Открылась Компьютерная Ярмарка Expo-com.ru на Тульской 
6000 кв.м, 20 000 покупателей в день.
Удачное расположение (м. "Тульская"), большой ассортимент, автостоянка, лифты, кафе, туалеты, телефонная связь, интернет. 
Арендаторам: 1 месяц бесплатно
Режим работы и проезд см. здесь >>
реклама у нас
***

Историческое игростроение рубежа веков

Автор:  Алексей Барышников

Казалось бы, чего проще - берешь какой-нибудь в меру популярный исторический сюжетец, и вот тебе готовая легенда, герои и правила игры. К тому же, можно меньше тратиться на рекламу, ибо, если игра называется, к примеру, "Похождения императора Калигулы", то многим с самого начала будет понятно, что это такое и с чем все это едят. Но, хотя бы поверхностно изучив рынок компьютерных игр (сюда также следует отнести и приставочные игрушки), можно обнаружить довольно странную тенденцию: индустрия развивается, игрушек становится все больше, они становятся все более красочными и интересными, а популярных, по настоящему хитовых исторических игр все меньше и меньше. И это притом, что с историческим материалом, на первый взгляд, работать проще, чем со сказкой. Существует масса литературы, учебников, разного рода артефактов, по которым можно воссоздать какое-либо историческое событие. По большому счету, придумать интересную и качественную игру на основе выдуманного мира во много раз сложнее.

На самом деле, этот парадокс разрешается просто: компьютерные игры очень органично вписались в мировую индустрию развлечений, где правят бал различные вариации фантастики и всепоглощающего экшена. И вот уже почти не видны средневековые замки и рыцари на фоне магических героев извечных войн между людьми и орками или странных негуманоидных цивилизаций из других галактик.

В компьютерных играх, как и в кинематографе, есть несколько особо раскрученных исторических периодов и мотивов, вне зависимости от жанра самих игр. Для начала, это Вторая мировая война, в которой, как точно известно всему просвещенному человечеству, победили Соединенные Штаты и их союзники. Да и не так давно это было, осталось много хроник и киносъемок. В общем, очень большая часть исторических игр (может быть, даже большинство) посвящена именно военным действиям середины XX века. Что еще? Еще есть средневековье: крестовые походы, рыцарская романтика, викинги и прочая междоусобица. Как ни странно, но существует пара-тройка неплохих игр, где используются сюжеты и средневекового Востока. Даже есть очень старая приставочная игра, повествующая о превращении Тимучина в Чингисхана и его завоевании мира. Но это скорее исключение из правил. Остается Древний мир с его колесницами, легионами, великими пирамидами и своенравными богами.

Говоря об исторических компьютерных играх, мы не должны забывать о том, что самой "историчности" во многих из них не больше, чем в фильме "Гладиатор" Ридли Скотта. Да, солдаты послабее здесь называются алебардщиками, а посильнее - тяжелой конницей, временами на картах присутствуют верные исторические топонимы, а главных персонажей зовут именами знаменитых полководцев. В пособия для школьников такие игры не внесешь, разве что для культивирования интереса к изучаемому предмету, да и то вреда может быть больше, чем пользы. Во-первых, взгляды на вполне конкретные исторические события могут немного расходиться. Взять хотя бы Вторую мировую войну: честный афроамериканский школьник, поиграв в российскую игру "Противостояние", будет крайне удивлен невнятностью и какой-то возмутительной несерьезностью роли Америки в разгроме фашизма. А во-вторых, даже исторический антураж в играх очень часто бывает далек от своего прототипа. Но не будем о грустном, поговорим лучше о самих играх. В данной статье у нас нет возможности охватить все исторические игры. Попробуем остановиться только на самых характерных и знаменитых.

Начнем с Древнего мира. Кто не прогуливал уроки истории, знает, что особенно интересных событий тогда не происходило: какой-то Геракл со своими подвигами, афера с Еленой и лошадью, пара-тройка сомнительных Чудес Света, и напоследок - потомки двух братцев-маугли с чрезмерными амбициями, захватившие (по их личному мнению) весь мир. А если серьезно, то Древний Рим и Греция всегда привлекали разработчиков игр - все-таки колыбель европейской цивилизации.

Чего стоит один "Центурион: защитник Рима", вышедший в далеком 1990-м году. Игра совместила в себе сразу несколько жанров: экономический симулятор, аркада, пошаговая стратегия и стратегия в реальном времени. Перед вами карта мира, разделенная на государства, провинции и территории. В самом Риме находится ваш легион, с которым придется начинать экспансию, отсюда же можно вести общую политику. В захваченной области устанавливаются режимы правления (от "толерантного" до "кровавого"). В новых провинциях можно создавать легионы; для того чтобы население увеличивалось, и не было бунтов, нужно устраивать различные игры и развлечения. Но самое интересное - это сражения. На поле брани выстроены два войска; перед началом битвы можно задать тактическую схему сражения и в процессе корректировать движение войск. У каждого войска есть командир, и если он погибает, моральный дух всего войска резко падает, и легионы начинают разбегаться. Целью игры ставится захват всей карты и разгром врагов.

Говоря об исторических играх, нельзя не упомянуть о "Веке Империй" от компании Microsoft. Классическая стратегия с очень красивой (для своего времени) графикой, действия которой происходят в Вавилоне, Египте и Греции. Присутствует стандартный набор инструментов и возможностей в стиле "Дюны" или Warcraft, что оригинальности, конечно же, не придает. Однако "Век империй", благодаря красивой графике и сбалансированности, сразу же завоевала популярность, а ее продолжение ("Век империй - II", о которой мы поговорим немного позже) считается одним из лучших представителей своего жанра.

Совсем недавно Microsoft выпустила игру "Век мифологии". Игра эта является логическим предшественником серии "Век империй", так как события здесь происходят в мифологические времена. В игре присутствуют три цивилизации: египтяне, греки и скандинавы. К стандартному стратегическому набору возможностей добавлено несколько небезынтересных нововведений: игроки могут призывать на помощь богов (соответственно выбранной цивилизации), а также использовать мифологических существ в боях с противником. Создатели заверяют, что антураж и детали игры выполнены в точном соответствии с исторической эпохой.

Средневековье у всех любителей компьютерных игр ассоциируется с игрой "Век империй - II. Эпоха королей". Игроку предоставляется несколько кампаний: за шотландца Вильяма Уолласа, Жанну Д'Арк, Фридриха Барбароссу, Саладдина и Чингисхана. Разработчики честно попытались внести в игру определенное количество исторических сюжетных линий. Например, в одной из миссий Чингисхану недостаточно просто разгромить противников, необходимо объединить разрозненные племена; в другой компании нужно доставить Жанну Д'Арк в лагерь повстанцев, обходя при этом кордоны англичан. Кроме того, сам ход кампаний разработчики выстроили сообразно с историческими реалиями и судьбами прототипов. Начиная с небольшой кучкой своих сторонников, Жанна Д'Арк из миссии в миссию переходит в новое качество, обзаводится войсками, перемещается по территории Франции, а в итоге оказывается сами знаете где. Именно поэтому некоторые миссии могут казаться скучноватыми. Разработчики снабдили игру вставками с описанием исторических персонажей и событий, что придает ей исторический колорит и некую иллюзию достоверности.

Естественно, что у "Эпохи королей" появилось продолжение: "Век империй - II. Завоеватели". Здесь кампании сгруппированы по принципу знаменитых войн: Атилла сражается против Рима, Эль Сида совместно с марокканцами - против испанского короля, вождь ацтеков Монтесума пытается остановить конкистадоров и параллельно разбирается с внутренними врагами. Еще нам предлагаются восемь сражений, вошедших в историю, а также возможность побывать в шкуре великих завоевателей.

Не так давно появилась игра, которая очень быстро приобретает популярность и уже может считаться самым настоящим хитом - "Цитадель" (Stronghold). На российском рынке эту игру представляет компания "1С". Жанр "Цитадели" определить достаточно трудно: игра эта очень органично совместила в себе элементы экономического симулятора и стратегии реального времени.

Во вводном мультике, не лишенном юмора, игрока сразу же предупреждают, что от средневековья много хорошего не жди, что это, по сути, всего лишь большая коммуналка со своими извечными проблемами, начиная с отсутствия приличной канализации и заканчивая вздорными соседями. В общем, в соседях-то как раз и кроется большинство неприятностей средневекового лорда. Действия игры происходят на Британских островах, которые, кроме вас, поделили еще четыре правителя: Крыса, Змея, Кабан и Волк - с ними вам и предстоит воевать. Как водится, Крыса нагл и труслив, Змея хитер и изворотлив, Кабан брутален, ну а Волк... Волк остается волком. Несмотря на явное нежелание следовать каким-то историческим реалиям в именах героев и названиях областей, игра получилась на порядок достоверней, если можно так выразиться, всех "Веков империй" вместе взятых. Ибо здесь делается попытка окунуть игрока внутрь средневекового мира и натурального хозяйства, дать ему возможность выстроить жизнеспособную систему феодального замка, которая могла бы функционировать без вмешательства со стороны и не развалилась бы при первом удобном случае.

Чтобы иметь возможность отстроить замок и начать экспансию, игроку необходимо сначала как следует озаботиться материальной базой: обеспечить подвоз камня и дерева, наладить бесперебойное снабжение продовольствием, что, поверьте, не так уж и просто. Отдельного внимания требует инфраструктура феодального замка: на случай пожара, стратегически важные объекты (например, амбары с продовольствием, склады, фермы и прочее) снабжаются колодцами; для подвоза камня отряжаются извозчики мулов; дабы народ не ленился, но и не разбегался, отрабатывается проверенная временем система кнута и пряника (строим различные увеселительные заведения и пыточные камеры) и т.д.

А такая банальнейшая вещь, как хлеб? Для начала необходимо возвести склад для сырья и амбар, где хранится продовольствие, после этого засеять поля, построить мельницы и пекарни. Крестьянин-хлебопашец доставляет на склад пшеницу, мельник забирает ее и, в свою очередь, приносит на склад мешки с мукой, которые забирает пекарь. Готовые булки из пекарни идут в продовольственный амбар, где и распределяются между местным населением. Для пополнения казны с населения взимается налог. Если популярность лорда начинает падать (из-за высоких налогов или отсутствия продовольствия) крестьяне разбегаются, и наступает экономический кризис. Чтобы начать вербовку войск, кроме денег, необходимо предварительно обзавестись оружием и доспехами, которые тоже из воздуха не берутся. Для этого запасается сырье, потом из него мастер изготовит оружие или доспехи, которые будут отправлены в оружейную, и только потом уже можно собирать войска.

Все эти рутинные действия очень интересны и захватывают с первой минуты. Но и сражения здесь выполнены на уровне. Несмотря на то, что "Цитадель" не является чистым "экшеном", игрок получает достаточно внушительный военный арсенал. Здесь есть все, что мог позволить себе средневековый лорд: солдаты (от простых лучников и копейщиков до тяжелых конных рыцарей), тараны и разного рода баллисты, кипящее масло, рвы (которые, кстати, еще нужно выкопать), нефтяные поля, способные сжигать целые отряды, клетки с собаками, волчьи ямы и это еще далеко не полный список. Именно благодаря разнообразию инструментов, для полной победы отнюдь не достаточно получить банальное троекратное превосходство в численности. Замок с небольшим гарнизоном, но грамотной фортификацией может выдержать очень долгую осаду во много раз превосходящих сил противника. И наоборот, если нападающий пренебрег разведкой и артподготовкой, то все его войска рискуют погибнуть, даже не дойдя до стен крепости.

Разработчики сумели превратить игрушку в некий симулятор средневековья, где для победы нужно учитывать множество факторов и мелких нюансов. Легкие лучники по убойной силе не сравнятся с арбалетчиками, однако они способны огненными стрелами поджигать нефть и сельскохозяйственные постройки, нанося тем самым очень большой урон. Один тяжеловооруженный рыцарь с легкостью справится с дюжиной копейщиков, однако последние способны сбрасывать осадные лестницы и башни со стен, что делает их незаменимыми при защите замка. Можно долго пытаться пробить ворота крепости, теряя лучших солдат, а можно сделать подкоп и заложить под стены взрывчатку. И так далее.

Кстати, исторические сражения здесь тоже присутствуют. Можно выбрать какой-нибудь реально существовавший замок и принять участие в битве либо на стороне атакующих, либо осажденных.

В России скоро появится продолжение "Цитадели" под названием "Цитадель: Крестоносцы". Здесь мы переносимся во времена крестовых походов. В игре присутствуют исторические компании и миссии, связанные с войнами на Ближнем востоке. Добавлены новые юниты, улучшена графика, доработана система сетевой игры, в общем, новая редакция "Цитадели" имеет все шансы обойти по популярности своего предшественника.

Продолжить обзор средневековых исторических игр хотелось бы чем-то нашим, родным. Поискал и нашел: "Рыцари креста", игра, созданная чешскими разработчиками на основе романа Генриха Сенкевича "Крестоносцы". Вообще игры по литературному произведению далеко не новинка: есть "Дюна" по одноименному роману Фрэнка Херберта, "Myth" по знаменитой серии "Черный отряд" Глена Кука. В "Рыцарях креста" вам предстоит защищать братьев-славян от немецко-католической ассимиляции или, напротив, во главе Тевтонского ордена попытаться провести очередной крестовый поход на восток. Много сражений, много персонажей, красивая графика, в общем, ничего особенного, но ведь игра-то практически про нас, а нашему больному великоросскому самолюбию порой так требуется лишняя капля бальзама, пусть даже и чешского разлива.

Ели бы не "Казаки", то можно было считать, что XVII - XVIII века своего отражения в жанре стратегий реального времени практически не нашли. Однако игры "Казаки: Европейские войны" и "Казаки: Последний довод королей" оказались на редкость качественными и сразу же завоевали всеобщее признание. В войнах участвуют два десятка европейских держав, соответственно исторической эпохе. Каждая страна имеет свои очертания, свои особенности экономического и технологического развития, военные преимущества и недостатки, уникальные типы игровых единиц и технологий, поэтому перед игроком развертывается широкий выбор тактических и стратегических решений в войне против любого врага. Например, Англия является владычицей морей, Австрия имеет мощную легкую и тяжелую кавалерию, казаки - это гордость украинской армии и т.д. Совсем недавно вышло продолжение серии "Казаки: Снова война".

Вот мы, наконец, добрались до двадцатого столетия, точнее, до Второй мировой войны, которая, несомненно, занимает прочное первое место по популярности среди исторических компьютерных игр. В основном это стратегии, но в последнее время стало появляться все больше игр других жанров, сделанных на данном материале: симуляторы военной техники, квесты, разного рода стрелялки и т.д.

Одним из первых был Wolfenshtein ("Волчье логово"), появившийся лет десять назад. Игра "от первого лица", мрачные лабиринты немецкого замка, по стенам развешаны флаги и гербы, кругом гестаповцы со шмайсерами и собаками - в общем, тяжела жизнь диверсанта-антифашиста. Из истории взят только антураж, да и тот из-за качества исполнения выглядит скорее условностью. Сейчас, с вершины технического прогресса, можно снисходительно относиться к подобным реликтам, но всегда надо помнить, что именно игры, подобные Wolfenshtein'у или "Центуриону", вдохновляли создателей современных игровых шедевров.

Максимального приближения к реальности удалось достигнуть разработчикам, создавшим серию игр "Противостояние". Четко прорисованные модели и подробно разработанный сюжет, который выстроен сообразно историческим событиям, делают ее одной из лучших игр по тематике Второй мировой войны. К отличной графике и сбалансированному геймплею добавляется попытка воссоздания условий реальной войны. Солдат нельзя бесконечно выращивать или вербовать, приходится обходиться тем количеством, что дано в начале миссии; неэкономное расходование боеприпасов в конечном итоге может привести к тому, что ваша артиллерийская батарея замолчит в самый ответственный момент и т.п. К слову об артиллерии. Она является основной ударной силой воюющих сторон, без предварительной артподготовки не имеет смысла даже развертывать наступление, не говоря уже о штурме укрепленных позиций.

Игры из серии "Противостояние", возможно, одни из немногих исторических игр, удостоившиеся серьезного внимания со стороны профессиональных историков. Рассматривается не только точность изображения юнитов или последовательность исторических событий, с реальностью сравниваются методика ведения сражений и тактические приемы, заложенные в игре. Например, в игре "Противостояние III" отмечалась слабая роль танковых соединений и бронетехники, тогда как в настоящей войне танки являлись решающим фактором боевых действий. Получается, что обычную компьютерную игрушку очень придирчиво верифицируют уже с точки зрения нюансов и логики исторического периода. Лучшей похвалы трудно желать. Игра "Противостояние" выдержала несколько редакций, и в данный момент все любители исторических стратегий могут насладиться боевыми действиями, которые происходили в мире в 50-х - 70-х годах ("Противостояние: Азия в огне")

С недавнего времени, все любители стратегий могут приобрести игры из серии "Казаки" и "Противостояние" через систему Softkey.ru. На российском рынке их представляет компания "Руссобит-М".

В завершение обзора хотелось бы коснуться целой серии игр, которые выделяются из обычного ряда исторических игрушек. В свое время "Цивилизация Сида Майера", наверное, была самой популярной игрой на персональном компьютере. Игра моделирует не какую-нибудь конкретную историческую ситуацию, а сам принцип исторического развития. То есть вы не решаете, идти на войну с соседями или не идти, а принципиально выбираете линию поведения: война, дипломатия, мир или тип организации: демократия, монархия, республика и т.д. На выборе и дальнейшем развитии строится весь игровой процесс. В итоге нужно привести свою цивилизацию к господству над соседями, используя доступные средства.

Здесь хотелось бы процитировать самого Сида Майера: "Я чувствую, что технология и игровой дизайн достигли того уровня, при котором я могу придать нужную форму своему видению Civilization. Игра всегда называлась "Цивилизация", но самым распространенным путем к победе была война - не очень-то цивилизованный вид деятельности. С помощью современных технологий мы можем лучше моделировать другие аспекты, вроде торговли, культуры и дипломатии, и добиться их равноценности на пути к победе. Это делает игровой процесс более динамичным и разнообразным".

В этом случае точное следование реальным событиям в игре, претендующей на звание "исторической", как правило, успеха не приносят. "Достоверность" должна приноситься в жертву играбельности. Перечисление событий и описание антуража может вызвать интерес разве что у ученого, специализирующегося на данных вопросах. Мы же говорим об индустрии развлечений - явлении массовом. В художественных литературных или кинематографических произведениях абсолютно такая же ситуация. В них, как и в играх, внешний антураж и историческая событийность лишь средства, через которые достигаются определенные цели: например, привлечь к кинофильму как можно больше народу или дать возможность читателю понять образ мыслей какого-либо героя через призму эпохи и т.д.

Создатели игры "Цитадель" намеренно не вводили никаких исторических персонажей, присутствуют лишь нарицательные гротескные личности. Однако игра эта дает возможность почувствовать внутреннюю сторону средневековой жизни, что намного важнее. Повседневность и игра в эту повседневность оказались очень увлекательными. Примерно то же самое мы могли бы увидеть в произведениях Б. Акунина. Только историчность здесь представлена в несколько ином качестве. Для автора совершенно не важен исторический событийный фон, на котором развивается сюжетная линия. Реальные исторические личности, если и встречаются, то лишь подчеркивают свою ненужность. "Очарование девятнадцатого века", которое составило изрядную долю популярности книг Акунина, достигается путем умелых литературных стилизаций и разбросанными по всему повествованию деталями и лирическими отступлениями, которые сами по себе совершенно не важны, но дают иллюзию исторической правдоподобности.

Все это совершенно не означает, что в компьютерной игре могут быть сознательно искажены какие-нибудь исторические факты. Просто сама по себе эта историческая действительность никого не интересует, события Крестовых походов или Великих географических открытий - лишь фон, обои, которые нужны для драпировки сюжетных линий и перипетий игрового процесса. Но без этого фона игра потеряет свой шарм и привлекательность и станет очередной поделкой из серии электронных игр.

Программы в каталоге Softkey.ru:

Ссылки по теме:

Источник: http://www.softkey.info/
 

  Рекомендуем:

Лучший Анти-СПАМ

Рекомендуем!

Знакомое ощущение, когда утром во время сладкого сна раздается пронзительный звон будильника, и Вы готовы разбить его кувалдой (если она была бы рядом :), не так ли? К синонимам данного ощущения можно отнести чувство раздражения, когда, проверив свой почтовый ящик, Вы обнаруживаете кучу мусора (по-другому и назвать нельзя), которую какой-то добрый дядя назвал мягким словом СПАМ. 
Читать далее>>>

 


Рекомендуем!
Продажа в кредит, гарантия, доставка по России.  Смотреть другие товары >>

Copyright © "Internet Zone"info@izcity.com. Условия использования материалов