Музыкальная фантASIO
Обработка звука в реальном времени
Автор: Артем Инджикян

Раньше на нашем телевидении существовала передача "Пойми
меня". Помните такую? Так вот, хочу у вас спросить:
какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово
ASIO? Что-то, связанное со звуком? И все? Так, будем это
поправлять…
Раньше все звуковые приложения
использовали VxD-драйверы, работающие на интерфейсе MME
(Multimedia Extension). Интерфейс этот был придуман
Microsoft. Приложения проигрывали музыку, пользователи
ее слушали, и было бы все замечательно, вот только для
музыкальных надобностей не подходили эти драйверы из-за
своей чрезвычайной медлительности.
Хотя слушать музыку через них было
можно, но вот обрабатывать звук в реальном времени -
нет. Проблема интерфейса MME заключалась в том, что
музыкальные приложения "разговаривали" со звуковой
картой не напрямую, а через операционную систему. А
поскольку ни одна из Windows, существующих на
сегодняшний день, не проектировалась как система
реального времени, "разговор" получался с большой (если
не сказать, огромной) задержкой.
Нужен был единый стандарт для драйверов,
который бы дал возможность приложениям общаться со
звуковыми платами без посредников и, соответственно, с
минимальными задержками. И этот стандарт был создан
компанией Steinberg, которая дала ему звучное имя ASIO (Audio
Stream Input / Output - "ввод / вывод звукового
потока"). Выигрыш был налицо: низкая задержка, высокое
качество обработки и сравнительно небольшая загрузка
процессора.
Поэтому производители более-менее
серьезных звуковых плат стали писать свои
ASIO-совместимые драйверы. Поняв, что их обходят,
подопечные Microsoft выпустили свою версию драйверов с
низкой задержкой под названием WDM (Windows Driver Model).
Эти драйверы нашли свое применение как в обычной
пользовательской жизни, так и в профессиональном мире
(например, в приложениях фирмы Cakewalk), но, тем не
менее, большая часть серьезных музыкальных программ
все-таки использует ASIO, потому что эта архитектура
успела стать стандартом де-факто для производителей
программного обеспечения и железа.
Справедливости ради нужно сказать, что
существует еще интерфейс GSIF, используемый в
программных сэмплерах Gigasampler и Gigastudio. У него
задержки вообще практически отсутствуют, однако
интерфейс этот поддерживают пока только полу- и
профессиональные звуковые платы. И, к тому же, он
позволяет обрабатывать только MIDI-сигнал.
Что же нужно для того, чтобы обработать
звук в реальном времени? Во-первых, нужен собственно
звук, который будет подвергнут обработке. Этот звук
можно извлечь из любого устройства, которое подключается
к входу звуковухи (MIDI-клавиатура, электрогитара,
микрофон, микшерный пульт и т. п.), или из глубин
компьютера (например, щелкнуть мышкой в секвенсоре на
какой-нибудь ноте).
Во-вторых, не помешает программа-хост,
которая будет общаться с ASIO-драйвером и обрабатывать
звук одним или несколькими эффектами. В качестве такой
программы разумно использовать одну из предлагаемых
Steinberg. Например, Cubase или Nuendo. В-третьих,
необходимы сами эффекты. Обычно эти эффекты либо
встроены в программу-хост, либо подключаются в качестве
плагинов. Если мы остановили свой выбор на Cubase, то
основной стандарт плагинов, подключаемых к ней,
называется VST (Virtual Studio Technology).
Этот интерфейс разработан все той же
Steinberg и позволяет загружать виртуальные инструменты
и процессоры эффектов и ими обрабатывать звук. На
сегодняшний день существует огромное количество
различных VST-эффектов - от бесплатных маленьких
эффектиков до гигантских монстров стоимостью в сотни
долларов.
Еще одной важной составляющей обработки
звука в реальном времени является ASIO-совместимый
драйвер звуковой платы. Если разработчики по каким-то
причинам сочли, что их карточка не будет поддерживать
ASIO, а альтернативных драйверов никто для нее не
сделал, то низкой задержки добиться не удастся. Из
широко распространенных на сегодняшний день плат ASIO
поддерживают: Sound Blaster Live! (с kХ-драйверами),
Audigy, Audigy2 и многие другие.
Если все это у вас есть, то можете
начать музицировать. Главное, помнить, что никакие
технологии не заменят интересных музыкальных идей и
таланта.
Особенности
ASIO 2.0 и VST 2.0 |
|
Источник:
http://www.computery.ru/upgrade/
|