Открылась Компьютерная Ярмарка Expo-com.ru на Тульской 
6000 кв.м, 20 000 покупателей в день.
Удачное расположение (м. "Тульская"), большой ассортимент, автостоянка, лифты, кафе, туалеты, телефонная связь, интернет. 
Арендаторам: 1 месяц бесплатно
Режим работы и проезд см. здесь >>
реклама у нас
***

Стрельба из винчестеров

Автор: Виталий КЛЕЦКО

Здоровье жесткого диска — это основа сохранности данных пользователя, поэтому, выбирая себе хранителя нулей и единиц, нужно знать его, так сказать, «подноготную». Сегодня речь пойдет о жестких дисках Fujitsu и NIKIMI.

Почему мы решили рассказать именно об этих производителях? Просто некоторое время я был «счастливым» обладателем нижеописанной модели винчестера Fujitsu, а несколько моих знакомых испытали все «прелести» его «поведения» на себе. Поэтому перед вами записки очевидца Что же касается NIKIMI, то появление на рынке жестких дисков нового игрока меня, например, насторожило. Как-то странно получается, такие гиганты, как Fujitsu, Quantum или IBM, не могут позволить себе выпускать подобные накопители, откуда же берет ресурсы молодая и никому неизвестная компания. Просто захотелось разобраться…

За что Fujitsu били по лицу…

Каким вы представляете себе идеальный винчестер? Уверен, что большинство ответит примерно так: чтобы он был надежным, быстрым, тихим, ну и холодным (но при этом живым :-)). Именно всем этим качествам должен был удовлетворять Fujitsu MPG (рис. 1). На рынке он появился в 2000 году, и на то время просто прыгнул выше головы. Абсолютные лидеры IBM и Seagate только разводили руками: как Золушка смогла стать Принцессой? Но все-таки надо помнить, что компания Fujitsu не первый год производила винчестеры и зарекомендовала себя как производитель выпускающий надежные, неприхотливые продукты (у меня до сих пор на работе в экстремальных условиях крутится «фуджик» на 1.2 Гб, 1994 года выпуска, и ничего).

Чем же так порадовала пользователя серия MPG? Даже невооруженным глазом было видно, насколько совершенными оказались эти изделия. Небольшая платка с управляющей электроникой; удачное расположение разъема, соединяющего плату с остальными элементами гермоблока; плотность записи 20 Гб на пластину (2000 год!); интерфейс Ultra АТА/100; буфер 2 Мб; новые жидкостные подшипники (Fluid Dynamic Bearing); бесшумность в работе и фантастически ровный график чтения! В дальнейшем выяснилось, что эти «винты» — единственные в своем классе, у которых в заводском дефект-листе скрытые погрешности могли отсутствовать вообще.

Но все хорошее рано или поздно заканчивается. Так случилось и тогда, — покупая красивые коробочки с «фуджиками», никто не мог предположить, что приобретает «мину замедленного действия». Весной 2002 года количество брака по винтам серии MPG превзошло все мыслимые пределы. Fujitsu официально признала свои ошибки. Как известно, производство жестких дисков для настольных систем этой компанией было прекращено, но многие детали дела так и остались нераскрытыми. Только сейчас ситуация более-менее прояснилась. Итак, вернемся на год-полтора назад…

Серия MPG оказалась самой популярной не только благодаря отличным характеристикам, но и относительно низкой цене. Некоторое время эти модели были даже в дефиците. Разошлись они очень быстро, и поначалу ничего не предвещало беды. Первые «глюки» стали проявляться по прошествии примерно полугода. Поначалу никто не придавал случавшимся сбоям особого значения — слишком уж необычными были их проявления: в непредсказуемые моменты винт просто «исчезал» из системы. Чаще всего такое происходило прямо при работе в Windows, что приводило к зависанию системы. Перезагрузка ничего не давала: компьютер упорно не видел жесткого диска. Пользователи выключали ПК, готовились к походу в сервисный центр, греша на BIOS, материнскую плату и на все что угодно, кроме жесткого диска. Через некоторое время компьютер включался, и система вновь вела себя нормально. Инцидент забывался. Никому и в голову не могло прийти то, что виноват именно HDD.

Первая волна устройств, попавшая в сервисные центры, ни у кого особых тревог не вызывала. Ведь причина отказа списывалась на неправильное питание и несоблюдение теплового режима. Главной виновницей всех проблем оказалась микросхема HA13627 — она выходила из строя с визуальными последствиями теплового перегрева. При этом винт, естественно, уходил в мир иной.

Но продавцы, которые не принимали по гарантии винчестеры с тепловыми повреждениями, радовались недолго. Через некоторое время сервис-центры оказались переполнены «винтами», которые имели идеальное внешнее состояние, но вот работать отказывались. Такие накопители имели схожие неисправности — не определялись в BIOS вообще или при старте системы вместо названия модели выводился набор непонятных символов.

Вскоре инженеры Fujitsu разобрались в причинах неполадок и официально заявили, что ранние винты MPG-серии содержали ошибку в микропрограмме. Высокооборотистые собратья модификации AH (скорость вращения шпинделя 7200 об/мин) имели совершенно другой микрокод и были лишены этих недостатков. Для лечения «тихоходных» дисков был выпущен патч, обновляющий глючную прошивку версии 80B5 до вполне работоспособной 80C2.

Казалось бы, проблема решена и пришел час ликования, но, как позже выяснилось, эта мера тоже была временной. После небольшой передышки сервисные центры захлестнула третья и последняя волна, поставившая крест на серии MPG. Началось все очень загадочно. Из информации в чатах и эхо-конференций вырисовывался прямо таки тарантиновский сюжет.

Вот выдержки из рассказа о некоторых случаях:

…у меня винт полежал несколько дней на подоконнике и вновь заработал…

…а я свой в холодильник ложу на полчаса, после этого он пару часов работает, а затем опять ***…

…да на газовую плиту его! И прогреть пару минут! У меня заработал!..

…новая партия пришла, выпущены 8 месяцев назад. Из 20 шт. «запустились» только 7 … (через два дня): ...из семи три уже не работают, зато из 13-и «дохлых» три заработало! Чертовщина какая-то!

И все в таком же духе.

Долгое время ремонтники винили во всех грехах «микросхему-мину» HA13627. Ее замена жесткий диск приводила в чувство. Но только на некоторое время. Проблемы снова возвращались. К тому же в винчестерах Samsung эта микросхема тоже использовалась, причем работала без проблем. Все это безобразие продолжалось до того момента, пока на складе одной крупной фирмы из большой партии таких винчестеров в исправном состоянии не оказались только около 10%! И это притом, что они просто находились на хранении!!!

Тогда то и были проведены тщательные исследования, которые и выявили истинную причину всех неполадок — нарушение технологии пайки элементов платы. Оказалось, что в процессе пропайки деталей платы применялся агрессивный флюс, который не удаляли после сборки платы. Со временем он разрушал целостность пайки между деталями и медными дорожками платы. А так как нагрев ускорял процесс окисления, то особенно страдал от этой «болячки» чип Cirrus Logic CL-SH8671-450, нагревавшийся больше других.

Этим объясняются все мистические явления, происходившие с подобными винчестерами. Тепловые и механические воздействия приводили к временному восстановлению контакта, и жесткие диски ненадолго «оживали».

На сегодняшний день практически все бракованные накопители уже вышли из строя или побывали в ремонте. Но если вы являетесь «счастливым» обладателем HDD Fujitsu серии MPG3xxxAT, с частотой 5400 об/мин, и у вас возникали или все еще возникают вышеописанные проблемы, то возможно нижеуказанные рекомендации для вас окажутся небесполезными.

В нижней части наклейки, на которой написано слово Fujitsu, найдите строку, которая выглядит примерно так — CA9-80B5. Последние четыре цифры указывают версию микропрограммы. И если она не 80C2, то крайне желательно обновить прошивку, — возможно, после этого проблемы в работе жесткого диска исчезнут.

Если BIOS не видит винт, если светодиод на корпусе светится непрерывно, если система часто зависает, а проверка диска не завершается, то вам нужно обратиться в сервисный центр. Тем более что Fujitsu официально признала свои ошибки. Если в вашем населенном пункте нет сервисного центра этой компании, а стоимость проезда в ближайший город превышает цену самого винчестера :-), то можно на свой страх и риск попробовать самому решить возникшие проблемы. Греть винт на плите, конечно же, не следует, равно как и засовывать его в холодильник :-). Для начала необходимо отключить винчестер и положить его на ровную поверхность. Затем подсоединить IDE-шлейф и питание и, слегка нажав на микросхему Cirrus Logic, попробовать переопределить винт, включив питание компьютера. Только не надо дотрагиваться руками до выводов микросхем и других деталей, потому как может возникнуть короткое замыкание, и винчестер даст сбой или выйдет со строя (случаи, они ведь разные бывают). Если после этой процедуры диск определится, то лучше скопировать всю информацию на другой винчестер, а этот хард отдать в ремонт или повесить его на стену в рамку :-).

Жаль, что пребывание на рынке жестких дисков для настольных систем эта компания закончила на такой вот минорной ноте (кстати, HDD от Fujitsu с интерфейсом SCSI пользуются большим доверием у производителей серверных решений). Но, как известно, не совершает ошибок только тот, кто ничего не делает, а Fujitsu делает довольно много хороших вещей. (Прим. ред.: данный опус актуален в первую очередь для тех пользователей, которые собрались покупать бывший в употреблении жесткий диск, потому как новые HDD от Fujitsu встретить уже вряд ли удастся.)

Никому не нужны NIKIMI?

В прошлом году на компьютерном рынке начало мелькать новое имя производителя. Событие не очень примечательное, если б не тот факт, что новый игрок вклинился, казалось бы, в уже устоявшуюся нишу дисковых накопителей. Устройства CD-ROM, CD-RW и HDD под маркой NIKIMI стали появляться, как грибы после дождя. Первоначальная версия была следующей: якобы какой-то «бренд» выпускает устройства под другой торговой маркой. Под «подозрение» попал MAXTOR, именно диски этого производителя первыми попали на рынок Украины с наклейкой NIKIMI. Но потом с такими же наклейками стали попадаться диски Quantum и Western Digital. Ситуация оказалась окончательно запутанной.

Чтобы попытаться разобраться в случившемся, мы отправились на сайт NIKIMI (http://www.nikimi.com). Ответ на вопрос: «Что же такое продукты Nikimi?», оказался довольно интересным. Оказывается, «это высшего качества жесткие диски и CD-приводы от ведущих производителей, по тем или иным причинам вернувшиеся обратно. Продукты были модернизированы и приведены в соответствие стандарту качества ISO 9001/2000. Они прошли сертификацию как новые и называются «ресертифицированными», имеют полную 12-месячную гарантию. Конечный пользователь может быть уверен в их качестве. Низкая цена теперь не значит низкое качество!». В принципе не секрет, что у каждого производителя жестких дисков есть брак в производстве. И «возвращение к жизни» таких моделей называлось восстановлением в фабричных условиях. Отрицательный момент подобной «реставрации» — возврат по браку у таких изделий обычно оказывался выше. Поэтому диски NIKIMI вызвали естественное подозрение.

Попытавшись глубже разобраться в вопросе, я обнаружил довольно интересную информацию. Оказывается, в настоящее время компания NIKIMI является официальным продавцом восстановленных винчестеров Western Digital и Maxtor (Quantum). Для Maxtor реаниматором дисков выступает фирма Teleplan (http://www.teleplan.cc) — крупнейшая в мире компания по ремонту жестких дисков. Для WD это либо Teleplan, либо сингапурская компания Magnetic Data Technology (http://www.magneticdata.com). Получается, что NIKIMI отнюдь не новый игрок на рынке накопителей. Эта компания уже давно занимается продажей «подлеченных» устройств, при этом дает на них годичную гарантию.

Надеюсь, теперь в этом вопросе добавиться немного ясности. В сложившейся ситуации каждый сам волен решать, есть ли смысл экономить пару-тройку долларов, покупая восстановленное устройство, или же лучше раскошелиться на «нулевое».

Источник: http://www.mycomp.com.ua/
 

***

***

Copyright © "Internet Zone"info@izcity.com. Условия использования материалов