|
|||
реклама у нас | |||
*** |
Обзор видеокарты Gigabyte Maya-II R9500Макс Курмаз У ATI большой опыт создания «урезанных» версий своих видеокарт. Компания не раз прибегала к этому простому и эффективному приему. Действительно, для расширения ассортимента продукции и увеличения присутствия на рынке можно один и тот же графический чип устанавливать на видеокарты различного ценового диапазона, регулируя производительность и возможности программным путем. Конечно, для получения хорошего экономического эффекта этого недостаточно – себестоимость чипа будет одинаковой в случае как дорогостоящей видеокарты (что приемлемо), так и бюджетного варианта (что гораздо хуже). Но для конкурентной борьбы способ хороший – на недорогие видеокарты получают все самые современные возможности. Radeon 9500 – именно такая «урезанная» видеокарта. Чип ATI R300, один из самых производительных (на момент написания статьи), устанавливается на видеокарту категории «до $200». Конечно, при этом некоторые из его возможностей отключаются, чтобы видеокарты Radeon 9700 и Radeon 9500, различающиеся по цене почти вдвое, не были близкими по производительности. ATI подошла к вопросу «притормаживания» радикально: кроме обычно в таких случаях снижения тактовых частот, разработчики фактически заблокировали половину чипа – отключили четыре из восьми конвейеров рендеринга. Понятно, что из-за этого скорость заполнения трехмерной сцены (fillrate), один из основных параметров современного 3D-ускорителя, снижается вдвое. Однако у Radeon 9500 остаются его блоки обработки шейдеров, оптимизации Z-буфера, полноэкранного сглаживания и т.д., которые вносят значительный вклад в общую производительность. Второй механизм снижения производительности, примененный в Radeon 9500 – уменьшение ширины шины памяти. У Radeon 9700 шина 256-разрядная, а у Radeon 9500 – только 128-разрядная. Что интересно, ATI первоначально допустила ошибку – выпускались видеокарты и с 256-разрядной шиной. Это получилось вот почему: первые версии Radeon 9500 изготавливались с применением тех же печатных плат, что и Radeon 9700. Если видеокарта оснащалась 64 Мб видеопамяти, то на печатной плате ставилась половина микросхем, и ширина шины оказывалась вдвое меньшей - 128 бит. А если видеокарта оснащалась полным объемом, 128 Мб, то шина оставалась 256-битной, как у Radeon 9700. Впрочем, уже разработан новый дизайн, и последние партии Radeon 9500 идут с 128-битной шиной вне зависимости от объема видеопамяти. В этом обзоре я хочу рассмотреть видеокарту Radeon 9500 в исполнении Gigabyte. Как известно, эта тайваньская фирма раньше занималась видеокартами на чипах Riva и GeForce, а сегодня это один из основных партнеров ATI. Gigabyte начала выпуск линейки видеокарт “Maya”, построенных на чипах Radeon. Серия GV-R9500 состоит из трех моделей – двух стандартных, с 64 и 128 Мб памяти, а также модели R9500 Pro, у контроллера которой не отключены конвейеры рендеринга. ![]() Ко мне на тестирование поступила младшая модель – R9500 с 64 Мб памяти. Первоначальный беглый осмотр позволил определить, что видеокарта построена на дизайне Radeon 9700. Сравнив с фотографиями Radeon 9700 Pro, я выяснил, что небольшие отличия имеются, но они очень незначительны. Четыре 32-разрядных микросхемы памяти вместо восьми – и получается 128-битная шина памяти. На моем экземпляре были установлены чипы DDR SGRAM производства Hynix со временем цикла 3.6 нс, что свидетельствует о том, что память может работать на частоте 275 МГц. Однако тактовые частоты R9500 стандартны – 275 МГц для графического чипа и 270 МГц для памяти. Для охлаждения Gigabyte применила большой золотистый радиатор с вентилятором. К сожалению, для улучшения охлаждения обороты небольшого вентилятора были повышены, поэтому он ощутимо шумит, а управление его вращением у этой модели не предусмотрено. Зато запас по разгону у видеокарты должен быть приличным. Других особенностей у видеокарты нет. Она оснащена двумя выходами на монитор – аналоговым и совмещенным аналоговым и цифровым, причем в комплекте есть переходник для подключения двух аналоговых мониторов. Есть также и ТВ-выход в формате S-Video, на который выводится композитный и двухкомпонентный сигнал для телевизора. Переходим к испытаниям. Подключение и установка драйверов под WinXP прошла без вопросов. Я использовал версию ATI Catalyst 3.1. Настройки панели управления, которую необходимо дополнительно скачать, позволяют управлять анизотропной фильтрацией, полноэкранным сглаживанием, вертикальной синхронизацией, детальностью MIP-уровней текстур – в общем, всеми параметрами, влияющими на качество изображения и скорость в 3D. Почему-то была недоступна опция “Trueform” – возможно, эта технология не поддерживается Radeon 9500. Впрочем, от нее все равно очень мало толку. Всем, кто интересуется видеокартами ATI, известен способ активации отключенных конвейеров с помощью модификации драйверов. Патч «SoftR9x00» для утилиты RivaTuner делает этот процесс максимально безболезненным. Однако с Gigabyte R9500 этот фокус не прошел: модифицированные драйверы установились, но игры не запускались или изображение на экране было сильно искаженным. Пришлось оставить попытки «взлома» и тестировать видеокарту «как есть». Прежде чем переходить к рассмотрению производительности, отмечу отличное качество изображения в высоких разрешениях. Причина не только в RAMDAC 400 МГц, но и в хорошей отработке аналоговой части, что, к слову, видеокартам Gigabyte раньше было не свойственно. В состав тестовой конфигурации входил процессор Pentium 4 2.20, материнская плата Intel D845GBV (i845G), 512 Мб памяти, винчестер Seagate Barracuda ATA IV. Сравнивать будем с Radeon 9500 производства Sapphire (128 Мб памяти, точно такой же дизайн, но с 256-битной шиной) и GeForce4 Ti4200 производства Prolink (64 Мб памяти, частоты 250/250). За исключением количества текстурных модулей (у GeForce4 Ti4200 тоже четыре конвейера, но восемь текстурников), у Radeon 9500/64 есть все преимущества перед видеокартой NVIDIA – и частоты, и шейдеры, и архитектура, и поддержка DirectX9. Посмотрим, какова будет ее скорость. Все-таки Radeon 9500 очень не хватает отключенных текстурников. Практически во всех играх GeForce4 Ti4200 обходит видеокарту ATI со 128-битной шиной, а зачастую – и ее 256-битный вариант. Ни в одной из шести выбранных игр (Quake3, Wolfenstein, Max Payne, Giants, Unreal Tournament 2003, Comanche 4) Radeon 9500/64 не смог приблизиться к результату GeForce4. Другое дело – Radeon с 256-разрядной шиной: в Comanche4 и Wolfenstein он был немного быстрее. А если разблокировать текстурники, то Radeon 9500 превращается в Radeon 9700 и уже легко обгоняет GeForce4 Ti4200, причем с солидным отрывом. Жаль, что с видеокартой Gigabyte разблокировка не работает… Теперь поговорим о разгоне. В ходе экспериментов мне удалось разогнать память с 270 до 337 МГц, а графический чип – с 275 до 350 МГц (я пользовался RivaTuner). Тесты при этом отрабатывались стабильно, но иногда при перезагрузке начинались проблемы с изображением (подозреваю, что в этом «виноват» механизм настройки частот, который использует RivaTuner). ![]() Измерения скорости в разрешении 1280х1024 показали, что производительность возросла от 10 до 25%, и кое-где видеокарта стала догонять GeForce4 Ti4200. В целом у Gigabyte получилась удачная видеокарта – хорошее качество изображения, хорошее качество исполнения, хорошая функциональность, хорошая комплектация (шнуры, переходники, софт-плейер PowerDVD). К сожалению, производительность видеокарты не доходит до уровня GeForce4 Ti4200. Конечно, Radeon 9500 – более перспективная и «свежая» видеокарта, но ее «урезание» было излишним. Источник: http://www.hw.by/ |
*** | ||
|
||
*** | ||
|
||
Copyright © "Internet Zone", info@izcity.com. Условия использования материалов |