|
|||
реклама у нас | |||
*** |
Маэстро, ваш выход!Автор: Михаил Брод
Программа "Маэстро" - не единственная, которая решает проблему записи нот. Ранее уже были разработаны и получили широкое распространение среди музыкантов и композиторов такие, как Encore, Score for DOS, Sibelius. Одни проще, другие - сложнее, но все - англоязычные, и разобраться, как они работают, было при их больших возможностях очень непросто. "Маэстро" - русскоязычная программа такого же типа, и уже в этом ее преимущество перед другими. Что может и умеет программа? Записывать нотные партитуры, набирать ноты посредством виртуального пианино, создавать аккорды, читать информацию из файлов формата MIDI и записывать в этот формат, записывать партитуры через MIDI-устройства, воспроизводить записанные партии как для отдельного инструмента, так и для целого ансамбля или оркестра. Кроме этого, великолепные возможности редактирования, выравнивания тактов, разрывов нотного стана и отдельных тактов, выполнение привязки ко всем элементам партитуры комментариев, ссылок и прочих элементов оформления, регулирование громкости, баланса и эффектов для каждого трека (партитуры инструмента). И, конечно, распечатка партитуры и импорт ее в графические файлы. В качестве примеров к программе приложены ноты нескольких классических произведений, на основе которых можно просмотреть основные возможности программы. Теперь пора приступить и к записи нового произведения. Здесь совершенно неважно - придумали ли вы его до начала работы с "Маэстро" или сочиняете музыку во время работы с программой. И в том и в ином случае процесс работы будет одинаков. А начинается он с определения основных характеристик нотного стана для записи нового произведения. Что сюда входит: размер такта произведения и размер затакта (если он есть), количество рядов нотного стана и подрядов, тональность каждого ряда, стиль отображения - партитура или нотный стан. И, чуть не упустил - для каждого ряда можно назначить один из 120 имеющихся в коллекции программы инструментов и любой из двух десятков эффектов. Перечислять инструменты - занятие неблагодарное, но основные группы назвать можно: клавишные, ударные клавишные, органы, гитары, струнные инструменты и ансамбли, несколько групп духовых инструментов, ударные, инструменты этнической и басовой групп. А помимо этого - звуки вертолета и телефонные звонки, ружейный выстрел и шорох дождя... После назначения основных характеристик будущей партитуры перед вами в основном окне откроется нотный лист, а в левой колонке - перечень рядов (партий) для выбранного инструмента. Аналогично можно создать нотные станы и для других инструментов. В основном окне они будут показаны как закладки. Для каждого инструмента можно указать и один из 16 MIDI-каналов, по которому впоследствии будет воспроизводиться его звучание. Освоить запись нот - несложно. При весьма скромном текстовом меню программа имеет большой набор графических кнопок, помогающих при выполнении различных операций. Кнопки сгруппированы в несколько тематических закладок, расположенных внизу экрана. Отдельная закладка предназначена для работы непосредственно с нотами - выбор тональности, длительности звучания, пауз, а специальные символы вынесены в отдельную группу. С помощью другой закладки можно выбрать необходимый музыкальный термин и поместить его на нотный стан. Отдельная закладка предназначена для работы с аккордами. Работая в ней можно выбрать либо один из стандартных аккордов, либо создать свой собственный. Его можно сохранить для использования в дальнейшем. Для тех, кто больше привык воспринимать звук с клавиатуры, а не на нотном стане, подготовлена специальная виртуальная клавиатура. Удобно, но составлять многозвучия с ее помощью сложно - требуется после ввода каждой новой ноты возвращаться курсором обратно. И еще одно замечание. Выбирая нужную ноту с помощью мышки, будьте внимательны - ее длительность зависит от высоты расположения указателя относительно клавиш. Гитаристов разработчики программы также не забыли - для них создана отдельная вкладка, где вместо рояльных клавишей - гитарные лады, на которых можно показывать те ноты (или аккорды - здесь-то они есть!), которые должны лечь на бумагу. Непривычно одно - гриф показан перевернутым, первая струна - вверху, как будто держишь гитару и рассматриваешь ее сверху вниз (все же привычнее, когда первая струна внизу - более реально представляешь ее себе на "живой" гитаре). Разработчики учли возможные пожелания гитаристов и сделали лады не только для шестиструнки, но и для семиструнной гитары. Здесь хотелось бы сделать небольшое отступление. В одной из статей о нотных редакторах была ссылка на программу Final 2000. Оказалось, что у этой программы есть свободно распространяемая версия. С первого взгляда программа выглядит более простой и доступной для использования, но когда начинаешь с ней работать, оказывается, что многие возможности, заложенные в "Маэстро" в программе Final просто отсутствуют. К примеру, виртуальная клавиатура, работа с гитарными аккордами, музыкальными терминами. Количество предлагаемых инструментов также существенно меньше. Правда, документация более детализирована и включает примеры использования возможностей программы. Работа с голосами (подрядами в терминах "Маэстро") в программе Final мне также показалась удобнее. Если в "Маэстро" перемещение между подрядами в пределах ряда производится клавишами Up и Down, при этом указатель ввода лишь немного смещается по высоте, то в программе Final выбор одного из четырех голосов выполняется с помощью специальных кнопок и ноты "окрашиваются" в разные цвета. Зато как великолепно открываются файлы MIDI. Перепробовал пару десятков и для всех мелодий получил ноты. Для одного инструмента и для шести-семи преобразование проходило без каких-либо проблем. Впрочем, одно преобразование было несколько некорректно - партия левой руки для фортепиано оказалась на нотном стане над партией правой руки. На мой вопрос директор DGSoftware Дмитрий Голованов ответил, что "в следующей версии мы добавим ручную сортировку рядов, и возможно попробуем располагать ряды с учетом скрипичного ключа". В целом впечатление от записи нот осталось только хорошее - когда начинаешь работать с программой, многие непонятные, на первый взгляд, ситуации проясняются, и вскоре основная часть действий начинает выполняться "одним движением мышки". Во всяком случае, никакого сравнения с записью на бумаге, да и ошибки править легко. А если учесть возможности программы по допечатной подготовке нотных текстов, то последние сомнения - пользоваться этой программой или нет - исчезают. Судите сами. Программа позволяет автоматически распределять такты по горизонтали, одновременно выравнивая их и по вертикали. Есть возможность уплотнить запись нот и наоборот, раздвинуть их; смещать ноты в аккорде друг относительно друга, изменять направление флажков, делать разрывы нотного ряда или отдельного такта. С помощью закладки "Изменить" можно объединить выбранные ноты или разъединить их. Здесь же можно рассчитать или отредактировать громкость звучания, вплоть до отдельной ноты, и настроить силу удара каждой ноты при воспроизведении. Словом, эта программа может стать незаменимым помощником при создании произведений любой сложности, вплоть до полифонических. А отработка звучания произведения поможет исполнителю подготовиться к выступлению. Программы в каталоге Softkey.ru:
Ссылки по теме: Источник: http://www.softkey.info/ |
*** |
![]() |
*** |
Copyright © "Internet Zone", info@izcity.com. Условия использования материалов |