. Далеко не каждый компьютер может полноценно работать с Cubase 5.01 и SX, есть версия проще - 3.75 (Cubase VST 24) с поддержкой аудио до 24 bit/ 48.000 Hz. Если звуковая плата не поддерживает указанные параметры, можно работать в 16 bit-режиме 41 kHz (по умолчанию). Чем выше частота сэмплирования, тем прозрачней и чище звучание, количество bit указывает на "плотность" звука. Профессиональные установки для рабочих листов - не менее 24-32 bit, 48-96 kHz. После окончательного мастеринга для CD-аудио производится downsampling в стандарт: 16 bit - 44.1 kHz. Параметры MIDI устанавливаются в: Настройка> Панель управления> Мультимедиа> MIDI либо выставляются непосредственно в программе в левом столбце: Track> Chn> Output. Активизируйте в разделе "Запись" регулятора громкости Windows фэйдер MIDI. Cигнал будет посылаться с MIDI-порта на wave-редактор. Отстроить положение фэйдера надо так, чтобы MIDI трек записывался в wave без перегрузки, т.е. форма волны не выходила за горизонтальные поля wave-editor`а. Оптимальная чувствительность записи - минус 3-6 dB, учитывая последующие наложения эффектов и зачастую на порядок увеличивающие громкость (компрессоры, лимитеры, Lowdness Maximazers). Если используются тембры внешнего синтезатора, аналоговый стереовыход с него должен быть подключен к Line-in звуковой платы. В этом случае в разделе "Запись" регулятора громкости Windows должен быть активизирован фэйдер Line-in. Значения Audio> System непосредственно в Cubase указаны на рисунке (рис. 1). Загрузите в программу MIDI- треки: Open Song, Open Arr. или Import MIDI-file. Button "Master", указывающий оригинальный для всего материала темп, должен быть активизирован. Master-темп можно изменить путем одновременного нажатия Shift> Ctrl> M; двойной щелчок на цифрах темпа, введение нового параметра также меняет размер. Установите локаторы (поперечные разделители) L и R на границы начала и окончания записываемого фрагмента. Активизируйте аудиотрек, на который будет производиться запись, выберите режим записи: mono или stereo, отключите Click, нажмите кнопку записи и перепишите MIDI-информацию в аудиофайл. Не забудьте указать папку, где будет помещена рабочая информация, окончательно сделанный файл будет сохраняться отдельно. Можно переписать все произведение целиком, если оно не требует дополнительной звуковой обработки, можно по секциям (всего 4 стереопары, или 2 стерео + 4 моно) для дальнейшего микширования (сведения треков по громкости и балансу), добавления plug-ins, Direct X эффектов, доступ к которым: Audio> Monitor> Insert для вставки эффекта, либо Audio> Effects Send для посыла эффекта на канал. Эффект выбирается мышью, включается Power, далее курсорами Program - выбор нужного пресета (заводских установок, Load Bank *.fxp), либо Edit - личные настройки. Общие для всех аудиотреков эффекты: Audio> Master> Master FX. Mixdown (микширование всех каналов) в один общий файл: Audio> Master> Export Audio, необходимо указать имя файла, частоту сэмплирования, битность, Stereo Interleaved для создания стереофайла или Stereo Split для двух отдельных монофайлов левого и правого каналов. Далее можно работать с файлами в других аудиоредакторах. Работа в Cubase VST 5.01 мало чем отличается от описанной процедуры. Это более мощный редактор, поддерживающий 16 моноаудиотреков (8 стереопар), большое количество plug-ins и возможность подключения 32-битных виртуальных VST/VSTi-cинтезаторов, имеются встроенные drum-machines LM7 и LM9, полифонические синтезаторы JX-16 и CS-40, виртуальные bass line синтезаторы VB-1 и Neon. Все эти инструменты весьма обогащают палитру звуков MIDI, позволяя создавать полноценные современные композиции практически в любых стилях. Выбрать их можно в Panels> VST Instruments, выбор инструмента> Power> Edit для конфигурации собственных patches. Необходимо указать MIDI-выход выбранного виртуального инструмента в основном рабочем окне Track> Out, проставить значения Bank и Programs. MIDI-input для ввода звуков с виртуальной MIDI-клавиатуры должен соответствовать выбранному синтезатору. Для игры на внешнем синтезаторе MIDI-input должен соответствовать MIDI-порту звуковой карты. Cubase SX 1.02 достаточно сложная программа, это отдельный проект, который не является upgrade для VST 5.01. Неограниченные возможности редактирования, 128 аудиотреков и 128 MIDI. Удобный микшерский пульт, легкий доступ к большому количеству эффектов, включая DirectX, и VST-инструментов. Добавлен новый программный синтезатор А1, при установленном Fruity Loops 3.55 Full появляется возможность использования его как plugin`а для создания треков ударных. Требует больших навыков в работе с подобными мультиредакторами прежде всего в вопросах синхронизации и правильного выбора устройств ввода/вывода. Профессиональная программа для мощных компьютеров, оптимизирована под AMD AthlonT 4, хотя работает и на обычных мультимедийных компьютерах. Процесс записи MIDI в *.wav и Mixdown аналогичен предыдущим. При использовании встроенных в программу синтезаторов общая частота сэмплирования должна быть 44.1kHz. Тембры этих синтезаторов представляют собой *.fxp-банки из файлов PCM Raw Data, записанные с частотой 44.1 kHz, поэтому если базовая частота вашего произведения иная, возможны серъезные расхождения в тональностях с остальными MIDI-инструментами неволновой конфигурации (General MIDI, внешнего синтезатора или plugins от других редакторов). Главное достоинство семейства Steinberg Cubase в удобстве редактирования MIDI-информации - возможности раскрыть *.mid файл не в готовом виде, а осуществить Remixing (раскрыть единый трек MIDI-файла на составляющие его дорожки). При необходимости можно внести свои изменения и дополнения, изменить темп и тональность, добавить эффекты, заменить стандартные GM\GS тембра на более интересные из программных или внешних синтезаторов, дописать вокальные партии, например, к MIDI-файлам караоке. Впоследствии весь материал сводится в единый аудиотрек и с помощью WaveLab, подключаемого прямо из Cubase, сохраняется в mp3 или *.wav-формате. Продукция фирмы Cakewalk - старейшего конкурента Steinberg - обладает подобными же свойствами. Инструменты VST не поддерживаются, имеются собственный звуковой модуль Virtual Sound Canvas-88 с большой библиотекой звуков и полифонический синтезатор Dream Station DXi, несколько иной алгоритм эффектов от Twelve Tone Systems Inc. Допускается выход из редактора в Sound Forge и WaveLab, работа с DirectX-эффектами. Отсутствует возможность работы с sf2, если нет звуковой платы с соответствующей поддержкой. Cakewalk Plasma 1.0 - упрощенная версия Cakewalk Home Studio 2002, но более удобный и серьезный редактор - это все же Pro Audio 9. Большая коллекция drum styles в MIDI-формате, прослушать которые можно во встроенном Jukebox, значительно упрощает создание своих произведений. Несколько десятков файлов *.wrk с примерами аранжировок, где специально оставлены места для ваших сольных партий, и образцы панелей микшеров различных конфигураций помогут быстро преобразить звучание любой композиции. Удобней работать, совмещая Pro Audio 9 и Home Studio 2002, программы чудесно дополняют друг друга. Внутренние окна редактирования очень схожи с Cubase, хотя имеют несколько иной интерфейс, имеется возможность создания собственных микшерских пультов, что очень удобно. Принцип перевода MIDI в аудио, а также микширования и наложения эффектов, аналогичен. Похожим образом можно раскрыть и переписать в аудио MIDI-файлы в последней версии АСID. Это мощный музыкальный редактор от Sonic Foundry для создания танцевальных композиций из готовых фрагментов (Loops), поддерживает многоканальный звук 5.1 surround, DirectX plugins, MIDI, VST/VSTi и различные форматы аудио. Неограниченное количество аудио- и MIDI-треков. Требует достаточно тщательного освоения, поскольку имеет большие ресурсы по модификации звука при взаимодействии с VST-инструментами и при создании loops. В меню Options> Preferences> VST Instruments указывается папка, где размещены файлы Cubase - VST plugins, позволяющие работать с инструментами воспроизведения *.sf2 звуков. Это могут быть приборы HALion 1.13 или Virtual Sampler Pro 2.73 фирмы Speed Soft. Не забудьте указать нужный порт MIDI - input, если управление звуком будет осуществляться с внешней клавиатуры. Формат *.sf2 - Sound Font, разработанный Sonido Media, требует дополнительного программного обеспечения. Звуковые платы типа Sound Blaster Live! 5.1 Digital и аналогичные, имеют помимо основных GM/GS банков возможность загрузки и использования sf2 в обычных MIDI-банках. При отсутствии таких плат поможет Virtual Sampler Pro, которую можно использовать как самостоятельную и в роли VST-инструмента. Работает даже на простых платах типа Crystal Semiconductor. Позволяет использовать *.wav-файлы и играть ими в real-time практически без задержки звука (delayed), свойственной всем компьютерным синтезаторам, не снабженным дополнительными MIDI-устройствами. Предлагаются многочисленные варианты трансформации звука и эффектов, включая EAX-технологии. Поддерживается загрузка сэмплов формата AKAI S1000/S3000. Очень проста и удобна конвертация *.wav в *.sf2 и обратно. С помощью Load Sample загружаются в единый банк необходимые waves, лучше не более 10-14, и оптимизируются по громкости и частоте в разделе Sample. В меню File> Export Bank> SoundFont(sf2)bank> Save. Sf2 тембра конвертируются в *.wav с помощью: File> Save Sample. Можно создавать свои drum sets (наборы ударных) и SFX`s (саунд-эффектов), когда один тембр не занимает клавиатуру целиком, а воспроизводится только от одной назначенной ему ноты. Для этого при загрузке (Load Sample) надо установить параметры: Track Freq и Use next free key(s). После загрузки тембра его можно переместить на любую нужную клавишу. Все waves таких мультисетов обязательно должны быть одной частоты сэмплирования, к примеру 44.1 kHz, и небольшими по объему. Пожалуй, это одна из самых "быстрых" и легких в освоении программ по созданию качественных sf2 мультисетов. Профессиональные программы по созданию из наборов *.wav> *.sf2-файлов зачастую весьма сложны и требуют специальных знаний. Дело в том, что тембр гитары, например, состоит из нескольких сэмплов: одна и та же нота сыграна в разных октавах и имеет различные обертона. Обертона - это еще 16 не слышимых человеческим ухом нот, определяющих характерность звучания любого музыкального инструмента, звучащие одновременно с одной слышимой. Само собой - в разных октавах разная окраска звука. И для того чтобы электронный синтезатор как можно лучше имитировал звучание "живого" инструмента, необходимо искусственно прописать характерные особенности этого инструмента. Поэтому 4-8, а то и 12-16 (у тембров басовых гитар, имитирующих приемы игры slap и slide, фортепиано и сложных синтезированных тембров) сэмплов cовмещаются в один keyboards track (буквально - клавишный ряд). Одни звучат при обычном нажатии клавиш, другие задействуются функциями aftertouch - "посленажатия", modulator wheel - вибрации LFO, pitch-bend - изменения высоты тона. Каждый из таких сэмплов строго ограничен зоной воспроизведения. Достаточно при загрузке в программу обратить внимание на папку "Econo", находящуюся при каждом сложном "фирменном" *.sf2 файле, где содержатся те же тембры, что и во всей директории, но по объему они в 2-3 раза меньше. Это "экономные", изготовленные из меньшего количества сэмплов файлы для компьютеров с малыми ресурсами и небольшими cache. Звучание их менее качественно. Использование sf2-банков в MIDI-программах осуществляется либо при помощи назначения на MIDI-порт выхода виртуального синтезатора (в Cubase VST меню Audio>VST instruments>Virtual Sampler 2.73 или HALion 1.13, при установке которых укажите, что это VST plugin`ы), либо при наличии звуковой карты, поддерживающей формат sf2-порта MIDI Synth. Подбор тембров (sets) осуществляется непосредственно в Cubase (правой кнопкой мыши > Bank> Manage> Load Bank). При необходимости редактирования > Edit Bank и обязательно (!) Save Set во избежание потери установок сета при выключении программы. Также можно воспользоваться программной функцией Audio HQ для Creative Sound Blaster при наличии этой звуковой платы. Работа с редактированием нот и параметров для Audio HQ такая же, как в обычном MIDI, с той лишь разницей, что базовые установки трека в программе (Program Change, Bank Select) нельзя прописать в Grid List, поскольку номера программ пяти-шестизначные, а программа ограничена установкой контроллеров до 128. Cubase VST 3.75 и 5.01 запоминают Program Change и Bank Select, проставленные в Part Info только при активизации part на треке. Поясню: выбирается трек для работы, расставляются локаторы (L - 2-й такт, R - 10-й), create part, и только потом подбирается необходимый тембр. Не забывайте почаще записывать свою работу, либо включите в меню File> Preferences> Auto Save, во избежание "зависания" компьютера или случайных сбоев в работе. Запись в аудиофайл была описана выше, можно одновременно микшировать MIDI и sf2 на одну аудиодорожку. Даже при хорошо отлаженной программе (Audio> System> ASIO Control Panel> Advanced Options> Check Buffer Size & Detect Buffer Size, при выходе> Run Test) возможны временные (как бы chorus) расхождения между MIDI и аудиотреками. Избавиться от этого можно только при наличии дорогостоящих звуковых карт, начиная с Midiman, Roland RAP-10, Layla и т.п. Отдельно прослушиваемый аудиоматериал не дает задержек во времени практически на любых картах, количество добавляемых эффектов ограничено только оперативной памятью вашего компьютера. Для полнофункциональной и стабильной работы Cubase VST 24(3.75), 32(5.01) и SX(1.01, 1.02) требуется не менее 256 Mb RAM, оптимально - 512Mb, хотя тот же VST 24 работает с 1-2 не очень мощными эффектами даже на 32 Mb! ACID запоминает базовые установки MIDI-трека, но не дает возможности "видеть" сам инструмент, приходится работать по памяти, либо периодически менять настройки тембров в Cubase. Установки осуществляются в Insert> Soft Synth> VSTi Preferences, указываются папки, содержащие VST plugins, из появившегося меню выбирается нужный синтезатор. После создания нового MIDI-трека в Track Properties установках (правой кнопкой мыши на символ MIDI в списке треков) активизировать List Editor. На поле листа правой кнопкой мыши задействовать функцию insert (вставить), во вновь появившемся окне Insert MIDI Event> Event Type выбрать Patch, соответствующий нужному тембру. Подбирать тембры и установки сетов придется либо в Cubase, если пользуетесь его синтезаторами, либо в Virtual Sampler. Виртуальный студийный сэмплер HALion 1.13 устанавливается только к редакторам семейства Cubase, к другим программам подключается как VSTi. Считается одним из лучших устройств для оперативной работы с широким спектром звуковых файлов. Читает тембры от Giga-samler, AKAI, *.wav и *.sf2. Беспрецендентная навигационная система, глубокая редакция звука, широко используется профессиональными музыкантами. "Подравнять" файлы под один стандарт быстро и без потери качества можно при помощи Batch-конвертеров, поддерживающих обработку большого количества файлов. У Steinberg WaveLab имеется специальный Batch plug-in, у Syntrillium Cool Edit Pro 2.0 он встроен в программу. Операции простые: отбираются необходимые файлы, указывается новая sample rate (41-48 kHz), необходимое расширение (как правило, *.wav. или *.mp3), число bits (обычно 16 bit) и новая (!) папка для копирования во избежание ошибок в настройках и сохранения оригинальных файлов для иных целей. Удобен и прост в использовании быстрый многоформатный Sonic Foundry Batch Converter v.5.0b. Проста работа по конвертации из формата в формат на программах Awave. Большой выбор форматов (более 250), удобство чтения, однако для создания sf2-мультисетов она непригодна. Есть на удивление быстрая и надежная маленькая программка с хорошим кодеком "MP3 and Wav converter" v.1.06. Иногда требуется добавить абсолютно посторонний *.wav в вашу, уже переведенную в аудиотрек (треки) композицию. Особые проблемы возникают при использовании drum loops (барабанных "петель"), прежде всего это проблема расхождения в темпе воспроизведения. Если ваш loop сжат mp3-кодеком, расконвертируйте его в формат *.wav. Работать с несжатыми файлами гораздо удобнее и практичнее - меньше риска расхождения с первоначальным темпом, например, при работе в ACID 4.0 или Sonic Foundry Vegas Video 3.0с (помимо видеообработки там шикарные и легкодоступные возможности работы с аудио). Недостаток wave только в количестве занимаемого места. Старайтесь по возможности раскрывать mp3-файлы в мощных аудиоредакторах, как правило, там очень хорошие decoder`ы. Единичная расконвертация довольно проста - открываете mp3 в любой из приведенных выше программ и просто сохраняете его с расширением *.wav. В ACID и Vegas Video это делается через File> Render As...> Тип файла (Wave(Microsoft) *.wav), в Cool Edit Pro, Sound Forge или WaveLab > "Save As..." и находите *.wav-расширение. Перед операцией во избежание потери качества при конвертации в самом обычном WinAmp`е уточните частоту сэмплирования (kHz), указываемую в Main Window под названием песни, и перезаписывайте файл с той же частотой (установки файла изменяются в открывшихся окнах сохранения> Options). Позже, если требуется, можно изменить частоту сэмплирования с минимальной потерей качества. Подобным же образом изменяется расширение файлов *.aif (Apple AIFF), ACM Waveform, *.wma (Windows Media Audio), Microsoft AD PCM. Важно учитывать частоту исходного файла и его bit`ность для качественной конвертации. Знать число BPM обязательно для синхронного взаимодействия ритмических файлов в произведении, прежде всего drum-loops и партий секвенсора; с noise (шумовыми) и саунд-эффектами (SFX) немного проще. Удобная система распознавания и редактирования темпов установлена в ACID: это устройство Beatmapper, подлючаемое автоматически при попытке загрузки нового файла. Есть подобные системы вычисления и изменения темпа в Sound Forge, и в Cool Edit Pro (Edit Tempo). Легко и просто поменять темп в Steinberg ReCycle. Итак, имея расконвертированный, теперь уже *.wav файл, пусть это будет drum-loop, надо совместить его с другими аудиотреками. У "фирменных" loop`ов, как правило, всегда указывается темп в названии файла (Drum`n`Bass_110_03. wav, где темп - 110, вариант loop-03). Если вы изготавливаете loop`ы самостоятельно, всегда прописывайте его темп, все программы показывают Master-темп, в котором вы работаете. Работа в ACID с большим количеством *.wav довольно проста: отбираете нужные в окне Explorer с возможностью предпрослушивания, правой кнопкой мыши> Add to Project. Автоматически создается новый трек, в Properties которого можно с помощью Beatmapper Wizard откорректировать темп, если он не совпадает с желаемым темпом произведения. Используйте функции stretch (растяжения во времени) и pitch-bend (изменение высоты тона) для подгонки всех ритмических партий в единую структуру. Для удобства редактирования помещайте каждый новый *.wav на следующий трек. Шумовые эффекты выставляются произвольно в нужном вам месте, перемещать файлы по треку можно с помощью курсора мыши. ACID, наверное, наиболее удобен для создания ритмических структур. Готовое произведение экспортируется в нужный формат (File> Render As..). Обработка нового файла в дальнейшем может происходить в любом аудиоредакторе. К нему, например в Cool Edit Pro, можно добавить иные эффекты (эквалайзер, компрессор, стереорасширение, вокодер и т.п.). В многодорожечном редакторе дописать еще какие-то *.wav-файлы и опять смикшировать - дело вкуса и желания. При выводе такого файла в Cubase (File> Import Audio, L-локатор на такте начала файла) не забудьте установить значение Master-темпа в одинаковое с темпом импортируемого файла. Частоты сэмплирования также должны быть одинаковыми. Можно дописать MIDI-партии, вокал, гитару... Варианты бесконечны. Источник: http://www.comprice.ru/ |
|
![]() Продажа в кредит, гарантия, доставка по России. Смотреть другие товары >> |
|
Copyright © "Internet Zone", info@izcity.com. Условия использования материалов |